Рабочая программа по ОБЖ 6 у класс
рабочая программа по обж
Рабочая программа составлена на основе: «Программы для обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. Санкт-Петербург ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г и составлена на основе учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья на 2019-2020 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_obzh_6u.docx | 36.84 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат № г. »______ Протокол № от .20 | «Согласовано» Заместитель директора по УР_____________ 20г | «Утверждено» И.О. Директора ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат № г. »______ __ 20 г. |
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 6 у класса Учитель
Рабочая программа составлена на основе «Программы для обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. Санкт-Петербург ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г и составлена на основе учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья на 2019-2020 учебный год. 20/20 учебный год |
Рабочая программа по ОБЖ составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г..
- СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года №26;
- Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11
Методическое письмо «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся вспомогательных школ» от 13 августа 1981 года №241-М//Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР. – 1982. - №4. – с.17 – 23
- Примерный учебный план образовательных организаций РФ, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего, основного общего образования для обучающихся с легкой умственной отсталостью.
- Адаптированная основная образовательная программа ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 6 г. Нижнеудинска» на 2015/2024 учебный год.
Пояснительная записка.
Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с региональным учебным планом для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, на 2010 – 2011, 2011 – 2012 учебные годы, распоряжением министра образования Иркутской области от 21.09.2010 г. № 795-мр «О получении образования детьми с ограниченными возможностями здоровья». За основу данной программы взяты «Комплексная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 – 11 классы: учебное издание/ А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. – М.: Просвещение, 2009. И «Программно-методические материалы: Основы безопасности жизнедеятельности”/ Сост. Б.И Мишин. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
По мнению специалистов МЧС России, человеческий фактор в настоящее время является если не главным, то определяющим в деле обеспечения личной безопасности каждого человека и национальной безопасности России. При этом роль человека в обеспечении личной безопасности и национальной безопасности России постоянно возрастает.
Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в том числе с терроризмом, наркотизмом и военными угрозами.
Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.
Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде — природной, техногенной и социальной.
При разработке содержания данной учебной программы принималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:
• учет основных закономерностей развития теории безопасности;
• интегративность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);
• направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.
При разработке структуры и содержания программы были учтены педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса в области безопасности жизнедеятельности, а именно:
• постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки учащихся в области безопасности жизнедеятельности с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по остальным школьным предметам в каждом классе, чтобы уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности выпускников школы соответствовал принятому в Российской Федерации;
• обеспечение разделения учебной нагрузки между федеральным и региональным компонентами при условии, что федеральный уровень обеспечивает научно-теоретическую основу формирования единого образовательного пространства в области безопасности, а региональный уровень — повышение практической подготовки обучаемых к безопасному поведению с учетом региональных особенностей (это должно учитываться при разработке региональных учебных программ).
Цель: освоение учащимися системы жизненно-необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих их адекватное поведение в реальной жизни.
Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:
- Коррекционно-образовательные:
- Формирование умения называть свое имя, говорить о себе от первого лица;
- Формирование способности выражать свои потребности, значимые для здоровья и сохранения его, используя невербальные и вербальные средства общения;
- Формирование представления о своих физических возможностях и возможностях других людей;
- Формирование представлений о процессах и алгоритмах умывания, одевания, еды, уборки помещения, атрибутах и основных действиях, сопровождающих их;
- Формирование положительного настроя на выполнение элементарных гигиенических процедур;
- Формирование умения описывать своё самочувствие, способность привлечь внимание педагога в случае недомогания.
- Коррекционные – развивающие:
- Формирование элементарных общеучебных умений;
- Развитие речи учащихся;
- Развитие внимания, памяти в специально созданных условиях;
- Развитие познавательных интересов жизнеобеспечивающего характера, развитие наглядно-действенного мышления и элементов наглядно-образного и логического мышления.
- Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать положительный настрой на выполнение элементарных гигиенических процедур, трудовых действий в быту, чувство радости от самостоятельных и совместных действий и их результатов;
- воспитывать аккуратность и чистоплотность
Общая характеристика курса
Основы безопасности жизнедеятельности включают знания правил дорожного движения, пожарной, экологической, правовой, духовно-нравственной безопасности, навыкам поведения и реагирования в потенциально опасных, экстремальных ситуациях, в процессе различного рода общения и взаимодействия в социуме. Рассмотрение формирования социальных представлений в данном контексте должно осуществляться на основе межпредметных связей. Это позволит знакомить детей с проблемами в развитии, в том числе интеллектуальном, со знаково-символической системой (пожарной атрибутикой, дорожными знаками, информационными и запрещающими табличками по гигиене и т.п.), которая является инструментарием к познанию и опосредует любую деятельность человека, в том числе предметно-практическую, игровую, учебную и трудовую.
