Единый пакет психодиагностических методик для педагогов-психологов
тест на тему
Предварительный просмотр:
1.3. Опросник для учителя по адаптации первоклассников. Л.М. Ковалёва. 1996.
Опросник позволяет помочь психологу получить полную и систематизированную картину проявления индивидуальных особенностей, как отдельного ребёнка, так и класса в целом, выявить основные трудности каждого ребёнка и в соответствии с этим построить программу психологической помощи.
Область применения: выявление индивидуальных особенностей и трудностей развития каждого ученика, построение программы психологической помощи.
Описание методики. Опросник состоит из 46 утверждений; сорок пять из них касаются возможных вариантов поведения ребёнка в школе, один – участия родителей в воспитании. Работая с бланком ответов, учитель должен вычеркнуть номера тех высказываний, которые, по его мнению, относятся к данному ученику. Психолог обобщает результаты и получает достаточно полные и чёткие сведения о ребёнке. Эти сведения могут быть положены в основу более углублённого исследования.
Коррелирует при использовании батареи тестов: 1.1.,1.2, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 1.8, 1.9,1.10, 1.11, 1.12, 1.13, 1.14, 1.15, 1.16, 1.17, 1.20.
Опросник для учителя.
Родители совершенно устранились от воспитания, почти не бывают в школе.
При поступлении в школу ребёнок не владел элементарными учебными навыками (не умел считать, не знал буквы и т.п.)
Не знает многое из того, что известно большинству детей его возраста (например, дни недели, времена года, сказки и т.п.).
Плохо развиты мелкие мышцы рук (трудности с письмом, неравномерные буквы, тремор и т.п.).
Пишет правой рукой, но со слов родителей является переученным левшой.
Пишет левой рукой.
Бесцельно двигает руками.
Часто моргает.
Сосёт палец или ручку.
Иногда заикается.
Грызёт ногти.
У ребёнка хрупкое телосложение, маленький рост.
Ребёнок явно «домашний», нуждается в доброжелательной атмосфере, любит, когда его гладят, обнимают.
Очень любит играть, играет даже на уроках.
Такое впечатление, что он младше других детей, хотя по возрасту им ровесник.
Речь инфантильная, напоминает речь 4 – 5 - летнего ребёнка.
Чрезмерно беспокоен на уроках.
Быстро примиряется с неудачами.
Любит шумные, подвижные игры на переменах.
Не может долго сосредоточиться на одном задании, всегда старается сделать побыстрее, не заботясь о качестве.
После интересной игры, физкультурной паузы его невозможно настроить на серьёзную работу.
Долго переживает неудачи.
При неожиданном вопросе учителя часто теряется. Если дать время на обдумывание, может ответить хорошо.
Очень долго выполняет любое задание.
Домашние задания выполняет гораздо лучше классных (разница очень существенная, больше, чем у других детей).
Очень долго перестраивается с одной деятельности на другую.
Часто не может повторить за учителем самый простой материал, при этом демонстрирует отличную память, когда речь идёт об интересующих его вещах (например, знает марки машин, но не может повторить самое простое правило).
Требует к себе постоянного внимания со стороны учителя. Почти всё делает только после персонального обращения: «Пиши!» и т.п.
Допускает много ошибок при списывании.
Чтобы отвлечь его от задания, достаточно малейшей причины: скрипнула дверь, что-то упало и т.д.
Приносит в школу игрушки и играет на уроках.
Никогда ничего не сделает сверх положенного минимума: не стремится узнать что-то, рассказать.
Родители жалуются, что с трудом усаживают его за уроки.
Такое впечатление, что на уроках ему плохо, оживает только на переменах.
Не любит никаких усилий, если что-то не получается, бросает, ищет каких-то оправданий: рука болит и т.п.
Не совсем здоровый вид (бледный, худенький).
К концу урока работает хуже, часто отвлекается, сидит с отсутствующим видом.
Если что-то не получается, раздражается, плачет.
Плохо работает в условиях ограниченного времени. Если его торопить, может совсем «отключиться», бросить работу.
Часто жалуется на усталость, головную боль.
Почти никогда не отвечает правильно, если вопрос поставлен нестандартно, требует сообразительности.
Ответы становятся лучше, если есть опора на какие-то внешние объекты (считает пальцы и т.п.).
После объяснения учителя не может выполнить аналогичное задание.
Затрудняется применять ранее усвоенные понятия, навыки при объяснении учителем нового материала.
Часто отвечает не по существу, не может выделить главное.
Такое впечатление, что ему трудно понять объяснение, так как основные навыки, понятия у него не сформированы.
Бланк ответов.
1 | РО |
2 | 3 | 4 | НГШ |
5 | 6 |
| Л |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | НС |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | И |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | ГС |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | ИНС |
27 | 28 | 29 | 30 | НП |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | НМ |
| 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | АС |
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | НИД |
При работе с опросником учитель на бланке ответов вычёркивает номера, в которых описаны фрагменты поведения, характерные для конкретного ребёнка. Бланк разделён вертикальной линией. Если номер вычеркнутого фрагмента находится слева от линии, при обработке засчитывается один балл, если справа – 2 балла. Максимально возможная сумма баллов – 70. Подсчитав, какую сумму баллов набрал ребёнок, можно определить его коэффициент дезадаптации: К = n : 70 x 100, где n – количество баллов, набранных ребёнком.
Анализ полученных в ходе обследования результатов, последующее их обсуждение позволяют интерпретировать значения коэффициентов следующим образом:
- показатель до 14 % является нормальным, не даёт возможность говорить о каком-либо неблагополучии;
- показатель от 15 до 30 % свидетельствует о средней степени дезадаптации;
- если коэффициент свыше 30 % - серьёзная степень дезадаптации;
- если коэффициент свыше 40 % , то дети, как правило, нуждаются в консультации психоневролога.
В бланке ответов все имеющиеся факторы поведения определённым образом сгруппированы. Такое построение даёт возможность достаточно быстро сориентироваться, определить, какой фактор (или группа факторов) лежит в основе дезадаптации.
1. РО – родительское отношение.
2. НГШ – неготовность к школе.
3. Л – леворукость.
4. НС – невротические симптомы.
5. И – инфантилизм.
6. ГС – гиперкинетический синдром, чрезмерная расторможенность.
7. ИНС – инертность нервной системы.
8. НП – недостаточная произвольность психических функций.
9. НМ – низкая мотивация учебной деятельности.
10. АС – астенический синдром.
11. НИД – нарушения интеллектуальной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Единый пакет психодиагностических методик для педагогов-психологов
4 блок-Скрининг-Е.С. Екжановой...
Единый пакет психодиагностических методик для педагогов-психологов
6 блок-"Образец и правило" по Венгеру...
Единый пакет психодиагностических методик для педагогов-психологов-Когнитивная сфера
блок 7-повторение цифр...
Единый пакет психодиагностических методик для педагогов-психологов-Когнитивная сфера
8 блок-Повторение 2 групп слов...
Единый пакет психодиагностических методик для педагогов-психологов-Когнитивная сфера
9 блок-Сложная фигура...
Единый пакет психодиагностических методик для педагогов-психологов-Когнитивная сфера
10 блок-Рисунок человека...