Межличностные и внутригрупповые аспекты конфликтных отношений детей 9-10 лет
презентация по теме
В данном исследовании межличностных и внутригрупповых аспектов конфликтных отношений детей 9-11 лет, мы определили доминирующие стратегии психологической защиты личности в общении и уровень конфликтности личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezhlichnostnye_i_vnutrigruppovye_aspekty_konfliktnyh_otnosheniy_detey_9.pptx | 130.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Объект исследования : учащиеся 3 «А» класса 9 – 10 лет. Предмет исследования: межличностные и внутригрупповые аспекты конфликтных отношений детей 9 – 10 лет. Цель исследования: изучить межличностные и внутригрупповые аспекты конфликтных отношений детей 9 – 10 лет.
Гипотеза исследования. Мы предположили, что наиболее значимыми аспектами конфликтных отношений детей 9-10 лет являются доминирующие стратегии психологической защиты личности в общении и уровень конфликтности личности. Наряду с этим, мы предположили, что доминирующей стратегией психологической защиты в общении у нашей выборки является миролюбие. Также мы предположили, что в нашей выборке будет наиболее выражен средний уровень конфликтности личности.
основные задачи исследования: Изучить литературу по теме исследования. Рассмотреть и выбрать методики для эмпирической части исследования. Провести эмпирические исследования доминирующей стратегии психологической защиты в общении, оценки уровня конфликтности личности в нашей выборке. Проанализировать полученные результаты исследования. Сделать интерпретационные выводы.
методы исследования: Библиографический метод. Нами был произведён комплексный системный анализ отечественной и иностранной психологической и психотерапевтической научной литературы по основным проблемам исследования. Психодиагностический метод. Нами были использованы, применены, следующие психодиагностические тестовые методики: 1). Тест-опросник В.В. Бойко, направленный на диагностику доминирующей стратегии психологической защиты личности в общении (социально-психологическая направленность психологической защиты); 2). Тест-опросник В.И. Андреева «Оценка уровня конфликтности личности». Описательный метод. Метод сравнительного системного анализа.
ГЛАВА I. КОНФЛИКТ КАК СЛОЖНОЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ. В отечественной психологии конфликт определяется как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия . Межличностные конфликты – это сложные социально-психологические явления, возникающие в процессе социального взаимодействия между людьми.
1.1.Сущность и структура конфликта Межличностные конфликты - вид социальных отношений и общения. Это многоуровневое, проявляющееся на макро- и микроуровнях , многомерное, имеющее сложную структуру явления.
Структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих их целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс . структурно состоит из: конфликтной ситуации и конфликтного взаимодействия. В свою очередь, конфликтная ситуация включает в себя участников, или стороны конфликта; группы поддержки (авторы описывают межличностный конфликт); объект и предмет конфликта; условия его протекания и образы конфликтной ситуации, имеющиеся у участников. Конфликтное взаимодействие как структурный компонент представляет собой совокупность приемов этого взаимодействия.
Структура конфликта: Конфликтная ситуация: стороны (участники) конфликта; объект конфликта; предмет конфликта; условия его возникновения и протекания; образы конфликтной ситуации; исход конфликта. Конфликтное взаимодействие. Понятие «конфликтная ситуация» - частное понятие по отношению к конфликту и представляет собой его фрагмент, цельный эпизод его развития. Поэтому структура конфликта может рассматриваться и как структура конфликтной ситуации.
1.2 Участники конфликта Основные участники конфликта Инициатор конфликта Группы поддержки Другие участники Подстрекатель Организатор Медиаторы конфликта : третейский судья, арбитр, посредник, помощник и наблюдатель.
1.3. Предмет и объект конфликта Предмет конфликта – это объективно существующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта. Объектом межличностного конфликта может быть материальная (ресурс), социальная (власть), или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.
Группы факторов и причин возникновения конфликта объективные организационно-управленческие, социально-психологические личностные Образы конфликтной ситуации, имеющиеся у каждого из участников конфликта представления участников о самих себе (своих мотивах, целях, ценностях, возможностях и т. п.); представление о противостоящих сторонах (их мотивах, целях, ценностях, возможностях и т. п.); каждого участника о том, как другой воспринимает его
Исходами конфликтами могут быть: устранение одной или обеих сторон; приостановка конфликта с возможностью его возобновления; победа одной из сторон (овладение объектом конфликта); деление объекта конфликта (симметричное или асимметричное); согласование о правилах совместного использования объекта; равнозначная компенсация одной из сторон за овладение объектом другой стороной, отказ обеих сторон от посягательств на данный объект; альтернативное определение таких объектов, которые удовлетворяют интересы обеих сторон.
1.4. Степень искажения конфликтной ситуации и исход конфликта Искажение конфликтной ситуации в целом: в конфликте искажено восприятие не только отдельных элементов конфликта, но и конфликтная ситуация в целом Искажения восприятия мотивов поведения в конфликте Искажение восприятия действий, высказываний, поступков Искажение восприятия личностных качеств
Исходами конфликтами могут быть: устранение одной или обеих сторон; приостановка конфликта с возможностью его возобновления; победа одной из сторон (овладение объектом конфликта); деление объекта конфликта (симметричное или асимметричное); согласование о правилах совместного использования объекта; равнозначная компенсация одной из сторон за овладение объектом другой стороной, отказ обеих сторон от посягательств на данный объект; альтернативное определение таких объектов, которые удовлетворяют интересы обеих сторон.
Конфликтное взаимодействие состоит из противоположно направленных действий участников межличностного конфликта Стратегия поведения приспособление основывается на изменении своей позиции, перестройке поведения, сглаживании противоречий, поступаясь иногда своими интересами; сотрудничество представляет собой совместную выработку решений, удовлетворяющих интересы всех сторон; компромисс предполагает взаимные уступки в чем-то важном и принципиальном для каждого из сторон; при избегании (бездействии) участник стремится выйти из конфликтной ситуации, не решая ее; соперничество (конкуренция) заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения.
ТАКТИКА КОНФЛИКТА жесткая (захват и удержание объекта, давление, физическое насилие, психологическое насилие), нейтральная (коалиционная, санкционирование, демонстрация действия) мягкая (сделки, дружелюбие, фиксация позиции)
Вывод по первой главе: В отечественной психологии конфликт, как правило, определяется как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Межличностные конфликты – это сложные социально- психологические явления, возникающие в процессе социального взаимодействия между людьми. Они характеризуются теми же признаками, что и любые конфликты: наличие значимых для сторон противоречий; необходимость их разрешения для нормализации отношений сторон и их эффективного взаимодействия; действия сторон, направленные на преодоление возникших противоречий, реализацию собственных интересов. Структура конфликта – это совокупность его устойчивых связей, обеспечивающих целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни. Без наличия этих связей конфликт не может существовать как динамически взаимосвязанная система и процесс. Составляющими конфликта являются: конфликтная ситуация и конфликтное поведение.
ГЛАВА II Эмпирическое исследование межличностных и внутригрупповых аспектов конфликтных отношений детей 9-10 лет.
2.1. Выборка исследования Эмпирическая часть исследования проводилась в период с марта по апрель 2011 года на базе МОУ Ершовская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова. В эмпирическом исследовании принимали участие обучающиеся 3 «А» класса, в количестве 26 человек в возрасте 9-10 лет (из них 15 девочек, 11 мальчиков). Поведение: Учащиеся отличаются очень высокой двигательной активностью. Класс дружный, нарушения дисциплины бывают нечасто; конфликты с учителями возникают очень редко.
Общение в школе : Дети отзывчивы, отличаются самостоятельностью и индивидуальностью взглядов. По популярности среди начальных классов, ученики занимают срединное положение, чрезвычайно общительны, постоянно стараются быть в центре событий, ищут новые впечатления и знакомства. Общение в семьях: Детям предоставляется большая самостоятельность, но при этом не ослабляется контроль за их поведением. Обучающиеся живут в дружных семьях и имеют доверительные отношения с родителями. С целью изучения: социально-психологической направленности психологической защиты личности , оценки уровня конфликтности личности использовались известные методики, разработанные В.В. Бойко , В.И. Андреевым.
Психодиагностические обследования тестируемых производились нами исключительно очным групповым методом, только в светлое время суток (утром и днём), только в учебном классе МОУ Ершовской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова, исключительно с полного добровольного согласия самих обследуемых, которым, предварительно, в общем виде объяснялись научные цели и задачи настоящего исследования.
2.2. Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении. Автор - В. В. Бойко. Общее количество респондентов - 26 человек. 26 чел. = 100%. В данной методике выделяется три основополагающих формы проявлений психологических защит в общении и взаимодействии: миролюбие, избегание и агрессия. Миролюбие: 0 – 8 баллов (низкая выраженность) – 13 чел. Х = 12 / 26 x 100% = 50%. 9 – 16 баллов (средняя выраженность) – 12 чел. Х = 46,1%. 17 – 24 баллов (высокая выраженность) – 1 чел. Х = 3,9%. Избегание: 0 – 8 баллов (низкая выраженность) – 18 чел. Х = 69,2%. 9 – 16 баллов (средняя выраженность) – 8 чел. Х = 30,8 %. 17 – 24 баллов (высокая выраженность) – нет. Агрессия: 0 – 8 баллов (низкая выраженность) – 23 чел. Х = 88,5%. 9 – 16 баллов (средняя выраженность) – 3 чел. Х = 11,5%. 17 – 24 баллов (высокая выраженность) – нет.
Наиболее «используемой» формой психологической защиты в общении у всех респондентов нашей выборки является «миролюбие», так как средняя и высокая степень выраженности этой закономерности защитных реакций в общении «имеется» у 13-ти человек (50%) из 26-ти (100%). На «втором месте» форма психологической защиты - "избегание", так как средняя и высокая степень выраженности данной защитной тенденции в общении «проявляется» у 8-ми человек (30,8%) из 26-ти (100%) человек наших тестируемых. Наконец, наименее «используемой» формой психологической защиты в общении у всех респондентов нашей выборки является «агрессия», так как средняя и высокая степень выраженности этой закономерности защитных реакций в общении «имеется» у 3-х человек (11,5%) из 26-ти (100%). Описанные показатели в целом, как нам представляется, являются положительными .
2.3. Тест «Оценка уровня конфликтности личности». Автор - В.И. Андреев. Общее количество респондентов – 26 чел. 26 чел. = 100%. Уровни конфликтности . Низкий уровень конфликтности (14 –23 баллов ) – 3 чел. Подсчитываем по формуле: Х = 3/26 x 100%. Итак, Х = 11,5% . Средний уровень конфликтности (24–33 баллов) – 23 чел. Х = 88,5% . Высокий уровень конфликтности (34–42 баллов) – нет . Анализ психодиагностических данных всей нашей выборки по тесту В.И. Андреева выявил, что высокий уровень конфликтности не наблюдается у опрошенных респондентов, а низкий уровень конфликтности у – 11,5% опрошенных. У значимого большинства респондентов – 88,5% выявлен средний (умеренный, адекватный) уровень конфликтности . Это положительная тенденция, так как она «говорит» о том, что обучающиеся (наши тестируемые) адекватно, соответственно ситуации действуют в конфликте и социально приемлемо конфликтны как личности.
Средний («умеренный») уровень конфликтности, «показанный» нашими испытуемыми в данном тесте (показатели подавляющего большинства испытуемых – 88,5%) «свидетельствует» буквально следующее. Адекватность реагирования этих испытуемых является «пролонгированной» ("устойчивой") по трём основополагающим параметрам данного явления ("адекватности поведения и деятельности"). Данные испытуемые (88,5%) действуют адекватно (соответственно, соразмерно): 1) социальным условиям и ситуациям общения и взаимодействия с другими людьми; 2) субъектам общения и взаимодействия (тем с кем осуществляется коммуникация); 3) самим себе (своим личностным установкам, ценностям и принципам). Всё сказанное выше даёт основания утверждать, что наши респонденты (несомненное большинство из них), в общем и целом, весьма адекватно, сдержанно и взвешенно ведут себя в конфликтных ситуациях.
2.4. Выводы по эмпирической части исследования. Анализ психодиагностических данных всей нашей выборки по тестовой методике В.В. Бойко выявил, что наиболее «используемой» формой психологической защиты в общении у всех респондентов нашей выборки является «миролюбие», так как средняя и высокая степень выраженности этой закономерности защитных реакций в общении «имеется» у 13-ти человек (50%) из 26-ти (100%). На «втором месте» форма психологической защиты - "избегание", так как средняя и высокая степень выраженности данной защитной тенденции в общении «проявляется» у 8-и человек (30,8%) из 26-ти (100%) человек наших тестируемых. Наконец, наименее «используемой» формой психологической защиты в общении у всех респондентов нашей выборки является «агрессия», так как средняя и высокая степень выраженности этой закономерности защитных реакций в общении «имеется» у 3-х человек (11,5%) из 26-ти (100%). Описанные показатели в целом, как нам представляется, являются положительными, так как наиболее «используемой» формой психологической защиты в общении у всех респондентов нашей выборки является «миролюбие», а наименее «используемой» формой психологической защиты в общении у всех респондентов нашей выборки является «агрессия».
Анализ психодиагностических данных всей нашей выборки по тесту В.И. Андреева выявил, что высокий уровень конфликтности не наблюдается у опрошенных респондентов, а низкий уровень конфликтности у – 11,5% опрошенных. У значимого большинства респондентов – 88,5% выявлен средний (умеренный, адекватный) уровень конфликтности. Это положительная тенденция , так как она «говорит» о том, что обучающиеся (наши тестируемые) адекватно, соответственно ситуации действуют в конфликте и социально приемлемо конфликтны как личности. Согласно информационным данным, полученным по применению на нашей эмпирической базе выборке методики "В.И. Андреева", диагностирующей уровень конфликтности личности: "низкий", "средний" (умеренный), "высокий", нами выявлено следующее. Средний уровень конфликтности - у обучающихся 3 «А» класса – 23-х человек (88,5%) из 26 (100%).
Таким образом, у обучающихся 3 «А» класса, бесспорно, превалирует средний (умеренный) уровень конфликтности. Средний («умеренный») уровень конфликтности, «показанный» нашими испытуемыми в данном тесте (показатели подавляющего большинства испытуемых – 88,5%) «свидетельствует» буквально следующее. Адекватность реагирования этих испытуемых является «пролонгированной» ("устойчивой") по основным базовым параметрам конфликтности личности ("психическое поведение и деятельность").
Заключение В качестве гипотезы исследования мы предполагали, что наиболее значимыми аспектами конфликтных отношений детей 9-10 лет являются доминирующие стратегии психологической защиты личности в общении и уровень конфликтности личности. Наряду с этим, мы предположили, что доминирующей стратегией психологической защиты в общении у нашей выборки является миролюбие. Также мы предположили, что в нашей выборке будет наиболее выражен средний уровень конфликтности личности. Анализ психодиагностических данных всей выборки по тестовой методике В.В. Бойко выявил, что примерно у половины респондентов (исходя из представленных сравнительных показателей) наличествует «средняя» (умеренная) выраженность какой-либо одной из трех «измеряемых» основных форм психологической защиты в общении (миролюбия, избегания, агрессии). На этом основании можно говорить о частичной сформированности у значительной части наших тестируемых «предпочитаемой» ими формы психологической защиты в общении.
По результатам эмпирического исследования нами выявлено, что наиболее «используемой» формой психологической защиты в общении у всех респондентов нашей выборки является «миролюбие», так как средняя и высокая степень выраженности этой закономерности защитных реакций в общении. На «втором месте» форма психологической защиты - "избегание", так как средняя и высокая степень выраженности данной защитной тенденции в общении «проявляется» у 8-и человек (30,8%) из 26-ти (100%) человек наших тестируемых. Наконец, наименее «используемой» формой психологической защиты в общении у всех респондентов нашей выборки является «агрессия», так как средняя и высокая степень выраженности этой закономерности защитных реакций в общении «имеется» у 3-х человек (11,5%) из 26-ти (100%). Таким образом, у обучающихся 3 «А» класса, бесспорно, превалирует средний (умеренный) уровень конфликтности . Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что наша гипотеза подтвердилась полностью.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: "Культура поведения в отношениях детей со своими сверстниками"
Формирование личности школьника происходит в разных видах деятельности: в учении, труде, игре, в отношениях с товарищами и осуществляется каждый день; в будничной жизни, прежде всего, формируется инди...
Мониторинг "Отношение детей к своему здоровью. Культура здоровья."
1. Анкета ЗОЖ для учащихся первых классов.2. Ключ к анкете.3. Подведение итогов.4. Анализ тестирования....
Методика урегулирования межличностных отношений детей «Психологический климат класса».
Авторская разработка включает в себя:1) презентацию «Заочное путешествие в космос» для исследования психологического климата в классе. Это апробированная диагностика, в основе которой лежит горо...
Программа «Формирование мотивации и ценностного отношения детей к своему здоровью в МОУ Урлукская СОШ»
В соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВА...
Некоторые аспекты обучения чтению детей с ОВЗ.
Современный подход к обучению чтению содержит эффективные методики, опытные педагоги успешно пользуются и традиционными методами и приемами. А если все методики испробованы, а ваш ребенок бегло читать...
Гармонизация межличностных отношений детей младшего школьного возраста
Презентация для родительского собрания...
Здоровьесберегающие аспекты музыки для детей с ОВЗ
Одна из основных задач уроков музыки в специальной коррекционной школе VIII вида снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоциональный энергетичес...