Единый пакет психодиагностических методик для педагогов-психологов-Когнитивная сфера
тест по теме

Уварова Любовь Анатольевна

блок 7-повторение цифр

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.7_povtorenie_cifr.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Методика  «Повторение  цифр»  (субтест  VI  теста  Д.Векслера)

Методика  направлена  на  определение  объёма  кратковременной  памяти.

Область  применении:  исследование  характеристик  памяти, разработка  рекомендаций.

Описание  методики. Методика  состоит  из  двух  частей. Первая  часть  направлена  на  определение  объёма  памяти  и  состоит  из  цифровых  рядов  разной  длины. Длина  каждого  последующего  ряда  увеличивается  на  единицу. Всего  имеется  7  рядов.

Во  второй  части  предлагается  проба  на  концентрацию  внимания, также  состоящая  из  цифровых  рядов.

Общая  оценка  кратковременной  памяти  при  использовании  всей  шкалы  Векслера  даётся  по  результатам  обеих  частей  субтеста. Но  для  проведения  последующей  коррекционно-развивающей  работы  разделённость  пробы  на  две  части  очень  важна, так  как  позволяет  делать  акцент  на  том  или  ином  её  аспекте.

   В  первой  части  предлагаем  первый  ряд  цифр  из  первой  серии. При  правильном  воспроизведении  дать  следующий  ряд  этой  серии. При  неправильном  воспроизведении  какого-либо  ряда  первой  серии  дать  аналогичный  по  величине  ряд  второй  серии. В  случае  правильного  его  воспроизведения  вернуться  к  первой  серии  и  предложить  следующий  по  величине  ряд. При  неправильном  воспроизведении  двух  одинаковых  по  величине  рядов  из  первой  и  второй  серии  пробу  прекратить  и  перейти  к  обратному  счёту.

   Во  второй  части  порядок  работы  такой  же. При  неправильном  воспроизведении  двух  одинаковых  рядов  пробу  прекратить.

   Проведение  этой  методики  требует  соблюдения  нескольких  правил:

Цифры  произносить  предельно  чётко  с  интервалом  в  1  сек. (в  ритме  стартового  отсчёта  времени).

В  период  от  окончания  счёта  экспериментатором  до  начала  его  воспроизведения  испытуемым  не  должно  быть  никаких  звуков.

Один  и  тот  же  ряд  дважды  не  повторять.

Начинать  с  прямого  счёта. По  его  окончании  перейти  к  счёту  в  обратном  порядке.

Коррелирует  при  применении  батареи  тестов:  1.1, 1.2, 1.3, 1.6, 1.9, 1.10, 1.11, 1.12, 1.13, 1.16, 1.17, 1.20.

Инструкция.

Часть  1. Прямой  счёт.

«Сейчас  я  назову  тебе  несколько  цифр, а  ты, как  только  я  закончу  говорить, точно  в  таком  же  порядке  их  повтори. Хорошо? Ну, давай  попробуем. Внимание!»

Часть  2. обратный  счёт.

«Сейчас  я  скажу  тебе  ещё  несколько  цифр, ты  их  тоже  будешь  повторять. Только  начинать  будешь  с  конца, говорить  в  обратном  порядке. Вот  смотри, я, например, говорю: «Один – два» (показать  рукой  на  разные  места  стола), - а  ты  скажешь: «Два – один» (опять  показать  рукой  на  эти  места  стола, но  в  обратном  порядке). Понятно? Ну, давай  попробуем. Внимание!»

Прямой  счёт

                          1  серия                                                                                   2  серия

3 – 8 – 6                                                                                                             6 – 1 – 2

3 – 4 – 1 – 7                                                                                                       6 – 1 – 5 - 8

8 – 4 – 2 – 3 – 9                                                                                                 5 – 2 – 1 – 8 - 6

3 – 8 – 0 – 1 – 7 – 4                                                                                           7 – 9 – 6 – 4 – 8 - 3

5 – 1 – 7 – 4 – 2 – 3 – 8                                                                                     9 – 8 – 5 – 2 – 1 – 6 - 3

1 – 6 – 4 – 5 – 9 – 7 – 6 – 3                                                                               2 – 9 – 7 – 6 – 3 – 1 – 5 - 4

5 – 3 – 8 – 7 – 1 – 2 – 4 – 6 – 9                                                                         4 – 2 – 6 – 9 – 1 – 7 – 8 – 3 – 5

Обратный  счёт

                            1  серия                                                                                  2  серия

2 – 5                                                                                                                    6 - 3

5 – 7 – 4                                                                                                              2 – 5 – 9

7 – 2 – 9 – 6                                                                                                        8 – 4 – 9 - 3

4 – 1 – 3 – 5 – 7                                                                                                  9 – 7 – 8 – 5 - 2

1 – 6 – 5 – 2 – 9 – 8                                                                                            3 – 6 – 7 – 1 – 9 - 4  

8 – 5 – 9 – 2 – 3 – 4 – 2                                                                                      4 – 5 – 7 – 9 – 2 – 8 - 1

6 – 9 – 1 – 6 – 3 – 2 – 5 – 8                                                                                3 – 1 – 7 – 9 – 5 – 4 – 8 - 2

 

Обработка  и  интерпретация  данных.

   В  этом  задании  часть  1  (прямой  счёт)  направлена  на  определение  объёма  кратковременной  памяти, часть  2  (обратный  счёт) – на  определение  степени  концентрации  внимания. Необходимость  такого  детального  анализа  связана  с  тем, что  при  отсутствии  концентрации  внимания  даже  хорошая  память  может  выглядеть  слабой.

   Количество  цифр  в  последнем  правильно  воспроизведённом  ряду  при  прямом  счёте  является  показателем  объёма  кратковременной  памяти. Количество  цифр, правильно  названных  при  обратном  счёте, - показатель  концентрации  внимания.

Возрастные  нормативы

   Для  детей  5 – 7 лет  объём  кратковременной  памяти  равен  3 – 5  единицам, показатель  объёма  внимания – 2 – 4  единицам.

Показатель  кратковременного  запоминания  меньше  трёх  единиц  при  прямом  и  обратном  счёте  обычно  свидетельствует  о  наличии  органического  поражения  мозга.

   8 – 9  лет  - объём  кратковременной  памяти  равен  3 – 6 единицам  (среднее  значение – 4), внимания – 2 – 5 единицам  (среднее  значение – 3).

   10 – 11  лет – объём  кратковременной  памяти  равен  4 – 7  единицам  (среднее  значение – 5), внимания – 3 – 6  единицам  (среднее  значение – 4).

   12 – 14 лет – объём  кратковременной  памяти  равен  5 – 9 единицам  (среднее  значение – 7), внимания – 3 – 7 единицам (среднее  значение – 5).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты