Индивидуальный образовательный маршрут учащегося 1 класса с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка (1 класс) на тему
Разработанный мной индивидуальный образовательный маршрут ученика 1-го класса с ограниченными возможностями здоровья предусматривает как вариативные формы обучения, так и различные формы специального сопровождения ребенка. Психолого-педагогическое сопровождение влючает оптимальный режим учебных нагрузок, коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса, учет индивидуальных особенностей ребенка, соблюдение комфортного психоэмоционального режима, оздоровительный и охранительный режим, профилактику физических, умственных и психологических перегрузок ребенка, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut.docx | 53.26 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
Учащегося 1-го класса
Составила:
Ишкова Виктория Владимировна,
ГБОУ школа № 131 Красносельского района
Санкт-Петербурга
1.Общие сведения о ребёнке.
ФИО ребенка:
Возраст ребенка: 7 лет
Место жительства: г. Санкт – Петербург,
Мать:
Отец:
Год обучения в ГБОУ школа №131: 1
Ступень обучения: 1
Группа (особые потребности): 2
Заключение ПМПК: тотальное (сложное) нарушение развития психических функций с нарушениями опорно-двигательного аппарата, несформированность языковых средств на фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом уровнях с преобладанием недоразвития смысловой стороны речи.
2. Характеристика обучающегося на начало учебного года.
Наблюдаются недостаточное развитие познавательных процессов, сниженная эффективность слухового, зрительного и пространственного восприятия; выраженные нарушения произвольного внимания (не стабильное, отвлекаемое), концентрация произвольного внимания очень низкая. Способности к распределению и переключению внимания развиты недостаточно. Память механическая, кратковременная.
Уровень развития мыслительная деятельности не соответствует возрастной норме. Наблюдается пассивность и стереотипность мыслительных операций, преобладает наглядно-действенный вид мышления.
Речевой контакт затруднён. Экспрессивная речь искажена, ограничена обиходно-бытовой тематикой. Словарный запас крайне беден. Наблюдается грубое недоразвитие всех компонентов речевой системы. Понимание обращённой речи значительно ограничено и требует от педагога многократного повторения и упрощения инструкции. Логопедическое заключение: системное недоразвитие речи тяжелой степени, обусловленное умственной отсталостью. Нарушение семантической стороны речи.
Пространственно-временные представления не сформированы. Отмечается нарушение пространственного и конструктивного праксиса: плохо ориентируется в схеме собственного тела, в пространстве и на листе бумаги.
Имеют место нарушения общей и мелкой моторики. Наблюдается общая вялость, неточность движений, нарушена координация движений, затрудняется при необходимости удержать равновесие, испытывает трудности регуляции темпа движений. У учащегося не скоординированы движения пальцев, умение делать мелкие, точные движения на бытовом уровне. Наблюдается несформированность моторных навыков графической деятельности.
Навыки самообслуживания в стадии формирования: санитарно-гигиенические развиты частично, необходим постоянный контроль и помощь педагогов.
В учебной деятельности нуждается в стимулирующей, разъясняющей и регулирующей помощи со стороны педагога.
Приоритетное содержание обучения и воспитания:
1. Альтернативная коммуникация.
2. Двигательное развитие.
3. Сенсорное развитие.
- График и режим учебного процесса
Количество учебных дней – 5
Количество уроков в день:
№ урока | время | понедельник | вторник | среда | четверг | пятница |
1 | 9.00 - 9.40 | КРЗ | Речь | Речь | Речь | Человек |
2 | 9.55 – 10.35 | Музыка и движение | Человек | АФК | Человек | АФК |
3 | 10.55 – 11.35 | Математиче- ские представле- ния | АФК | Математиче-ские представле-ния | КРЗ | Окр.природный мир |
4 | 11.55 – 12.35 | Окр. природный мир | Окр. Социаль-ный мир | Труд | ИЗО | Труд |
5 | 12.45 – 13.25 | ИЗО |
Начало и завершение учебного дня: 9.00 – 14.00
Количество часов индивидуальных/фронтальных занятий:
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | |
логопед | 12.55-13.25 инд. | 11.50- 12.35 инд. | 12.50– 13.30 инд. | 10.40–11.25 инд. | 13.25 – 14.00 инд. |
психолог | 12.00- 12.40 подгр. 13.25-13.55 групп. | 12.50-13.30 групп. | 11.55-13.25 подгр. | 13.25-12.05 инд. 13.25-14.00 групп. |
итого учебных часов в неделю: 21 час
4. Форма обучения:
класс
5. Материально-техническое оснащение:
Материально-техническое обеспечение в образовании обучающихся с умственной отсталостью, с ТМНР должно отвечать как общим, так и особым образовательным потребностям данной группы обучающихся. В связи с этим в структуре материально технического обеспечения должна быть отражена специфика требований к:
∙ организации пространства;
∙ организации временного режима обучения;
∙ организации учебного места обучающихся;
∙ техническим средствам обучения и обеспечения комфортного доступа обучающихся к образованию (ассистирующие средства и технологии);
∙ специальным учебным и дидактическим материалам, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся;
∙ условиям для организации обучения и взаимодействия специалистов, их сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся;
∙ информационно-методическому обеспечению образования.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕННОГО РЕЖИМА ОБУЧЕНИЯ
Временной режим образования обучающихся (учебный год, учебная неделя, день) установлен в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами образовательной организации.
