Кто ясно мыслит - ясно излагает
план-конспект урока (3 класс) по теме
Конспект урока по диагностике и развитию мышления в младших классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kto_yasno_myslit-yasno_izlagaet.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
«Кто ясно мыслит – ясно излагает»
(диагностика и развитие мышления у младших школьников)
Занятие разработала
педагог-психолог
МОУ «СОШ № 4 г. Жирновска»
Быхалова Л.И.
1. Приветствие, знакомство.
Упражнение «Меня зовут… сейчас у меня … настроение»
Цель: установление контакта с учащимися.
Ребята, сейчас мы с вами познакомимся, сейчас каждый из вас по очереди будет вставать, и называть свое имя, и какое у вас настроение в настоящее время.
2. Диагностика уровня развития мышления (проведение методики для определения уровня развития младших школьников Э.Ф. Замбацявичене).
Цель:
- диагностика умения дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных;
- диагностика умения владеть операциями обобщения и отвлечения;
- диагностика умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями;
- выявление умения обобщать.
I субтест
Инструкция для испытуемого: "Какое слово из всех, что я назову, подходит больше всего?".
II субтест
Инструкция испытуемому: "Одно слово из пяти лишнее, оно не подходит ко всем остальным. Послушай внимательно, какое слово лишнее и почему?".
III субтест
Инструкция испытуемому: "К слову "птица" подходит слово "гнездо ", скажи, какое слово подходит к слову "собака " так же, как к слову "птица" подходит слово "гнездо". Почему? Теперь надо подобрать пару к другим словам. Какое слово подходит к слову "роза" так же, как к слову "огурец" подходит слово "овощ". Выбери из тех, что я тебе назову. Итак, огурец - овощ, а роза - ..."
IV субтест
Инструкция испытуемому: "Каким общим словом можно назвать ... ?"
3. Игра «Четвертый лишний»
Цель: развитие умения классифицировать предметы по признакам.
Инструкция: Ребята, сейчас я буду показывать вам четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ваша задача, найти «лишнее» слово и объяснить, почему оно «лишнее».
- книга, портфель, чемодан, кошелек;
- трамвай, автобус, трактор, троллейбус;
- лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;
- река, мост, озеро, море;
- бабочка, линейка, карандаш, ластик;
- дедушка, учитель, папа, мама;
- минута, секунда, час, вечер;
- Вася, Федя, Иванов, Саша;
- стол, ковер, стул, кровать;
- пиджак, свитер, окно, пальто.
4. Физкультминутка «У меня спина прямая»
Цель: формирование правильной осанки.
У меня спина прямая,
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Я наклонов не боюсь:
(Наклон вперед.)
Выпрямляюсь, прогибаюсь,
(Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь.
(Повороты туловища.)
Раз, два. три. четыре.
Три. четыре, раз. два.
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Я хожу с осанкой гордой.
(Повороты туловища.)
Прямо голову держу,
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Никуда я не спешу.
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Раз. два. три. четыре,
(Повороты туловища.)
Три. четыре, раз, два.
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Я могу и поклониться.
(Поклон и выпрямиться.)
И присесть, и наклониться,
(Присед, наклон вперед.)
Повернись туда - сюда!
(Повороты туловища направо -налево.) Ох, прямешенька спина!
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Раз, два, три, четыре
(Повороты туловища.)
Три, четыре, раз, два.
5. Упражнение «Кто без чего не обойдется?»
Цель: развитие умения выделять существенные признаки.
Инструкция: ребята, я сейчас буду зачитывать ряд слов. Из этих слов вам надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например, сад… какие слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля. Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему? А без садовника, собаки, забора, земли? Почему?
Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище);
Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода);
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед);
Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила);
Чтение (глаза, книга, картинка, слово, печать);
Школа (учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради).
6. Игра «Кто кем (чем) будет?»
Цель: развитие умения устанавливать логические связи явлений, предметов.
Инструкция: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Кто кем или чем будет?». Ваша задача внимательно слушать вопросы, подумать и на них отвечать. Кем будет яйцо? (птенцом, крокодилом, черепахой, змеей).
- цыпленок – петухом или курицей;
- мальчик – мужчиной;
- теленок – коровой или быком;
- снег – водой;
- вода – паром, снегом и льдом;
- семечка – цветком, подсолнухом;
- мука – блинчиком, пирожком, тестом;
- ягненок – овцой или бараном;
- щенок – собакой;
- котенок – кошкой или котом.
7. Рефлексия занятия.
Поднимите руку те, у кого хорошее настроение.
Поднимите руку те, кто хочет спать.
Поднимите руку те, кому понравился урок.
Ребята, а что вам больше всего понравилось, запомнилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Доброе слово, что ясный день" Классный час.
Воспитание доброты, внимательного отношения к окружающим....
Доброе слово, что ясный день
Иван ИЛЬИН. О ДОБРОТЕЧтобы оценить доброту и постигнуть ее культурное значение, надо непременно самому испытать ее: надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нем и надо почувствовать, как луч...
Т.Белозеров "Хомяк". М.Яснов "Хомячок"
Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе. УМК "Перспективная начальная школа"...
Конспект урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок" ( УМК "Школа России", 3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок» Цели де...
Конспект урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин "Собирай по ягодке - наберешь кузовок""
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»Цели деятельн...
Конспект урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением Б. Шергина «Собирай по ягодке - наберешь кузовок», развитие умения определять главную мысль произведения.Планируемые ...
Технологическая карта урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»" 3 класс.
Тема урока «Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» Тип урока: открытие нового зн...