Обобщение опыта работы учителя по теме "Формирование учебной деятельности школьников и коррекция ее недостатков"
статья на тему

Ефимова Наталья Владимировна

Задачи поставлены следующие:

1. Изучить точку зрения о личности великих педагогов-психологов.

2. Мои наблюдения за личностью и ее развитием.

3. Показать, что помагает добиваться цели при формировании учебной деятельности школьников.

4. Определить пути улучшения состояния обучения.

Для реализации целей и задач использовался комплекс методов: теоретический анализ психолого-методической литературы по данной проблеме, наблюдение и обобщение за деятельностью учащихся на уроках и своих действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


"Средняя общеобразовательная школа № 8


с углубленным изучением отдельных предметов"


Ступинского муниципального района


 142800, Московская область, г. Ступино, ул. Тимирязева, вл.58

 (49664) 4-24-90;  (49664) 4-40-18; факс (49664) 4-24-90

50school8@mail.ru

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ

по теме: «ФОРМИРОВАНИЕ   УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ШКОЛЬНИКОВ И

КОРРЕКЦИЯ  ЕЁ  НЕДОСТАТКОВ»

(Личностно-ориентированное обучение)

учитель начальных классов

Ефимова Н.В.

Ступино-  2013 г.

ПЛАН.

1.Вступление.

2.Классики отечественной  психологии  о проблеме личности.

3.Проблема школьной неуспеваемости и её причины - одна из центральных в педагогике и педагогической

психологии.

4.Потенциал учебной деятельности

5.Формирование у младших школьников познавательной активности в учебной и внеучебной деятельности.

6.Развитие индивидуальности младшего школьника.

7. Вывод.

Цель.

Выявление проблемы и обоснование её  актуальности. Обобщение опыта по теме: « Формирование учебной деятельности школьников и коррекция недостатков, которые доставляют огромные трудности в работе».

В соответствии с целью поставлены

ЗАДАЧИ:

1. Изучить точку зрения  о личности великих педагогов-психологов Л.С. Выготского, П.Д. Юркевича.

2. Мои наблюдения за личностью и её развитием.

3. Показать, что помогает добиваться цели при формировании учебной деятельности школьников.

4. Определить  пути улучшения состояния обучения.

        Для реализации целей и задач использовался комплекс методов: теоретический  анализ психолого-методической литературы по данной проблеме, наблюдение и обобщение за деятельностью учащихся на уроках и своих действий.

          Рассматривается личностно-ориентированное обучение,  которое проявляется в направленности  процесса обучения и воспитания на личностное развитие каждого ученика.

          Данную тему  ”Обобщение опыта работы над формированием учебной деятельности школьников  и коррекции её недостатков “ в современных стратегиях обучения и развития младших школьников я  взяла потому, что считаю, что это одна из  важнейших тем. Так как раскрытие её будет способствовать  раскрытию сути социального и интеллектуального развития  младших школьников, будет способствовать выработки  необходимых умений и навыков  работы по коррекции личностного развития ребёнка.

     

     Проработав в школе более 25  лет учителем начальных классов, обратила внимание, что в каждом выпуске были дети, которые испытывали затруднения в обучении. Ранее, когда в  классе было по 40-42 ученика, слабых учащихся было от 7 до 14 человек. Позже, когда наполняемость в классе стала от 23до 28 человек в классе таких учащихся   от 5 до 7 человек, испытывающие трудности в обучении. Некоторые дети необучаемые в общеобразовательной школе и через специальные комиссии оформляются в спецклассы (коррекционные) или в спецшколы, в которых программа упрощена.

     В данное время вот уже 4 год я работаю в классе по углублённой программе УМК «Планета знаний». И даже в таких классах  есть 3-4 ученика, которые отстают от своих товарищей  в силу своих генетических, если можно так выразиться, способностей, но в другие классы переходить они не желают. Поэтому учителю надо учитывать особенности этих детей, изучать и использовать опыт коллег страны, которые добиваются успехов.

     Одарённых детей очень мало, но зато есть огромное желание родителей и учителя, чтобы дети учились с интересом и в дальнейшем смогли найти интересное для себя дело. Для этого должен быть интерес к учебной деятельности, воспитание трудоспособности, умение ориентироваться  в жизни, потоке информации, умение общаться  друг с другом,  уважительно относится к старшему поколению, к своей Родине.

     К сожаленью, с каждым годом контингент приходит слабее и причины этому на лицо: материальное положение семей, неустойчивые семейные отношения, телевизионная информация, а, если прибавить ко всему естественные причины: генетика, здоровье, экология,  то понятно,  почему возникают  трудности в обучении и необходимости создании условий для учащихся  в помощи со стороны учителя.

     Там, где родители являются помощниками учителя, детям оказывается  настоящая помощь и в школе, и дома. Но есть семьи, в которых родители ведут праздный образ жизни, в других семьях мамы работают на 2-3 работах и дети предоставлены сами себе.

     Конечно, под влиянием негативных условий жизни в семье, в условиях дошкольного воспитания, некоторых психофизиологических особенностей в развитии ребёнка могут возникать дисгармонии: безразличие к познавательной деятельности; непродуктивные отношения с взрослыми; агрессии или безучастность в отношениях со сверстниками, заниженная или завышенная самооценка и т.д.

     Все эти недостатки,  без необходимой коррекции, педагогической помощи,  вызывают проблемы в поведении, успешности обучения.

     Поэтому все цели и задачи учителя должны быть направлены на развитие учащихся, коррекцию недостатков интеллектуального   развития младших школьников.

       Обратимся к классикам отечественной психологии Л.С.  Выготскому (1896-1934г.)- 110 лет со дня его рождения, П.Д. Юркевичу(1826-1874г)-180 лет со дня рождения, которых волновала проблема личности.

     Выготский не выделял развитие личности из общего процесса развития психики, считая, что культурное развитие  ребёнка и есть развитие его личности и мировоззрения. Именно на пути познания его тайн он исследует и развитие мышления, речи и других высших психических функций, закономерности которых, с его точки зрения, аналогичны закономерностям формирования личности. Среди важнейших элементов развития личности Выготский выделял  развитие воли, которая позволяет изменить действительность под влиянием собственного мировоззрения. Он вводит необычно звучащий для психологии термин “ новообразование”,  имея в виду новый тип строения личности, те психические и социальные изменения, которые определяют:

  1. сознание ребёнка,
  2. его отношение к среде,
  3. его внутреннюю жизнь,
  4. его внешнюю жизнь.

         Исходя из точки  зрения Выготского низкая успеваемость или плохое поведение на уроках, невозможность запомнить грамматическое правило или сосредоточиться  на объяснении учителя не является показателями умственной задержки или асоциальности ребёнка. Это только симптомы, за которыми скрываются тревожность, неуверенность в себе,

             П.Д. Юркевич обозначил  три этапа обучения, порядок осуществления в школе  зависимости от возраста детей. Это аналитическое, синтетическое и наглядное обучение, которое он предлагал использовать как отдельный начальный этап школьного обучения, и как метод, помогающий увидеть достаточное количество фактов и выстроить из них систему на аналитическом и синтетическом этапах обучения. В процессе анализа первоначального обучения Юркевич опирался на особенности детской психики. В частности он указывал, что ей свойственна чрезвычайная нежность, неустойчивость. Ребёнка можно многому научить в силу разносторонности интересов. В детском возрасте, особенно ярко проявляется связь  познавательной сферы  с эмоциональной, и с волевой.  У ребёнка очень быстро и легко переходят интересы в чувства, а чувства в желания и действия. Эту черту, по мнению Юркевича, надо использовать для равномерного развития  личности и для развития всех познавательных способностей, в частности.

           Юркевич определил также ряд частных задач наглядного  обучения:

  1. развивать наблюдательность,
  2. развивать способности ученика через непосредственные представления;
  3. осуществлять связь словесного и наглядного обучения,
  4. дополнять ограниченность книжного обучения реальными образами внешнего мира;
  5. формировать умение преобразовывать полученные

 впечатления в осознанные представления;

6)развивать личностные качества ребёнка.

     Юркевич задолго до нашего времени предвидел некоторые

важные  аспекты современного обучения  младших школьников. Он подчёркивал значение педагогического мастерства, умение найти соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям учеников методы обучения. Им были разработаны

рекомендации для учителей по обучению и воспитанию  детей разных типов темпераментов.

     Таким образом, многие вопросы психологии обучения, развитые в трудах  П.Д. Юркевича, осмыслены отечественными психологами и педагогами.      

 Особенности обучения в современной школе во многом определяется всё нарастающим объёмом информации, интенсификацией прохождения материала,  постоянной модернизацией и усложнением учебных программ. Подобные условия обучения предъявляют организму младшего школьника  самые высокие требования. Поэтому важно, чтоб дети прошли этот нелёгкий путь без ущерба для своего здоровья, не утратив интереса к учёбе, не потеряв веру в свои силы.

     Несмотря на наличие разнообразных отечественных систем развивающего обучения в начальной школе, количество неуспешных и проблемных детей возрастает из года в год.

     Причин здесь много: неэффективная медицинская служба, в результате чего дети рождаются  с задержкой психического развития; отсутствие серьёзной социальной защиты детства и семьи со стороны государства привело  к снижению материального положения и росту неблагополучных семей; слабый медицинский контроль над здоровьем детей увеличил заболеваемость детей и ослабление их организма.

     Среди детей, поступающих в первый класс, полностью здоровы лишь немногие.

     Недостатки в организации учебно-воспитательного процесса также вызывают ряд негативных последствий в обучении и развитии детей. Тревожность и закомплексованность учащихся, слабая мотивация учения,  несформированность рациональных способов в работе с учебным материалом, слабое развитие  приёмов логического мышления, способов систематизации учебного  материала  и  комбинаторных действий, недостаточность развития мыслительной деятельности у школьника, таких основных операций, анализ и синтез, слабое развитие регуляторных процессов интеллектуальной деятельности.

     Кроме того, нужно учитывать особенности психомоторного (двигательного) развития слабоуспевающих школьников, их способность к тонкой двигательной координации.

     Слабоуспевающие  школьники в отличие от хорошо успевающих, характеризуются неравномерностью развития отдельных показателей  интеллектуальной и двигательной сфер, что является в большинстве случаев причиной их отставания в учёбе.

     Система учебно-коррекционных воздействий и должна быть направлена в первую очередь на устранение выявленных недостатков, при этом опираться следует нате стороны познавательной деятельности, которые у данного учащегося развиты лучше.

     Нарушение чтения и письма  у детей чаще всего возникает в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. Поэтому работа должна вестись по нескольким направлениям:

  1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
  2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.
  3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
  4. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.
  5. Формирование связной речи.
  6. Совершенствование пространственно- временных ориентировок. Развитие способностей к запоминанию, автоматизации и т. д.
  7. Развитие мелкой моторики рук.
  8. Развитие тактильных ощущений.
  9. Подготовка к обучению грамоте.

 

     Решение всех этих задач помогает сформировать базу для овладения школьными знаниями. Чтобы овладеть премудростям родного языка, дети должны слышать правильную  речь взрослых, которая является образцом для подражания. Грамотная, связная устная речь - залог успешного  обучения  ребёнка  в  школе.

Психолого-педагогический потенциал учебной деятельности.

                                                                                                                         Успешность обучения ребёнка в школе зависит от его психологической зрелости. Психологическая зрелость предусматривает готовность основных психических сфер:

     мотивационной, волевой, умственной, а также социальной.

     Существенную роль в обучении  играет  зрелость  неречевых  функций  (зрительное восприятие, моторная сфера, пространственно- временные отношения). Недоразвитие неречевых функций отрицательно сказывается на состоянии речи  детей, что в свою очередь оказывает  отрицательное влияние на развитие мышления, поскольку речь и мышление взаимосвязаны и взаимообуславливают  друг друга.

     Один из компонентов умственной готовности ребёнка к школе - достаточно развитая речь.

     Для успешного обучения в школе у ребёнка должны быть достаточно развиты неречевые функции.  Учёными доказано, что недоразвитие тонкой моторики (движение пальцев) отрицательно скажется на его умственном развитии и речи.

     М.М. Кольцова в своих работах указывала, что есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи  - такой  как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения  кисть руки есть ещё одна речевая зона мозга. К моменту поступления ребёнка в  школу у него должна быть достаточно развита  зрительно-моторная координация.

     Не менее важна для подготовки детей к систематическому обучению социальная зрелость, т.е. умение ребёнка работать в коллективе, общаться  со сверстниками, считаться с мнениями других.

     Практика показывает, что  небольшое число детей полностью выполняют предложенные задания для определения ориентировочной оценки, большая часть школьников  частично справляются с предложенными  тестами. Например, объём памяти - средний  у поступающих в школу, зрительная память детей достигает немного выше среднего уровня. Смысловая память  достигает среднего уровня, а механическая - ниже среднего. Большая часть первоклассников владеет наглядно-образным мышлением и лишь 40 - 50% испытуемых частично владеют словесно-логическим мышлением. Как правило, школьники испытывают затруднения при аргументации своих решений.

          Это свидетельствует о том, что к моменту поступления в школу у ребёнка ещё не сформировалось доказательное мышление. Определённые отклонения наблюдаются у школьников при выполнении лингвистических заданий. Эти данные свидетельствуют о том,  что только в результате целенаправленной работы можно ликвидировать имеющиеся затруднения.

      Школа - связующее звено между детством и взрослостью. Достигая школьного возраста,  дети понимают, что открывает им доступ   к взрослой жизни. Отсюда появляется желание  пойти в  школу, чтобы занять новое место в системе общественных отношений, удовлетворяя наряду с познавательной потребностью, потребность в социальном статусе, который дети получают, включаясь в учебный процесс как в серьёзную деятельность, приводящую к результату, важному как для них самих, так и для окружающих их взрослых. Но взамен школа предъявляет младшему школьнику ряд требований: нужно учить стихотворения, которые им иногда не нравятся, быть внимательным, решать проблемные ситуации - а всё это требует произвольности организации новой для детей деятельности, управления своим поведением.

     К семи годам совершается  морфологическое созревание любого отдела больших полушарий мозга,  что создаёт возможности для осуществления целенаправленного произвольного поведения,  планирования и выполнения программных действий. Возрастает подвижность нервных процессов, отмечается равновесие  процессов  возбуждения и торможения, но иногда процессы возбуждения могут превалировать, что определяет такие характерные  особенности  младших школьников, как непоседливость, повышенная эмоциональная  возбудимость.  Однако ребёнок этого возраста способен удерживать внимание, готовы удерживать его и нервная система, и интеллектуальная сфера. Формируется учебная деятельность, которая для него является  ведущей. Именно на её платформе  развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста. Сознательный контроль ребёнком собственных действий достигает такого уровня, когда дети  уже могут управлять своим поведением на основе принятого решения, намерения, долгосрочной поставленной цели.

     Ключевым моментом в развитии ребёнка является речь.

Логически правильная, образная речь – показатель стройности работы ума и уровня развития. Поэтому необходимо больше уделять внимание развитию речи, позволяющего детям включиться  в учебный процесс, сознательно воспринимать учебный материал. Учить детей правильно излагать свои мысли, используя такие высказывания:

« Я  полагаю, я думаю…»

«Я убеждена в том, что Костя был не прав  …»

« Ты не могла доказать  сказанное? »

« Я бы пояснила это…»        

« Я думаю, что ты ошибаешься,  потому …»

« Мне хотелось бы высказать своё мнение …»

« Будь  добра, повтори ещё раз, пожалуйста »

Дети учатся говорить,   высказывать  мысли, доказывать

свою правоту.

     Основное звено в структуре учебной деятельности учебная задача. Направлена она на выполнение сущности изучаемого понятия. Решая учебную задачу, ребёнок овладевает обобщенными способами действия. Постановка учебной задачи начинается с предметно-преобразующих действий, выполнение которых должно привести к познавательной мотивации, интереса, обнаружению исходного отношения  исследуемой содержательной области.

     Познавательная мотивация возникает как реакция на противоречие в предметном материале, в заданиях внутри темы.

Эти противоречия приводят к потребности их разрешения и, в конечном итоге, к выработке способа действия.

     На уроках увереннее проводится обучение планированию предстоящих действий, идёт большая настоящая жизнь, общая для сверстников и учителей. Всем понятно, что только повседневная работа по обучению,  деятельность  детей наблюдениям, преодолению трудностей, связанных с осуществлением практических действий, развитие  общеинтеллектуальных умений, эмоционально-волевой сферы позволяет активизировать воображение, творческую деятельность учащихся, интеллектуальное развитие учащихся

в процессе формирования геометрических представлений и понятий.

     Задачами школы, говорится в законе Российской Федерации о народном образовании, является формирование общей культуры личности, адаптации к жизни, обществу, становление самостоятельной свободной  культурной и нравственной  личности…

     Поэтому в настоящее время перед системой образования жизнь ставит такие актуальные задачи:

- считать основополагающей идеологией школы  педагогику развития;

-слить обучение, воспитание и развитие в единый процесс;

- учить детей без принуждения;

- сделать учение радостным.

     Решению этой задачи способствует интеграция методической науки и практики.

     Главная задача учителя – сформировать у учащихся  способность мыслить. От того насколько сформирован образ (способ) мышления ребёнка зависит не только развитие его материальных способностей, но и то, на сколько в будущем он сможет разобраться в самом себе, реализовать собственные возможности, используя полученные знания в новых ситуациях.

Развитие мыслительной деятельности учащихся должно сопровождаться воздействием на эмоциональный тонус, обеспечивающий полноценной восприятие.

      Следовательно, в основе любой дидактической системы должны находиться факторы, обусловливающие такую организацию мыслительной деятельности учащихся, которая  максимально способствует развитию навыков упорядоченного мышления и упорядоченных способов действий.

     Устная речь формируется в процессе практического общения с взрослыми, товарищами. Письменная речь представляет собой  сложную форму речевой деятельности, которой обучают.

      Пятнадцать лет тому назад я решила  вести в своём классе  предмет «Речь и культура общения». Данный предмет дети любят, так как они учатся на уроках выражать свои мысли, участвуют  в различных жизненных  ситуациях в игровой форме, учатся общаться друг с другом, им хочется учиться, они испытывают удовольствие от самого учения.

     Ещё Ян Амос Коменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости.

     Суть не только в том, чтобы вносить внешнюю занимательность, хотя и она  нужна. Надо искать мотив радости в самом процессе обучения.

     Конечно, такие предметы как изобразительное искусство, трудовое обучение, физическая культура приносит детям огромную радость, ведь свои результаты они видят сразу; нарисовал рисунок, сделал аппликацию, научился прыгать на скакалке, а потом ещё и игра на уроке. Какой эмоциональный заряд!

     Совсем иное дело - учебная деятельность. В ней ребёнок под руководством учителя оперирует научными понятиями,  усваивает их. Однако при этом никаких изменений в саму систему научных понятий он не вносит. Результат учебной деятельности – это изменение самого ученика, его развитие.

     Учебная деятельность имеет и внешние результаты. Например, ученик написал диктант, решил задачу, результат - выполненная им работа. Но и это и показатели изменений, происшедших с учеником: он научился решать задачи, правильно писать безударные гласные, имена людей …

     Какими же мотивами может и должна побуждаться такая деятельность? Это мотивы, связанные с содержанием деятельности, т.е. мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Если удаётся  сформировать у детей такие мотивы, то наполняются новым содержанием и обретают новую силу общие мотивы деятельности, связанные с позиции школьника. Это не просто позиция ученика, посещающего школу и аккуратно, выполняющего задания учителя. Это позиция человека, совершенствующего самого себя. Это учебно-познавательные мотивы,  направленные не просто на приобретение  информации о широком круге  явлений окружающей действительности, а на усвоение способов действий в конкретной области учебного предмета.

     Задача учителя - научить ребёнка самостоятельно выделять учебную задачу, видеть её за отдельными непохожими друг на друга  заданиями. Уметь выделять учебную задачу- это значит ясно представить себе, каким способом,  каким правилом необходимо овладеть, чтобы суметь выполнить какое-то конкретное задание. Например: зачем надо знать о переместительном свойстве сложения и умножения? Зачем надо уметь находить сумму длин сторон прямоугольника или квадрата, зачем нужно уметь находить  площадь различных фигур?

     Поддержать  интерес ребёнка к учёбе помогут яркие наглядные пособия, включение в процесс обучения игры. Учить, играя,- оспаривать эту заповедь не станет никто. На уроках приглашаются герои сказок, которые задают «хитрые вопросы», приносят письма с заданиями.

     На урок русского языка в гости приходит  Грамотеевич, который в своём кармашке приносит те или иные вопросы по грамматике и правописанию.

     Увидеть орфограммы, грамотно написать - трудное дело в начальной школе. Зато как удобно чувствуют себя дети, умеющие это делать. И часто на помощь приходит Орчик.

     Иногда к детям в гости приходит Почемучка, да и на страницах учебника он частый гость. Он сам очень грамотный, е многое знает, задаёт детям различные вопросы. Огорчается, если  кто-то из детей не может  ответить на его вопросы.      

     Большое значение в формировании познавательных интересов  экскурсии. Какие были лица у детей,  когда они увидели красоту осеннего леса. Дети вспомнили стихотворения классиков, которые  усилили  впечатления детей  о красоте осеннего леса.

     А встречи с ветеранами  Отечественной войны, защитниками Отечества, участниками битвы под Каширой позволяют лучше узнать историю страны,  боевой дух нашего народа. Экологические тропы,  по которым путешествуют дети, помогают  им  лучше узнать свой родной край. Фольклорные праздники,  КВН, викторины мобилизуют детей к чтению книг, энциклопедий, к телевизионным познавательным передачам.

     Особенно благоприятны для развития мышления, внимания, интереса и многих других полезных качеств - уроки  математики,  труда. Большое количество карточек, украшенных аппликацией, дифференцируют работу с учащимися. Как любят дети готовить наглядные пособия на уроках трудового обучения.

     И, если ученик занимается творчеством, у него появляется положительная мотивация учения, в полной мере развивается  его личность.

     Главное, на мой взгляд, во время увидеть способности каждого ребёнка. И, если мы заметим  это и дадим  почувствовать ребёнку его умелость, значимость, произойдёт чудо: раскроются способности, о наличии которых учитель даже и не подозревал, а ребёнок будет успешно управляться с тем, что ранее ему было недоступно.  

     В школе необходим индивидуальный подход к каждому ребёнку. Но, на мой взгляд, здесь имеется виду не какие-то дифференцированные задания к отдельным группам, как это бывает  зачастую: сильные, слабые, а именно учитывать индивидуальность каждого ученика, ведь один преуспевает в математике, другой в русском, третий хорошо рисует, другой хорошо поёт, чтобы каждый ощущал свою значимость. Индивидуальность – это самобытность человека, которая реализуется в проектировании и выборе жизненного пути. Развитие индивидуальных черт личности имеет ярко выраженную специфику. Детское общество существенно отличается от взрослого по своей субкультуре и жизненным задачам, смыслам. Одним из основных смыслов детства является становление, поиск «самости» при выборе своего социокультурного образца, поиск принадлежности той или иной  

группе сверстников. Созидая самих себя, дети тем самым  в процессе детского общения  создают ценности, культуру  будущего взрослого общества. Поэтому одной из важнейших задач школы является,  на мой взгляд, защита детского общества от навязывания идеологических нормативов и понятий , имеющих временный, преходящий характер. Только давая  возможность свободно развиваться в условиях самобытной культуры, мы можем говорить  о современном подходе к процессу воспитания.

     Обучение детей должно строиться  в форме творчески продуктивной деятельности. Для младшего школьника результат деятельности начинает приобретать значение лишь в том случае, если ребёнок оценивает себя и других не только  по процессу деятельности, но и в зависимости  от  того, что именно он умеет делать, что у него получается.

     Здесь очень важно, чтобы ученик имел возможность попробовать себя в разных видах продуктивной деятельности - пение, танец, сочинение историй, рисовании и т.д. Важно также, чтоб каждый ребёнок  мог пережить состояние успеха, удовлетворения от получения пусть небольшого, но самостоятельно достигнутого результата.

     Традиционно в отечественной психологии считалась идея развития личности в деятельности через приобретение социального опыта. Однако личности ребёнка присуща не только изменчивость, она обладает относительной устойчивостью, что обеспечивает возможность активного самосотворения, построения себя и обстоятельств своего развития. Если условием приобретения нового социального опыта является деятельность, то средством отбора и закрепления этого опыта, превращение его в устойчивое средство личности (индивидуальность), является переживание. Поэтому правилом школьной жизни должна стать организация  таких форм общения и деятельности детей и взрослых, в которых школьник не отчуждается от самого себя и в процессе своей деятельности. Это означает, что знания, умения и навыки, которые необходимо осваивать как инструментарий любой деятельности, должны занимать в структуре детской деятельности соответствующее им место. Продуктивной творческая деятельность будет в том случае, если внутри её возникает необходимость освоения соответствующих знаний, умений и навыков.

     Жизнь детей в школе, их общение с взрослыми должны быть построены так, чтобы, безусловно, уважалось и признавалось право каждого быть непохожим  на всех.

     У многих детей наблюдается достаточно выраженные интересы в форме предпочтения тех или иных видов или содержания деятельности. Одни увлекаются рисованием. Другие коллекционированием, лепкой, конструированием, теннисом, шашками, плаванием, танцами. Очень важно, чтоб дети знали об успехах своих товарищей в той или иной области.

     Дети гордятся своими успехами, самоутверждаются в коллективе.

     У младших школьников наблюдается достаточно выраженные различия  в предпосылках способностей, например, таких как соотношение художественного и мыслительного типов деятельности.

     В этом возрасте дети художественного типа, как правило, с удовольствием занимаются лепкой, рисованием, аппликацией, у них нередко проявляются способности к математике, они имеют  развитое воображение, любят экспериментировать. Таких людей отличает выраженная эмоциональность, импульсивность, хорошая непроизвольная память.

     У детей мыслительного типа чаще наблюдаются языковые способности. Эти дети испытывают удовольствие от изучения            

 правил, поиска способов их применения.  Для таких  детей характерен довольно высокий для этого возраста уровень саморегуляции, они отдают предпочтение упорядоченным, регулируемым формам деятельности, поэтому более успешной является у них и произвольная память. Детей художественного и мыслительного типов отличают различия в средствах и способах саморегуляции и познания мира.

     Принятый в наших школах способ обучения ориентирован в основном на произвольное запоминание, нормативные  формы  деятельности  и общения, вербальное мышление и, таким образом, адаптирован преимущественно для детей мыслительного типа. Дети художественного типа в таких условиях чувствуют себя дискомфортно, с трудом находят возможности самореализации и, как следствие, чаще оказываются в числе неуспевающих и «трудных».  

     Организация образования младших школьников в формах продуктивной творческой деятельности даёт возможность детям не только опробовать, найти себя в разных видах деятельности, но также развернуть и освоить собственные способы и средства осуществления деятельности. Наша задача состоит в том,  чтобы поддержать усилия детей в поиске себя.

     Индивидуальные различия младших школьников ярко проявляется в особенностях темперамента. Возрастная специфика состоит в том, что 6-9 летние дети ещё весьма зависимы в своём поведении от свойств нервной системы и темперамента. Нервная система ребёнка, его темперамент ещё недостаточно подчиняется способам саморегуляции. Дети ещё не умеют сдерживать свои эмоциональные проявления, они не научились ещё произвольно концентрировать своё внимание, справляться с утомлением и т.д.

     Дело усугубляется тем, что к началу обучения в школе у детей ещё не закончено созревание нервной системы. Поэтому непослушание, невнимательность, эмоциональные срывы и другие негативные проявления не всегда являются следствием невоспитанности детей.

     Гораздо чаще отклонения в поведении учащихся обусловлены тем, что им действительно трудно адаптироваться к новой ситуации, освоить новые формы деятельности и общения. Особенно сложна адаптация у детей «чувствительных», у которых часто проявляется повышенная утомляемость,  когда в классе шумно, когда возрастает эмоциональное напряжение  (ситуация контрольной работы, вызов к доске) и т.д.

     Такие дети теряются,  когда их неожиданно вызывают к доске или отвечать на поставленный вопрос, от смущения забывают то, что хорошо знают.

     Труднее других бывает и медлительным детям: не успевая за темпом работы класса, они начинают торопиться, делают ошибки, утрачивают нить разговора и, в конце концов, теряют интерес к учению в целом. Неуравновешенным детям сложно даётся однообразная работа, продолжительное сохранение одной и той же позы.

     Длительное напряжение может вызвать у них растормаживание,    всплеск эмоций и даже агрессивность.

     Свойства нервной системы и темперамента чрезвычайно устойчивы, их нельзя переделать. Высокий уровень мотивации, наличие интереса помогает медлительным детям увеличивать темп деятельности. Снимает напряжение у ребёнка предоставление ему права работать на уроке в собственном темпе.

     Благожелательная позиция учителя по отношению к детям, склонны к растормаживанию, понимание особой чувствительности таких детей ко всему,  что ущемляет их чувство собственного достоинства, даёт возможность детям сохранять равновесие, развивать в себе сдержанность, ответное благожелательное, терпимое отношение к окружающим. Ребёнок перестаёт теряться  при ответах на уроке и в других непредвиденных  ситуациях.

     Именно благожелательное тёплое общение с взрослым является одним из условий  нормального развития детей младшего возраста. Свет этого общения помогает ребёнку позитивно отнестись к самому себе, осознать собственную

неповторимость и право каждого на исключительность.    

     Только высокий уровень мотивации, наличие интереса помогает младшим школьникам преуспевать в обучении. Я остановлюсь на некоторых путях формирования мотивации учения.

     Формирование в  начальных классов мотивов, придающих дальнейшей учёбе ребёнка  значимый для него смысл, в свете  которого его, собственная учебная деятельность становилась бы для него сама по себе жизненно важной целью является крайне необходимым. Без чего дальнейшая учёба школьника может формирование мотивации, которое поддержало бы эффективную и плодотворную учебную работу каждого ученика на протяжении всех лет его пребывания в школе, и было бы основой для самообучения и самосовершенствования в будущем. В связи с этим рассмотрим основные пути и методы формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности.

     Содержание обучения выступает для учащихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают от учителя и из учебной литературы. Только та информация, которая как-то созвучна потребностям ребёнка, подвергается эмоциональной  и умственной переработке. Поэтому учителю очень важно знать потребности его учеников, форму этих потребностей в настоящее время, будущие потребности, которые могут возникнуть у детей.

     У младшего школьника при благоприятных условиях возникают и развиваются такие важнейшие для всей будущей жизни потребности, как потребность в умственной деятельности, потребность  в теоретическом осмыслении наблюдаемых явлений, потребность в рефлексии и самооценке и др. Отсюда следует, что при разработки тематических планов отдельных уроков, при подборе учебного и  иллюстративного материала учитель должен  всегда учитывать характер потребностей своих учащихся. Знать их личный уровень и их возможное развитие, с тем, чтобы содержание учебного материала, содержание отдельных уроков удовлетворяло наличным потребностям школьников и в наибольшей степени  способствовало  возникновению и развитию нужных для дальнейшей учебной деятельности новых потребностей. Для этого содержание учебного материала должно быть, конечно, вполне доступно учащимся, должно исходить из имеющихся у них знаний и опираться на них и на жизненный  опыт детей, но в то же время материал должен быть достаточно сложным и трудным. Важно, чтобы каждый ученик, в том числе и неуспевающий, сегодня, ощутил счастье в преодолении трудностей, радость победы, свершения сложной работы. Учебный материал по содержанию обязательно должен опираться на прошлые знания учащихся. Но, в то же время он должен нести новую информацию, в свете которой могут быть осмыслены прошлые знания и опыт. Только при  этом условие  у учащихся возникнет и разовьётся личностная потребность в научном познании мира, без которой обучение просто невозможно.

      Итак, содержание каждого урока, каждой темы должно быть глубоко мотивировано, однако,  не с помощью создания сиюминутных интересов или  ссылок на практическую  значимость в будущей жизни, а главным образом, тем, что это содержание должно быть направлено на решение проблем научно-теоретического познания явлений и объектов окружающего мира, на овладение методами такого познания. Только в этом случае у детей будет создаваться перспектива на дальнейшее изучение знакомых, постоянно наблюдаемых явлений, будет создана основа для формирования  содержательных мотивов учебной деятельностью.        

           Содержание учебного материала усваивается  учащимися в процессе учебной деятельности. От того какова эта деятельность, из каких учебных действий она состоит, как эти части между собой соотносятся, то есть какова структура учебной деятельности - от всего этого во многом  зависит результат обучения, его развивающая и воспитывающая роль. Отношение детей к собственной деятельности определяется в значительной степени тем, как учитель организует их учебную деятельность, какова её структура и характер. Для того чтобы у учащихся выработалось правильное отношение к ней, содержательная её мотивация, нужно учебную деятельность строить особым образом. Изучение каждого самостоятельного раздела или темы учебной программы должно состоять из трёх основных этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно - оценочного. Рассмотрим содержание этих этапов и их роль в становлении мотивации учебной деятельности.

     Мотивационный этап.

На этом этапе должны осознать, почему и для чего им нужно изучить данный раздел программы,  что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу мотивационный  этап обычно состоит из следующих действий:

1) Создание учебно-проблемной ситуации, которая вводит учащихся в предмет изучения предстоящей темы программы. Учебно-проблемная ситуация может быть создана учителем разными  приёмами:

а) постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы;

б) беседой (рассказом) учителя о теоретической и практической значимости предстоящей темы (раздела) программы.

2) Формулировка основной учебной задачи обычно производится учителем как итог обсуждения проблемной ситуации.

“ Не может возникнуть ни какой деятельности без наличия цели и задачи, пускающей в ход этот процесс, дающей ему направление”,- писал Л.Г.Выготский. Важное условие организации учебной деятельности – подведение учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач.

3) Самоконтроль и    самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению темы.

     После того, как основная учебная задача понята и принята учащимися, намечают и обсуждают план предстоящей работы. Учитель сообщает время, отпущенное на изучение темы.

     Тем самым у учащихся создаётся установка на необходимость подготовки к изучению материала. Завершается обсуждение тем, что отдельные учащиеся дают самооценку своим  возможностям  по изучению темы, указывают, какой материал они повторяют и что ещё сделают для подготовки к предстоящим урокам. Некоторым учащимся учитель заранее предлагает задания для восполнения имеющихся  у них  пробелов, указывая, что выполнение этих заданий создаст плодотворно изучить новую тему.    

  Операционно-познавательный этап.

Чтобы мотивы возникли, укрепились и развивались, ученик должен начать действовать. Если сама деятельность вызовет у него интерес, если в процессе её выполнения  он будет испытывать яркие положительные эмоции удовлетворения, то можно ожидать, что у него постепенно возникнут потребности и мотивы к этой деятельности.

     На уроке учитель рассказывает, показывает учащимся, но вся эта информация для некоторых учащихся незначима: они слушают и не слышат, смотрят и не видят, они заняты иной деятельностью: мечтают, думают о своём. Чтобы эти дети включились в учебную работу, надо создать стимул для усиленного процесса мышления. Таким приёмом, стимулирующим мышление, и является создание учебно-проблемных ситуаций. Очень эффективно, особенно в младших классах, начинать создание учебно-проблемных ситуаций не с вопроса, задачи или рассказа, а с какой- либо практической работы. И если сразу  после этого поставить проблемный вопрос, то такая проблемная ситуация, явится мощным толчком к началу интенсивного мышления.

      Проблемное обучение способствует поддержанию глубокого интереса к самому содержанию  учебного материала, к общим приёмам познавательных действий, формируя тем самым у детей положительную эмоцию.

     Различные формы коллективной деятельности на уроке играют значительную роль в становлении мотивации учения. Для её становления большое значение имеет включение всех учащихся в активную учебную работу, так как только в процессе деятельности формируется нужная мотивация.

     Учебная деятельность должна приобрести в глазах школьника особую ценность. Только тогда у ребёнка возникнет потребность в ней. Важно, чтоб ребёнок ценил деятельность саму по себе. Возникновение такой оценки может способствовать наблюдение за чужой деятельностью, за оценкой этой деятельности другими. Когда ученик, работая коллективно в группе, находясь в тесном общении с детьми, наблюдает, какой большой интерес вызывает    

деятельность  у товарищей, какую ценность представляет для них эта работа, то он начинает ценить её, начинает понимать, что учебная работа может представлять значимость сама по себе. А это способствует включению ученика в активную учебную                          деятельность, которая постепенно становится его потребность и приобретает для него ценность, что приводит к становлению мотивации учения.  

