Пространственное ориентирование для слепых обучающихся -3 класс
рабочая программа по обж (3 класс)
Пространственное ориентирование для слепых обучающихся -3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orientir_3_kl.docx | 28.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе ООО
для слепых обучающихся
Утверждённой приказом №568 от 31.08.2016г.
С изменениями от 30.08.2019 г., приказ №291
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»
Рассмотрено на заседании кафедры начального образования
Протокол № 1 от « 31 » 08. 2019 г.
Руководитель кафедры / / Л. В. Шабалина
Согласовано
Заместитель директора / / Е. В. Зверева
«___ » ______ 2019 г.
Рабочая программа учебного предмета «Пространственная ориентировка» - 34часа
для ученицы 3 «б» класса М.Е.
по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для слепых обучающихся
В соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ, разработана примерная программа по пространственной ориентировке на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слепых обучающихся / М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2017 г.
Составитель: Буданцева Ирина Владимировна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
пгт. Пионерский
2019 год
Пояснительная записка.
В соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ, разработана примерная программа по пространственной ориентировке на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слепых обучающихся / М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2017 г.
Цели и задачи обучения предмету
Цель: формирование у незрячих школьников умений и навыков определения своего местоположения в пространстве, и способностей самостоятельного передвижения с помощью и без вспомогательных средств, в знакомом и незнакомом пространстве, в помещении и на улице.
Основными задачами курса являются: – дать детям знания об ориентировке в пространстве, – формировать эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям.
Индивидуальные особенности слепых обучающихся
Слепые и слабовидящие обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) могут отставать в физическом развитии. У слепых и слабовидящих с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) снижено внимание, что проявляется в трудностях привлечения внимания, невозможностью длительной его концентрации, наличии быстрой и легкой отвлекаемости, рассеянности, низком объеме. Для данной категории слабовидящих обучающихся характерны особенности зрительного восприятия: значительное снижение объема восприятия, его дифференцированности, появление глобализации восприятия, возникновения значительных трудностей восприятия объектов, требующих тонкого анализа частей и свойств и др. Особенности психического развития слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) проявляются в грубом нарушении познавательного развития. Грубо нарушено чувственное познание, слуховое и осязательное восприятие обучающихся характеризуется недифференцированностью, фрагментарностью, оно не может быть основой для формирования представлений об окружающем мире. У обучающихся данной группы не формируются представления и понятия, не устанавливаются логические связи, для их мышления характерна инертность, регидность, чрезмерная конкретность. Несформированность познавательной деятельности обусловливает отсутствие развития игровой деятельности, в рамках которой формируются предпосылки учебной деятельности.
Основные направления коррекционной работы
Формирование у обучающихся мотивации к учебной деятельности по ориентировке в пространстве. Развитие у обучающихся сенсорной сферы восприятия информации окружающего пространства. Развитие пространственного мышления. Овладение умением ходьбы с тростью. Владение практическими навыками ориентирования и мобильности в малом и большом пространстве (в общественных учреждениях, в городе, в парке). Развитие умений и навыков использования общественного транспорта. Обучение обучающихся способам взаимодействия с окружающими людьми в помещениях общественного назначения и на улице. Формировать умение контролировать процесс общения и отслеживать обратную связь, идущую от собеседника. Умение находить непонятные слова в источниках информации или обращаться к учителю за разъяснением. Преодоление вербализма (употребление слов без достаточного понимания содержания) в речи, формализма в усвоении знаний с целью обогащения конкретных представлений об окружающей действительности, о человеке, природе, обществе. Развитие интереса к общению и саморазвитию.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Пространственная ориентировка» направлен на коррекцию недостатков психического и (или) физического развития незрячих детей, преодоление трудностей в освоении окружающего мира и способов его познания. Оказание помощи и поддержки обучающимся в приобретении ими умений и навыков по ориентировке в пространстве. Специфика курса состоит в том, что данный предмет включает в себя две взаимодополняющих друг друга системы - ориентирование и мобильность. Ориентирование – это умение установить и сохранять осознание собственного местоположения в пространстве с помощью сбора и интерпретации информации, полученной через систему органов чувств. Мобильность – передвижение в пространстве безопасным и эффективным способом.
Место учебного предмета в учебном плане
В 3 классе на изучение пространственной ориентировки отводится 34 часа. (1 ч в неделю, 34 учебные недели)
Ценностные ориентиры
Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:
– доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
– уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитии этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);
− развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса «Пространственная ориентировка» у незрячего обучающегося является формирование следующих универсальных учебных действий: - проявлять интерес к новому содержанию и способам решения проблем; - осознавать адекватно свои возможности в учении; - проявлять интерес к новому содержанию и способам решения проблем; - применять новые знания и умения; - ориентироваться в пространственной и социально-бытовой среде; - принять соответствующие возрасту ценности и социальные роли; - сопереживать чувствам других людей; - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; - владеть навыками здоровьесбережения, охраны нарушенного зрения, - бережно относиться к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса «Пространственная ориентировка» у незрячего обучающегося является формирование следующих универсальных учебных действий: - учиться самостоятельно определять цели и задачи своего обучения, соотносить свои действия с планируемыми результатами, - осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, связанной с ориентированием и мобильностью; - оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; - владеть основами самоконтроля и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - устанавливать аналогии, классифицировать и делать выводы; - создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач в построении маршрутов различной сложности;
Предметными результатами изучения курса «Пространственная ориентировка» у незрячего обучающегося является формирование следующих универсальных учебных действий: - использовать полученную информацию с помощью сохранных органов чувств; - ориентироваться в пространственных понятиях; - иметь грамотные представления об окружающей среде; - сохранять правильную позу, походку во время обследования объектов и предметов, и во время передвижения в знакомом и незнакомом пространстве.
Содержание учебного курса
Раздел 1. Диагностика. Раздел 2. Развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающего мира. Формирование умения различать пространственные признаки предметов (форму, величину, объем) с помощью зрения и осязания. Формирование умения дифференцировать звуки окружающего мира: определение звуков природы, городских шумов, голосов знакомых людей. Развитие умения находить и использовать при ориентировке в пространстве различные ориентиры (цветовые, световые, звуковые). Раздел 3. Формирование представлений о предметах, наполняющих пространство Формирование представлений учащихся о столовых приборах, их назначении и правилах пользования. Соотнесение предметов с их рельефными изображениями. Формирование представлений о предметах мебели столового зала. Формирование представлений о раздевалке и предметах, находящихся там. Формирование умения словесно описывать расположение предметов в различных помещениях школы по предъявленной схеме, по памяти. Раздел 4. Ориентировка в микропространстве. Совершенствование навыков микроориентировки и умение детей словесно обозначать направления микропространства. Понимание пространственных понятий: из-за, из-под, через, вокруг, ниже, выше; пространственных направлений: слева направо, сверху вниз, справа налево и т.д. Формирование умения словесно обозначать направление своего движения и расположение объектов по отношению к себе и друг к другу Раздел 5. Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве и формирование топографических представлений по типу «Карта-путь», «Картаобозрение». Формирование навыков обследования помещения, составления его карты-схемы, а также карты-обозрения (столовая, раздевалка, медицинский кабинет и т.д.) Знакомство с маршрутом, составление системы ориентиров, отработка маршрута, самостоятельное прохождение маршрута «Класс - столовая-класс»; знакомство с маршрутом, составление системы ориентиров, отработка маршрута, самостоятельное прохождение маршрута «Класс - медицинский кабинет-класс», «Класс - коррекционный кабинет-класс». Отработка навыков составления схемы своего передвижения в пространстве всей школы. Раздел 6. Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентировке. Формирование позы при обследовании предметов, находящихся выше или ниже роста ребенка. Поза, мимика, пантомимика при знакомстве, приветствии, прощании, разговоре, общении. Раздел 7. Совместная ориентировка со зрячими. Правила поведения в классе, в столовой, медицинском кабинете, в школе. Раздел 8. Ознакомление с приемами ориентировки с помощью трости Раздел 9. Диагностика
Тематическое планирование
№ п/п | № п/п раздела | Название тем урока | Дата по плану | Дата по факту | Коррекционные цели | Виды учебной деятельности |
1.Диагностика- 1ч. | ||||||
1 | 1 | Диагностика. | 05.09 | |||
2.Развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающего мира – 7ч | ||||||
2 | 1 | Формирование умения различать пространственные признаки предметов (форму, величину, объем) с помощью зрения и осязания. | 12.09 | Формирование у обучающихся мотивации к учебной деятельности по ориентировке в пространстве. Развитие у обучающихся сенсорной сферы восприятия информации окружающего пространства. Развитие пространственного мышления. Овладение умением ходьбы с тростью. Владение практическими навыками ориентирования и мобильности в малом и большом пространстве (в общественных учреждениях, в городе, в парке). Развитие умений и навыков использования общественного транспорта. Обучение обучающихся способам взаимодействия с окружающими людьми в помещениях общественного назначения и на улице. Формировать умение контролировать процесс общения и отслеживать обратную связь, идущую от собеседника. Умение находить непонятные слова в источниках информации или обращаться к учителю за разъяснением. Преодоление вербализма (употребление слов без достаточного понимания содержания) в речи, формализма в усвоении знаний с целью обогащения конкретных представлений об окружающей действительности, о человеке, природе, обществе. Развитие интереса к общению и саморазвитию. Формирование у обучающихся мотивации к учебной деятельности по ориентировке в пространстве. Развитие у обучающихся сенсорной сферы восприятия информации окружающего пространства. Развитие пространственного мышления. Овладение умением ходьбы с тростью. Владение практическими навыками ориентирования и мобильности в малом и большом пространстве (в общественных учреждениях, в городе, в парке). Развитие умений и навыков использования общественного транспорта. Обучение обучающихся способам взаимодействия с окружающими людьми в помещениях общественного назначения и на улице. Формировать умение контролировать процесс общения и отслеживать обратную связь, идущую от собеседника. Умение находить непонятные слова в источниках информации или обращаться к учителю за разъяснением. Преодоление вербализма (употребление слов без достаточного понимания содержания) в речи, формализма в усвоении знаний с целью обогащения конкретных представлений об окружающей действительности, о человеке, природе, обществе. Развитие интереса к общению и саморазвитию. Формирование у обучающихся мотивации к учебной деятельности по ориентировке в пространстве. Развитие у обучающихся сенсорной сферы восприятия информации окружающего пространства. Развитие пространственного мышления. Овладение умением ходьбы с тростью. Владение практическими навыками ориентирования и мобильности в малом и большом пространстве (в общественных учреждениях, в городе, в парке). Развитие умений и навыков использования общественного транспорта. Обучение обучающихся способам взаимодействия с окружающими людьми в помещениях общественного назначения и на улице. Формировать умение контролировать процесс общения и отслеживать обратную связь, идущую от собеседника. Умение находить непонятные слова в источниках информации или обращаться к учителю за разъяснением. Преодоление вербализма (употребление слов без достаточного понимания содержания) в речи, формализма в усвоении знаний с целью обогащения конкретных представлений об окружающей действительности, о человеке, природе, обществе. Развитие интереса к общению и саморазвитию. | Проявлять интерес к новому содержанию и способам решения проблем; - осознавать адекватно свои возможности в учении; - проявлять интерес к новому содержанию и способам решения проблем; - применять новые знания и умения; - ориентироваться в пространственной и социально-бытовой среде; - принять соответствующие возрасту ценности и социальные роли; - сопереживать чувствам других людей; - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; - владеть навыками здоровьесбережения, охраны нарушенного зрения, - бережно относиться к материальным и духовным ценностям. Учиться самостоятельно определять цели и задачи своего обучения, соотносить свои действия с планируемыми результатами, - осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, связанной с ориентированием и мобильностью; - оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; - владеть основами самоконтроля и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - устанавливать аналогии, классифицировать и делать выводы; - создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач в построении маршрутов различной сложности; - использовать полученную информацию с помощью сохранных органов чувств; - ориентироваться в пространственных понятиях; - иметь грамотные представления об окружающей среде; - сохранять правильную позу, походку во время обследования объектов и предметов, и во время передвижения в знакомом и незнакомом пространстве. Проявлять интерес к новому содержанию и способам решения проблем; - осознавать адекватно свои возможности в учении; - проявлять интерес к новому содержанию и способам решения проблем; - применять новые знания и умения; - ориентироваться в пространственной и социально-бытовой среде; - принять соответствующие возрасту ценности и социальные роли; - сопереживать чувствам других людей; - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; - владеть навыками здоровьесбережения, охраны нарушенного зрения, - бережно относиться к материальным и духовным ценностям. Учиться самостоятельно определять цели и задачи своего обучения, соотносить свои действия с планируемыми результатами, - осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, связанной с ориентированием и мобильностью; - оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; - владеть основами самоконтроля и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - устанавливать аналогии, классифицировать и делать выводы; - создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач в построении маршрутов различной сложности; - использовать полученную информацию с помощью сохранных органов чувств; - ориентироваться в пространственных понятиях; - иметь грамотные представления об окружающей среде; - сохранять правильную позу, походку во время обследования объектов и предметов, и во время передвижения в знакомом и незнакомом пространстве. | |
3 | 2 | Формирование умения различать пространственные признаки предметов (форму, величину, объем) с помощью зрения и осязания. | 19.09 | |||
4 | 3 | Формирование умения дифференцировать звуки окружающего мира: определение звуков природы, городских шумов, голосов знакомых людей. | 26.09 | |||
5 | 4 | Формирование умения дифференцировать звуки окружающего мира: определение звуков природы, городских шумов, голосов знакомых людей | 03.10 | |||
6 | 5 | Формирование умения дифференцировать звуки окружающего мира: определение звуков природы, городских шумов, голосов знакомых людей, Закрепление. | 10.10 | |||
7 | 6 | Развитие умения находить и использовать при ориентировке в пространстве различные ориентиры (цветовые, световые, звуковые). | 17.10 | |||
8 | 7 | Развитие умения находить и использовать при ориентировке в пространстве различные ориентиры (цветовые, световые, звуковые). | 24.10 | |||
3. Формирование представлений о предметах, наполняющих пространство- 6ч. | ||||||
9 | 1 | Формирование представлений учащихся о столовых приборах, их назначении и правилах пользования. Соотнесение предметов с их рельефными изображениями. | 07.11 | |||
10 | 2 | Формирование представлений учащихся о столовых приборах, их назначении и правилах пользования. Соотнесение предметов с их рельефными изображениями. | 14.11 | |||
11 | 3 | Формирование представлений о предметах мебели столового зала | 21.11 | |||
12 | 4 | Формирование представлений о раздевалке и предметах, находящихся там. | 28.11 | |||
13 | 5 | Формирование умения словесно описывать расположение предметов в различных помещениях школы по предъявленной схеме, по памяти. | 05.12 | |||
14 | 6 | Формирование умения словесно описывать расположение предметов в различных помещениях школы по предъявленной схеме, по памяти. | 12.12 | |||
4. Ориентировка в микропространстве - 6ч. | ||||||
15 | 1 | Совершенствование навыков микроориентировки и умение детей словесно обозначать направления микропространства. Понимание пространственных понятий: из-за, из-под, через, вокруг, ниже, выше; пространственных направлений: слева направо, сверху вниз, справа налево и т.д. | 19.12 | |||
16 | 2 | Совершенствование навыков микроориентировки и умение детей словесно обозначать направления микропространства. Понимание пространственных понятий: из-за, из-под, через, вокруг, ниже, выше; пространственных направлений: слева направо, сверху вниз, справа налево и т.д. | 26.12 | |||
17 | 3 | Совершенствование навыков микроориентировки и умение детей словесно обозначать направления микропространства. Понимание пространственных понятий: из-за, из-под, через, вокруг, ниже, выше; пространственных направлений: слева направо, сверху вниз, справа налево и т.д. Закрепление. | 09.01 | |||
18 | 4 | Формирование умения словесно обозначать направление своего движения и расположение объектов по отношению к себе и друг к другу | 16.01 | |||
19 | 5 | Формирование умения словесно обозначать направление своего движения и расположение объектов по отношению к себе и друг к другу | 23.01 | |||
20 | 6 | Формирование умения словесно обозначать направление своего движения и расположение объектов по отношению к себе и друг к другу. Закрепление. | 30.01 | |||
5. Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве – 6ч. | ||||||
21 | 1 | Формирование навыков обследования помещения, составления его картысхемы, а так же карты-обозрения (столовая, раздевалка, медицинский кабинет и т.д.) | 06.02 | |||
22 | 2 | Знакомство с маршрутом, составление системы ориентиров, отработка маршрута, самостоятельное прохождение маршрута «Класс – столовая-класс» | 13.02 | |||
23 | 3 | Знакомство с маршрутом, составление системы ориентиров, отработка маршрута, самостоятельное прохождение маршрута «Класс - медицинский кабинет-класс», «Класс - коррекционный кабинет-класс». | 20.02 | |||
24 | 4 | Знакомство с маршрутом, составление системы ориентиров, отработка маршрута, самостоятельное прохождение маршрута «Класс - медицинский кабинет-класс», «Класс - коррекционный кабинет-класс». | 27.02 | |||
25 | 5 | Отработка навыков составления схемы своего передвижения в пространстве всей школы | 05.03 | |||
26 | 6 | Отработка навыков составления схемы своего передвижения в пространстве всей школы | 12.03 | |||
6. Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентировке – 4 ч. | ||||||
27 | 1 | Формирование позы при обследовании предметов, находящихся выше или ниже роста ребенка. Поза, мимика, пантомимика при знакомстве, приветствии, прощании, разговоре, общении. | 19.03 | |||
28 | 2 | Формирование позы при обследовании предметов, находящихся выше или ниже роста ребенка. Поза, мимика, пантомимика при знакомстве, приветствии, прощании, разговоре, общении. | 02.04 | |||
29 | 3 | Формирование позы при обследовании предметов, находящихся выше или ниже роста ребенка. Поза, мимика, пантомимика при знакомстве, приветствии, прощании, разговоре, общении. Закрепление. | 09.04 | |||
30 | 4 | Формирование позы при обследовании предметов, находящихся выше или ниже роста ребенка. Поза, мимика, пантомимика при знакомстве, приветствии, прощании, разговоре, общении. Закрепление. | 16.04 | |||
7. Совместная ориентировка со зрячими – 3ч. | ||||||
31 | 1 | Правила поведения в классе, в столовой, медицинском кабинете, в школе. | 23.04 | |||
32 | 2 | Правила поведения в классе, в столовой, медицинском кабинете, в школе. | 30.04 | |||
33 | 3 | Правила поведения в классе, в столовой, медицинском кабинете, в школе. Закрепление . | 07.05 | |||
Диагностика- 1ч. | ||||||
34 | 1 | Диагностика. | 14.05 |
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов материально-технического обеспечения | Примечание |
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц. | |
Наборы игрушек, изображающие предметы микро и макропространства | С учетом офтальмологических требований |
Наборы объемных изображений объектов окружающего пространства | |
Приборы «Ориентир» для закрепления схем «Картапуть» | С учетом офтальмологических требований |
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. | В соответствии с санитарно- гигиеническими нормами |
Стол учительский. | |
Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование пространственного ориентирования как средство профилактики нарушений чтения и письма у младших школьников
В этом докладе пойдет речь о том, как недостаточное развитие зрительно-пространственных представлений у ребенка влияет на формирование его устной и письменной речи....
Программа «Развитие пространственного ориентирования».
Здесь представлена программа «Развитие пространственного ориентирования» без календарно-тематического плана....
Методическая разработка занятия по адаптивной физической культуры для слепых обучающихся 2 класса
занятие АФК по теме :"Упражнения с гимнастическими палками в исходном положении лежа на спине".В течение занятия обучающиеся продолжают знакомство со спортивным инвентарем и понимают влияние...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир (человек, природа, общество)» для слепых обучающихся 4 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир (человек, природа, общество)» для слепых обучающихся4 а класса...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для слепых обучающихся 4 класса
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для слепых обучающихся 4 класса...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство. Тифлографика» для слепых обучающихся 4 а класса
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство. Тифлографика» для слепых обучающихся 4 а класса...
Рабочая программа по изо и тифлографике для слепых обучающихся - 5 класс (вариант 3.3)
Рабочая программа по изо и тифлографике для слепых обучающихся (вариант 3.3)...