Единый пакет психодиагностических методик для педагогов-психологов-Когнитивная сфера
тест на тему

Уварова Любовь Анатольевна

10 блок-Рисунок человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.10_risunok_cheloveka.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

1.10. Тест  «Рисунок  человека».

Ф.Гудинаф (первоначальная  стандартизация  этой  методики  была  осуществлена  в  1926  г. С  тех  пор  вплоть  до  1963  г.  тест  использовался  без  существенных  изменений.

В  1963  г.  новая  стандартизация  теста  проведена  учеником  Ф.Гудинаф  Д.Харрисом.  Впоследствии  К.Маховер  разработала  систему  критериев, позволяющую  оценивать  с  помощью  этого  теста  личностные  особенности. С  тех  пор  критерии  оценки  как  познавательного, так  и  личностного  развития  многократно  пересматривались  и  дорабатывались  разными  авторами).

Тест  «Рисунок  человека»  позволяет  оценивать  как  когнитивные  особенности  ребёнка (восприятие, способы  построения  целостного  зрительного  образа, координацию  глаз-рука, сформированность  общих  представлений  о  строении  человеческого  тела  и  другие), так  и  особенности  личностно-эмоциональной  сферы.

 Данные  методики  «Рисунок  человека  позволяют  сразу  же  выдвинуть  разумные  гипотезы  о  том, в  каких  именно  областях  у  ребёнка  имеются  психологические  проблемы.

Область  применения:  исследование  интеллектуальной  и  эмоциональной  сферы  ребёнка, разработка  рекомендаций.

Описание  методики.   Ребёнку  выдаётся  лист  белой  бумаги  стандартного  формата  и  один  простой  карандаш (лучше  твёрдо-мягкий, марки  ТМ). При  групповом  проведении  методики  на  листе  нелинованной  бумаги  должны  быть  написаны  имя  ребёнка, фамилия  и  дата  обследования.

   Ребёнка  просят  «как  можно  лучше»  нарисовать  человека. По  ходу  рисования  комментарии  не  допускаются. Если  ребёнок  выполняет  рисунок  человека  не  в  полный  рост, ему  предлагают  сделать  новый  рисунок.

   По  завершении  рисования  проводится  дополнительная  беседа  с  ребёнком, в  которой  уточняются  непонятные  детали  и  особенности  изображения.

Проводя  эту  методику, следует  обращать  внимание  на  мельчайшие  чёрточки  поведения  ребёнка  и  сопровождающего  его  взрослого: куда  и  как  ребёнок  смотрит, когда  ему  объясняют  задание; какова  его  первая  реакция (вздох, поза  покорности, оживление); в  какой  позе  он  работает, в  какие  моменты  расслабляется  и  ведёт  себя  естественно, непринуждённо, а  в  какие – напрягается, хмурится;  когда  и  как  пытается  привлечь  к  себе  внимание  взрослого;  с  каким  выражением  подаёт  психологу  законченную  работу. Желательно  делать  соответствующие  заметки  в  протоколе.

Коррелирует  при  использовании  батареи  тестов:  1.2,  1.3,  1.7,  1.8,  1.9,  1.11, 1.12, 1.13, 1.14, 1.16,  1.17, 1.20.

Инструкция для  индивидуального  проведения  методики.

«Пожалуйста, нарисуй  человека – всего, целиком. Постарайся  нарисовать  как  можно  лучше – так, как  ты  умеешь».

  Если  ребёнок  задаёт  уточняющие  вопросы («Мальчика  или  девочку?», «А  можно, чтобы  у  него  в  руке  был  шарик?»  и  т.п.), то  ему  говорят: «Рисуй  так, как  ты  хочешь».

 Если  же  вопрос  противоречит  инструкции, то  надо  её  повторить (частично). Например, если  ребёнок  спрашивает: «А  можно  нарисовать  только  лицо?», - то  ему  отвечают: «Нет, нарисуй  его  всего, целиком».

 Если  он  предлагает  нарисовать  вместо  человека  что-нибудь  другое (машину, дом), то  ему  говорят: «Это  потом. А  сейчас  нарисуй  человека».

Бывает, что  ребёнок  отказывается  выполнять  задание, утверждая, что  он  не  умеет  рисовать. В  этом  случае  надо  сказать  ему,  чтобы  он  рисовал  так, как  умеет, даже  если  получится  не  очень  хорошо;  что  вам (проверяющему)  интересны  любые  детские  рисунки;  что  не  очень  хороший  рисунок  лучше, чем  никакого.

