Единый пакет психодиагностических методик для педагогов-психологов-Когнитивная сфера
тест на тему

Уварова Любовь Анатольевна

12 блок-Выбор аналогии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.12_vybor_po_analogii.doc248.5 КБ

Предварительный просмотр:

1.12. Методика  «Выбор  по  аналогии». Поливанова  Н.И., Ривина  И.В. 1993.

   Методика  направлена  на  выявление  способности  ребёнка  выделять  закономерность  отношения  между  элементами  внутри  системы  и  переносить  её  на  другую  систему  по  аналогии  с  первой. Выявляет  аналитический  компонент  в  структуре  системного  мышления.

Область  применения:  исследование  зрительно-пространственных  представлений  и  особенностей  мышления, разработка  рекомендаций.

Описание  методики.   Методика  включает  6  усложняющихся  заданий, в  каждом  из  которых  элементы  соотносятся  по  следующим  параметрам:  размер (задание  1);  цвет (задание  2);  позиция – поза (задание  3);  количество (задание  4);  характер  операций  с  геометрическими  элементами (задания  5-6).

   В  качестве  примера  проводится  задание  № 1.  Ребёнку  предъявляется  группа, состоящая  из  двух  элементов, различающихся  размером  изображённых  фигур  (большой  и  маленький  прямоугольник);  под  большим  прямоугольником  находится  большой  треугольник, а  место  справа  от  него  пустое.  Внизу  находятся  разные  по   размеру  прямоугольные  и  треугольные  фигуры.

   Ребёнку  предъявляется  инструкция  и  даётся  только  одна  попытка. После  этого  психолог  предлагает  задание  № 2. Все  задания  данной  методики  проводятся  по  такой  же  схеме.

Коррелирует  при  использовании  батареи  тестов:  1.1, 1.2, 1.3, 1.5, 1.6, 1.7, 1.8, 1.9, 1.10, 1.11, 1.12, 1.13. 1.14. 1.16, 1.17, 1.20.

Инструкция.

   «Посмотри  внимательно, наверху  находятся  две  фигуры (психолог  показывает  большой  и  маленький  прямоугольники),  а  здесь – только  одна  фигура (показывает  большой  треугольник).  Выбери  из  этих  картинок  (психолог  показывает  элементы, находящиеся  внизу), какую  фигуру  нужно  поставить  на  пустое  место, и  поставь  её. Подумай  хорошо!  Подходящая  только  одна!»

Обработка  и  интерпретация  данных:

Качественный  и  количественный  анализ  результатов.

Номера  правильно  выбранных  фигур.

№  задания

1

2

3

4

5

6

№  фигуры

2

4

5

1

5

3

   В  зависимости  от  сложности  задания  за  правильное  решение  выставляются  следующие  оценки  в  баллах:

Первое  задание – 1  балл.

Второе  задание – 1  балл.

Третье  задание – 2  балла.

Четвёртое  задание – 2  балла.

Пятое  задание – 3  балла.

Шестое  задание – 3  балла.

Таким  образом, максимальный  балл  за  выполнение  данной  методики  равен  12.

Нормативы  в  баллах, учитывающие  возраст  и  степень  подготовленности  ребёнка.

1 – й класс

2 – 3  класс

Оценка  деятельности  ребёнка

6 - 12

9 - 12

У  ребёнка  сформирована  способность  к  установлению  отношения  между  элементами  системы (задачи)  и  переносу  этого  отношения  на  другую  задачу  по  аналогии  с  первой.

3 - 5

4 - 5

Вышеуказанная  способность  у  ребёнка  сформирована  недостаточно.

0 - 2

0 - 3

Способность  к  установлению  отношения  по  аналогии  у  ребёнка  не  сформирована. Ребёнок  нуждается  в  специальном  развитии  данной  способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты