“Развитие младшего школьника в условиях информационной среды”.
учебно-методический материал по обж (3 класс)

Лебедева Антонина Павловна

Современный компьютер должен стать для ребёнка надёжным помощником. Компьютер играет всё большую роль в досуге и учебе наших детей, положительно влияя на формирование их психофизических качеств и развитие личности. Соблюдение несложных правил работы на компьютере позволит сохранить здоровье и одновременно открыть юному пользователю мир огромных возможностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

“Развитие младшего школьника в условиях информационной среды”.

Задачи:

  • Показать возможности использования компьютера с целью развития младшего школьника в условиях информационной среды.
  • Познакомить с результатами анкетирования учащихся по использованию компьютера в домашних условиях.
  • Профилактике вредного воздействия компьютера на здоровье ребенка.

   Потребность в общении появилась у людей ещё в глубокой древности. Это было обусловлено необходимостью передавать минимальную, хотя и жизненно важную на тот момент развития человечества информацию. В дальнейшем непосредственное общение людей друг с другом становилось всё более частым и информационно насыщенным. А затем появились разнообразные способы общения, самым распространённым из которых являлось использование письменности.     Мы вступили в Информационный век развития человечества, когда одной из значимых ценностей является информация. Владение ею часто является гарантом успешности. От гусиных перьев и чернильниц, шариковых авторучек и печатных машинок человечество шагнуло к новым средствам передачи информации.

Наиболее актуальным в данный момент является использование для этих целей компьютера. Так ли необходимо в доме и школе это чудо научно-технического прогресса? Уже, будучи дошкольником, ребёнок зачастую получает возможность доступа к компьютеру. Информационная активность детей младшего школьного возраста растёт.

Это и не удивительно, ведь для ребёнка компьютер – это целый мир, мир интересный, модный и манящий. Программное обеспечение предоставляет широкий спектр применения компьютера: для учёбы, общения, поиска всевозможной информации, отдыха и развлечений. Информационная активность должна органично вписываться в учебно-воспитательный процесс, а не диссонировать с ним [3]. Учителя начальных классов формируют у современного школьника элементарные навыки пользователя персонального компьютера, развивают умения работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами.

В нашей школе есть кабинеты, которые хорошо оборудованы и имеют не только компьютеры, ноутбуки, но и интерактивные доски, видеосистемы, проекторы. Уже с первых дней обучения ребятам показывают разного рода презентации, которые значительно оживляют уроки и стимулируют учащихся к грамотному пользованию информационными системами. Не следует порицать младших школьников, если они оформляют свои сообщения с помощью компьютера, ведь подобная деятельность является хорошей пропедевтикой их обучения в среднем звене.

Многие учащиеся нашей школы принимают участие в интерактивных информационных мероприятиях. В течение учебного года неравнодушные, увлечённые и эрудированные ребята успевают поучаствовать сразу в нескольких интерактивных конкурсах, олимпиадах, викторинах и даже стать победителями и призёрами некоторых из них.

Систематически организуется участие младших школьников в областных мероприятиях. Конкурсные работы часто приходится отсылать по электронной почте, и ребята с удовольствием осваивают это непростое умение. Интернетом как информационным ресурсом пользуются практически в каждой семье. И в школе, и дома младшие школьники могут добывать необходимые знания, пользуясь компьютером, но, конечно, под контролем взрослых.

Относительно всего вышесказанного необходимо сделать важное замечание: прививать компьютерную грамотность учащимся следует только вкупе с воспитанием информационной культуры. Это должна быть планомерная, тщательно продуманная и регулярная работа. Многие ребята, владеющие достаточной компьютерной грамотностью, создают себе страницы в социальных сетях и общаются друг с другом, зачастую обмениваясь фотографиями и видеороликами, просмотр которых должен быть строго лимитирован. Реклама и разного рода предложения, размещаемые в Сети, также могут оказывать негативное влияние на формирование личностных качеств и психики ребёнка. Кроме того, многие школьники, проводя слишком много времени за компьютером, жертвуют прогулками на свежем воздухе и непосредственным общением со сверстниками.

Вопросы для обсуждения:

Компьютерные игры – бесполезное, вредное занятие или совсем наоборот?

Как сделать общение ребёнка с компьютером безопасным и полезным?

Какие Вы можете дать советы?

 Ознакомление с результатами анкетирования учащихся

Среди учащихся 3 – 4 классов нашей школы, у которых есть компьютер, было проведено анкетирование.

Результаты показали, что среди учащихся младших классов любят играть на компьютере – 83%; смотреть фильмы (мультфильмы) – 70%; общаться с друзьями – 85%; выполнять разные задания – 67%; читать книги, рисовать, слушать музыку и др. – 53%.

Пользуются компьютером каждый день – 37%; при этом проводят за компьютером более 30 минут в день – 68% детей.

Делают гимнастику для глаз при работе за компьютером – 28%; выполняют физкультминутки в перерывах при работе за компьютером – 38%; могут, заигравшись, забыть поесть, почистить зубы и т.д. – 30% опрошенных.

Даже не очень продолжительная работа за компьютером вызывает у детей общее и зрительное утомление. Увлёкшись, школьники не замечают наступившего утомления и продолжают работать дальше, не в силах оторваться от компьютера. В результате дети к вечеру возбуждены, раздражены, неуправляемы.

 Сообщение о вредных факторах при работе за компьютером

Такая ситуация складывается из-за влияния ряда вредных факторов, возникающих при работе за компьютером.

Нагрузка на зрение

По этой причине через непродолжительное время у ребенка могут возникнуть головная боль и головокружение. Если работать на компьютере долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения (это зависит от качества монитора, содержания изображения и времени работы за монитором). При грамотной постановке дела нагрузка на зрение от компьютера может быть значительно снижена.

Стеснённая поза

Сидя за компьютером, ребенок должен смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на клавиатуре (мыши, джойстике). Это вынуждает его тело принять статичное положение и не изменять его до конца работы. В этом отношении компьютер гораздо опаснее телевизора, который позволяет свободно двигаться. Из-за стесненной позы возникают следующие нарушения: заболевания суставов кистей рук, затруднённое дыхание, остеохондроз.

Психическая нагрузка и стресс при потере информации

Компьютер требует сосредоточенности. И всё же психическую нагрузку можно уменьшить. В работе следует делать перерывы, необходимо следить за содержательной стороной игр. Настоящие вредители – игры, содержащие мелькающее на высокой скорости изображение и мелкие элементы. Легче всего для детского восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Бывает, что при сбоях программ теряется важная и полезная информация. Это может вызвать нервозность, повышение давления, ухудшение сна.

Излучение

То, что называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны), монитор вообще не производит. Но на электроннолучевой трубке кинескопа имеется потенциал в 100 раз выше напряжения в сети. Сам по себе потенциал не опасен, но он создаётся между экраном дисплея и лицом сидящего перед ним, и разгоняет осевшие на экран пылинки до огромных скоростей. Необходимо постоянно снижать количество пыли в помещении посредством влажной уборки. А ребёнка, вставшего из-за компьютерного стола, следует умыть прохладной водой или протереть лицо влажной салфеткой.

 Рекомендации:

Родителям и учителям необходимо контролировать не только качество информации, получаемое их детьми посредством компьютера, но и количество времени, которое школьники за компьютером проводят. Дело в том, что недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а длительное – ухудшает. При разумном подходе не следует слишком опасаться отрицательного влияния компьютера на ребёнка. Технический прогресс остановить невозможно. Пусть “умная машина” станет для подрастающего поколения другом, а не врагом! В организации работы ребёнка за компьютером могут помочь советы специалистов, которые содержатся в предлагаемом Вам буклете.

Формулирование выводов:

Интерес детей к компьютеру огромен, и наша задача – направить его в полезное русло, сделав компьютерные средства привычными и естественными для повседневной жизни детей. Ни в коем случае не следует наказывать ребёнка запретом на пользование компьютером. Современный компьютер должен стать для ребёнка надёжным помощником. Компьютер играет всё большую роль в досуге и учебе наших детей, положительно влияя на формирование их психофизических качеств и развитие личности. Соблюдение несложных правил работы на компьютере позволит сохранить здоровье и одновременно открыть юному пользователю мир огромных возможностей.

Список литературы

1. Епишина Л.В. педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // “Начальная школа”, 2008. №11.

2. Ефимов В.Ф. Использование ИКТ в начальном образовании. // Начальная школа, 2009. №2.

3. Сабирова, Э.Г. Целесообразность применения информационных технологий при обучении младших школьников / Э.Г. Сабирова // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции “Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования”: В 2-х ч. - Челябинск: Изд-во “Образование”, 2006. - Ч. 2. - С. 276-278.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Стандарты второго поколения - М: Просвещение, 2011 - 31 с.

5. Информационный сайт "Учительской газеты"

http://www.ug.ru/02.26./po4.htm

6. Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/user/12578/page/pamyatki-dlya-roditelei

7. http://festival.1september.ru/articles/567121/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система духовно-нравственного развития младших школьников в условиях обновления содержания начального образования

Для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. И прав профессор Московской Православной Духовной Академии А.И.Осипов, говоря, что образование  ...

Обобщение опыта на тему "Особенности личностного и интеллектуального развития младших школьников в условиях развивающего обучения"

Начало XIX в. ознаменовалось настойчивыми попытками модернизировать систему образования, привести в соответствие с требованиями времени. В этом процессе все более значимую роль играет система развиваю...

Личностное развитие младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения

Статья на тему "Личностное развитие младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения". Анализ работы и мероприятий, направленных на личностное развитие младших школьников в условиях введе...

Модель развития личности младших школьников в условиях социокультурной среды образовательной организации в рамках стратегии ФГОС НОО

Модель «Развитие личности младшего школьника в условиях  организации социокультурной среды школы в рамках стратегии ФГОС НОО» определяется характеристикой современного социума, процессами формиро...

Социализация и самореализация младших школьников в условиях информационно-образовательной среды

Первоначально социализация  ребёнка происходит в семье, а затем – в школе, обществе. Младший школьный возраст является благодатным для процесса социализации.В этом возрасте происходят ...

Социализация и самореализация младших школьников в условиях информационно-образовательной среды

Умение добывать нужную информацию – ценное качество, которое пригодится ребенку в будущем. Посредством интернета можно развивать любознательность ребёнка, обучать его чтению, математике, обучать...