Специфика сопровождения адаптации
материал на тему

Харлашкина Таисия Степановна

Доклад на межрегиональной конференции в г.Благовещенске.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokladharlashkina.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Материал на межрегиональную научно-практическую конференцию «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: результаты пилотного введения и перспективы реализации в Амурской области».

Подготовила и выступила:

Харлашкина Таисия Степановна,

учитель начальных классов, педагог-психолог

МОУ Гуликская СОШ Зейский район.

29 июня 2011 года.

Г.Благовещенск.

 Специфика сопровождения адаптации

учащихся 1-х классов сельской школы:

на материалах работы МОУ Гуликская СОШ.

Период  поступления в школу - не только большая радость для детей, но и огромные нагрузки, ведь первоклассник осваивает совершенно новый для себя мир. От того, насколько эффективно пройдет процесс адаптации, будут во многом зависеть успехи, эмоциональное состояние ребенка, его дальнейшее отношение к школе. При успешной адаптации учеба воспринимается как увлекательный процесс познания, интересное общение со сверстниками и педагогами.

Поступление детей в школу - важный этап взросления, стремление к которому, как справедливо отмечает Ш.А. Амонашвили, изначально заложено в ребенке наряду со стремлением к движению и познанию. АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД - это процесс психологической адаптации, привыкания ребенка к новым для него условиям учебной деятельности, которая в отличие от привычной ему игровой, является целенаправленной, результативной, обязательной, произвольной.

 В психологии существует множество классификаций, степеней адаптации. Приведем одну из них: полная адаптация – степень адаптации, когда ребенок не испытывает сложностей при вхождении в новую для него деятельность; частичная дезадаптация – неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности, где одной из причин может быть недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей; дезадаптация – неспопособность ребенка принять темп школьной жизни, школа превращается для ребенка в безрадостную повинность.

В начале работы по психолого-педагогическому сопровождению первоклассников было известно, что  не все первоклассники посещали детский сад, что также повлияло на период адаптации, который длился от 2-3 недель до полугода. Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Нарушение процесса адаптации сказывается на становлении ученика как субъекта учебной деятельности в целом. Была выявлена проблема стоящая  перед многими образовательными учреждениями нашей страны: проблема  преемственности между дошкольным и начальным образованием. Не посещение детского сада может привести к тому, что  ребенок окажется несколько оторван от тех требований и правил школьной жизни, которые он должен выполнять как школьник. Хотя мотивационная составляющая у ребенка может быть хорошая.

Специфика сельской школы. В условиях сельской местности,  где социальная среда способствует более близкому общению людей. Где каждый знает своего соседа и живут поколения семей, ребенок изначально готов к тому общению, что предлагает ему школа. Он уже знает учителя, который его будет учить и тех людей, что теперь его будут окружать большую часть времени. Таким образом, уже та микросоциальная среда, в которой находится сельский ребенок способствует более быстрому и безболезненному адаптированию к новой системе взаимоотношений «учитель-ученик», «семья-школа». Здесь также играет большую роль занятость детей во второй половине дня. Внеурочная деятельность дает возможность учащимся ближе общаться не только со сверстниками, но и с учителями. Поделиться своими впечатлениями и переживаниями с одноклассниками. В рамках реализации стандартов второго поколениями введение часов внеурочной деятельности играет огромную роль в успешной адаптации детей к школьной жизни. Ученики заняты большую часть дня, у них нет времени «болтаться» на улице.

С целью успешной адаптации учащихся проводится работа по следующим направлениям: консультативная, просветительская, коррекционно-развивающая.

Школьная дезадаптация ребенка - многофакторное явление. Отставание в обучении обусловлено такими факторами, как методика обучения, личность учителя, помощь ребенку со стороны родителей, атмосфера в школе и классе, место ребенка во взаимоотношениях с детьми и учителями, личность самого ребенка.
         
 Программа психолого-педагогического сопровождения

социально-психологической адаптации первоклассников

в МОУ Гуликская СОШ

на 2010-2011 учебный год.

                      Настоящая программа предназначена для реализации психолого-педагогических мероприятий, направленных на облегчение вхождения в ритм и содержание школьной жизни первоклассников.

