Беседа "Выход из конфликтной ситуации"
классный час по теме
В ходе беседы с подростками раскрывается понятие "конфликта", причинах и способах их решения. Материал преднозначен для обучающихся 5-8 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konflikt.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Красненская средняя общеобразовательная школа
имени М.И. Светличной»
КЛАССНЫЙ ЧАС
«Выход из конфликтной ситуации»
(для учащихся 5 — 8 классов)
Подготовила:
Социальный педагог
Чехонадских Л.Н.
Цель:
- Развивать умение понимать причины конфликтов и способы их решения.
Задачи:
- Показать возможность преодоления большинства повседневных конфликтов с взрослыми (воспитателями).
- Сформировать навыки конструктивного поведения в конфликте.
Методическое оснащение:
Анкеты, листы бумаги, ручки, плакат «Беспроигрышный метод решения споров», эпиграфы.
Ход занятия:
Социальный педагог: Давайте послушаем диалог ребенка и взрослого.
(Диалог читают 2 ребенка.):
- Саша, почему ты ударил его?
- Он первый ударил меня.
- А он говорит, ты ударил его первым.
- Нет, не я. Он первый ударил меня.
- Ты так и не ответил на мой вопрос. Почему ты ударил его?
- Я защищался. Я не хотел отступать. Я должен был защищаться.
- И поэтому ты ударил его?
- Он первый меня ударил.
Социальный педагог: Что произошло?
Учащиеся: Драка, выяснение отношений между ребятами, взрослый выясняет, хочет понять: кто прав, кто виноват.
Социальный педагог: Итак, произошел конфликт, и мальчики выбрали далеко не самый лучший путь его разрешения. Что означает слово «конфликт» лично для вас? Попробуйте написать «на скорую» руку список некоторых ассоциаций, образов, воспоминаний, связанных со словом «конфликт».
Подростки пишут, а потом читают вслух (слезы, раздражение, обида, боль, крик, грубость, непонимание, порванная тетрадь, замечание в дневнике…)
Социальный педагог: Возможно, перед вами всплыли картины разбитых носов, «кучи-малы», заплаканные глаза. Что вы чувствуете, когда находитесь с кем-нибудь в конфликте, какое у вас настроение?
Подростки пишут на листах, а потом читают вслух: гнев, страх, расстройство, раздражение, возмущение, слезы.
Социальный педагог: Итак, что же такое конфликт? Попробуйте дать понятие этому слову.
Конфликт – это столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезное разногласие, спор.
А может ли жизнь протекать без противоречий? (заслушиваем ответы подростков). Нужны ли конфликты?
Социальный педагог: Конфликт может привести к большой несправедливости, но может привести и к улучшению климата, например в классе, семье, к взаимопониманию.
Но все зависит от нашего поведения.
Давайте посмотрим, как мы реагируем на конфликт. Чтобы разобраться в этом, ответьте на вопросы анкеты (приложение № 1, могут отвечать и присутствующие взрослые).
Перенесите в бланк для ответов соответствующие каждому вопросу баллы. Посчитайте сумму баллов по столбцам. Посмотрите, в каком столбце у вас получилось наибольшее количество баллов. Послушайте информацию о том, что это значит. (Приложение к анкете).
Социальный педагог: Но, конечно же, в зависимости от ситуации и от типа конфликта подходят разные способы поведения из перечисленного выше. Как вы думаете, что нужно делать, для того чтобы разрешить тот или иной конфликт? (сначала нужно узнать, почему он возник, из-за чего).
А как вы думаете: одна и та же ситуация воспринимается разными людьми, например взрослыми и детьми, одинаково или по-разному?
А давайте проверим это!
Задание: Взрослые и подростки отвечают на вопрос письменно.
- Однажды я видела, как девочка и воспитатель спорили по поводу… (опишите внешние признаки конфликта)
- Думаю, что это произошло потому, что… (допишите фразу).
Зачитывают ответы (в сравнении) – дети и взрослые.
По итогам упражнения делается вывод о том, что у детей и взрослых часто взгляды на одно и то же событие очень отличаются, и из-за этого могут возникать конфликты.
Социальный педагог: Какими путями может разрешиться конфликт? (ответы детей)
- Деструктивным способом – приводит к кризису отношений. А это приводит к душевным страданиям.
- Конструктивным (плодотворным) – отношения перейдут на новый уровень развития. Но это произойдет, если каждый человек сопоставит свои интересы с интересами других. (компромисс)
А какие еще способы конструктивного разрешения конфликтов вы знаете? (юмор, нежность, третейский судья – но он должен быть авторитетом для обеих сторон).
А еще нужно учиться вовремя распознавать зарождающийся конфликт. Быть внимательнее. Терпимее к другому (стих «Терпеть и верить»).
Социальный педагог: На практике мы убедились, что взгляды взрослых часто отличаются от взглядов детей. А могут ли они совпадать?
Задание: Подросткам предлагается от имени своих воспитателей обратиться к нему с фразой, начинающейся со слов «Я очень хочу…»
Взрослые с такой же фразой к детям.
Ответы заносятся в таблицу, сравниваются, делается вывод: о возможности договориться по основным вопросам. (Вариант: вывод совпадений желаний детей и взрослых).
Далее социальный педагог предлагает возможный алгоритм разрешения спорных ситуаций. (Приложение № 2 «Беспроигрышный метод разрешения споров»).
Социальный педагог: Предлагаю при помощи этого алгоритма решить конфликт между воспитателем и ребенком:
Девочка собирается пойти гулять с подружкой, воспитатель просит надеть теплую шапку, девочка не хочет этого делать.
Для осмысления полученного опыта предлагается:
Социальный педагог: Продолжите фразу:
Подростки «Самым трудным в конфликте с взрослыми для меня является…»
Взрослые «Самым трудным для меня в конфликте с ребенком является…».
Зачитать, обсудить.
Социальный педагог: А теперь я попрошу вас еще раз посмотреть ваши записи. В начале занятия вы записывали свои воспоминание, связанные со словом «конфликт», и свои эмоциональные реакции на конфликт. Прочитайте. Представьте. Что эти записи исчезают, зачеркните их. А теперь: удалось ли вам увидеть, как исчезают те эмоции, которые там записаны? Что приходит им на смену? Какие чувства вы испытываете? (радость облегчение, успокоение).
Социальный педагог: Иногда можно уменьшить свои переживания следующим образом.
- Нужно записать слова, обозначающие наше отрицательное настроение, а потом эту бумажку порвать.
- Можно писать слово столько раз, сколько длится чувство обиды или злости: «Я злюсь, я злюсь…». И постепенно (а иногда и вдруг) чувство это проходит и приходят успокоительные мысли: «Чего я злюсь? Я успокоился и внимания больше обращать на это не буду».
Подведем итоги! Что полезного вы сегодня узнали? Что из сказанного вы сможете применить в жизни?
Социальный педагог: На сегодняшнем занятии вы стали богаче! Вы приобрели знания о приемах разрешения конфликтов, а значит, вы приобрели друзей вокруг вас!
Наше занятие мне хочется закончить словами из песни Булата Окуджавы: «давайте понимать друг друга с полуслова, чтоб ошибившись раз, не ошибаться снова…».
Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации (когда ссоритесь)?»
Тест "Поведение во время конфликта"...
Причины конфликтных ситуаций
Планируется цикл статей по анализу конфликтных ситуаций в современной школе.В первой вступительной статье(которая пока отличается несовершенностью и незавершенностью) предпринята попытка описать причи...
Классный час в форме беседы "Дружба. Способы разрешения конфликтных ситуаций"
Разработка рефлексивного классного часа в форме беседы во 2 классе. Тема "Дружба. Способы разрешения конфликтных ситуаций"...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ В СЕМЬЕ».
Цель: обсудить проблемы воспитания детей и способы решения конфликтных ситуаций, выработать правила предотвращения конфликтных ситуаций....
Родительское собрание "Способы и решения конфликтных ситуаций в семье"
В интересной форме проходит рабочее родительское собрание....
Разрешение конфликтных ситуаций в детском коллективе.
Цель занятия: обучение методикам работы с детьми по формированию навыков разрешения конфликтных ситуаций....
- Мне нравится (1)