Особенности развития речи у учащихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья.
методическая разработка (1, 2 класс)
Результаты, структура и условия освоения основной образовательной программы начального общего образования должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся начальной школы, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время современный учитель начальных классов, занимаясь решением проблемы развития речи, должен при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья не только организовать процесс обучения в соответствии с особенностями этих детей, но и тесно сотрудничать с логопедом, психологом, родителями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности развития речи у учащихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья.
Результаты, структура и условия освоения основной образовательной программы начального общего образования должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся начальной школы, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Рассмотрим, какие дети входят в категорию «дети с ограниченными возможностями здоровья». По классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым, к основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относятся:
- Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
- Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
- Дети с нарушением речи (логопаты);
- Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- Дети с умственной отсталостью;
- Дети с задержкой психического развития;
- Дети с нарушением поведения и общения;
- Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Каждой группе детей с нарушениями необходимы специальные условия обучения и воспитания:
- Для детей с нарушением слуха характерно нарушение звукопроизношения или отсутствие речи. У детей этой категории совпадают по объему активный и пассивный словарные запасы.
В своей статье Т. Г. Неретина и С. В. Клевесникова рекомендуют следующие условия обучения и воспитания этой группы детей:
- Стимулирование к общению и содержательной коммуникации с окружающим миром;
- Педагог не должен поворачиваться спиной к ученику во время устных объяснений;
- Сажать такого ребенка лучше за первую парту справа от педагога;
- Помочь слабослышащему ребенку освоиться в коллективе слышащих детей;
- Избегать гиперопеку;
- Развивать слуховое внимание: приучать ребенка всегда смотреть на говорящего;
- Активно включать ребенка в работу класса
- Учитывать возможности ученика, особым образом организовывать задания;
- Обязательное сотрудничество с сурдопедагогом, логопедом, родителями ребенка.
- Для детей с нарушением зрения характерно затруднения ориентировки в пространстве, неуверенность, противоречивость эмоций, трудности в общении.
В своей статье Т. Г. Неретина и С. В. Клевесникова рекомендуют следующие условия обучения и воспитания этой группы детей:
- Учет индивидуальных особенностей;
- Наличие специальных пособий, рассчитанных на данную группу детей;
- При опоре на осязание и слух ребенок может сидеть за любой партой, при опоре на остаточное зрение ученик должен сидеть за первой партой в среднем ряду;
- Охрана и гигиена зрения;
- Записи на доске должны быть крупными, контрастными;
- Взаимодействие педагога с тифлопедагогом, психологом, офтальмологом, и родителями ребенка.
- Для детей с нарушением речи характерно несоответствие речевого развития возрасту ребенка.
В своей статье Т. Г. Неретина и С. В. Клевесникова рекомендуют следующие условия обучения и воспитания этой группы детей:
- Обязательная работа с логопедом;
- Создание и поддержка развивающего речевого пространства;
- Своевременная смена труда и отдыха;
- Пополнение активного и пассивного словарных запасов;
- Стимулирование активности ребенка в исправлении речевых ошибок;
- Корректировка и закрепление навыков грамматически правильной речи;
- Взаимодействие с родителями.
- Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата характерно недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций.
В своей статье Т. Г. Неретина и С. В. Клевесникова рекомендуют следующие условия обучения и воспитания этой группы детей:
- Организация полноценного, разнопланового воспитания и развития личности;
- Комплексный характер коррекционно-педагогической работы;
- Наблюдение за ребенком в динамике продолжающегося психоречевого развития;
- Тесное взаимодействие с родителями.
- Для детей с умственной отсталостью характерно недоразвитие мыслительных процессов, эмоционально-волевой сферы, восприятия, памяти, внимания, моторики, уровня мотивированности, познавательных интересов, всех видов продуктивной деятельности.
В своей статье Т. Г. Неретина и С. В. Клевесникова рекомендуют следующие условия обучения и воспитания этой группы детей:
- Развитие всех психических процессов и познавательной деятельности;
- Формирование правильного поведения;
- Обеспечение социальной адаптации;
- Взаимодействие с психологом, родителями;
- Применение различных методов, способствующих развитию мелкой моторики.
- Для детей с задержкой психического развития (ЗПР) характерными особенностями являются:
- снижение работоспособности;
- повышенная утомляемость;
- неустойчивость внимания;
- низкий уровень развития восприятия;
- отставание в развитии всех форм мышления;
- дефекты звукопроизношения;
- бедный словарный запас;
- низкий навык самоконтроля;
- незрелость эмоционально-волевой сферы;
- ограниченный запас общих сведений и представлений;
- слабая техника чтения;
- неудовлетворительный навык каллиграфии;
- трудности в счете и при решении задач.
В своей статье Т. Г. Неретина и С. В. Клевесникова рекомендуют следующие условия обучения и воспитания этой группы детей:
- Соответствие темпа, объема и сложности учебной программы реальным познавательным возможностям ребенка, уровню развития его когнитивной сферы, уровню подготовленности (т.е. уже усвоенным знаниям и навыкам).
- Целенаправленное развитие общеинтеллектуальной деятельности (формирование умения осознавать учебные задачи, ориентироваться в условиях, осмысливать информацию).
- Сотрудничество со взрослыми, оказание педагогом необходимой помощи ребенку с учетом его индивидуальных проблем.
- Индивидуальная дозированная помощь ученику, решение диагностических задач.
- Развитие у ребенка чувствительности к помощи, способности воспринимать и принимать помощь.
- Малая наполняемость класса (10–12 человек).
- Щадящий режим работы, соблюдение гигиенических и валеологических требований.
- Организация классов коррекционно-развивающего обучения в стенах массовой школы.
- Специально подготовленный в области коррекционной педагогики (специальной педагогики и коррекционной психологии) педагог-учитель, способный создать в классе особую доброжелательную, доверительную атмосферу.
- Создание у неуспевающего ученика чувства защищенности и эмоционального комфорта. Безусловная личная поддержка ученика учителями школы.
- Организация взаимодействия и взаимопомощи детей в процессе учебной деятельности.
- Для детей с нарушением поведения и общения характерно:
- повышенная раздражительность;
- двигательная расторможенность в сочетании со сниженной работоспособностью;
- проявление отклонений в характере во всех жизненных ситуациях;
- социальная дезадаптация;
- проявления невропатии (повышенная нервная чувствительность в виде склонности к проявлениям аффекта, эмоциональным расстройствам и беспокойствам).
- В своей статье Т. Г. Неретина и С. В. Клевесникова рекомендуют следующие условия обучения и воспитания этой группы детей:
- Учет возможностей ребенка при организации занятий: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным.
- Увеличение трудности задания пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
- Создание ситуации достижения успеха на индивидуально-групповом занятии в период, когда ребенок еще не может получить хорошую оценку на уроке.
- Использование системы условной качественно-количественной оценки достижений ребенка.
- Специфической особенностью детей с комплексными нарушениями психофизического развития является практически полная невозможность получать информацию об окружающем по естественным каналам, что увеличивает значимость коррекционного образования для них, по сравнению с другими детьми, имеющими сложные дефекты.
М. В. Жигорева в своей статье рекомендует следующие условия обучения и воспитания этой группы детей:
- Оснащение необходимым специальным оборудованием;
- Учитывать индивидуальные особенности каждого ученика;
- Необходимо следить за выполнением ребенком рекомендаций врачей (принятие необходимых медикаментозных препаратов; дозирование нагрузок);
- Сотрудничество со специалистами и родителями ребенка;
- Осуществлять подбор различных интересных заданий для повышения мотивации учащихся;
- Использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные;
- Способствовать интеграции ребенка в окружающую среду.
Главной задачей педагога при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является помощь в дальнейшей социализации, обучить важнейшим навыкам, необходимым для самостоятельной жизни. И главное, что должен развить учитель у ребенка с ограниченными возможностями здоровья, это коммуникативные навыки. За время обучения учащийся должен овладеть связной речью: устной и письменной.
Развитие речи – центральная задача системы работы в школе, так как у детей с ограниченными возможностями здоровья чаще всего наблюдаются нарушения в произношении, лексике, грамматике, затруднения при подборе слов, построении диалога, использовании выразительных средств речи.
В развитии связной речи выделяются два аспекта: работа над диалогом и монологом.
Самым трудным для учащихся является описание предмета с использованием выразительных средств. Е. В. Ангельчева в своей статье описывает такой метод формирования умения описывать предмет как работа по готовым текстам-моделям, по которым ученик может построить аналогичное высказывание.
Работа с текстом-моделью может быть трех видов:
- составление аналогичных текстов по предложенной модели.
Например, учащимся дан следующий текст:
«Белка – маленькое дикое животное. У белки маленькие ушки с кисточками, короткие лапки и большой пушистый хвост. Живет белка в лесу, в дупле, на ели. Мех у белки зимой – серый, а летом – рыжий. Летом у белки появляются бельчата. Белка хорошо готовится к зиме. Ест она орешки, грибы, ягоды, семечки липы, почки ели. Белка быстро бегает и прыгает по веткам деревьев.»
После прочтения и анализа текста о белке учащимся предлагается составить рассказ о зайце по данному образцу. В своем рассказе учащиеся должны отметить то, как заяц выглядит, чем питается, где живет, как готовится к зиме, основные повадки, когда появляются зайчата.
- продолжение текста-модели по предложенному началу.
Например: «Белка – маленькое дикое животное. У белки маленькие ушки с кисточками, короткие лапки и большой пушистый хвост. Живет белка в лесу, в дупле, на ели…»
Учащиеся должны дописать рассказ про белку, указывая, что она ест, как готовится к зиме, как меняется окрас, когда появляются бельчата.
- конструирование текста модели путем обогащения содержания предложений.
Например: «Белка – маленькое животное. У белки ушки, лапки и хвост. Живет белка в лесу. Мех у белки зимой – серый, а летом – рыжий. Летом у белки появляются бельчата. Белка готовится к зиме. Ест она орешки, грибы, ягоды, семечки липы, почки ели. Белка бегает и прыгает по веткам деревьев.»
Учащимся нужно расширить содержание предложений текста, вставив необходимые для этого слова.
Также развитию устной речи и расширению словарного запаса способствуют такие виды деятельности как:
- речевая зарядка;
- пересказы текстов;
- чтение и обсуждение прочитанных текстов;
- составление рассказов по картине, по ключевым словам;
- закончить предложение, используя пары картинок;
- составление текста устно;
- разгадывание загадок;
- решение кроссвордов;
- составление высказывания по подготовленной речевой ситуации.
Н. А. Васильева приводит в своей статье схему для работы над речевой ситуацией:
- Обсуждение темы. Подготовка и обсуждение с учащимися атрибутов речевой ситуации.
- Активизация, уточнение и обогащение словарного запаса по данной теме.
- Составление, конструирование и переконструирование предложений, фрагментов речи.
- Использование новых слов и предложений в ролевой игре по теме.
Главными особенностями данных видов деятельности являются:
- тексты и речевые ситуации должны быть связаны с жизнью и бытом детей;
- проводить упражнения в игровой форме, так как играя, дети быстрее и легче общаются, следовательно, учатся говорить.
Значение письма в жизни человека очень велико. Письмо позволяет проявить человеку творчество и активное участие в создании культуры, творческим путем изложить свои мысли на бумаге.
Но у детей с ограниченными возможностями здоровья существуют проблемы в обучении письменной речи из-за недоразвития всех компонентов речи.
И. И. Колегова выделяет следующие трудности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в обучении письменной речи:
- трудности в овладении звуковым анализом и синтезом;
- затруднения в понимании обращенной речи;
- затруднения в выражении собственного отношения к предметам и явлениям окружающей среды.
Для коррекции письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья И. И. Колегова предлагает следующие группы дидактических игр:
- Развитие фонематического слуха («Заменяй-ка», «Задуманное слово»);
- Развитие восприятия образа буквы («Найди меня», «Конструктор»);
- Коррекция ошибок на уровне слога («Паутина», «Отгадай-ка»);
- Коррекция ошибок на уровне слова («Слово рассыпалось», «Полубуковка»);
- Коррекция ошибок на уровне словосочетания («Найди пару», «Спросилкин»);
- Коррекция ошибок на уровне предложения («Скажи по-другому», «Склеенное предложение»);
- Коррекция ошибок на уровне связного текста («Что сначала, а что потом?», «Закончи сказку»).
Также развитию письменной речи у учащихся с ограниченными возможностями здоровья способствуют такие виды деятельности как:
- Сочинения;
- Изложения;
- Составление связных рассказов по картинкам;
- Составление журнала, который состоит из: самостоятельно задуманных и написанных коротких рассказов, переписанных из книг стихотворений и отрывков статей, рисунков с надписями, загадок, задач;
- Написание писем родным, друзьям, знакомым;
- Ведение дневника, где ученик описывает все, что с ним происходит за день.
Мы согласны со словами В. М. Бабакова: «Изложение мысли должно считаться главной целью в обучении письму. Механизм письма и орфография носят прикладной характер и являются лишь вспомогательными предметами в обучении изложению мысли».
Л. А. Троицкая в своей статье говорит о том, что самыми распространенными формами речевой патологии являются дислексия и дисграфия.
Также Л. А. Троицкая дает определения этим двум понятиям. «Дислексия – частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, которые обусловлены несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения».
Ошибки при дислексии являются повторяющимися, что позволяет отличить данные ошибки от случайных ошибок (происходят при утомлении, невнимательности, недостаточности контроля).
Л. А. Троицкая также в своей статье отмечает следующие группы ошибок при дислексии:
- Неточное соотнесение звука и буквы, что проявляется в заменах и смешениях звуков при чтении (фонетически близких звуков, графически сходных букв);
- Побуквенное чтение. При этом способе чтения буквы называются поочередно, одна за другой (рама – р, а, м, а);
- Искажения звукослоговой структуры слова (пропуски звуков, добавление звуков, перестановка звуков, пропуски слогов, перестановка слогов);
- Замены слов (захлестнула – злопнула);
- Аграмматизмы при чтении (ошибки согласования существительного и прилагательного).
Гридина Ю. А. в своей статье описывает следующие упражнения для коррекции дислексии:
- чтение чистоговорок шепотом и медленно;
- чтение скороговорок, пословиц, поговорок;
- чтение на выдохе ряда согласных;
- чтение текста с прикрытой верхней частью строчки;
- нахождение слов в строчке букв.
В статье Л. А. Троицкая дисграфии дает следующее определение:
«Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, которые обусловлены несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма».
Л. А. Троицкая выделяет следующие группы ошибок при дисграфии:
- Искаженное написание букв;
- Замены графически сходных букв и букв, обозначающих фонетически сходные звуки;
- Искаженния звукобуквенной структуры слова (перестановки, пропуски, добавления букв, слогов);
- Искажения структуры предложения;
- Аграмматизмы на письме.
Пшенникова И. С. в своей статье описывает упражнения для коррекции дисграфии:
- Найти по звуку слово;
- Назвать слово, которое отличается от остальных;
- Зашифруй слово;
- Составь слова;
- Составить как можно больше слов из букв данного слова;
- Чтение чистоговорок;
- Пальчиковая гимнастика;
- Штриховка;
- "Деформированный текст".
Для коррекции данных речевых патологий необходимы постоянные занятия с логопедом и учителем.
В связи с различными психофизическими особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья можно сформулировать несколько рекомендации для учителя по взаимодействию с ними:
1. Принимать ребенка таким, какой он есть.
2. Общаться с ребенком как можно чаще.
3. Избегать переутомления.
4. Использовать упражнения на релаксацию.
5. Не сравнивать ребёнка с другими детьми и окружающими.
6. Поощрять ребенка даже за малые успехи.
7. Хвалить ребенка так, чтобы ребенок знал, за что его хвалят.
8. Обращаться к ребенку по имени.
9. Не предъявлять ребенку завышенных требований.
10. Оставаться спокойным в любой ситуации, не повышать голос.
В настоящее время современный учитель начальных классов, занимаясь решением проблемы развития речи, должен при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья не только организовать процесс обучения в соответствии с особенностями этих детей, но и тесно сотрудничать с логопедом, психологом, родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика и коррекция агрессивного поведения у учащихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья. Рабочая программа.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КООРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШК...
"Методы и приёмы выработки у учащихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья беглого и осознанного чтения"
Чтение является одним из главных средств познания. Именно на уроках чтения последовательно и систематически расширяется представления детей с ОВЗ об окружающей действительности, обогащаются их наблюде...
Сценарий спортивного праздника «Чемпионы среди нас» для обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья.
Сценарий спортивного праздника«Чемпионы среди нас»для обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья....
КОРРЕКЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК И ЭЛЕМЕНТОВ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГРАХ.
Данный материал предназначен для раскрытия творческого потенциала обучающихся с ОВЗ....
Технологическая карта урока физической культуры для учащихся 1 класса с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР). Развитие двигательных качеств в подвижных играх.
Урок разработан для детей с особенностями здоровья....
Индивидуальный образовательный маршрут учащегося 1 класса с ограниченными возможностями здоровья
Разработанный мной индивидуальный образовательный маршрут ученика 1-го класса с ограниченными возможностями здоровья предусматривает как вариативные формы обучения, так и различные формы...
«Игровые технологии, как средство стимулирования речемыслительной деятельности обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья»
Данная консультация предназначена для педагогов начальных классов, работающих с детьми с ОВЗ....