Специфика сопровождения адаптации
материал на тему
Доклад на межрегиональной конференции в г.Благовещенске.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokladharlashkina.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Материал на межрегиональную научно-практическую конференцию «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: результаты пилотного введения и перспективы реализации в Амурской области».
Подготовила и выступила:
Харлашкина Таисия Степановна,
учитель начальных классов, педагог-психолог
МОУ Гуликская СОШ Зейский район.
29 июня 2011 года.
Г.Благовещенск.
Специфика сопровождения адаптации
учащихся 1-х классов сельской школы:
на материалах работы МОУ Гуликская СОШ.
Период поступления в школу - не только большая радость для детей, но и огромные нагрузки, ведь первоклассник осваивает совершенно новый для себя мир. От того, насколько эффективно пройдет процесс адаптации, будут во многом зависеть успехи, эмоциональное состояние ребенка, его дальнейшее отношение к школе. При успешной адаптации учеба воспринимается как увлекательный процесс познания, интересное общение со сверстниками и педагогами.
Поступление детей в школу - важный этап взросления, стремление к которому, как справедливо отмечает Ш.А. Амонашвили, изначально заложено в ребенке наряду со стремлением к движению и познанию. АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД - это процесс психологической адаптации, привыкания ребенка к новым для него условиям учебной деятельности, которая в отличие от привычной ему игровой, является целенаправленной, результативной, обязательной, произвольной.
В психологии существует множество классификаций, степеней адаптации. Приведем одну из них: полная адаптация – степень адаптации, когда ребенок не испытывает сложностей при вхождении в новую для него деятельность; частичная дезадаптация – неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности, где одной из причин может быть недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей; дезадаптация – неспопособность ребенка принять темп школьной жизни, школа превращается для ребенка в безрадостную повинность.
В начале работы по психолого-педагогическому сопровождению первоклассников было известно, что не все первоклассники посещали детский сад, что также повлияло на период адаптации, который длился от 2-3 недель до полугода. Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Нарушение процесса адаптации сказывается на становлении ученика как субъекта учебной деятельности в целом. Была выявлена проблема стоящая перед многими образовательными учреждениями нашей страны: проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием. Не посещение детского сада может привести к тому, что ребенок окажется несколько оторван от тех требований и правил школьной жизни, которые он должен выполнять как школьник. Хотя мотивационная составляющая у ребенка может быть хорошая.
Специфика сельской школы. В условиях сельской местности, где социальная среда способствует более близкому общению людей. Где каждый знает своего соседа и живут поколения семей, ребенок изначально готов к тому общению, что предлагает ему школа. Он уже знает учителя, который его будет учить и тех людей, что теперь его будут окружать большую часть времени. Таким образом, уже та микросоциальная среда, в которой находится сельский ребенок способствует более быстрому и безболезненному адаптированию к новой системе взаимоотношений «учитель-ученик», «семья-школа». Здесь также играет большую роль занятость детей во второй половине дня. Внеурочная деятельность дает возможность учащимся ближе общаться не только со сверстниками, но и с учителями. Поделиться своими впечатлениями и переживаниями с одноклассниками. В рамках реализации стандартов второго поколениями введение часов внеурочной деятельности играет огромную роль в успешной адаптации детей к школьной жизни. Ученики заняты большую часть дня, у них нет времени «болтаться» на улице.
С целью успешной адаптации учащихся проводится работа по следующим направлениям: консультативная, просветительская, коррекционно-развивающая.
Школьная дезадаптация ребенка - многофакторное явление. Отставание в обучении обусловлено такими факторами, как методика обучения, личность учителя, помощь ребенку со стороны родителей, атмосфера в школе и классе, место ребенка во взаимоотношениях с детьми и учителями, личность самого ребенка.
Программа психолого-педагогического сопровождения
социально-психологической адаптации первоклассников
в МОУ Гуликская СОШ
на 2010-2011 учебный год.
Настоящая программа предназначена для реализации психолого-педагогических мероприятий, направленных на облегчение вхождения в ритм и содержание школьной жизни первоклассников.
