« Неуспешность в обучении школьника и пути её коррекции в учебной деятельности школьника» (из опыта работы)
статья
В последнее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения.
Проблемы неуспешного в учебной деятельности младшего школьника требуют специальных форм и методов коррекционной работы, которые не сводятся лишь к обеспечению процесса обучения эффективными техниками и методиками, направленными на восполнение пробелов внимания, восприятия, памяти.Направления этой работы в нашей школе мы рассматривали на двух уровнях: природном (несформированность различных высших психических функций) и социальном (нарушение системы связей и отношений с ближайшим окружением — родителями, сверстниками.Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
«Природные и социальные факторы неуспешности в обучении и пути коррекции»
(из опыта работы)
Проблема:
В последнее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения.
Отмечается, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации ухудшают нервно-психическое здоровье школьников младших классов, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих.
Однако при рассмотрении данной проблемы на методическом объединении учителей начальных классов мы делали акцент на физиологических факторах неуспеваемости, уделяя должное внимания социально-психологическим, а их, на наш взгляд, никак нельзя сбрасывать со счета. Ведь ребенок обучается в коллективе, в котором происходит постоянно подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Все это, естественно, не способствует его личностному становлению и развитию.
Проблемы неуспешного в учебной деятельности младшего школьника требуют специальных форм и методов коррекционной работы, которые не сводятся лишь к обеспечению процесса обучения эффективными техниками и методиками, направленными на восполнение пробелов внимания, восприятия, памяти.
Направления этой работы мы рассматривали на двух уровнях: природном (несформированность различных высших психических функций) и социальном (нарушение системы связей и отношений с ближайшим окружением — родителями, сверстниками.
Результаты проведенного обследования показали, что специфические трудности, испытываемые младшими школьниками в усвоении программного материала, обусловлены недостаточной сформированностью отдельных функциональных систем психики. Среди них следует отметить следующие: дефицитарность динамической основы движения; нарушения зрительно-пространственного восприятия; снижение фонематического слуха и слухоречевой памяти; неустойчивость произвольной регуляции деятельности.
Следовательно, целью коррекционной работы на природном уровне является коррекция познавательных процессов (под ней мы понимаем целенаправленное воздействие на ребенка с целью изменения показателей сформированности высших психических функций в соответствии с возрастными нормами) и целенаправленное развитие познавательных процессов. К сожалению, в преобладающей в настоящее время системе начального обучения процесс преобразования познавательной сферы нередко протекает стихийно, подменяется усвоением стереотипных способов действия в стандартных условиях.
Говоря о нарушениях на социальном уровне, следует отметить следующие особенности развития эмоционально-личностной сферы неуспешных в учебной деятельности младших школьников: неадекватная самооценка (96%); низкий уровень притязаний (84%); завышенный уровень притязаний (6%); высокий уровень тревожности (98%); доминирование мотивации избегания наказания (72%). Исходя из этого, целью коррекционной работы на социальном уровне должна быть деятельность, направленная на раскрытие внутренних потенциальных возможностей ребенка, что и позволит ему изменить искаженное восприятие себя и отношений с ближайшим окружением.
Таким образом, на природном уровне путем использования техник и методик общей и коррекционной педагогики возможно «прямое воздействие», а вот такое же воздействие на уровне социальном, увы, невозможно, так как мы не в состоянии одномоментно изменить школьную и семейную ситуацию. Здесь применимо лишь «косвенное воздействие», означающее «создание» инструментария, с помощью которого ребенок сможет самостоятельно выстраивать систему связей и отношений с ближайшим окружением, деятельность, направленная на раскрытие внутренних потенциальных возможностей ребенка.
Направления коррекционной работы первого блока*
Второй блок — коррекционная работа — строится на основе приемов игротерапии общения и направлена на закрепление раскрытых возможностей ребенка. Коррекция ориентирована на работу с семьей как единым целым и строится на основе синтеза современных диагностических и психо терапевтических приемов. Наиболее же адекватной формой организации коррекции эмоционально-личностного развития ребенка представляется работа в группе. Ее преимущества заключаются в том, что по сравнению с индивидуальной формой здесь более успешно происходит нейтрализация явления «смыслового барьера» по отношению к требованиям педагога, появляется возможность для развития коммуникативных навыков детей, необходимых для установления дружественных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками, для моделирования ситуаций, акцентирующих внимание членов группы на сильных качествах каждого ребенка.
Из этого можно сделать следующие выводы:
Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.
Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.
Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.
Отставание ученика в усвоении учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:
1. Низкий уровень умственного развития.
Причины:
- Педагогическая запущенность.
- Частые заболевания.
- Пропуски занятий.
- Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.
Проявляется:
- Не умеет устанавливать причинно-следственные связи.
- Учитывать все признаки предмета или явления.
- Видеть общее и. д.
2. Несформированность учебных навыков.
Ребенок не умеет учиться:
- работать с текстом;
- выделять главное, существенное;
- не может организовать свое время и распределить усилия и т. д.
3. Дефицит внимания с гиперактивностью.
Характеризуется:
- отвлекаемостью;
- подвижностью;
- неусидчивостью и т. д.
4. Отсутствие познавательного интереса.
Обусловлено:
- с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности;
- ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение.
5. Несформированность произвольной сферы.
Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.
6. Конфликтные отношения
- со сверстниками;
- учителями;
- отказ от усилий в учебной деятельности.
7. Низкий познавательный интерес
Не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.)
Нуждается:
- в поддержке
- показа того, что он состоятелен в других видах деятельности
Полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить “эффект новизны” при решении учебных задач.
8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления
Необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала.
9. Низкая работоспособность
- В утомляемости
- Истощаемости
- Медленном темпе работы
Как можно помочь слабоуспевающему ученику:
- Для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач.
- Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.
Как повысить работоспособность:
- Разнообразить виды деятельности.
- Проветривать кабинет.
- Проводить физминутки.
- Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.
Виды работ со слабоуспевающими учениками
- Карточки для индивидуальной работы.
- Задания с выбором ответа.
- Деформированные задания.
- Перфокарты.
- Карточки - тренажеры.
- Творческие задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование природоособразной технологии обучения чтению А.М. Кушнира в учебно-воспитательном процессе (из опыта работы школ Бугульминского муниципального района Республики Татарстан)
Чтение – это труд, и труд тяжелый. Вопрос беглого, осознанного и выразительного чтения всегда волновал педагогов, так как чтение – один из важнейших и необходимых компонентов развития речи и условие д...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/24/picture-119961-1537820088.jpg)
Обобщение опыта работы учителя по теме "Формирование учебной деятельности школьников и коррекция ее недостатков"
Задачи поставлены следующие: 1. Изучить точку зрения о личности великих педагогов-психологов. 2. Мои наблюдения за личностью и ее развитием. 3. Показать, что помагает добиваться цели при формировании ...
Статья "Тестирование как контроль, коррекция и мотивация учебной деятельности школьников. Виды. Формы проведения и образцы тестирования"
Виды и формы тестирования...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/22/picture-1178552-1571726750.jpg)
Формирование познавательных УУД младших школьников путем развития интереса к учебной деятельности
выступление-презентация...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/25/picture-1180070-1572014686.jpg)
Пути формирования мотивации к учебной деятельности у школьников с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР, легкая интеллектуальная недостаточность)
Статья для педагогов специальных коррекционных школ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/13/picture-1386617-1644739267.jpg)
Статья "Дистанционное обучение: возможные пути организации образовательного процесса в начальной школе" Из опыта работы.
Дистанционное обучение – это взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные фор...
«Проектная деятельность учащихся как способ повышения учебной мотивации младших школьников» (из опыта работы)
формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству...