Здоровьесберегающие аспекты музыки для детей с ОВЗ
статья

Быстрова Юлия Николаевна

   Одна из основных задач уроков музыки  в специальной коррекционной школе VIII  вида снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоциональный энергетический тонус обучающихся. Дети с ОВЗ имеют большие проблемы со здоровьем: у многих детей нарушение осанки, функций равновесия, плохо развита речь, память, мышление, а все это влияет на общее состояние  организма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_aspekty.docx22.85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Здоровьесберегающие аспекты музыки для детей с  ОВЗ

                                                     

Учитель музыки Быстрова Ю.Н.

   Одна из основных задач уроков музыки  в специальной коррекционной школе VIII  вида снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоциональный энергетический тонус обучающихся. Дети с ОВЗ имеют большие проблемы со здоровьем: у многих детей нарушение осанки, функций равновесия, плохо развита речь, память, мышление, а все это влияет на общее состояние  организма.

Особенностями учащихся классов Особый ребенок являются неустойчивость внимания, быстрая утомляемость, эмоциональная лабильность недостаточная вокально-слуховая координация и др., которые требуют разнообразия форм и видов музыкальной деятельности, частого переключения внимания детей, быстрой смены заданий, включения заданий, связанных с движением, органичного сочетания различных форм работы на уроке. С помощью музыки можно уменьшить нервно - эмоциональное напряжение детей   во время занятий, (например смена видов деятельности на занятии - слушание, разучивание  текста, исполнение песен, исполнение с движением, игра на нар. инструментах, упражнения на дыхание, распевки.  Музыкальный материал, предназначенный для слушания  должен быть специально подобран под их  интересы и возможности.  Репертуар для пения учащихся  также имеет ограничения, так как у них: небольшой диапазон  голосов, затрудненное  воспроизведение  ритмического рисунка мелодии,  и  недоразвитие речи.

Поэтому в процессе своей работы  наряду с решением многих задач музыкального воспитания я занимаюсь внедрением здоровьесберегающих технологий  на уроке.  

Музыкотерапия.  

 Это метод  восстановления, сбережения здоровья и оптимизации поведения с помощью различных музыкальных средств. Музыкотерапия включает прослушивание музыкальных произведений, пение песен, выполнение ритмических движений под музыку. Мною собрана подборка музыкальных произведений наиболее приемлемая и понятная  для прослушивания по классам (добавления к рекомендуемым программой муз. произведениям),    в ней я активно использую классическую музыку П.Чайковский, Шаинский, Моцарт, Бах, Бетховен

Музыка способствует улучшению  качества движений у детей  (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность,  содействует коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений, стимулирует речь, нормализует просодическую сторону (темп, тембр, ритм, интонацию, силу голоса ). Также способствует развитию музыкально – творческих способностей,  в индивидуальной или коллективной деятельности. В результате этой деятельности на уроке усилиями детей создается творческий продукт в виде мелодий ( например исполнение песен), музыкально - ритмических движений (инсценирование песен,  инсценирование сказок например «Теремок» , «Два веселых гуся», «Антошка»).

 Вокалотерапия

Как традиционный вид музыкальной деятельности пение занимает одно из ведущих мест в музыкально - эстетическом воспитании и образовании детей, формировании их личностных качеств. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения. В процессе пения – сольного или хорового – укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья учащихся. Один из вариантов вокалотерапии - хоровое пение, поэтому на уроках я его использую как один из основных видов  пения, так как по опыту знаю, что дети с ОВЗ очень часто стесняются, или не могут в силу своих особенностей  петь по одному.

В процессе занятий  хоровым пением происходит стимуляция работы внутренних органов за счёт активных движений грудной клетки, диафрагмы и мышц грудного пресса.                                       И  поэтому большое внимание  в своей работе я уделяю правильному формированию дыхания, (упражнения выбираются легкие для восприятия и выполнения) например: «Задуй свечу», «Листочки», «Подуй на перышко»., «Пузырь».

        Как разновидность вокального тренинга я использую  звуковую гимнастику. Освоить её не сложно. Для этого нужно петь согласные и протягивать  гласные звуки до тех пор, пока звучание не станет чистым и устойчивым. Например:

Си-Са- Су

Ри-Ра-Ру

Ми-Ма-Му

            Ле-ли-ле-ли-ле

           Поступенное движение гаммы

Пропевание  гласных звуков с показом для детей класса особый ребенок

Еще я использую звуковую гимнастику. Она не требует большого физического напряжения и может быть использована даже простуженными детьми и в период мутации. Дети с большим желанием выполняют упражнения - подражания различным звукам, например : шипению змеи, рычанию собаки, уханию совы, шуршанию листьев, вою ветра. Это действует расслабляющим образом на состояние детей, а также здесь присутствует элемент игры, так как я  использую их с движениями, например: Уханье совы добавляем махи крыльев, шуршание листьев - берем картонные листья и шуршим с произнесением звуков.

Для усиления вдоха при звуковой гимнастике нужно проводить ряд упражнений, выполняемых в такой последовательности: короткая пауза, выдох с произнесением звуков «П-Ф-Ф» (этот выдох принято называть очистительным). Выдох осуществляется медленно, тихо, без усилий, через небольшое отверстие сложенных трубочкой губ.

  Ритмотерапия

Музыкально-ритмические движения активизируют деятельность обучающихся , влияют на личность ребенка, давая выход к самовыражению, помогают добиться эмоциональной разрядки. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный коррекционно- развивающий процесс, который состоит из двух основных направлений:

1.Развитие  и коррекция вербальных процессов- слуховое внимание, память, моторика, а также эмоциональная и коммуникативная сферы.

2.Коррекция речевых нарушений: темпа и ритма, дыхания и речи, фонематического слуха.

 При помощи движений дети смогут выделить главные признаки трех жанров. Например  песня-поем, Танец- показываем танцевальные движения, Марш – маршируем.  Ритмотерапия осуществляется различными средствами: игры со словами, пением, инсценировками, движением под музыку. Движение и танец, помимо того что снимают нервно - психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми. Поэтому наряду с пением на своих уроках большое значение я уделяю движениям под музыку, при этом использую простейшие движения, которые можно исполнить сидя за партами и стоя, они понятны и доступны всем обучающимся.

1.Марширование;

2.Упражнение на движение(создание различных двигательных образов) например:

Выйди, выйди солнышко,

Мы посеем зернышко,

Скоро вырастет росток, потянется на восток,

Потянется на восток,

Перекинется через мосток, по мосточку пойдем

В гости к солнышку придем.

            3.  Ритмизация собственных имен и фамилий( прохлопывание в ладоши)

4.  Прохлопывание ритма песен

С помощью этих заданий можно определить темп, динамику, различные штрихи.

- усвоить основные темы программы;

- развивать музыкальность;

-формировать двигательную сферу и т. д.

Также использую «Двигательные песенки», в которых  задействованы все группы мышц.  Например упражнение «Носиками помотаем»  способствует развитию шейного отдела, плечевого пояса; упражнение «Тик- Так» -  развитию плечевого пояса, «Солнышко встает» -  развитию мышц спины и ног. Они направлены на то, чтобы дети не только радовались движениям, но и получали пользу для позвоночника и всех мышц своего тела.

На моих уроках применение музыкально - ритмических  движений  приходится на кульминационный момент, следовательно, исключает равнодушие на занятиях.

Фольклорная  терапия

        Русский песенный фольклор развивает у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат.  Исполнение народных песен развивает музыкально - творческие способности детей, фантазию. Так как эти песни легки для восприятия и разучивания детям с ОВЗ, при выборе материала ,  я использую много  народных песен. Например: – Рус. Нар .песня «Во поле береза стяла», «Во кузнице».  «На горе –то калина»,  «Уж как по мосту-мосточку».  «Как на тоненький ледок»», их мы всегда исполняем с движением ( инсценируем) и игрой на народных инструментах.

Улыбкотерапия

Считается, что здоровье школьников станет крепче и от улыбок учителей. В улыбающемся учителе дети видят друга, и учиться им нравится больше. Очень важна на уроке  улыбка самого ученика. . Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. В связи с этим я стараюсь на уроки музыки для детей подбирать репертуар способствующий положительному восприятию, формированию умения улыбаться. Например  песня «Улыбка», «Я на солнышке лежу» В. Шаинского. Также использую в репертуаре много шуточных детских  песен, например, «Антошка», «Два веселых гуся».  Исследователи утверждают, что специально подобранная музыка  тренирует эмоциональный мир ребенка и повышает уровень иммунитета, приводит к снижению заболеваемости.

В результате применения различных здоровьесберегающих технологий на уроке, я    делаю вывод о том, что обучающиеся с ОВЗ становятся более спокойными и доброжелательными, лучше усваивают учебный материал. Увеличивается диапазон голоса, чистота интонирования, чувство ритма.  Происходит освоение навыков певческого дыхания и звукообразования. На уроке создается положительный эмоциональный фон; снимается фактор тревожности,  стимулируются двигательные функции; происходит развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений), их способностей; растормаживаются речевые функции. Поэтому  применение здоровье-сберегающих технологий на уроках музыки очень важно и нужно для развития  детей с ограниченными возможностями здоровья.

Литература:

1. Балашова С.С., Шенталинская Т.С Музыкальный фольклор в школе / Сост. Челышева Т.В. – М: Просвещеник, 1997.

2. Едунов С.М., Прасолова Г.А. Программы по музыке ведущих тенденций развития отечественного музыкального образования: история и современность. – С – ПБ ГУМП, 2001. 3. Молчанова Т.К., Виноградова Н.Н., Составление образовательных программ. – М.: Перспектива,2007.

4. Тютюнникова Т.Э.Уроки музыки. Система обучения. К. Орфа. – М.: Аст – рель, 2000.

5. Яковенко Т.В. Музыка и здоровье человека. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – М. – Первое сентября; Чистые пруды, 2004г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межличностные и внутригрупповые аспекты конфликтных отношений детей 9-10 лет

В данном   исследовании межличностных и внутригрупповых аспектов конфликтных отношений детей 9-11 лет, мы определили доминирующие стратегии психологической защиты личности в общении и уровень кон...

Здоровьесберегающие аспекты развивающего обучения младших школьников.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способ...

Физминутки как здоровьесберегающий аспект урока

Данная статья предназначена   учителям начальных классов для работы в урочное и внеурочное время. Содержит упражнения для сохранения здоровья младших школьников....

Здоровьесберегающие аспекты в технологии Л. В. Занкова

В развивающей системе Л. В. Занкова обучение и воспитание, привитие норм и навыков здорового образа жизни носит комплексный характер, побуждает детей к активным и сознательным действиям, что способств...

Здоровьесберегающие аспекты развивающего обучения младших школьников.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны зан...

Здоровьесберегающий аспект урока

В работе рассмотрены факторы, влияющие на благополучное психо-физиологическое развитие каждого ребенка на школьном уроке....

Здоровьесберегающие аспекты организации учебного процесса

Здоровье подрастающего  поколения  является  важным показателем благополучия общества. Большое  значение отводится  использованию здоровьесберегающих технологий  на урока...