Беседа на тему "Чрезвычайные ситуации"
план-конспект по обж
Цель: познакомить детей с видами чрезвычайных ситуаций и рассказать о крупных производственных авариях 20 века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tchs.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа на тему:
«Чрезвычайные ситуации».
В нашей жизни иногда происходят события, которые угрожают жизни сразу многих людей. Всё это – чрезвычайные ситуации. Они могут возникнуть из-за аварий на предприятиях, а также при стихийных бедствиях – наводнениях, землетрясениях, обвалах в горах. В различных местностях возможны разные стихийные бедствия: так, рядом с большими реками бывают наводнения, в горах – обвалы и снежные лавины, на обширных равнинах – смерчи и торнадо, на морском побережье – тайфуны и цунами.
Стихийные бедствия не зависят от человека, предсказывать их очень трудно. Но бывают чрезвычайные ситуации, которые вызваны деятельностью человека: это различные аварии на крупных промышленных предприятиях. Как и пожары, они являются следствием небрежности и несоблюдения правил безопасности. Предсказать их тоже очень трудно.
Чрезвычайные ситуации всегда приносят людям много неприятностей. Наводнения, землетрясения разрушают дома, и людям негде жить. В результате стихийных бедствий разрушению подвергаются целые посёлки, иногда даже города. Самое страшное, что в них гибнут люди.
- Что нужно знать о своей местности, чтобы при чрезвычайных ситуациях уменьшить ущерб для семьи и дома?.
Предсказать заранее, где случится чрезвычайная ситуация, почти невозможно. Но когда она происходит, каждый должен быть готов действовать так, чтобы ущерб для его семьи и дома был как можно меньше. Для этого нужно знать:
- какие аварии и стихийные бедствия случались в нашей местности раньше;
- какие предприятия располагаются недалеко от нашего населённого пункта;
- в каком месте располагается ваш дом. Если он находится в низине, то в случае наводнения может быть затоплен, а в случае аварии на химическом предприятии вредные вещества будут дольше загрязнять воздух и почву, и вы не сможете жить в своём доме;
- какие ветры чаще дуют в вашей местности. При аварии или пожаре вредные вещества и огонь обычно распространяются по ветру, и можно заранее определить, будет ли существовать опасность для вашего дома.
Творческое задание «Нарисуй, где расположен твой дом».
Нарисуйте, где расположен ваш дом. Стоит ли он в низине или на возвышении? Есть ли в нашем районе река, большая ли она? Есть ли в нашей местности заводы, фабрики, что на них изготавливают? Бывают ли в нашем районе сильные ветры, в каком направлении они дуют?
Стихийные бедствия – это такие явления природы, которые нарушают нормальную жизнь и деятельность населения, уничтожают материальные ценности, приводят к гибели людей.
К стихийным бедствиям относят: землетрясения, наводнения, ураганы, сели, оползни, снежные заносы, лесные пожары и другие природные явления, возникающие, как правило, внезапно. В нашей местности возможны: ураганы, наводнения, лесные пожары, снежные заносы.
Наводнение.
Наводнение – это временное затопление значительной части суши в результате подъёма уровня воды в реке, озере или море. Причина их – сильные ливни, быстрое таяние снега, образование заторов льда. Наводнения создают угрозу жизни и здоровью людей, разрушают здания, сооружения и транспортные коммуникации, уничтожают посевы.
В случае внезапного возникновения наводнения необходимы немедленные действия.
- Люди, проживающие на нижних этажах, переходят на верхний этаж, в одноэтажных домах занимают чердачные помещения, крыши зданий. Во время посадки в спасательные средства соблюдайте дисциплину и определённый порядок.
- Если начавшееся наводнение застало вас в поле, лесу, как можно быстрее выходите на возвышенное место, а если нет такой возможности, заберитесь на прочное развесистое дерево.
- Если вы оказались в воде, плывите к ближайшему незатопленному участку не против течения, а под углом к нему. Для этого используйте все предметы, способные удержать человека на воде: брёвна, доски, обломки заборов, деревянные двери и т.п.
- В местах с большим количеством водорослей, травы избегайте энергичных и порывистых движений, чтобы стебли не опутали ноги, руки. Лучше лечь на спину и передвигаться по поверхности воды, спокойно работая ногами.
Ураган.
Ветер большой разрушительной силы и значительной продолжительности называется ураганом.
Ураганный ветер разрушает прочные и сносит лёгкие строения, опустошает поля, обрывает провода, валит столбы линий электропередач и связи, ломает и вырывает с корнями деревья, топит морские и речные суда, переворачивает автомобили, повреждает транспортные магистрали и мосты.
Учреждения Гидрометеослужбы за несколько часов до приближения урагана, как правило, подают штормовое предупреждение.
- Если ураган застиг вас на улице, укройтесь в прочном ближайшем здании, заглубленном помещении, естественном укрытии. Если нет такой возможности, держитесь подальше от зданий и строений, высоких заборов, столбов, деревьев, мачт, опор. Помните, что, находясь на улице, люди получают травмы от осколков стёкол, шифера, черепицы, кусков кровельного железа, от деталей отделки фасадов и карнизов, от предметов, хранящихся на балконах и лоджиях.
- Находясь в здании, следует остерегаться ранений осколками выбитых стёкол. Для этого надо отойти от окон. Самым безопасным местом во время урагана являются внутренние помещения первых этажей кирпичных зданий, подвалы, погреба.
- Если ураган застал вас на открытой местности, лучше всего укрыться в канаве, яме, любой выемке: лечь на дно углубления и плотно прижаться к земле.