Занятия по основам безопасности жизнедеятельности призваны решить серьёзные проблемы учащихся в самостоятельном понимании, осмысливании, сохранении и использовании получаемой из окружающей среды информации, выстраивании на её основе правильного безопасного поведения, адекватном оценивании сложных жизненных ситуаций.
Программа по курсу ОБЖ строится по концентрическому принципу, что дает возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности учащихся. Распределение изучаемого материала позволяет постоянно возвращаться к пройденным разделам. Это способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого предмета. Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Таким образом, происходит повышение уровня обучаемости, а овладение материалом прошлых лет постоянно используется и закрепляется, переходя в умения и навыки.
Эффективное усвоение учащимися учебного материала предполагает использование соответствующих методов, приемов, средств обучения.
На уроках ОБЖ в специальной (коррекционной) школе VIII вида широко применяется метод объяснения. Объяснение проводится при четком соблюдении дидактических принципов, используемых в специальном обучении:
- объяснение должно быть небольшим по объему и непродолжительным;
- материал, подобранный для объяснения, должен быть доступным умственно отсталым детям;
- объяснение сопровождается демонстрацией наглядности, показом способов и приемов работы, практическими действиями учащихся;
- во время объяснения допустимо задавать вопросы учащимся, активизируя их деятельность и проверяя понимание объясняемого.
Рассказ – последовательное изложение содержания учебного материала. На уроках ОБЖ используют: рассказ-выступление, направленный на подготовку к восприятию нового материала; рассказ-изложение, раскрывающий содержание новой темы; рассказ-заключение, обобщающий материал. Возможны использование наглядности, прослушивание звукозаписи, просмотр фильмов.
Беседа – это вопросно-ответный метод обучения. Она может применяться для сообщения новых знаний, закрепления, повторения, а также для контроля.
Лучшему усвоению темы служит использование наглядности, которая может быть следующих видов: натуральная, образная, символическая наглядность; схематические изображения; графические средства; технические демонстрационные средства.
Методом формирования у учащихся навыков, умений и практических операций является упражнение.
В ходе учебного процесса большое количество знаний, навыков и умений оценивается на практических занятиях.
Место курса в учебном плане
Настоящая программа по изучению учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 6 У классе составлена на 35 часов в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой начального уровня обучения.
На изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 6 У классе отводится:
количество часов в год – 35;
количество часов в неделю – 1;
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Основы Безопасности Жизнедеятельности»
Обучающиеся должны:
Личностные:
- иметь потребности в соблюдении норм здорового образа жизни, осознанного выполнения правил безопасности жизнедеятельности;
- иметь ответственное отношение к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметные:
- стремиться к учебному сотрудничеству с учителем.
- уметь выражать свои мысли и иметь способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- уметь действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- уметь взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные:
в познавательной сфере:
- иметь представление о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
в ценностно-ориентационной сфере:
- уметь анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
в коммуникативной сфере:
- уметь находить компромиссное решение в различных ситуациях.
Учебно-тематический план
6 « У» класс
№ раздела, темы | Наименование раздела, темы занятия | Количество часов | В том числе | |||
Практических работ | Экскурсий | |||||
Тема 1 | Основы здорового образа жизни. | 6ч | 1 | |||
Тема 2 | Пожарная безопасность | 5ч | ||||
Тема 3 | Безопасность дома, в школе | 4ч | ||||
Тема 4 | Природа животные | 6ч |
| |||
Тема 5 | Правила поведения учащихся на улице и дороге. Дорожно -транспортный травматизм. | 13ч | 1 | 1 | ||
Всего часов | 34 |
Календарно – тематический план по ОБЖ
6 «У» класс
№ раздела, темы, урока | Наименование раздела, темы, урока | Коли-чество часов | Число месяц | |
Тема 1 | Основы здорового образа жизни. Диагностика. | 6ч | ||
1.1 | Диагностика | 1 | 04.09 | |
1.2 | Что такое режим дня. | 1 | 11.09 | |
1.3 | Здоровье в порядке, спасибо зарядке. | 1 | 18.09 | |
1.4 | В стране Чистюль. | 1 | 25.09 | |
1.5 | Сон – лучшее лекарство. | 1 | 02.10 | |
1.6 | Как расти здоровыми? | 1 | 09.10 | |
Тема 2 | Пожарная безопасность | 5ч | ||
2.1 | Детские шалости с огнем. | 1 | 16.10 | |
2.1 | Пожар. Его причины. | 1 | 23.10 | |
2.3 | Меры безопасности при пожаре. | 1 | 06.11 | |
2.4 | Правила поведения при пожаре в школе. | 1 | 13.11 | |
2.5 | Ролевая игра «Мы пожарные» | 1 | 20.11 | |
Тема 3 | Безопасность дома, в школе | 4ч | ||
3.1 | Безопасность дома. | 1 | 27.11 | |
3.2 | Как себя вести с незнакомыми людьми. | 1 | 04.12 | |
3.3 | Правила поведения в школе (на уроке, на перемене). | 1 | 11.12 | |
3.4 | Правила поведения в общественных местах. | 1 | 18.12 | |
Тема 4 | Природа животные | 6 | ||
4.1 | Ты и природные явления. | 1 | 25.12 | |
4.2 | Поведение человека при разных погодных условиях. | 1 | 15.01 | |
4.3 | Безопасность при общении с животными. | 1 | 22.01 | |
4.4 | Уход за домашними животными | 1 | 29.01 | |
4.5 | Безопасность при общении с насекомыми | 1 | 05.02 | |
4.6 | Растения вокруг нас. | 1 | 12.02 | |
Тема 5 | Правила поведения учащихся на улице и дороге. Дорожно -транспортный травматизм. | 13ч | ||
5.1 | Почему на улице опасно. | 1 | 19.02 | |
5.2 | Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улице и дороге. | 1 | 26.02 | |
5.3 | Будь внимателен и осторожен. | 1 | 04.03 | |
5.4 | Знакомство с транспортом города. | 1 | 11.03 | |
5.5 | Где можно и где нельзя играть. | 1 | 18.03 | |
5.6 | Светофор и его сигналы. | 1 | 01.04 | |
5.7 | Улица города. (Практическое занятие). | 1 | 11.04 | |
5.8 | Правила поведения в транспорте. | 1 | 18.04 | |
5.9 | Мы пассажиры. (Практическое занятие). | 1 | 22.04 | |
5.10 | Движение по мокрой о скользкой дороге. | 1 | 29.04 | |
5.11 | Правила поведения на водоемах | 1 | 06.05 | |
5.12 | Правила поведения на водоемах | 1 | 13.05 | |
5.13 | Диагностика | 1 | 20.05 | |
Всего часов | 34ч |
Перечень учебно-методического обеспечения
Нормативная и правовая литература
Конституция Российской Федерации (последняя редакция)
Уголовный кодекс Российской Федерации
Федеральные законы «Об образовании», «О гражданской обороне», «О радиационной безопасности населения», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О противодействии терроризму»
Закон «Об образовании РФ» №273 – ФЗ от 29.12.2012г.
Методическая литература
Чиркина Г.В., Латчук В.Н., Фалко С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений М.: АРКИ, 2004. – 160с.: ил
- Айзман Р.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учеб. пособие/ Р.И.Айзман, В.Б. Рубанович, М.А. Суботялов, - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 214с. – (Университетская серия);
- Гражданская защита: энциклопедический словарь / (Ю.Л.Воробьев и др); под общ. ред. С.К.Шойгу; МЧС России. – М.: ДЭКС-ПРЕСС, 2005.;
- Дурнев Р.А. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности учащихся 5 – 11 кл.: методическое пособие /Р.А.Дурнев, А.Т.Смирнов. – М.: Дрофа, 2008.;
- Евлахов В.М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в образовательном учреждении: методическое пособие
/ В.М.Евлахов. – М.: Дрофа, 2009.;
- Иванюков М.И., Алексеев В.С. Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.;
- Комплексная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 – 11 классы: учебное издание / А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. – М.: Просвещение, 2009.;
- Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Книга для учителя / сост. А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин; под общ. ред. А.Т.Смирнова. – М.: Просвещение, 2007.;
- Основы безопасности жизнедеятельности: сб. заданий для проведения экзамена в 9 кл. / науч. руководитель Г. С. Ковалева; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2006—2008.
- Основы безопасности жизнедеятельности: секреты преподавания: рекомендации, конспекты уроков, разработки мероприятий/ авт.-сост. Л.А.Тетушкина. – Волгоград: Учитель, 2009;
- Программно-методические материалы: Основы безопасности жизнедеятельности / Сост. Б.И.Мишин.- 4-е изд. – М.: Дрофа, 2007;
- Сборник нормативных документов «Основы безопасности жизнедеятельности» / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009;
- Семенихин Ю.Г. Пожар. Способы и средства пожаротушения
/ Ю.Г.Семенихин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.;
- Техника безопасности в школе /Сост. Е.П.Семенова, В.Н.Пунчик, А.Р.Борисевич. – Минск: Красико-Принт, 2009.
- Топоров И.К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательном учреждении: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2006;
- Хромов Н.И. Преподавание ОБЖ в школе и среднем специальном образовательном учреждении: методиче ское пособие. – М.: Айрис-пресс, 2008.;
- Шуленина Н.С., Ширшова В.М., Волобуева Н.А. Практикум по безопасности жизнедеятельности/ Под общ.ред. Р.И.Айзмана. - Новосибирск: НГПУ. 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...