Единый пакет психодиагностических методик для педагогов-психологов-Когнитивная сфера
тест на тему
Предварительный просмотр:
1.10. Тест «Рисунок человека».
Ф.Гудинаф (первоначальная стандартизация этой методики была осуществлена в 1926 г. С тех пор вплоть до 1963 г. тест использовался без существенных изменений.
В 1963 г. новая стандартизация теста проведена учеником Ф.Гудинаф Д.Харрисом. Впоследствии К.Маховер разработала систему критериев, позволяющую оценивать с помощью этого теста личностные особенности. С тех пор критерии оценки как познавательного, так и личностного развития многократно пересматривались и дорабатывались разными авторами).
Тест «Рисунок человека» позволяет оценивать как когнитивные особенности ребёнка (восприятие, способы построения целостного зрительного образа, координацию глаз-рука, сформированность общих представлений о строении человеческого тела и другие), так и особенности личностно-эмоциональной сферы.
Данные методики «Рисунок человека позволяют сразу же выдвинуть разумные гипотезы о том, в каких именно областях у ребёнка имеются психологические проблемы.
Область применения: исследование интеллектуальной и эмоциональной сферы ребёнка, разработка рекомендаций.
Описание методики. Ребёнку выдаётся лист белой бумаги стандартного формата и один простой карандаш (лучше твёрдо-мягкий, марки ТМ). При групповом проведении методики на листе нелинованной бумаги должны быть написаны имя ребёнка, фамилия и дата обследования.
Ребёнка просят «как можно лучше» нарисовать человека. По ходу рисования комментарии не допускаются. Если ребёнок выполняет рисунок человека не в полный рост, ему предлагают сделать новый рисунок.
По завершении рисования проводится дополнительная беседа с ребёнком, в которой уточняются непонятные детали и особенности изображения.
Проводя эту методику, следует обращать внимание на мельчайшие чёрточки поведения ребёнка и сопровождающего его взрослого: куда и как ребёнок смотрит, когда ему объясняют задание; какова его первая реакция (вздох, поза покорности, оживление); в какой позе он работает, в какие моменты расслабляется и ведёт себя естественно, непринуждённо, а в какие – напрягается, хмурится; когда и как пытается привлечь к себе внимание взрослого; с каким выражением подаёт психологу законченную работу. Желательно делать соответствующие заметки в протоколе.
Коррелирует при использовании батареи тестов: 1.2, 1.3, 1.7, 1.8, 1.9, 1.11, 1.12, 1.13, 1.14, 1.16, 1.17, 1.20.
Инструкция для индивидуального проведения методики.
«Пожалуйста, нарисуй человека – всего, целиком. Постарайся нарисовать как можно лучше – так, как ты умеешь».
Если ребёнок задаёт уточняющие вопросы («Мальчика или девочку?», «А можно, чтобы у него в руке был шарик?» и т.п.), то ему говорят: «Рисуй так, как ты хочешь».
Если же вопрос противоречит инструкции, то надо её повторить (частично). Например, если ребёнок спрашивает: «А можно нарисовать только лицо?», - то ему отвечают: «Нет, нарисуй его всего, целиком».
Если он предлагает нарисовать вместо человека что-нибудь другое (машину, дом), то ему говорят: «Это потом. А сейчас нарисуй человека».
Бывает, что ребёнок отказывается выполнять задание, утверждая, что он не умеет рисовать. В этом случае надо сказать ему, чтобы он рисовал так, как умеет, даже если получится не очень хорошо; что вам (проверяющему) интересны любые детские рисунки; что не очень хороший рисунок лучше, чем никакого.
Инструкция при групповом проведении методики звучит так же, как при индивидуальном проведении: «Нарисуйте человека – всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше – так, как вы умеете». Реакция на вопросы детей – та же, что при индивидуальном проведении. Если кто-то из детей не начинает рисовать, то надо подойти к нему, подбодрить и побудить к рисованию. Приходится индивидуально подбадривать и тех детей, кто работает особо медленно, не успевает закончить рисунок к тому времени, когда большинство остальных уже закончили. Если кто-то из детей рисует «портрет» (то есть только лицо), то надо индивидуально повторить для него указание нарисовать человека целиком и проследить за выполнением этого указания. Не забудьте подготовить точилку, чтобы точить карандаши, сломавшиеся во время работы.