Инструкция  при  групповом  проведении  методики  звучит  так же,  как  при  индивидуальном  проведении: «Нарисуйте  человека – всего, целиком. Постарайтесь  нарисовать  как  можно  лучше – так, как  вы  умеете». Реакция  на  вопросы  детей – та  же, что  при  индивидуальном  проведении. Если  кто-то  из  детей  не  начинает  рисовать, то  надо  подойти  к  нему, подбодрить  и  побудить  к  рисованию. Приходится  индивидуально  подбадривать  и  тех  детей, кто  работает  особо  медленно, не  успевает  закончить  рисунок  к  тому  времени, когда  большинство  остальных  уже  закончили. Если  кто-то  из  детей  рисует  «портрет» (то  есть  только  лицо), то  надо  индивидуально  повторить  для  него  указание  нарисовать  человека  целиком  и  проследить за  выполнением  этого  указания.  Не  забудьте  подготовить  точилку, чтобы  точить  карандаши, сломавшиеся  во  время  работы.

Обработка  и  интерпретация  данных.

   Рисуночные  тесты  позволяют  строить  обоснованные  предположения  об  уровне  развития  интеллекта  и  выявлять  некоторые  виды  органических  поражений  мозга.  При  анализе  рисунка  необходимо  учитывать, что  их  особенности  могут  определяться  не  только  интеллектуальным  уровнем  ребёнка, но  и  его  специфическим  отношением  к  изображаемому  объекту, к  ситуации  обследования, к  проверяющему  и  пр.  Для   повышения  достоверности  выводов  желательно, если  это  возможно, сопоставить  рисунки  ребёнка  на  разные  темы, сделанные  в  разное  время  и  в  разных  ситуациях. Кроме  того, следует  помнить, что  чем  старше  ребёнок, тем  менее  прямой  является  связь  между  уровнем  умственного  развития  и  уровнем  рисования. Поэтому  с  возрастом  ребёнка  падает  надёжность  выводов  о  его  умственном  развитии, сделанных  на  основе  рисунка (надёжность  выводов  о  личностных  и  эмоциональных  особенностях, напротив, растёт  с  возрастом). При  оценке  умственного  развития  опираются  на  следующие  показатели:

Наличие  основных  деталей.

   Нормальным  для  6 – летнего  возраста  считается  наличие  головы, глаз, носа, рта, туловища, рук  и  ног.  

   К  7 – летнему  возрасту  руки  и  ноги  должны  изображаться  двойными  линиями; должны  появляться  также  пальцы (их  количество  несущественно), шея, волосы (или  шапка)  и  одежда (хотя  бы  в  предельно  схематическом  виде).

   С  8 – летнего  возраста  к  этому  добавляются  уши.

   Начиная  с  9  лет  должны  иметься  ступни  и  по  5  пальцев  на  руках.

   Отсутствие  какой-либо  из  деталей  (кроме  глаз  и  туловища)  может  компенсироваться  наличием  детали, относящейся  к  следующим  возрастам, но  не  дополнительными, необязательными  деталями  (типа  пупка, пуговиц  и  т.п.).

   Следует  учитывать, что  отсутствие  на  рисунке  какой-либо  важной  детали (например, рук  или  рта)  может  быть  обусловлено  не  интеллектуальными  нарушениями, а  личностными  проблемами  ребёнка  или  же  просто  отвлечением  внимания.  Поэтому  необходимо  выяснить,  все  ли  рисунки  дефектны. Для  сопоставления  могут  быть  использованы  рисунки, сделанные  ребёнком  самостоятельно  и  принесённые  родителями, «Рисунок  семьи»  и  т.п. Достаточно, если  данная  деталь  присутствует  хотя  бы  в  одном  из  рисунков.

Пластичность – схематичность.

   Показателем  высокого  уровня  умственного  развития  является  пластический  рисунок,  то  есть  изображение  того, что  ребёнок  видит;  в  отличие  от  «изобразительного  перечисления»  требуемых  деталей  при  схематическом  изображении. В  пластическом  изображении  части  тела  переходят  одна  в  другую  без  чёткой  границы, что  соответствует  реальному  строению  человеческого  тела. Ноги  (на  рисунке  фигуры  в  брюках  или  без  одежды)  сходятся  наверху  в  одну  точку.  Имеется  попытка  передать  реальную  форму  тела   (хотя  эта  попытка  может  быть  и  не  очень  удачной). Как  правило,  пластический  рисунок  свидетельствует  о  нормальном  уровне  умственного  развития  младшего  школьника  даже  при  отсутствии  тех  или  иных  деталей, обычных  для  этого  возраста.

Схематическое  изображение – это  рисунок, на  котором  человек  как  бы  собран  из  отдельных  деталей  (голова, туловище, руки, ноги), границы  между  которыми  отчётливо  видны.  Наиболее  показательны  переходы  между  шеей (при  её  наличии)  и  телом, а  также  между  плечом  и  рукой.  В  схематическом  рисунке  и  шея, и  руки  как  бы  приклеены  к  телу.  Ноги  (на  рисунке  фигуры  в  брюках  и  без  одежды)  не  сходятся  наверху  в  одну  точку. Схематическое  изображение  типично  для  детей  до  7  лет.  В  школьном  возрасте  такой  рисунок – проявление  общей  или  частичной  инфантильности. Он  может  появиться  вследствие  сенсомоторных  нарушений, вызванных  органическим  поражением  мозга, из-за  педагогической  запущенности  или  умственной  отсталости.  Он  может  быть  также  проявлением  интеллектуализма  (раннего  развития  формального  интеллекта  при  недоразвитии  образной  сферы).

Рисунок, промежуточный  между  схематическим  и  пластическим  изображением,  характеризуется  тем, что  некоторые  части  тела  переходят  одна  в  другую  без  чёткой  границы (что  соответствует  реальному  строению  человеческого  тела), в  то  время  как  другие  части  как  бы  «приклеены». Например, руки  органично  вырастают  из  плеч, а  ноги  отделены  от  туловища  чёткой  границей. Такой  способ  изображения  типичен  для  детей  в  возрасте  7 – 9  лет.

    Начиная  с  10 – летнего  возраста  он  может  рассматриваться  как  показатель  замедленного  развития  изобразительной  деятельности  и, возможно, образного  мышления  в  целом.

Принципы  количественной  оценки  рисунка  человека

Их  использование  рекомендуется  при  групповом  проведении  методики. При  индивидуальном  проведении  детальный  качественный  анализ  обычно  оказывается  более  показательным. Однако  количественными  критериями  можно  пользоваться  и  в  этом  случае.

   Если  в  рисунке  отсутствует  голова  или  туловище, то  оценка – 0  баллов.

   Если  имеются  голова  и  туловище, то  за  каждую  из  следующих  деталей:

-  глаза (два  глаза  засчитываются  за  одну  деталь), рот, нос, руки (две  руки – одна  деталь), ноги (две  ноги – одна  деталь), - ставится  по  2  балла;

-  за  каждую  из  деталей:  уши, волосы (или  шапка), шея, пальцы, одежда, ступни (обувь) – ставится  по  1  баллу;

-  за  правильное  количество  пальцев  (по  5  на  каждой  руке)  ставится  ещё  2  балла.

Если  способ  изображения – пластический, то  ставится  8  дополнительных  баллов;

Если  он  является  промежуточным  между  пластическим  и  схематическим – 4  дополнительных  балла;

Если  он  схематический, причём  руки  и  ноги  изображены  двойными  линиями, то  ставится  2  дополнительных  балла.

За  схематическое  изображение, в  котором  руки  и  ноги  изображены  одинарной  линией  или  отсутствуют, дополнительные  баллы  не  ставятся.

Таким  образом, минимальный  балл  за  это  задание – 0, максимальный (при  наличии  всех  перечисленных  выше  деталей  и  пластическом  способе  изображения) – 26  баллов.

Примеры  оценивания  рисунка  человека

                                                                         

                                                         

А)  глаза – 2, руки – 2, ноги – 2, пальцы – 1, по  пять  пальцев – 2. Итого:  9  баллов.

Б)  глаза – 2, рот – 2, руки – 2, волосы – 1. Итого: 7  баллов.

В)  глаза – 2, рот – 2, нос – 2, руки – 2, ноги – 2, уши – 1, пальцы – 1;  руки  и  ноги – двойные  линии – 2. итого: 14  баллов.

Г)  глаза – 2, рот – 2, руки – 2, ноги – 2, волосы – 1, шея – 1, пальцы – 1, ступни – 1; по  пять  пальцев – 2, изображение, промежуточное  между  схематическим  (ноги)  и  пластическим  (руки, шея) – 4. Итого: 18  баллов.

Д) глаза – 2, рот – 2, нос – 2, руки – 2, ноги – 2, уши – 1, пальцы – 1, ступни – 1, одежда – 1, по  пять  пальцев – 2; изображение, промежуточное  между  схематическим  (руки)  и  пластическим  (ноги) – 4.  Итого: 20  баллов.

Е)  глаза – 2, рот – 2, нос – 2, руки – 2, ноги – 2, волосы – 1, шея – 1, пальцы – 1, ступни – 1, одежда – 1, по  пять  пальцев – 2, изображение  пластическое – 8. Итого: 24  балла.

Примерные  возрастные  нормы:

         Уровень

Условный  балл

Уровень  выполнения  методики «Рисунок  человека»

Примерные  возрастные  нормы

I

0

0 – 4

II

6

5 – 11

6  лет

III

9

12 – 16

6 – 7  лет

IV

11

17 – 21

8 – 9  лет

V

12

22 - 26

9 – 10  лет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты