Изучение психологии в школе как средство психологической культуры личности учащегося Игошина Лариса Михайловна ГОУ СОШ №1108 г. Москва Larisa.igoshina@mail.ru
методическая разработка по теме
Изучение психологии в школе как средство воспитания психологической культуры личности учащегося
Игошина Лариса Михайловна
ГОУ СОШ №1108 г. Москва
Larisa.igoshina@mail.ru
Статья посвящена изучению психологии в начальной школе как одному из средств воспитания психологической грамотности учащихся. В ней представлены методические разработки преподавателя психологии, использованные в процессе работы с детьми начальной школы, направленные на повышение мотивации к обучению, развитие творческих способностей учащихся и воспитание культуры межличностного общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Преподавание психологии | 37.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение психологии в школе как средство воспитания психологической культуры личности учащегося
Игошина Лариса Михайловна
ГОУ СОШ №1108 г. Москва
Larisa.igoshina@mail.ru
Статья посвящена изучению психологии в начальной школе как одному из средств воспитания психологической грамотности учащихся. В ней представлены методические разработки преподавателя психологии, использованные в процессе работы с детьми начальной школы, направленные на повышение мотивации к обучению, развитие творческих способностей учащихся и воспитание культуры межличностного общения.
У ребенка свое особое умение видеть,
думать и чувствовать, нет ничего глупее,
чем пытаться подменить у него это
умение нашим.
Ж.-Ж. Руссо.
Начальная школа - наиболее ответственный период в жизни каждого человека. "Именно в этом возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание .Основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических качеств. Поэтому учить и воспитывать младшего школьника - это очень ответственная задача. ("Младший школьник", под ред. Дубровиной И.В.) .
Младший школьник - еще маленький человечек со своими индивидуально-психологическими особенностями, со своим внутренним миром, личностными проблемами, многочисленными вопросами: "А почему?". И часто на эти вопросы даже родители не могут найти ответ. Возникает проблема: кто же поможет ребенку в такой неоднозначной ситуации? Да, учитель, психолог, логопед, классный руководитель... Но не всегда они могут оказаться рядом в трудную минуту, помочь советом, объяснить, подбодрить и, если надо, даже пожалеть и найти верный путь разрешения проблемы. Думаю, что в данной ситуации важнее научить ребенка находить самостоятельное решение проблемы, во всяком случае, уметь ее объяснить.
Таким выходом из личностных проблем детей для педагогов нашей школы и родителей стало преподавание психологии в начальной школе. Мы второй год участвуем в эксперименте и начинаем замечать, что наши дети общаются друг с другом, не стесняясь обсуждать личные проблемы. Они стараются помочь друг другу, пытаются сглаживать домашние конфликты, пытаются понять и проанализировать поведение своих родителей и даже педагогов в определенных ситуациях с точки зрения психологии. Мы говорим, что наши дети повзрослели, изучая этот предмет, и даже стали мудрее.
Но как удержать интерес к этом важному предмету? Думаю. что здесь очень многое зависит от личности самого учителя.
Важно, чтобы сам педагог был заинтересован в получении психологических знаний о ребенке, понимал возрастные особенности детей, знал характеры, способности, проблемы обучающихся и был творческой личностью. Только тогда процесс обучения будет важен и интересен, как для каждого ученика, родителя, так и для самого педагога.
Поэтому каждый урок психологии мы начинаем с упражнения-настроя, мы говорим друг другу комплименты ( упражнение "Комплимент", "Мое настроение"), желаем друг другу удачи и хорошего дня. Эти простые, на первый взгляд, упражнения настраивают ребят на позитивную работу. Они становятся более раскрепощенными, идут на контакт с учителем и одноклассниками. Конечно, здесь важна и улыбка учителя, его доброжелательный тон, желание донести свой предмет до каждого учащегося.
Большое значение на уроках психологии я придаю развитию творческих способностей детей. Часто на уроках мы рисуем , представляя образы-символы ( В виде какого образа вы представляете свое ощущение радости, печали, страха?). Не всегда дети могут выразить чувства словами, описать свои эмоции, а нарисовать стараются все.
На уроках мы пишем сочинения-миниатюры, рассказы, стараемся развивать воображение и фантазию.
Так в третьем классе на уроке "Творческое воображение" ребята выполняли упражнение: пофантазируйте и напишите эссе, представляя себя в образе какого-либо предмета, находящегося в классе. Попытайтесь описать его настроение, переживания, проблемы.
Вот, что получилось:
"Я - цветок. Живу в 3 классе "А". У меня здесь много друзей. Если вы хотите подружиться со мной, нужно быть искренним. Меня понять непросто. Я на жизнь не жалуюсь, но меня часто задевают . Ну что ж, дети есть дети... Я на них не в обиде. Меня поливают, рыхлят землю. Спасибо девочкам, они меня не забывают!" (*** 3 класс).
" Вы знаете, что я ученый цветок. Я знаю много. Если мимо меня пройдет человек, то я смогу определить его настроение. Мой самый любимый предмет - психология. По этому предмету я знаю очень много, поэтому я хороший психолог, могу помочь вам решить проблемы. Вот так! Мне помогают знания. Я слушаю на уроке психологии много интересного и важного". (*** 3 класс).
"Позвольте представиться, Я - учебник. А какой? Вы сами догадаетесь? Чего только у меня нет: веселые рассказы, поучительные басни, чудесные сказки и многое-многое другое. Я живу на столе вместе с математикой, чтением, русским языком и психологией. У нас веселая компания. Я дружу с компьютером. Он очень умный. Мы узнаем много интересного друг о друге, поэтому не скучаем." ( *** 3 класс).
Конечно, читая такие детские работы, можно многое открыть для себя о каждом ребенке: увидеть его проблемы, переживания, достижения, мечты. Эти работы являются очень ценными для учителя, особенно если он является классным руководителем этих детей.
Благодаря урокам психологии, можно строить и межличностные отношения в коллективе, стараться сплотить детей, опираясь на их положительные качества, зная их способности. Поэтому у нас многие уроки психологии превращаются в уроки-путешествия или уроки-викторины и диспуты. В этом году проблема нашего класса ( думаю, что в наше время это волнует всех: милосердие, терпимость друг к другу, принятие человека таким, какой он есть - толерантность людей- не всегда в нашем обществе принимается, часто бывает, что именно этого нам и не хватает в обычной жизни ) вылилась в психологическую игру " Я - это ты, ты - это я, вместе - мы едины!" На этом занятии ребята работали в группах, выполняя разнообразные задания, выступая со своими решениями проблемы: что нужно делать, чтобы быть терпимее, добрее друг к другу? Каждая команда создавала свою эмблему толерантности, защищала ее со своих позиций и взглядов на данную проблему. И в итоге все ребята по строили свой образ толерантности - ДОМ, где будут " жить" только те качества человека, которые помогут ему стать добрым, милосердным, терпимым. по каждому кирпичику выстраивался этот дом, и каждый из ребят объяснял, почему именно это качество личности важно. Главное, ребята поняли, что все мы - разные, со своими способностями, возможностями, с разным цветом кожи, разрезом глаз, но все мы - люди, и мы должны жить в мире и быть милосердными друг к другу.
На этом занятии была использована компьютерная игра, придуманная учителем и ребятами вместе. Интерактивная игра "Построй дом", где каждый его кирпичик - человеческое качество, выбранное самими учащимися.
Конечно, за одно занятие нельзя воспитать в человеке милосердие. Это кропотливый многолетний труд всех нас: родителей, педагогов, воспитателей, самих детей.
Это работа на каждом уроке психологии, окружающего мира, литературного чтения. Это работа на перемене и внеклассных занятиях. Поэтому можно твердо сказать , что психология тонкой нитью проходит через всю нашу школьную и внешкольную жизнь.
Учитывая это, уроки психологии являются интегрированными и связанными со всеми общеобразовательными предметами.
На уроках мы используем полученные знания и на уроках литературы, например, на уроке в 3 классе "Что такое психология", дети пытались написать небольшое стихотворение или хокку ( японское трехстишие), объясняя смысл этой науки.