Обработка и интерпретация данных.
Рисуночные тесты позволяют строить обоснованные предположения об уровне развития интеллекта и выявлять некоторые виды органических поражений мозга. При анализе рисунка необходимо учитывать, что их особенности могут определяться не только интеллектуальным уровнем ребёнка, но и его специфическим отношением к изображаемому объекту, к ситуации обследования, к проверяющему и пр. Для повышения достоверности выводов желательно, если это возможно, сопоставить рисунки ребёнка на разные темы, сделанные в разное время и в разных ситуациях. Кроме того, следует помнить, что чем старше ребёнок, тем менее прямой является связь между уровнем умственного развития и уровнем рисования. Поэтому с возрастом ребёнка падает надёжность выводов о его умственном развитии, сделанных на основе рисунка (надёжность выводов о личностных и эмоциональных особенностях, напротив, растёт с возрастом). При оценке умственного развития опираются на следующие показатели:
Наличие основных деталей.
Нормальным для 6 – летнего возраста считается наличие головы, глаз, носа, рта, туловища, рук и ног.
К 7 – летнему возрасту руки и ноги должны изображаться двойными линиями; должны появляться также пальцы (их количество несущественно), шея, волосы (или шапка) и одежда (хотя бы в предельно схематическом виде).
С 8 – летнего возраста к этому добавляются уши.
Начиная с 9 лет должны иметься ступни и по 5 пальцев на руках.
Отсутствие какой-либо из деталей (кроме глаз и туловища) может компенсироваться наличием детали, относящейся к следующим возрастам, но не дополнительными, необязательными деталями (типа пупка, пуговиц и т.п.).
Следует учитывать, что отсутствие на рисунке какой-либо важной детали (например, рук или рта) может быть обусловлено не интеллектуальными нарушениями, а личностными проблемами ребёнка или же просто отвлечением внимания. Поэтому необходимо выяснить, все ли рисунки дефектны. Для сопоставления могут быть использованы рисунки, сделанные ребёнком самостоятельно и принесённые родителями, «Рисунок семьи» и т.п. Достаточно, если данная деталь присутствует хотя бы в одном из рисунков.
Пластичность – схематичность.
Показателем высокого уровня умственного развития является пластический рисунок, то есть изображение того, что ребёнок видит; в отличие от «изобразительного перечисления» требуемых деталей при схематическом изображении. В пластическом изображении части тела переходят одна в другую без чёткой границы, что соответствует реальному строению человеческого тела. Ноги (на рисунке фигуры в брюках или без одежды) сходятся наверху в одну точку. Имеется попытка передать реальную форму тела (хотя эта попытка может быть и не очень удачной). Как правило, пластический рисунок свидетельствует о нормальном уровне умственного развития младшего школьника даже при отсутствии тех или иных деталей, обычных для этого возраста.
Схематическое изображение – это рисунок, на котором человек как бы собран из отдельных деталей (голова, туловище, руки, ноги), границы между которыми отчётливо видны. Наиболее показательны переходы между шеей (при её наличии) и телом, а также между плечом и рукой. В схематическом рисунке и шея, и руки как бы приклеены к телу. Ноги (на рисунке фигуры в брюках и без одежды) не сходятся наверху в одну точку. Схематическое изображение типично для детей до 7 лет. В школьном возрасте такой рисунок – проявление общей или частичной инфантильности. Он может появиться вследствие сенсомоторных нарушений, вызванных органическим поражением мозга, из-за педагогической запущенности или умственной отсталости. Он может быть также проявлением интеллектуализма (раннего развития формального интеллекта при недоразвитии образной сферы).
Рисунок, промежуточный между схематическим и пластическим изображением, характеризуется тем, что некоторые части тела переходят одна в другую без чёткой границы (что соответствует реальному строению человеческого тела), в то время как другие части как бы «приклеены». Например, руки органично вырастают из плеч, а ноги отделены от туловища чёткой границей. Такой способ изображения типичен для детей в возрасте 7 – 9 лет.