- Ураган может сопровождаться грозой. Избегайте ситуаций, при которых существует опасность поражения молнией. На холмистой местности не следует укрываться от грозы на вершинах холмов и в лощинах под одиночным деревом, в лесу – под высокими деревьями. Особо опасны отдельно стоящие дуб, лиственница, ель, тополь. В берёзу, клён молния ударяет редко. Во время грозы нельзя прятаться от дождя в копны, скирды.
Лесные пожары.
Вы уже знаете, что пожар – это стихийное распространение огня, вышедшего из-под контроля человека.
Чрезвычайно опасны лесные пожары. Они обычно возникают из-за несоблюдения населением элементарных мер пожарной безопасности при обращении с огнём в местах работы и отдыха. Причинами лесных пожаров являются также самовозгорание сухой растительности, торфа и разряды атмосферного электричества (молнии).
Если пожар застиг вас в лесу, не следует принимать поспешное решение.
- Не торопитесь, оцените обстановку. При лесном низовом пожаре нужно преодолевать кромку огня против ветра, укрыв лицо и голову верхней одеждой. Выходить из зоны любого лесного пожара, скорость распространения которого невелика, следует также в наветренную сторону, используя открытые пространства, участки лиственного леса.
- Если на вас загорелась одежда, ложитесь на землю и перекатываясь, сбивайте пламя. Бежать в этом случае нельзя – это ещё больше раздует пламя.
Снежные заносы.
Продолжительные снегопады значительно усложняют условия жизнедеятельности населения, создают опасные ситуации, особенно в сельской местности. Отрицательное влияние этого явления усугубляется метелями, при которых резко ухудшается видимость, прерывается транспортное сообщение.
Основным опасным фактором для человека в этих условиях является воздействие низких температур, вызывающих обморожения, иногда приводящих к замерзанию людей.
Крупные производственные аварии XX века.
Ежегодно в мире происходит большое число производственных аварий, которые создают реальную угрозу здоровью и жизни населения.
Наиболее опасны аварии на предприятиях, производящих, использующих или хранящих ядовитые вещества, взрывоопасные и огнеопасные материалы – заводы и комбинаты химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности.
Аварии на подобных предприятиях приводят к многочисленным человеческим жертвам и значительному материальному ущербу.
Так, в 1984 году в индийском городе Бхопале на химическом заводе по производству пестицидов (химических веществ для борьбы с сорняками и возбудителями болезней растений) произошла самая крупная авария за всю историю развития мировой промышленности. В результате утечки ядовитого газа погибло более 3 000 человек и пострадало 300 тысяч, из них несколько десятков тысяч получили серьёзные долговременные поражения органов дыхания, глаз, печени, почек.
Не менее масштабные производственные аварии были и в нашей стране. 3 июля 1989 года вблизи железнодорожного пути под Уфой произошёл разрыв продуктопровода, по которому подавалась смесь из бензина и горючих газов (пропан и метан). Смесь нефтепродуктов, которая была тяжелее воздуха, поплыла по лощинам, оврагам, заполнила складки местности. Из-за возгорания этой смеси произошёл взрыв. Пламя мгновенно охватило огромную территорию. В огненном котле оказались два пассажирских встречных поезда, в которых находились 1284 пассажира. Большинство вагонов сгорели, погибло 433, госпитализировано 808 человек. В населённых пунктах, расположенных в 15 км от места взрыва, были выбиты стёкла, оконные рамы и т.д.
Как население узнаёт об аварии и грозящей ему опасности?
В старину, когда где-то случалась беда или кому-то грозила опасность, звучал большой колокол, набат, по которому люди собирались на сход и узнавали о происходящем. Так и теперь, чтобы привлечь внимание людей, будут звучать сирены, прерывистые гудки предприятий и специальных транспортных средств. Это сигнал гражданской обороны «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час в форме беседы "Дружба. Способы разрешения конфликтных ситуаций"
Разработка рефлексивного классного часа в форме беседы во 2 классе. Тема "Дружба. Способы разрешения конфликтных ситуаций"...
Беседа "Выход из конфликтной ситуации"
В ходе беседы с подростками раскрывается понятие "конфликта", причинах и способах их решения. Материал преднозначен для обучающихся 5-8 классов....
Классный час «Правила дорожные - правила надежные» (беседа с элементами игры и моделированием ситуаций)
Классный час направлен на раширение представления учащихся о правилах поведения на дорогах....
Беседа " Опасные ситуации. Контакты с незнакомыми людьми дома".
Методическая разработка.Проект "ОБЖ Я буду очень осторожен".Занятие 1.Беседа " Опасные ситуации. Контакты с незнакомыми людьми дома"....
Беседа: " Опасные ситуации. Контакты с незнакомыми людьми на улице".
Методическая разработка.Проект "ОБЖ Я буду очень осторожен".Занятие 2.Беседа: " Опасные ситуации. Контакты с незнакомыми людьми на улице"....
Час общения «Правила дорожные - правила надежные» (беседа с элементами игры и моделированием ситуаций)
Час общения«Правила дорожные - правила надежные»(беседа с элементами игры и моделированием ситуаций) Цель:расширить представление детей о том, какое поведение на дорогах опасно;Задачи...
Беседа с элементами тренинга: Правила поведения в криминальных ситуациях
Учебные вопросы.Правила безопасного поведения с незнакомым человеком.Мошенничество и защита от него.Цели.Показать опасность среды проживания.Научить защищать себя от мошенников.Краткое содержание учеб...