Учебный день включает в себя специально организованные занятия /уроки, а также паузу, время прогулки и процесс выполнения повседневных ритуалов (одевание, раздевание, туалет, умывание, прием пищи). Обучение и воспитание происходит, как в ходе занятий / уроков, так и во время другой (внеурочной) деятельности обучающегося в течение учебного дня. Продолжительность специально организованного занятия / урока различна и зависит от возраста и психофизического состояния ученика.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО МЕСТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Рабочее / учебное место обучающегося создается с учетом его индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей.
При организации учебного места учитываются возможности и особенности моторики, восприятия, внимания, памяти ребенка. Для создания оптимальных условий обучения организованы учебные места для проведения, как индивидуальной, так и групповой форм обучения. С этой целью в помещении класса созданы специальные зоны. Кроме учебных зон предусмотрены места для отдыха и проведения свободного времени.
СПЕЦИАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ И ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
- фотографии, рисунки, пиктограммы и др., а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы),
∙ алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения»),
Освоение содержательной области «Математика» предполагает использование разнообразного дидактического материала в виде:
∙ предметов различной формы, величины, цвета,
∙ изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.,
∙ оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам
Формирование представлений о себе, своих возможностях в ходе освоения содержательной области «Человек» (знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми) происходит с использованием средств, расширяющих представления и обогащающих жизненный опыт
обучающихся. В частности, сенсорных средств, воздействующих на различные чувственные анализаторы и вызывающих положительные реакции обучающихся на окружающую действительность. Арсенал материалов и оборудования, позволяющих ребенку осваивать навыки самообслуживания, доступной бытовой деятельности. Содержательная область «Человек» предполагает использование широкого спектра демонстративного учебного материала (фото, видео, рисунков), тематически связанного с жизнью общества.
Данные материалы могут использоваться, как в печатном виде (книги, фото альбомы), так и в электронном (воспроизведение записи с носителя электронной информации). По возможности для освоения социальных ролей и общепринятых правил в процессе обучения используются различные ролевые игры, для которых в арсенале учебно-дидактических средств имеются некоторые атрибуты представителей разных профессий (элементы костюмов, предметы, материалы).
Специальный учебный и дидактический материал необходим для образования обучающихся в области «Искусство». Освоение практики изобразительной деятельности, художественного ремесла и художественного творчества требует некоторых специфических инструментов (ножниц, кисточек и др.), позволяющих ребенку овладевать отдельными операциями в процессе совместных со взрослым действий. Кроме того, для занятий ИЗО имеются расходные материалы (бумага, краски, пластилин, глина, клей и др.). Для развития изобразительной деятельности в доступные виды художественного ремесла (батик, керамика, ткачество, полиграфия и др.)
На занятиях музыкой и театром обеспечено использование доступных музыкальных инструментов (маракас, бубен, барабан и др.), театральных реквизитов, а также оснащение актового зала воспроизводящим, звукоусиливающим и осветительным оборудованием.
Содержательная область «Физическая культура» обеспечивает ребенка возможностью физического самосовершенствования. Для этого оснащение физкультурных залов предусматривает специальное адаптированное (ассистивное) оборудование для обучающихся с различными нарушениями развития, включая тренажеры, специальные велосипеды (с ортопедическими средствами) и др.
Для осуществления трудового обучения образовательной организации
имеются:
- игрушки
∙ различного назначения сырье (глина, шерсть, ткань, бумага и др. мате-риалы);
∙ заготовки (из дерева, металла, пластика) и другой расходный материал;
∙ прочий учебно-дидактический материал, необходимый для трудовой подготовки в образовательной организации.
