«Я среди людей» Методика "Какой Я?" Эта методика предназначается для определения самооценки ребёнка. Экспериментатор, пользуясь протоколом, спрашивает у ребёнка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным по ложительным качествам личности. Оценки, проставляются в соответ ствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. Оценка результатов: «ДА» - 1 балл, «НЕТ» - 0 баллов, «ИНОГДА» и «НЕ ЗНАЮ» - 0,5 баллов. Самооценка ребёнка оп ределяется по общей сумме баллов, набранной им по всем каче ствам личности. Выводы об уровне самооценки 10 баллов — очень высокий. 8-9 баллов — высокий. 4-7 баллов — средний. 2-3 балла — низкий. 0-1 балл — очень низкий. № п\п | Качества личности | Оценки по шкале |
|
|
|
|
| да | нет | иногда | не знаю | 1 | Хороший | Х | | | | 2 | Добрый | Х | | | | 3 | Умный | Х | | | | 4 | Аккуратный | | | Х | | 5 | Послушный | | | | Х | 6 | Внимательный | | | | Х | 7 | Вежливый | | | Х | | 8 | Способный | Х | | | | 9 | Трудолюбивый | | | Х | | 10 | Честный | | | Х | |
Итого получается 7 баллов. Методика «Лесенка» Рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек. Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки. На второй - чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки. На какую ступеньку поставил бы ты себя? (Нарисуй себя на этой ступеньке.) Обработка результатов: 1-3 ступенька - низкий уровень самооценки (заниженная); 4-7 ступенька - средний уровень самооценки (правильный); 8-10 ступенька - высокий уровень самооценки (завышенная). Как мы видим, у ( . . . ) правильная самооценка (средний уровень). Оценка за вежливость Следует ответить на 5 вопросов. Отвечать «ДА» или «НЕТ». Подсчитать ответы «ДА» - это и будет оценка за вежливость. № п/п | Вопросы | Ответы «ДА» или «НЕТ» | 1 | Всегда ли ты уступаешь место в транспорте? | ДА | 2 | Всегда ли ты стоишь в очереди? | НЕТ | 3 | Говоришь ли ты маме «Спасибо», когда встаёшь из-за стола или надеваешь выглаженную ею рубашку? | ДА | 4 | Всегда ли тактично ведёшь себя с одноклассниками? | НЕТ | 5 | Всегда ли ты проявляешь внимание и чуткость к своим одноклассникам? | ДА | Оценка за вежливость – «3» |
|
|
( . . . ) легко устанавливает дружеские отношения со сверстниками. Успешно участвует в коллективной игре, проявляет качества лидера. «Я и моя Родина» Ранжирование Этот метод позволяет выявить степень личной значимости каких-либо слов для учеников. Ученик по очерёдности записывает 10 существительных, отражающих социальные ценности. Никита ранжировал слова так: природа, человек, дом, семья, деньги, спорт, еда, школа, игры, книга. «Досуг» Любимые занятия ( . . . ) : играть в футбол, баскетбол, петь, слушать музыку, ходить в походы, участвовать в различных конкурсах и соревнованиях. Заключение. Воспитание направляет развитие, оно – главная сила в формировании личности. С.Л. Рубинштейн Педагог не передает готовые образцы нравственной и любовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с младшими товарищами. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни, их исследование в конкретных видах деятельности, в общении и составляет, таким образом, содержание воспитательного процесса. Только в творческом сотрудничестве со взрослыми ребенок обеспечен «необходимым педагогическим» руководством, не отторгает, а принимает его как условие успешности достижения своих целей, решения своих проблем. |