В программе предполагаются мероприятия по 3 основным направлениям:
1. Сотрудничество школы с ДОУ в рамках обеспечения преемственности "детский сад- школа"
2. Работа с "домашними" детьми, т.е. детьми, не посещающими детский сад.
3. Работа с детьми по недопущению дезадаптивного поведения.
Цель - создание условий для успешного освоения образовательных программ и формирование позитивной Я-концепции личности, что предполагает раскрытие творческого потенциала, формирование и развитие познавательных потребностей, социальной ответственности, развития индивидуальности каждого учащегося.
Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения задач:
1. Создать систему взаимодействия ДОУ и школы в рамках проблемы преемственности "детский сад - школа", включающую в себя проведение совместных психолого-педагогических мероприятий;
2. Создать систему психолого-педагогического сопровождения социально-психологической адаптации первоклассников через активное взаимодействие педагогов ДОУ, учителей начальной школы.
3. Выявить особенности психолого-педагогического статуса каждого ребёнка с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
4. Организовать регулярные групповые и индивидуальные консультации родителей по вопросам педагогики и психологии развития детей;
5. Разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы психолого-педагогического развития и коррекции отдельных учащихся, нуждающихся в индивидуальной помощи специалистов.
6. Осуществлять психолого-педагогический мониторинг динамики социально- психологической адаптации и развития учащихся ( в групповой и индивидуальной форме)
I четверть.
- Изучение медицинских документов, составление справки о состоянии здоровья детей.
- Анализ анкет.
- Учет посещения занятий и динамики поведения детей.
- Организация занятий по программе сопровождения адаптации (со 2 недели сентября).
- Индивидуальная психологическая работа с первоклассниками, у которых выявлены признаки затруднения адаптации ( по запросу педагогов и родителей).
- Консультации в режиме динамического наблюдения.
- Предварительное подведение итогов протекания адаптации в конце четверти Анкетирование родителей "Хорошо ли вашему ребенку в школе?"
- Родительское собрание по результатам анкетирования
- Индивидуальные консультации психолога по протеканию адаптации по запросу педагогов и родителей.
II четверть.
- Учет посещения занятий и динамики поведения детей.
- Динамическое наблюдение в разных видах деятельности.
- Индивидуальная психологическая работа с первоклассниками, у которых выявлены признаки затруднения адаптации ( по запросу педагогов и родителей).
- Консультации в режиме динамического наблюдения.
- Предварительное подведение итогов протекания адаптации в конце полугодия.
- Индивидуальные консультации психолога по протеканию адаптации по запросу педагогов и родителей.
III четверть.
- Анализ результатов протекания адаптации.
- Учет посещения занятий и динамики детей.
- Индивидуальная психологическая работа с первоклассниками, у которых выявлены признаки затруднения адаптации ( по запросу педагогов и родителей.
- Динамическое наблюдение в разных видах деятельности.
- Консультации в режиме динамического наблюдения.
- Родительское собрание "Адаптация к школе - радости и трудности".
(Опрос: "Адаптировался ли ваш ребенок к школе?")
- Консультации по протеканию адаптации в тяжелой форме, рекомендации обязательных консультаций детского невролога
IV четверть.
- Анализ результатов динамики развития.
- Протоколы диагностики.
- Оформление представлений на ПМПК.
- Диагностика: определение уровня актуального развития у учащихся с тяжелой формой адаптации и не справляющихся с учебной программой для представления на ПМПК.
- Подготовка представления на ПМПК.
- Консультации по результатам диагностики и подготовка родителей к обследованию ребенка на ПМПК.
Подпрограмма психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников к школе "Школа - мой дом"
Начало школьной жизни - серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.
Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием. Идет формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление. Высокая эмоциональность способствует преобладанию непроизвольных реакций. Но ученики уже могут сознательно управлять своим поведением, подчиняться необходимым требованиям - развивается произвольность. Поддержка мотивации идет через развитие любознательности. Недоразвитие мелкой моторики рук не позволяет некоторым детям достаточно успешно овладевать основами красивого письма. Поэтому важно уделять внимание развитию мелких мышц в разных видах деятельности. В младшем школьном возрасте у детей активно происходит формирование внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии.
Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть травмирующим.
Основной целью программы является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие саморегуляции детей, предупреждение и снижение тревожности, а также помощь учителю в создании условий, способствующих интенсивному развитию познавательных возможностей и коммуникативных способностей первоклассников.
Адаптация ребенка к школе будет тем более успешна, чем более активно будет вовлечена в обучение его семья. Таким образом, специфика адаптационного периода в сельской школе в том и заключается, что неразрывны семья и школа. Среда, в которой ребенок растет и откуда приходит в школу и есть тот микросоциум, где происходит его дальнейшее взросление. Он не покидает знакомую ему среду, а плавно расширяет ее границы.
Занятие 1: "Волшебная дверца" .
Цель занятия: развитие совместной деятельности, воображения, творчества, навыков лепки и рисования (тонкая моторика)
Модификация ТРИЗ - создаем своими руками волшебный мир, один на всех.
Занятие 2: Этологическая прогулка по школе
Цель занятия - познакомить с пространственно-предметным устройством школы
Рисуем то, что больше запомнилось (понравилось)
Занятие 3 "Планета мечты"
Цель занятия: развитие совместной деятельности, воображения, творчества, навыков лепки и рисования (тонкая моторика)
Модификация ТРИЗ "Планета мечты"
Занятие 4: "Дорога, которая ведет..."
Цель занятия: развитие совместной деятельности, воображения, творчества, навыков лепки и рисования (тонкая моторика)
Занятие 5: "Азбука настроения"
Цель занятия: развитие коммуникативных навыков и произвольности
Кричалка.
Угадай настроение нарисованного героя.
Изобрази настроение.
Упражнения на внимание: повторяй за мной.
Занятие 6 "Знакомимся с инопланетянами" .
Цель занятия: Развитие коммуникативных навыков
Здороваемся по-инопланетному.
Ладушки.
Угадай настроение: Азбука настроения.
Рисуем инопланетянина.
Занятие 7"Подводное царство".
Цель занятия : комплексное - развитие коммуникативных навыков, внимания, произвольности, воображения и тонкой моторики
"Шифровка пиратов".
Корректурная проба ( ищем морской жемчуг на дне).
Переводилки и раскраски.
Игра: "Море бушует- раз".
Занятие 8 :"Животные"
Цель занятия: развитие речевого мышления
Пиктограммы.
Рисуем двумя руками.
Найти все зеленое, круглое, деревянное.
Физкультминутка "Зайка".
"Назови одним словом".
"Кто больше назовет".
Занятие 9: "Съедобное - несъедобное"
Цель занятия: развитие произвольности и речевого мышления
"Отгадайте, что это?".
Штриховка.
Игра с мячом "Съедобное - несъедобное".
Кроссворд "У самовара".
Настроение.
Занятие 10 "Карта"
Цель занятия: развитие пространственного мышления
Рисуем комнату - вид сверху.
Находим предмет по карте.
Занятие 11 :Новогодний сюрприз"
Цель занятия: ориентация в пространстве школы, тренировка умения работать в команде
Ищем клад по карте..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол с элементами тренинга "Психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников"
Начало обучения в школе - один из сложных периодов в жизни ребенка. Школа с первых дней перед ним ставит ряд важных задач. Первокласснику необходимо овладеть учебной деятельностью, освоить школьные но...
Программа сопровождения адаптации первоклассников
В данной программе разработаны занятия в соответствии с возрастными особенностями, а также есть анкета для родителей и методика для обучающихся 1-х классов...
Психологическое сопровождение адаптации 5-х классов
Презентация психологического сопровождения учащихся 5-го класса....
План деятельности наставника по сопровождению адаптации к профессии молодого специалиста
:Цель плана:формирование профессионально-адаптированного, компетентного молодого учителя-практика...
Специфика социальной адаптации слепых и слабовидящих детей
Ведущая идея советской тифлопедагогики -- воспитание в коллективе -- опирается на выводы материалистической тифлопсихологии о социальной обусловленности развития личности ребенка с тяжелыми формами на...