Методическая разработка занятия на тему: «Топографические карты»
план-конспект занятия по обж (4 класс)
Сегодня, картография является незаменимым помошником человека во многих отраслях таких как: экология, география, археология. Учебное пособие рассказывает основы работ с картами, их роли в современной жизни человека.
Данное учебное пособие будет полезная для проведения занятий туристско-краеведческой направленности, а так же уроков географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 87.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР КРАЕВЕДЕНИЯ И ТУРИЗМА»
Г.МИЧУРИНСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Методическая разработка занятия
на тему:
«Топографические карты»
Разработал:
педагог дополнительного образования
МБОУ ДО «Центра краеведения и туризма»
Трунов Николай Николаевич
г. Мичуринск Тамбовская область 2024г
Аннотация
Сегодня, картография является незаменимым помошником человека во многих отраслях таких как: экология, география, археология. Учебное пособие рассказывает основы работ с картами, их роли в современной жизни человека.
Данное учебное пособие будет полезная для проведения занятий туристско-краеведческой направленности, а так же уроков географии.
Оглавление.
1. | Пояснительная записка | стр. 4 |
2. | План занятия | стр.5 |
3. | Заключение | стр.15 |
4. | Список источников и литературы. | стр.15 |
Пояснительная записка.
Топографическая карта – инструмент, используемый людьми с древних времен, не утратившей своей актуальности и в настоящее время. Данное учебное пособие построено с использование современных методов обучения, таких как использование QR-кода для подачи информации. Данное пособие раскрывает актуальность топографических карт в наше время, областях применения и значении. Учебное пособие легко стыкуется с другими туристко-краеведческими темами и разделами. Тем самым, может быть встроено во многие программы педагогов как туристско-краеведческой направленности, так и смежных дисциплин.
Цель: Познакомить обучающихся с топографическими картами.
Задачи:
Развивающие:
- развить у детей познавательный интерес к топографическим картам;
- развитие любознательности, активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся;
обучающие:
- познакомить обучающихся с различными типами карт, их предназначением;
- познакомить с топографическими знаками;
- изучить историю возникновения карт
воспитательные:
- воспитание уважительных качеств к товарищам;
- воспитание взаимопомощи среди обучающихся.
Форма проведения занятия:
Практическое занятие
Возраст обучающихся:
9-12 лет
Материально техническое оснащение:
- компьютер
- проектор
- проекционный экран
- презентация с занятием
- методическая разработка занятия
- запись с «звонком туриста»
- подготовленный qr-код со списком ориентиров
- бумага для зарисовки топографических знаков
- конверт с картами
- ламинатор с файлами для ламинирования
- красные и зеленые кружки
План занятия
№ п/п | Этапы занятия | Время | Действия преподавателя | Действия обучающихся |
1 | Организационный момент | 1 | Слайд 1. Здравствуйте. Давайте отметим отсутствующих и преступим к нашему занятию. | Готовятся к занятию, называют отсутствующих. |
2 | Актуализация темы | 5 | Слайд 2. Давайте посмотрим на дисплей компьютера. Что мы видим на слайде и что объединяет все эти вещи? Все это карты, молодцы! Давайте подумаем, а какой карты тут не хватает? Слайд 3. Правильно! Здесь не хватает, всем нам знакомой, туристической карты. Слайд 4 А теперь давайте назовем тему нашего занятия. Молодцы. Сегодня, тема занятия «Топографические карты». Наша цель изучить топографические карты и разобраться в них. | На слайде мы видим: гоночный карт, игральные карты, карты банковские. Все это карты. На слайде не хватает туристской карты. Тема нашего занятия «Топографические карты» |
3 | Изучение нового материала. | 25 | Карта – что это такое? Уменьшенное изображение поверхности земли называют карты. Слайд 7. Первый знак: мост. Все мы видели мосты. Они бывают из разного материала, железные, деревянные. Но все они созданы лишь для одного - упросить передвижение людей до своей цели. Слайд 8. Второй знак: дом. На карте обычно дома обозначают черными квадратами. Если материал дома – дерево, то такие дома считаются легкогорючими, они рисуются на желтом фоне. Если дома сделаны из негорючих материалов, то таки дома рисуются на темно-красном фоне. Слайд 9. Минутка истории. В древности, люди любили путешествовать, и им нужно было ориентироваться на местности, что бы не потеряться. Тогда и появились первые карты. Сначала карты делали из камней. Но они были тяжелыми, громоздкими и не удобными. Про точность и говорить не стоит, они были не точными. Затем с развитием технологии, карты начали делать из пергамента, а затем из бумаги. Облегчело производство карт появление летательных аппаратов и фотокамер. Слайд 12. Третий знак: лес. Лес, как раз то место, где и затерялся наш общий товарищ. Леса бывают разные, смешанные, лиственные и хвойные. И что бы один лес не перепутать с другим, необходимо знать какими именно знаками обозначается каждый тип. Слайд 13 Четвертый знак: кустарники. Кустарники бывают разные, но всегда обозначаются следующим знаком. Слайд 14. Пятый знак: родник. Родник – выход подземных вод на землю. В большинстве случаев такая вода годится для питья. Слайд 15. Шестой знак: озеро. На этом слайде вы видите озеро. А чем отличается озеро от реки? Верно, река имеет течение, а у озера его нет. Слайд 16. Седьмой знак: дорога, тропинка Тропы или дороги есть на любых картах. Дороги обозначают сплошными черными линиями, а тропинки пунктирными линиями. У меня на картачках изображены топографические знаки, которые мы сейчас изучили. Я раздам их вам, и буду называть по одному эти знаки. Ваша задача как только увидите этот знак на карточке сразу подянть и показать мне. Слайд 17 Ребята, нам на почту поступило письмо. Кому интересно, что пришло на почту? Давайте откроем и прочтем. Слайд 18 К нам на почту пришло голосовое сообщение. Давайте прослушаем. Громкая связь. Голос из телефона: Здравствуй мой друг. У меня к тебе будет просьба. Ты знаешь, что я любитель путешествовать. И на этот раз я решил отправиться в поход, но плохо подготовился и заблудился. На твою почту, я отправил ориентиры на местности, которые заметил. Я знаю, что ты хорошо разбираешься в картах, помоги сориентироваться на местности и выбраться. Ребята, вы все слышали сами. Поможем моему другу? Напомните, куда он скинет ориентиры. Слайд 19. Давайте откроем почту и посмотрим, какие файлы нам пришли. Мы видим карту, но Какая эта карта? Похожа на туристическую карту? Верно, это не туристическая карта, но тогда какая? Это военная карта. Она используеться воеными, для обозначения расположения войск, путей атаки на врага. Слайд 20. Давайте посмотрим, что нам еще прислали. На этой карте изображены полезные ископаемые, и где их искать. Тут и нефть и уголь и даже алмазы. Но это туристская карта? Нет! Слайд 21. У нас осталось последнее письмо. На этот раз это не карта, но что это? Вы правы, это куар код. И мы можем перейти по нему. Давайте же это сделаем. Перейдя по ссылке, перед нами появился список слов. «Деревянный мост, дом, дом, дом, дом, смешанный лес, кустарники, озеро, родник». Видимо, это те самые ориентиры, которые заметил наш друг. Слайд 22. Давайте посмотрим на карту номер 1. Я ее продублирую на слайде. Она нам подходит? Слайд 23 А подходит ли нам карта номер 2? Слайд 24. А что вы скажете по поводу последней карты? Хорошо, мы выбрали нужную карту, теперь давайте отправим ее обратно нашему другу. |
Давайте поможем! На почту. Это не топографическая карта. Это куар код. Карта под номером один нам не подходит. Судя по ориентирам у нас 4 дома, а на карте их 5. Не подходит. Здесь мост металлический, а нужен деревянный. Последняя карта нам подходит. |
4 | Закрепление новой темы. | 10 | Хорошо потрудились. А теперь давайте вспомним, чем мы занимались сегодня на нашем занятии. Слайд 25. Для этого давайте посмотрим на слайд. 1) Какие знаки мы изучили? 2) Какие бывают постройки по огнестойкости? 3) Какие бывают леса? Слайд 26. Но нам престоит выполнить еще одно задание. Перед собой вы видите поле, состоящие из клеток 3 на 3. Положите этот листок перед собой. Что вам необходимо делать. Вы отступаете одну клетку на юг и ставите именно этот знак, который я указал. Тоесть еловый лес. После упражнения подписываем листочки и сдаем. |
|
5 | Домашнее задание | 2 | Спасибо ребята за вашу работу, за помощь нашему новому другу – туристу. А теперь домашнее задание. Возьмите с собой все записи, сделанные сегодня, и выучите к следующему занятию. | Обучающиеся записывают домашнее задание. |
6 | Рефлексия | 2 | Давайте проверим ваше настроение. На столах лежат два кружка. Зеленый значит, что вам занятие понравилось. Красный означает, что вам было скучно. А теперь, поднимите тот кружок, который соответствует вашему настроению и отношению к данному занятию. | Обучающиеся поднимают табличку в соответствии со своим эмоциональным фоном. |
Заключение.
Туристическая карта – удивительная вещь, где под каждым условным знаком скрывается определенный предмет. Детское воображение, видя карту, придает ей особый смысл, рисует собственный мир на клочке бумаге, путешествует по нему. Задача педагога, заметить и подержать это стремление ребенка. Познакомить со всеми знаками, расположенными на карте, научить создавать самому такие карты.
Данную методическую разработку можно использовать в объединениях туристской направленности, а так же на уроках географии и окружающего мира.
Список источников и литературы.
- Господинов Г.В., Сорокин В.И. Топография. – Москва, 1967. – 355 с.
- Грюнберг Г.Ю. Картография с основами топографии. – Москва, 1991. – 367 с.
Интернет источники:
условные знаки для топографических планов ()
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/09/picture-434506-1397035360.jpg)
Методическая разработка занятия образовательного модуля "Введение в школьную жизнь" - Занятие "Оценка. Введение способа оценки"
Занятие разработано для проведения в адаптационный период в первые дни недели обучения первоклассников в школе....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/09/picture-434506-1397035360.jpg)
Методическая разработка занятия образовательного модуля "Введение в школьную жизнь" - Занятие "Столкновение мнений детей. Как надо и не надо спорить"
Занятие разработано для проведения в адаптационный период в первые недели обучения первоклассников в школе...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/03/picture-616491-1428061173.jpg)
Методическая разработка занятия по программе внеурочной деятельности «Лесная школа». Тема занятия: «Дружная страна»
Занятия по программе «Лесная школа» реализовываются в параллели 1-х классов во время внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС по запросу администрации.Цель программы: помочь ребенку в...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/06/picture-646737-1438874558.jpg)
Методическая разработка занятия по программе внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс». Тема занятия «Общение и уважение».
Занятия по программе «Первый раз» реализовываются в параллели 5-х классов во время внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС по запросу администрации.Цель программы: создание условий д...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/01/picture-907566-1491066350.jpg)
Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности (Сценарий занятия по ФГОС)
Сценарий занятия по ФГОС к курсу внеурочной деятельности для ГПД 4 класса.Направление : РОСТ (развитие, общение, сотрудничество, творчество).Тема занятия : "Буквовинегрет". Анаграмма....