     Разные пути формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности учащихся использует в своей работе учитель. Важно использовать не один путь, а все пути в определённой системе,  в комплексе, так как не один из них сам по себе не может играть решающей роли в становлении учебной мотивации всех учащихся.

ВЫВОД

     Подводя итог, напомню, что поддерживать и формировать интерес к учению мне помогают игры, экскурсии, наблюдения, применение занимательности, работа на перспективу, элементы драматизации. Использование природных задатков и творческих способностей детей.

      В процессе своей  педагогической деятельности учитель встречает немало учащихся, которые испытывают трудности

при усвоении учебного материала. Без выявления причин этих трудностей, носящих в значительном числе случаев психологический характер, невозможна эффективная работа по их преодолению и, в конечном итоге, повышение школьной успеваемости.

     Психологические причины, вызывающие отставание в учении, многообразны и находятся  в сложной взаимосвязи. Необходимо учитывать, что отсутствует прямое и однозначное  соответствие между внешними проявлениями трудностей и их психологическими причинами: в основе одной какой-либо трудности в учебной работе могут лежать различные психологические  причины, а в основе разных по внешним проявлениям трудностей может быть одна и та же психологическая причина.

     Разработка различных способов выявления психологических причин трудностей в обучении способствует принципиальному изменению содержания работы учителя с отстающими в учении школьниками.  

Литература

1.Н.Я. Большунова. Развитие индивидуальности младшего школьника. Журнал « Начальная школа», 1992г.

2.Ю. И. Вьюнкова, Н. Я. Чутко. Коррекция развития личности младшего школьника ( прогр. спецкурса), Москва, 1995г.

3.Психологическое учение Л. С. Выготского. Ж. Нач. шк.1996,

4.С.М. Бондаренко. Почему  детям трудно учиться? М.,1976

5. Е.А.Бугрименко, Г. А. Цукерман. Чтение без принуждения. М., 1987г.

6.М.П. Даминова. Как можно помочь ученику избавиться от «прочих « ошибок. Ж. Начальная школа.1988.  

7. Н.П. Локалова. Виды анализа учебного материала и психологические  трудности  при их несформированности. Начальная шк.1994г

8.Н.П. Локалова. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М., 1997г.

9.Л.Г. Милостивенко. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. Санкт-Петербург.Фирма « Стройлеспечать.1995.

10.Т.Жукова. Н.Виноградова. Нарушения письма и чтения у школьников,   газ. Начальная школа 19/ 98.

11.Мартиросян Б.П. Формирование у младших школьников познавательной активности в учебной и внеучебной деятельности. ( Автореферат), 2006г.

12. Е. Подшивалова. О природной грамотности и условиях её формирования, газ. 1/2оо2г.

13.Г. Панина. Быть отличником хочу, газ. Начальная школа 29/2003г.

14.Д.В. Савицкая. Психологическая готовность детей к школьному обучению, ж. Начальная школа,№3, 1999г.

15. Е.Б. Семёнова. Построение  коррекционно-развивающей среды в условиях общеобразовательной школы. Ж. Начальная школа №2, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме "Сочинение как средство развития речи младших школьников"

В настоящее время отмечается уменьшение интереса к чтению художественной литературы, что всегда положительно влияло на повышение уровня развития речи у учащихся. Развитие речи - важная задача обучения...

Обобщение опыта работы "Формирование и развитие речевой деятельности младших школьников"

В конспекте представлены способы работы над связной речью младших школьников, осписаны эффективные методы, приемы и формы работы учителя на уроках русского языка и речевого развития....

Обобщение опыта работы по теме: «Воспитание творческой личности школьников в условиях коллективной деятельности.»

В условиях современной школы цель и основное назначение педагогической деятельности классного руководителя – создание условий для разностороннего развития  самоактуализирующейся личности школьник...

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме " Использование информационно коммуникационных технологий (ИКТ) в начальных классах в урочной и внеурочной деятельности".

Нужны ли в начальной школе информационно-коммуникативные технологии? Я уверена – да! Потому что время быстро движется вперёд и то, что недавно было новым, сейчас уже является нормой в образовательном ...

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта работы на тему "Проектная деятельность младших школьников"...

Обобщение опыта работы учителя начальных классов Пронкиной Л.В. по теме: “Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе специальной школы как средства повышения умственной работоспособности учащихся с на

Цель и задачи:Создание оптимальных благоприятных условий на уроках для эффективного усвоения учебного материала на основе использования здоровьезберегающих технологий.Разработать комплекс здоровьесбер...


 

Комментарии

Развитие и воспитание личности - актуальная тема современного образования. Владение теоретическим и практическим материалом по данной теме важны педагогу на любом этапе становления личности ребенка. Т.к. я работаю с детьми младшего школьного возраста, статья Ефимовой Натальи Владимировны вызвала у меня большой интерес. Спасибо за подробный и содержательный материал, ценные практические рекомендации. Уверена, что буду использовать их в своей педагогической деятельности.

Ефимова Наталья Владимировна

Спасибо Вам, Светлана Александровна, за теплые слова, за понимание нашего общего дела ради которого мы живем - растим наше будущее. Заходите на сайт. Всего Вам доброго и хорошего отдыха, не забывайте, что учитель учится всегда.