Отрывки из работ учащихся:
Чтоб людей понимать
И счастливыми стать,
Будем мы психологию изучать. Титова Даша.
Психология - наука уникальная.
В ней раскрыты тонкости познания.
Это наука о душе. Красникова Аня.
Тема "Ощущение" ( придумать небольшое стихотворение) - 3 класс.
Пылинку не чувствую я на ладошке,
А море и солнце чувствую очень.
Я чувствую солнце, я чувствую ветер,
Как здорово, что все это есть на свете!
Балихина Ира.
Было грустно на душе -
Плохое настроение.
Чтоб порадовать себя,
Съела я варенье.
Стало сладко мне во рту...
Просто наслажденье!
А моя сестра Агаша
Съесть надумала лимон.
Язычком она лизнула,
Оказался кислым он.
Красникова Аня.
И вдруг в мир скрежета машин
Ты попадаешь снова.
И уши хочется закрыть
От шума городского.
Медведев Вася.
Всем детям нравятся творческие задания: сочинить стихотворение, составить кроссворд или вопросы к викторине, написать рассказ, нарисовать картину, отражающую тему урока, определенное понятие. Они увлечены творческим поиском, поэтому знания, полученные через эмоциональное осмысление, через ту проблемную ситуацию, которую создает на уроке учитель, а дети самостоятельно путем поиска находят решение, усваиваются на всю жизнь. И главная задача педагога - дать детям такие практические знания психологии , которые они смогут применить в реальной жизни, думаю, будет достигнута.
Важным критерием урока психологии является и творческий поиск учителя. Педагог всегда старается разнообразить учебный процесс, используя интересные творческие задания, создавая проблемную ситуацию на уроке, увлекая детей в эвристическую беседу.
Например, в 3 классе, изучая тему "Ощущения", я предлагаю детям на этапе закрепления и повторения уже пройденной темы послушать истории и определить, о каких ощущениях идет речь в каждой ситуации.
Ситуация 1. В дремучем лесу жил в своей норке крот. А вы знаете, что кроты с рождения ничего не видят. Стало ему так одиноко в своем убежище, что решил он проветриться и вылез на волю. Вокруг пахло свежей листвой, грибами и ягодами. Поднялось настроение у крота, он перестал скучать и полакомился всякими вкусностями. Какие ощущения возникли у крота?
Ситуация 2. Однажды мышка, сидевшая у ароматного стога сена, уловила звуки шуршащей листвы. Звуки приближались... Мышка поняла, что такие звуки может издавать страшный зверь и ее кровный враг - кошка. И она тут же юркнула в норку. Какие ощущения спасли мышку?
Ситуация 3. Маленький котенок, которого только что принесли в новую семью, любопытно рассматривал квартиру своего нового хозяина. Ему все нравилось: и новая теплая корзинка, и мягкий пушистый мячик, но никак он не мог найти свою кормушку. Вдруг откуда-то добрался до него еле уловимый запах. "Рыбкой пахнет!" - подумал котенок. "Это значит, что про меня не забыли!".
Какие ощущения помогли котенку найти корм и не оставили его голодным?
Ситуация 4. В знойной Африке караван верблюдов продолжал долгий путь седьмые сутки. Закончились вода и пища. Даже у стойких верблюдов пересохло во рту и неприлично бурчало в животе. " Все, дальше идти не могу!" - сказал самый старый верблюд. "Сначала пусть накормят, а то так и погибнуть можно",
Благодаря каким ощущениям верблюду удалось спастись от жажды и голода ( на привале у бедуинов всех напоили и накормили вволю)?
Такие задания позволяют разрядить обстановку в процессе урока, немного отдохнуть детям и обсудить возможные ответы на поставленную образовательную задачу учителя.
Часто сами учащиеся придумывают такие сказки по теме урока. В прошлом учебном году Медведев Василий, ученик 4 класса участвовал в конкурсе "Юный соавтор учебника "психология", написав свое произведение "Сказка о несчастном ученике Василии, психологии и коте Рыжике".
Все произведения ребята (по желанию) зачитывают в классе. Мы обсуждаем, делимся впечатлениями, высказываем свое отношение к произведению.
В конце каждого учебного года ребята составляют кроссворды, придумывают вопросы к викторине, пишут эссе "Моя психология" или "Чем психология помогла мне". Часто ребята делятся своими проблемами, которые они пытались решить, делятся своими переживаниями, победами или неудачами.
И для меня это важно, что делают они это искренне. Желание изучать психологию в следующем учебном году не пропало ни у кого из наших детей, обучающихся по программе "Преподавание психологии в школе".
" Я часто ловлю себя на мысли, что хочется понять, почему человек поступил так, а не иначе. Я пытаюсь анализировать свои поступки, правда, не всегда получается себя сдерживать в каких-то проявлениях, но я вспоминаю уроки психологии, наши беседы, игры и работаю над собой. Я стараюсь быть лучше." Эти строчки из сочинения ученицы 4 класса. Читая их, я пришла к мысли, что это и про меня. Как мы похожи! Оказывается, "психологии все возрасты покорны...!"
Обучая детей основам психологической грамотности и воспитывая психологическую культуру наших детей, мы учимся и у наших воспитанников воспринимать мир глазами ребенка, ощущать его таким, каким его видит сам ребенок, и стараться открыть этот новый мир психологии для ребенка таким удивительным и нужным для всех нас. И это очень важно!
Литература
1. Практическая психология образования. Под редакцией И.В.Дубровиной. 2004. Изд-во "Питер"
2. Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе.
Т.И.Шамова. 2008. Изд-во "Перспектива".
3. Преподавание психологи в школе. А.Д.Андреева. Е.Е.Данилова.
И.В.Дубровина. А.М.Прихожан. Н.Н.Толстых.2007. Изд-во НПО "МОДЭК", Изд. дом РАО.
Психологическая игра на сплочение и толерантность.
ГОУ СОШ № 1108
Педагог-психолог Игошина Л.М.
Цель игры:
- Познакомить участников игры с понятием «толерантность»
- Развивать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности
- Воспитывать терпимое отношение друг другу, формировать сплоченность коллектива класса, дружбу и взаимопонимание.
- Научить конкретным приемам, позволяющим развивать у себя качества толерантной личности.
- В ходе игры используется презентация (мультимедиа), представленная в приложении.
- Вводная часть.
- Учащиеся делятся на команды, рассаживаются в аудитории по сформированным группам.
- Приветствие. СЛАЙД № 1.
Ведущий:
Сегодня мы с вами поговорим о толерантности. Слышали вы о таком понятии? (Ответы детей). СЛАЙД №2.
В разных культурах понятие ТОЛЕРАНТНОСТИ не однозначно и зависит от исторического опыта народа. Например, в английском языке, в соответствии с Оксфордским словарем, толерантность – это «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском – «уважение свободы другого, его образ мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов», в китайском – это «проявление великодушия к другим людям», в арабском – «прощение, терпение, расположенность к другим», в персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению».
В русском языке в обыденной речи используют это понятие как «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, быть милосердным.
Толерантность является важным условием жизненной позиции зрелой (взрослой), сформировавшейся личности.
В последнее десятилетие понятие «толерантность» стало международным термином.
- Как вы думаете, почему в современном обществе уделяется огромное значение развитию толерантности? (частые войны, гибель людей из-за конфликтов, неумение людей договориться, терроризм, насилие)
Да, во всем мире люди не хотят проявления жестокости, унижения, поэтому и в нашей стране необходимо стремиться к пониманию этого понятия, формированию терпимости, милосердия к другим людям.
- Разминка.
Упражнение «Чем мы похожи».
Цель: создание непринужденной и доброжелательной атмосферы в группе.
Ведущий называет определенный признак на основе сходства и просит встать тех ребят, кто подходит под этот признак (например, встаньте те, у кого темные волосы. Поднимите руку, кто сегодня вовремя встал. Встаньте в круг только те ребята, у кого голубые глаза, кому нравится математика. Кто занимается в музыкальной школе, кто тренируется в спортивных секциях. И т.п. Спасибо! Все дети садятся за свои места.)
Упражнение «Комплимент»
Цель: повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.
Материалы: картонное сердечко.
Ведущий предлагает придумать комплименты друг другу, передавая в командах сердечко сидящему рядом члену команды.
- Основная часть.
Упражнение «Что такое толерантность» Цель: дать возможность участникам сформулировать научное понятие толерантности.
Показать многоаспектность этого понятия.
Материалы: листы бумаги раздаются каждой команде, на которых написано: ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ЭТО …. Необходимо продолжить эту фразу.
Каждая команда выбирает представителя, который аргументирует свое определение толерантности.
Вывод: толерантность – это понятие многогранное, каждое из определения выявило свою сторону этого понятия.
На обратной стороне листа запись:
- Сотрудничество.
- Готовность мириться с чужим мнением.
- Уважение прав других.
- Принятие другого таким, какой он есть.
- Уважение прав быть иным
- Признание равенства других.
- Терпимость к чужому мнению, верованию, поведению.
- Отказ от причинения вреда и насилия.
После выступления ребята переворачивают листы и читают определение толерантности. СЛАЙД № 3.
Обсуждение ролика по сказке Г.- Х. Андерсена «Гадкий Утенок». ( Просмотр).
- Почему не любили гадкого утенка?
- На самом деле был ли он таким страшным, уродливым, как его называли?
- Бывают ли такие случаи в жизни?
- Каким стал Гадкий Утенок, в кого он превратился?
Вывод: Каждый имеет право на свою индивидуальность, неповторимость. Нужно быть терпимее и добрее друг к другу.
Упражнение «Домашнее задание»
Каждая команда представляет подготовленное задание на тему « Какое самое важное качество толерантности?».
1 команда. Представление стихотворения. Слайд № 4..
- Нам предстоит серьезный разговор
Мы собрались сегодня не случайно:
- Многокультурный город наш
И класс наш многонациональный.
- Есть в классе девочка-бурятка,
И русские, украинцы и молдаванка.
- Все мы дружны - секретом дружбы
С вами мы решили поделиться.
- Мы наш секрет откроем вам не сразу,
Вы только слушайте с открытою душой.
- Мы верим, скоро все поймете сами
И навсегда возьмете наш секрет с собой!
- Случается, бываем одиноки,
И никому как будто не нужны…
- И светит солнышко неярко.
И нет желанья рисовать
- Читать. Играть неинтересно…
Ну как, скажите, не скучать?
- Мир сразу красками наполнится
Изменится вдруг все вокруг!
Когда с тобою рядом будет
Твой настоящий, верный друг.
- Командир: все мы – разные, но мы едины своей дружбой, пониманием друг друга, принятием каждого таким, какой он есть.
2 команда.
Сценка о Любви. СЛАЙД № 5.
Инсценировка рассказа А. Глебова «Бабушкина сказочка»
Тихим летним вечером сидели на крылечке бабушка Настя и внучка Катя. И вот какую сказку рассказала бабушка…
Бабушка: Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет, волшебнику.
- Помоги, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла любовь в установленное место к трем соснам, что стояли на краю лес.… Пришла и видит: стоят у сосен
Пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот, выбирай, - сказал дедушка-волшебник. _ одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – печаль, пятую – Доброта.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. _ Не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда, они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а , может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой: у одной, они, как небо, синие, у другой – как изумруд -0 зеленые, у третьей, как яхонт, серые, у четвертой, как темный бархат, черные, у пятой, как незабудки, голубые.
Задумалась Любовь. Потом подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
- Вот и вся сказка. Ну, а ты, внучка, кого выбрала себе в подружки?
… Да, пожалуй, доброты нам часто не хватает… Нужно стать добрее!
Командир команды: мы все разные. Каждый со своим характером, но ДОБРОТА объединяет и примиряет людей. Доброта спасет мир, - так сказал мудрец.
3 команда.
Инсценировка стихотворения. Л. Кузьмин « Дом с колокольчиком». СЛАЙД № 6.
Стоит небольшой старинный
Дом над зеленым бугром.
У входа висит колокольчик.
Украшенный серебром.
И если ты ласково, тихо
В него позвонишь, то поверь.
Что в доме проснется старушка,
Седая – седая старушка.
И сразу откроет дверь.
Старушка приветливо скажет:
- Входи, не стесняйся. Дружок!
На стол самовар поставит.
В печи испечет пирожок.
И будет с тобою вместе
Чаек распивать дотемна.
И старую добрую сказку
Расскажет тебе она.
Но если, но если. Но если
Ты в этот уютный дом
Начнешь кулаком стучаться,
Поднимая трезвон и гром,
То выйдет Баба-Яга
И не слыхать тебе сказки,
И не видать пирога.
Командир: мы думаем, что главное в толерантности – это уважение другого человека, отказ от причинения вреда, насилия людям.
ВЫВОД:
Спасибо, ребята. Вы сегодня постарались, хорошо подготовили домашнее задание, и думаю, что самое важное - стараться все правила толерантной личности выполнять и в реальной жизни. Это « правило трех П» : ПРИЗНАНИЕ, ПРИНЯТИЕ, ПОНИМАНИЕ. СЛАЙД № 7.
Мы сегодня и обсуждали это на сегодняшнем занятии, посвященном важной проблеме нашего современного общества: стараться быть милосердным, терпимым к людям. Будем же терпимее, добрее друг к другу.
4. Заключительная часть. Рефлексия.
Упражнение «Эмблема толерантности». Каждой команде раздается конверт с заданием, где находятся шаблоны для изготовления эмблемы.
А сейчас мы постараемся создать эмблему толерантности. В ваших конвертах есть материал, чтобы вы смогли составить эмблему. Работаем по командам, время – 5 – 7 минут.
Эмблема вывешивается на доску после завершения работы.
Упражнение. СЛАЙД № 8.
Сядьте удобно. Закройте, пожалуйста, глаза и послушайте меня внимательно.
Все мы с вами разные. Нет одинаковых людей. Другой человек есть радость для тебя. Ты – всегда радость для другого! Уважай, люби, будь добрым! Все, что есть на земле – это ЧУДО.
Откройте глаза, улыбнитесь друг другу. Занятие наше подходит к концу. Мы завершаем его песней о дружбе. Возьмитесь за руки.
Звучит песня под музыкальное сопровождение. СЛАЙД № 9.
Спасибо! Всем счастливого дня!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Арт-терапия, как средство повышения ресурсов психологической адаптации личности
В работе учителя здоровьесберегающие технологии можно представить как системно организованное на едином методическом фундаменте сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогичес...
Статья "Сюжетно-ролевые игры на уроках физической культуры как средство гармоничного развития личности ребенка"
В статье представлена практика работы по гармоничному развитию ребенка посредством использования сюжетно-ролевых игр на уроках физической культуры в начальных классах общеобразовательной школы.Ключевы...
Изучение психологических особенностей личности младшего школьника – важнейший фактор повышения эффективности обучения.
В последние годы значительное внимание уделяется анализу проблем, возникающих у детей в связи с началом школьного обучения. Дети переживают переход из воспитания в семье и дошкольных учреждени...
Дипломная работа по психологии "Психологические особенности личности детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей"
Данная работа посвящена проблемам у детей, воспитывающихся в семье, где родители страдают алкогольной зависимостью....
Выступление на педагогическом совете по теме «Изучение психологических особенностей личности школьника – важнейший фактор повышения эффективности обучения»
Развитие человека в школе как личности и объекта деятельности – это обязательно развитие:– интеллекта;– эмоциональной сферы;– устойчивости к стрессам;– уверенности в себе...
Беседы-интервью для изучения психологических особенностей личности «трудного» школьника
Предложенные беседы помогут психологу получить полные сведения о личности интересующего его ученика. Так же могут быть использованы учителем при подготовке индивидуальной беседы с родителями ученика....