  В программе предполагаются мероприятия по 3 основным направлениям:

  1. Сотрудничество школы с ДОУ в рамках обеспечения преемственности "детский сад- школа"

  2. Работа с "домашними" детьми, т.е. детьми, не посещающими детский сад.

  3. Работа с детьми по недопущению дезадаптивного поведения.

  

  Цель - создание условий для успешного освоения образовательных программ и формирование позитивной Я-концепции личности, что предполагает раскрытие творческого потенциала, формирование и развитие познавательных потребностей, социальной ответственности, развития индивидуальности каждого учащегося.

  Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения задач:

  1. Создать систему взаимодействия ДОУ  и школы в рамках проблемы преемственности "детский сад - школа", включающую в себя проведение совместных психолого-педагогических мероприятий;

  2. Создать систему психолого-педагогического сопровождения социально-психологической адаптации первоклассников через активное взаимодействие педагогов ДОУ, учителей начальной школы.

  3. Выявить особенности психолого-педагогического статуса каждого ребёнка с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

  4. Организовать регулярные групповые и индивидуальные консультации родителей по вопросам педагогики и психологии развития детей;

  5. Разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы психолого-педагогического развития и коррекции отдельных учащихся, нуждающихся в индивидуальной помощи специалистов.

  6. Осуществлять психолого-педагогический мониторинг динамики социально- психологической адаптации и развития учащихся ( в групповой и индивидуальной форме)

         I четверть.

  1. Изучение медицинских документов, составление справки о состоянии здоровья детей.
  2. Анализ анкет.
  3. Учет посещения занятий и динамики поведения детей.
  4. Организация занятий по программе сопровождения адаптации (со 2 недели сентября).
  5. Индивидуальная психологическая работа с первоклассниками, у которых выявлены признаки затруднения адаптации ( по запросу педагогов и родителей).
  6. Консультации в режиме динамического наблюдения.
  7. Предварительное подведение итогов протекания адаптации в конце четверти Анкетирование родителей "Хорошо ли вашему ребенку в школе?"
  8. Родительское собрание по результатам анкетирования
  9. Индивидуальные консультации психолога по протеканию адаптации по запросу педагогов и родителей.

  II четверть.

  1. Учет посещения занятий и динамики поведения детей.
  2. Динамическое наблюдение в разных видах деятельности.
  3. Индивидуальная психологическая работа с первоклассниками, у которых выявлены признаки затруднения адаптации ( по запросу педагогов и родителей).
  4.  Консультации в режиме динамического наблюдения.
  5. Предварительное подведение итогов протекания адаптации в конце полугодия.
  6.  Индивидуальные консультации психолога по протеканию адаптации по запросу педагогов и родителей.

  III четверть.

  1. Анализ результатов протекания адаптации.
  2. Учет посещения занятий и динамики детей.
  3. Индивидуальная психологическая работа с первоклассниками, у которых выявлены признаки затруднения адаптации ( по запросу педагогов и родителей.
  4. Динамическое наблюдение в разных видах деятельности.
  5.  Консультации в режиме динамического наблюдения.
  6. Родительское собрание "Адаптация к школе - радости и трудности".

  (Опрос: "Адаптировался ли ваш ребенок к школе?")

  1. Консультации по протеканию адаптации в тяжелой форме, рекомендации обязательных консультаций детского невролога

  IV четверть.

  1. Анализ результатов динамики развития.
  2. Протоколы диагностики.
  3. Оформление представлений на ПМПК.
  4.  Диагностика: определение уровня актуального развития у учащихся с тяжелой формой адаптации и не справляющихся с учебной программой для представления на ПМПК.
  5.  Подготовка представления на ПМПК.
  6.  Консультации по результатам диагностики и подготовка родителей к обследованию ребенка на ПМПК.

  

Подпрограмма психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников к школе "Школа - мой дом"

          Начало школьной жизни - серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.

          Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием. Идет формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление. Высокая эмоциональность способствует преобладанию непроизвольных реакций. Но ученики уже могут сознательно управлять своим поведением, подчиняться необходимым требованиям - развивается произвольность. Поддержка мотивации идет через развитие любознательности. Недоразвитие мелкой моторики рук не позволяет некоторым детям достаточно успешно овладевать основами красивого письма. Поэтому важно уделять внимание развитию мелких мышц в разных видах деятельности. В младшем школьном возрасте у детей активно происходит формирование внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии.

          Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть травмирующим.

          Основной целью программы является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие саморегуляции детей, предупреждение и снижение тревожности, а также помощь учителю в создании условий, способствующих интенсивному развитию познавательных возможностей и коммуникативных способностей первоклассников.

 Адаптация ребенка к школе будет тем более успешна, чем более активно будет вовлечена в обучение его семья. Таким образом, специфика адаптационного периода в сельской школе в том и заключается, что неразрывны семья и школа. Среда, в которой ребенок растет и откуда приходит в школу и есть тот микросоциум, где происходит его дальнейшее взросление. Он не покидает знакомую ему среду, а плавно расширяет ее границы.

  Занятие 1: "Волшебная дверца" .

Цель занятия: развитие совместной деятельности, воображения, творчества, навыков лепки и рисования (тонкая моторика)

   Модификация ТРИЗ - создаем своими руками волшебный мир, один на всех.

   Занятие 2: Этологическая прогулка по школе

   Цель занятия - познакомить с пространственно-предметным устройством школы

  Рисуем то, что больше запомнилось (понравилось)

         Занятие 3 "Планета мечты"

     Цель занятия: развитие совместной деятельности, воображения, творчества, навыков лепки и рисования (тонкая моторика)

         Модификация ТРИЗ "Планета мечты"

         Занятие 4: "Дорога, которая ведет..."

    Цель занятия: развитие совместной деятельности, воображения, творчества, навыков лепки и рисования (тонкая моторика)

         Занятие 5: "Азбука настроения"

         Цель занятия: развитие коммуникативных навыков и произвольности

 Кричалка.  

 Угадай настроение нарисованного героя.  

 Изобрази настроение.

 Упражнения на внимание: повторяй за мной.  

         Занятие 6 "Знакомимся с инопланетянами" .

         Цель занятия: Развитие коммуникативных навыков

 Здороваемся по-инопланетному.  

 Ладушки.

 Угадай настроение: Азбука настроения.  

 Рисуем инопланетянина.

          Занятие 7"Подводное царство".

         Цель занятия : комплексное - развитие коммуникативных навыков, внимания, произвольности, воображения и тонкой моторики

    "Шифровка пиратов".  

 Корректурная проба ( ищем морской жемчуг на дне).  

 Переводилки и раскраски.

 Игра: "Море бушует- раз".  

         Занятие 8 :"Животные"

    Цель занятия: развитие речевого мышления

 Пиктограммы.  

 Рисуем двумя руками.  

 Найти все зеленое, круглое, деревянное.  

 Физкультминутка "Зайка".

 "Назови одним словом".  

 "Кто больше назовет".  

  

  

  Занятие 9: "Съедобное - несъедобное"

    Цель занятия: развитие произвольности и речевого мышления

    "Отгадайте, что это?".  

 Штриховка.

 Игра с мячом "Съедобное - несъедобное".  

 Кроссворд "У самовара".

 Настроение.

   Занятие 10 "Карта"

         Цель занятия: развитие пространственного мышления

    Рисуем комнату - вид сверху.  

 Находим предмет по карте. 

         Занятие 11 :Новогодний сюрприз"

         Цель занятия: ориентация в пространстве школы, тренировка умения работать в команде

 Ищем клад по карте..  

  

  

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол с элементами тренинга "Психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников"

Начало обучения в школе - один из сложных периодов в жизни ребенка. Школа с первых дней перед ним ставит ряд важных задач. Первокласснику необходимо овладеть учебной деятельностью, освоить школьные но...

Программа сопровождения адаптации первоклассников

В данной программе разработаны занятия в соответствии с возрастными особенностями, а также есть анкета для родителей и методика для обучающихся 1-х классов...

Психологическое сопровождение адаптации 5-х классов

Презентация психологического сопровождения учащихся 5-го класса....

План деятельности наставника по сопровождению адаптации к профессии молодого специалиста

:Цель плана:формирование профессионально-адаптированного, компетентного молодого учителя-практика...

Специфика социальной адаптации слепых и слабовидящих детей

Ведущая идея советской тифлопедагогики -- воспитание в коллективе -- опирается на выводы материалистической тифлопсихологии о социальной обусловленности развития личности ребенка с тяжелыми формами на...