6. Индивидуальные потребности ребёнка:
Учитель - логопед:
Педагог – психолог:
Учитель АФК и ЛФК:
Учитель:
Базовые учебные действия
Содержание | 1 полугодие | 2 полугодие |
Программа формирования базовых учебных действий | ||
Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками. | ||
| ||
Формирование учебного поведения | ||
| ||
Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками | ||
|
Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.
Содержание | 1 полугодие | 2 полугодие |
1. Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация. | ||
1.1. Коммуникация. | ||
1.1.1. Коммуникация с использованием вербальных средств. | ||
| ||
2. Математические представления. | ||
2.1. Количественные представления. | ||
| ||
2.2. Представления о форме. | ||
| ||
2.3. Пространственные представления | ||
| ||
2.4. Временные представления. | ||
| ||
2.5. Представления о величине. | ||
| ||
3 Окружающий природный мир | ||
3.1. Временные представления. | ||
| ||
3.2. Животный мир. | ||
| ||
3.3. Объекты природы. | ||
| ||
3.4. Растительный мир. | ||
| ||
4 Человек | ||
4.1. Представления о себе. | ||
| ||
4.2. Семья. | ||
| ||
4.3. Гигиена тела. | ||
| ||
4.4. Обращение с одеждой и обувью. | ||
| ||
4.5. Прием пищи. | ||
| ||
4.6. Туалет. | ||
| ||
6 Окружающий социальный мир | ||
6.1. Школа. | ||
| ||
6.2. Предметы и материалы, изготовленные человеком. | ||
| ||
6.3. Предметы быта. | ||
| ||
6.4. Квартира, дом, двор. | ||
| ||
6.6. Транспорт. | ||
| ||
7 Музыка и движение | ||
7.1. Слушание. | ||
| ||
7.2. Пение. | ||
| ||
7.3. Движение под музыку. | ||
| ||
7.4. Игра на музыкальных инструментах. | ||
| ||
8 Изобразительная деятельность | ||
8.1. Аппликация. | ||
| ||
8.2. Лепка. | ||
| ||
8.3. Рисование. | ||
| ||
9 Адаптивная физкультура | ||
9.1. Физическая подготовка. | ||
9.1.2. Общеразвивающие и корригирующие упражнения. | ||
| ||
9.1.4. Ползание, подлезание, лазание, перелезание . | ||
| ||
9.1.5. Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза | ||
| ||
14 Альтернативная и дополнительная коммуникация | ||
14.2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. | ||
14.2.2. Экспрессивная речь. | ||
|
7. Специальные технологии:
- Игровые
- Здоровьесберегающие
- Технологии дифференцированного обучения
- ИКТ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика и коррекция агрессивного поведения у учащихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья. Рабочая программа.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КООРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШК...
« Особенности развития речи учащихся 2-4 классов с ограниченными возможностями здоровья»
В целях активизации словаря учащихся организуется речевая практика в связной речи, проводятся различные сопоставительные упражнения, дающие возможность выбрать наиболее точное слово....
Специалисты, организующие образовательный про-цесс детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном классе.
В связи с приходом в школу учащихся с ОВЗ различных категорий, как например, с нарушениями органов слуха и зрения, с симптомами аутизма, и т.д., задача освоения администрацией образовательного учрежде...
Разработка индивидуального маршрута сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Пример разработки индивидуального образовательного маршрута для ребенка с УО....
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Литературное чтение» для учащихся 1 (1 дополнительного) - 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития Вариант 7.2
Данная программа адресована учащимся 1(1 дополнительного) – 4 классов, обучающихся по АООП НОО (вариант 7.2). Нормативный срок обучения 5 лет.Вариант 7.2. предполагает, что обучающийся с З...
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Русский язык» для учащихся 1 (1 дополнительного) - 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития (Вариант 7.2)
Данная программа адресована учащимся 1(1 дополнительного) – 4 классов, обучающихся по АООП НОО (вариант 7.2). Нормативный срок обучения 5 лет.Вариант 7.2. предполагает, что обучающийся с З...
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Математика» для учащихся 1 (1 дополнительного) - 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития (Вариант 7.2)
Данная программа адресована учащимся 1(1 дополнительного) – 4 классов, обучающихся по АООП НОО (вариант 7.2). Нормативный срок обучения 5 лет.Вариант 7.2. предполагает, что обучающийся с З...