Специфика психолого-диагностического обследования детей дошкольного возраста с нарушениями психического развития
рабочая программа по теме

Чернавцева Людмила Геннадьевна
СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………………….2 Глава 1. Особенности проведения обследования детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………2 1.1. Характеристика детей с нарушением психологического развития…………………………………………………………….3 Глава 2. Диагностическая программа обследования детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………….4 Список использованной литературы…………………………………………...10 Введение. Глава 1. Особенности проведения обследования детей дошкольного возраста Чем младше ребенок, тем более непосредственным может быть его поведение в ситуации взаимодействия (у ребенка нет рефлексивного анализа того, как его поведение оценивают другие взрослые). Ребенок естественен в своем поведении, которое пока еще в наименьшей степени опосредовано социальными нормами (как надо и как не надо вести себя в подобной ситуации). Заинтересовавшись каким либо заданием или игрой, маленький ребенок, с одной стороны, может не захотеть от него оторваться, а с другой – прервать свое занятие в любой момент, заинтересовавшись чем-то новым. Поскольку функция собственного контроля в возрасте 3 – 3,5 лет находится в самой начальной стадии своего формирования, нужно иметь в виду, что для организации продуктивной деятельности ребенка в процессе диагностической взаимодействия нужен постоянный внешний контроль и программирование деятельности со стороны психолога . Нужно помнить, что ребенок может испугаться просто самой ситуации: нового помещения, предметов в нем, необходимости общаться с незнакомым человеком и не пойти на контакт. Ближе к 4 годам мы наблюдаем в безопасной для ребенка ситуации как бы перерастание непосредственного поведения в опосредованное самим взаимодействием с посторонним взрослым, то есть поведение, зависящее от определенных социальных норм, принятых в конкретной социокультурной среде. В аналогичной ситуации взаимодействия ребенок 4 – 5 лет будет вести себя иначе. Несмотря на то, что его поведение может оставаться несколько непосредственным, нужно ожидать от него принятия задачи обследования, что будет выражаться в выполнении по просьбе взрослого тех или иных заданий, пусть даже без особого желания. Для работы с ребенком этого возраста удобно применять с начала яркие игровые и доступные для ребенка игровые методики. Однако, наряду с этим, ему можно уже предложить не столь интересное задание, объяснить, что потом эта игра ему понравится или что ее делают все большие дети. В возрасте 5 – 6 лет нормативно ребенок, как правило, понимает ситуацию экспертизы и при правильном поведении взрослых в процессе взаимодействия нуждается в минимальном использовании каких либо дополнительных приемов в организации совместной работы. К 7 годам в норме дети не нуждаются в специальных приемах при проведении диагностики, но часто испытывают потребность в стимулирующей помощи, особенно если производиться обследование недостаточно уверенного в своих силах ребенка. На фоне утомления дети даже этого возраста нуждаются и в небольшом объеме организующей помощи. 1.1. Характеристика детей с нарушением психологического развития По МКБ-10 (международная классификация болезней 10-го пересмотра) нарушение психологического развития имеют следующие признаки: а) начало обязательно в младенчестве или раннем детстве; б) повреждение или задержка в развитии функций тесно связанных с биологическим созреванием ЦНС; в) постоянное течение. В большинстве случаев пораженные функции включают речь, зрительно-пространственные навыки и двигательную координацию. Характерной особенностью нарушений является тенденция к прогрессивному уменьшению, по мере того как дети становятся старше. Обычно задержка в развитии или нарушения имеются с такого раннего периода, как только это могло быть обнаружено, без предшествующего периода нормального развития. Глава 2. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Цель: анализ психического развития ребенка дошкольного возраста Задачи: 1. Установление эмоционального контакта с ребенком. 2. Получить данные, характеризующие познавательные процессы. 3. Получить данные, характеризующие речевое развитие. 4. Получить данные, характеризующие развитие эмоционально-волевой сферы. Методы исследования 1. Наблюдение 2. Беседа 3.Метод повторения чисел для оценки объема внимания 4.Методика «Четвертый лишний» 5. Методика по выявлению умения классифицировать, сравнивать. 6.10 слов. Были обследованы два мальчика одной возрастной группы - Коля З. и мальчик Саша М. Анамнез. Коля З. – 5 лет 2 мес. Мальчик от второй беременности (первая – медицинский аборт). Самочувствие матери во время беременности удовлетворительное, легкий токсикоз в первой половине беременности. Роды несколько позже срока, быстрые; ребенок закричал сразу. Вес при рождении 3900 г, рост – 55 см. Физиологически зрелый. Начал держать голову с 1,5 мес., ходить – с года. Развитие речи: гуление с 6,5 мес., отдельные слова – к году, разговорная речь – с 1,8 мес. Посещал ясли с 2 лет. Адаптация хорошая, непродолжительная. Ребенок общительный. Болел ветряной оспой без осложнений. В 3 года перенес воспаление легких. В 4,5 года – травма головы (упал с крыльца). Наблюдались рвота, головокружение, головные боли. После травмы появились отклонения в поведении: раздражительность, капризность, нежелание участвовать в подвижных играх. Снизилась концентрация внимания, появилась утомляемость. Вывод: Данные анамнеза указывают на быструю утомляемость и слабость нервной системы, появившиеся в результате травмы и сказывающиеся на поведении и развитии ребенка. Самосознание. Фамилию, имя, пол, возраст, функции тела знает. Высоко оценивает свои успехи. Контроль за выполнением заданий низкий. Вывод: Имеет место завышенная самооценка,самоконтроль ослаблен. Интеллектуальное развитие. Ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь. Фонематический слух сохранный. Словарный запас достаточно велик, однако мальчик затрудняется в выборе слов, путает понятия. При пересказе предложения часто не заканчивает его, переходит с одной мысли на другую, отвлекается, жалуется, что забыл. В речи преобладают распространенные предложения; сложных конструкций не употребляет. Вывод: Речь отстает от нормы по употреблению сложноподчиненных и сочиненных конструкций предложений. Плохо развит грамматический строй речи. Внимание. Неустойчиво, слабо концентрировано, прерывисто. Максимальная фиксация внимания 2-3 минуты даже при устойчивом интересе к деятельности. Способность к запоминанию снижена. Ребенок допускал ошибки в виде перестановки слов, их замены при шестикратном повторении четверостишья. Предложения из 5-7 слов также воспроизводит с ошибками. Короткий рассказ пересказывает по опорным вопросам. Основные мысли может выделить только с помощью наводящих вопросов. Основной смысл текста понимает хорошо. Вывод: Запоминание неполное, неточное, кратковременное. Низкая продуктивность запоминаемого материала (доступны только малые дозы). Ориентировка во времени. Сформированы представления «сейчас», «вчера», «завтра». Понятия «давно», «недавно» ребенок не дифференцирует. Названия времен года знает, последовательность их воспроизвести не может, так же, как и порядок дней недели. Правильно определяет правую и левую руку, сторону, понимает значение слов «впереди», «сзади», «вверху», «внизу». Затрудняется в использовании слов «около», «вокруг», «рядом», «из-под». Вывод: Ориентировка во времени и пространстве недостаточно дифференцирована. Мышление. Справился с заданием на исключение четвертого(лишнего) предмета, но не мог дать правильное обоснование. После дополнительной инструкции правильно выполнил задание на классификацию предметов, но назвать понятие затрудняется. Причинно-следственные связи устанавливает, но количество обобщающих признаков дает ограниченно. Анализ и сравнение осуществляет по внешним признакам. Вывод: Недостаточная сформированность обобщенных понятий, анализ и сравнение поверхностны. Тенденция к развитию логического мышления имеется. Состояние игровой деятельности. В игровой ситуации ориентируется хорошо, понимает игры, осознает место каждого участника, сопровождает речью свои действия. Удачно использует в игре символы и заменители. С нежеланием участвует в шумных и подвижных играх. В целом игровая деятельность в пределах нормы. Эмоциональные реакции. Настроение неустойчивое. Ребенок часто жалуется, обижается, плачет. На поощрения и замечания реагирует адекватно, в состоянии утомления остро реагирует на замечания, отказывается от дальнейшего действия. Ребенку нравится, когда его хвалят, при этом он всегда стремится подчеркнуть свое превосходство. Волевые проявления. С трудом преодолевает сложные ситуации, не целеустремлен, внушаем. В мотивации поступков преобладают похвала и интерес. Общие выводы: До получения травмы мальчик развивался нормально. Отставание в развитии появилось в результате травмы, которая стала причиной астенического состояния. Это обусловило нарушение внимания и снижение работоспособности. Отклонения в поведении объясняются плохим самочувствием и неуспехами, вызванными снижением внимания и истощением нервной системы. Рекомендации: 1. После консультации с врачом проводить общеукрепляющую гимнастику и лечение. 2. При необходимости вводить смену заданий и дополнительный отдых. 3. На занятиях следить за дозировкой материала. Первоначально упростить его, постепенно усложнять, увеличивать дозу, следя за состоянием. 4. Коррекцию познавательной деятельности осуществлять совместно с узкими специалистами – психологом, логопедом. Следует начинать работу с формирования пространственных и временных восприятий и представлений, включая в задания мыслительные задачи на анализ и сравнение. В ходе этих занятий работать над словарем и грамматическим строем речи. Анамнез. Саша М. – 5 лет . Мальчик от первой беременности.Самочувствие матери во время беременности удовлетворительное, легкий токсикоз в первой половине беременности. Роды нормальные; ребенок закричал сразу. Вес при рождении 3300 г, рост – 50 см. Физиологически зрелый. Начал держать голову с 1,5 мес., ходить – с 11мес. Развитие речи: гуление с 6,3 мес., отдельные слова – к году, разговорная речь – с 1,6 мес. Посещал ясли с 2,5 лет. Адаптация хорошая, непродолжительная. Ребенок общительный. Болел ветряной оспой без осложнений. Вывод: Данные анамнеза указывают на то, что развитие ребенка соответствует норме. Самосознание. Фамилию, имя, пол, возраст, функции тела знает. Высоко оценивает свои успехи. Контроль за выполнением заданий достаточно высокий. Вывод: Имеет место завышенная самооценка. Интеллектуальное развитие. Ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь. Фонематический слух сохранный. Словарный запас достаточно велик.. При пересказе в речи преобладают распространенные предложения и сложные конструкции. Вывод: Речь в норме. Грамматический строй речи развит достаточно. Внимание. Устойчиво, достаточно концентрировано. Максимальная фиксация внимания 15-20 минут при устойчивом интересе к деятельности. Способность к запоминанию высокая. Предложения из 5-7 слов воспроизводит без ошибок. Основной смысл текста понимает хорошо. Вывод: Запоминание полное, точное, долговременное. Высокая продуктивность запоминаемого материала. Ориентировка во времени. Сформированы представления «сейчас», «вчера», «завтра». Ребенок дифференцирует понятия «давно», «недавно». Названия времен года знает, может воспроизвести их последовательность, так же, как и порядок дней недели. Правильно определяет правую и левую руку, сторону, понимает значение слов «впереди», «сзади», «вверху», «внизу». Вывод: Ориентировка во времени и пространстве достаточно дифференцирована. Мышление. Справился с заданием на исключение четвертого(лишнего) предмета. Правильно выполнил задание на классификацию предметов. Причинно-следственные связи устанавливает. Анализ и сравнение осуществляет всесторонне. Вывод: Достаточная сформированность обобщенных понятий, анализа и сравнения. Тенденция к развитию логического мышления имеется. Состояние игровой деятельности. В игровой ситуации ориентируется хорошо, понимает игры, осознает место каждого участника, сопровождает речью свои действия. Удачно использует в игре символы и заменители. С желанием участвует в шумных и подвижных играх. В целом игровая деятельность в пределах нормы. Эмоциональные реакции. Настроение устойчивое. На поощрения и замечания реагирует адекватно. Волевые проявления. С легкостью преодолевает сложные ситуации, целеустремлен. В мотивации поступков преобладают похвала и интерес. Общие выводы: Психическое развитие ребенка соответствует возрастным нормам. Список использованной литературы 1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. Москва «Педагогика» 1991. 2. Атлас для экспериментальных исследований отклонений в психической деятельности человека. «Здоровье» 1980. Под. Ред. Проф. Полищука Н. А. и доц. Видренко А. Е. 3. Бодалев А. А., Столин В. В. Общая психодиагностика. «Речь» 2000. 4. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Питер 2004. 5. Бурлачук Л. Психодиагностика – СПБ. Питер, 2002г. 6. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. Под. Ред. Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова. Издательский центр «Академия» 2002. 7. Выготский Л. С. Проблемы развития психики. Москва «Педагогика» 1983. 8. Грибова О. Е. Прием научного моделирования как средство изучения речевых нарушений. Дефектология 2001. № 1. 9. Забрамная С. Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-психологических комиссиях. «Радянська школа» 1988. 10. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. Москва «Педагогика» 1991. 11. Лаак Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. Москва. Издательство «Институт практической психологии» 1996. 12. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПБ «Речь» 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специализированная медико-психологическая помощь детям дошкольного возраста с пограничными психическими расстройствами в целях оптимизации их подготовки к успешной учебной деятельности

помощь детям дошкольного возраста с пограничными психическими расстройствами в целях оптимизации их подготовки к успешной учебной деятельности...

Игры, направленные на развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста

Игры, направленные на развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста...

«Образовательные программы для детей дошкольного возраста» Вариант 6 1.Развитие речи в детском саду. 2.Проблема физического воспитания дошкольников.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что методика обучения русскому языку является отраслью педагогической науки. В ней выделены методика развития речи в детском саду и методика преподавания...

Адаптированная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Адаптированная образовательная программа МАДОУ ДС № 38 «Домовенок» (далее Программа) разработана для группы компенсирующей направленности, обеспечивает коррекцию нарушений развития и социа...