Начиная с 10 – летнего возраста он может рассматриваться как показатель замедленного развития изобразительной деятельности и, возможно, образного мышления в целом.
Принципы количественной оценки рисунка человека
Их использование рекомендуется при групповом проведении методики. При индивидуальном проведении детальный качественный анализ обычно оказывается более показательным. Однако количественными критериями можно пользоваться и в этом случае.
Если в рисунке отсутствует голова или туловище, то оценка – 0 баллов.
Если имеются голова и туловище, то за каждую из следующих деталей:
- глаза (два глаза засчитываются за одну деталь), рот, нос, руки (две руки – одна деталь), ноги (две ноги – одна деталь), - ставится по 2 балла;
- за каждую из деталей: уши, волосы (или шапка), шея, пальцы, одежда, ступни (обувь) – ставится по 1 баллу;
- за правильное количество пальцев (по 5 на каждой руке) ставится ещё 2 балла.
Если способ изображения – пластический, то ставится 8 дополнительных баллов;
Если он является промежуточным между пластическим и схематическим – 4 дополнительных балла;
Если он схематический, причём руки и ноги изображены двойными линиями, то ставится 2 дополнительных балла.
За схематическое изображение, в котором руки и ноги изображены одинарной линией или отсутствуют, дополнительные баллы не ставятся.
Таким образом, минимальный балл за это задание – 0, максимальный (при наличии всех перечисленных выше деталей и пластическом способе изображения) – 26 баллов.
Примеры оценивания рисунка человека
А) глаза – 2, руки – 2, ноги – 2, пальцы – 1, по пять пальцев – 2. Итого: 9 баллов.
Б) глаза – 2, рот – 2, руки – 2, волосы – 1. Итого: 7 баллов.
В) глаза – 2, рот – 2, нос – 2, руки – 2, ноги – 2, уши – 1, пальцы – 1; руки и ноги – двойные линии – 2. итого: 14 баллов.
Г) глаза – 2, рот – 2, руки – 2, ноги – 2, волосы – 1, шея – 1, пальцы – 1, ступни – 1; по пять пальцев – 2, изображение, промежуточное между схематическим (ноги) и пластическим (руки, шея) – 4. Итого: 18 баллов.
Д) глаза – 2, рот – 2, нос – 2, руки – 2, ноги – 2, уши – 1, пальцы – 1, ступни – 1, одежда – 1, по пять пальцев – 2; изображение, промежуточное между схематическим (руки) и пластическим (ноги) – 4. Итого: 20 баллов.
Е) глаза – 2, рот – 2, нос – 2, руки – 2, ноги – 2, волосы – 1, шея – 1, пальцы – 1, ступни – 1, одежда – 1, по пять пальцев – 2, изображение пластическое – 8. Итого: 24 балла.
Примерные возрастные нормы:
Уровень | Условный балл | Уровень выполнения методики «Рисунок человека» | Примерные возрастные нормы |
I | 0 | 0 – 4 |
II | 6 | 5 – 11 | 6 лет |
III | 9 | 12 – 16 | 6 – 7 лет |
IV | 11 | 17 – 21 | 8 – 9 лет |
V | 12 | 22 - 26 | 9 – 10 лет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Единый пакет психодиагностических методик для педагогов-психологов-Когнитивная сфера
блок 7-повторение цифр...
Единый пакет психодиагностических методик для педагогов-психологов-Когнитивная сфера
8 блок-Повторение 2 групп слов...
Единый пакет психодиагностических методик для педагогов-психологов-Когнитивная сфера
9 блок-Сложная фигура...
Единый пакет психодиагностических методик для педагогов-психологов-Когнитивная сфера
11 блок-Графический диктант...
Единый пакет психодиагностических методик для педагогов-психологов-Когнитивная сфера
12 блок-Выбор аналогии...
Единый пакет психодиагностических методик для педагогов-психологов-Когнитивная сфера
13 блок-Узнавание фигур...
Единый пакет психодиагностических методик для педагогов-психологов-Когнитивная сфера
14 блок-Группировка...