Рабочие программы
календарно-тематическое планирование по обж
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа по основам безопасности жизнедеятельности для 10 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по ОБЖ. При составлении программы была использована авторская программа под общей редакцией Ю.Л Воробьева. Она детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения ОБЖ, которые определены стандартом.
Программа разработана в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897);
Программа предусматривает использование учебника «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, В.П. Шолох, В.М. Юрьева ,Б.И. Мишин ; под ред. Ю.Л. Воробьёва. – М.: АСТ: Астрель, 2014 г.
Общая характеристика учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Безопасность жизнедеятельности — это область знаний, в которой изучаются опасные и чрезвычайные ситуации, угрожающие человеку, обществу и окружающей среде, закономерности их проявлений и способы защиты от них. Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от всех видов угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями.
Настоящая рабочая программа направлена на формирование и повышение современного уровня культуры безопасности учащихся 10-х классов. Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.
Цель: воспитание личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Задачи:
- освоение обучающимися знаний о безопасности поведения человека в опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера, здоровье и здоровом образе жизни, государственной системе защиты населения от опасных и ЧС;
- воспитание ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства, ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни,
- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС и при прохождении военной службы, бдительности в отношении актов терроризма;
- формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и ЧС; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных ситуациях;
Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные обучающимися в основной общеобразовательной школе, способствует формированию у них цельного представления о безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, поможет определить направление самостоятельной подготовки к выбранной профессиональной деятельности.
Место предмета в учебном плане.
Для реализации программы на её изучение предусматривается 1 час в неделю – 35 часов в год в соответствии с календарным графиком МБОУ Верхнесвечниковская СОШ и расписанием уроков на 2019-2020 учебный год, но 1 час приходится на праздничные дни, поэтому рабочая программа сокращена на 1 час. Итого 34 часа в год.
формы обучения учащихся на уроке: индивидуальная;
Методы обучения:
- Словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы);
- Наглядные (демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных презентаций. материальной базы);
- Практические (обрабатывание нормативов, решение теоретических и практических задач).
Содержание программы
Раздел I. Безопасность личности, общества и государства.
Глава 1. Основные направления национальной безопасности.
Основные направления национальной безопасности России. Оборона государства. Стратегия национальной безопасности. Защита населения от внешних и внутренних угроз Государственная и общественная безопасность. Понятия: «Военная политика», « крупномасштабная война», «военная угроза», « военный конфликт».
Обеспечение национальной безопасности России. Совет ООН, НАТО, ЮНИДО.
Законодательные и нормативно- правовые акты РФ по обеспечению безопасности.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).
Глава 2. Гражданская оборона- составная часть обороноспособности страны.
Гражданская оборона: основные понятия. Определения и задачи. Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения.
ГО, основные понятия и определения, задачи ГО предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.
Организация управления ГО. Структура управления и органы управления ГО.
Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения. Защитные сооружения ГО. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях.
Средства индивидуальной защиты. Основные средства защиты органов дыхания и кожи, правила их использования. Медицинские средства защиты и профилактики. Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне ЧС
Организация и основное содержание АСР, организация санитарной обработки людей после выхода из зоны заражения. Организация ГО в школах, её предназначение. План ГО школы. Обязанности обучаемых.
Раздел II. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Глава 3. Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях.
Правила поведения в ситуациях криминогенного характера.
Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью: на рынке, стадионе, вокзале и др.
Уголовная ответственность несовершеннолетних. Особенности уголовной ответственности и несовершеннолетних. Виды наказаний. Хулиганство и вандализм, общие понятия. Уголовная ответственность за хулиганские действия.
Правила поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера
Практическое занятие. Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности ЧС природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о ЧС.
Раздел III . Здоровый образ жизни.
Глава 4. Основы Формирования здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни, понятия и определения, составляющие ЗОЖ.
Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности, и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.
Биологические ритмы. Общие понятия. Влияние биоритмов на работоспособность. Основные понятия о биологических ритмах человека. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности.
Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека.
Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия. Двигательная активность и её преимущества. Физическая культура и её положительное влияние на здоровье человека. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. Вредные привычки и их социальные последствия. Алкоголизм и курение, их профилактика. Курение и его влияние на состояние здоровья. Влияние курения на нервную и сердечно-сосудистую системы. Пассивное курение и его влияние на здоровье. Наркомания – прямая угроза жизни и здоровью человека. Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании, чистота и культура в быту.
Контрольно-измерительные материалы 10 класс ОБЖ
2019-2020 учебный год
Дата проведения | Вид работы | По теме |
I четверть | ||
25.10.2016 | Контрольное тестирование | Опасные и чрезвычайные ситуации и безопасность человека |
II четверть | ||
20.12.2016 | Контрольное тестирование | Средства индивидуальной защиты |
III четверть | ||
31.01.2017 | Контрольная работа | Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны |
21.03.2017 | Тестовая работа | Опасные и чрезвычайные ситуации и правила безопасного поведения |
IV четверть | ||
23.05.2017 | Контрольная работа | Здоровый образ жизни |
Планируемые результаты
У учащихся должны быть сформированы:
- Факторам, формирующим здоровье человека
- основы культуры личной и коллективной безопасности
- нравственно-этического мировоззрения, предусматривающего заботу о личной безопасности
- безопасности окружающих людей
- создание благоприятных для жизни и деятельности условий среды обитания.
научиться:
- рассматривать в качестве приоритета вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
- формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
- понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
- формирование анти экстремистской и антитеррористической личностной позиции;
- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
- знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
Тематическое планирование.
№п/п | Наименование раздела и темы урока | Количество часов |
Раздел I. Безопасность личности, общества и государства. | 19 | |
Глава 1. Основы комплексной безопасности. Защита населения от внешних и внутренних угроз. | 8 | |
Глава 2. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны | 11 | |
Раздел II. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях | 7 | |
Глава 3. Опасные и чрезвычайные ситуации и правила безопасного поведения | 7 | |
Раздел IV. Здоровый образ жизни | 9 | |
Раздел 4. Основы формирования здорового образа жизни | 9 | |
Итого: 35 часов |
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать:
- основные понятия ГО;
- современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения;
- организацию инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС военного и мирного времени;
- организацию гражданской обороны в школе.
- основные понятия и структуру ЗОЖ;
- роль питания как составляющей ЗОЖ;
- влияние двигательной активности на здоровье человека;
- социальную опасность вредных привычек, механизмы их возникновения, меры профилактики.
- основные понятия, функции и показатели здоровья;
- признаки инфекционных заболеваний, условия и механизмы передачи инфекции;
- наиболее часто встречающиеся инфекции и механизмы их передачи, меры профилактики.
- правовые основы обеспечения защиты населения от ЧС;
- основные мероприятия, проводимые в РФ по защите населения от ЧС;
- особенности современных войн и вооружённых конфликтов;
- общие черты международного терроризма.
- причины возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения;
- потенциально опасные объекты в районе проживания.
- правила безопасности при автономном существовании в природной среде;
- правила подготовки и обеспечения безопасности в походах;
- правила поведения при захвате в заложники или похищении.
Уметь:
- определить вид применённого оружия;
- пользоваться убежищем;
- подобрать противогаз и пользоваться им;
- действовать при угрозе ЧС, возникновении ЧС и ликвидации последствий ЧС в школе
- вести здоровый образ жизни, противостоять вредным привычкам, проявлять активную жизненную позицию
- в любых условиях проживания обеспечивать выполнение правил гигиены;
- обеспечивать выполнение основных мероприятий по предупреждению инфекционных заболеваний.
- работать с правовыми документами.
-различать ЧС геологического, метеорологического, гидрологического, биологического происхождения;
- различать ЧС техногенного характера в соответствии с их классификацией.
- устанавливать причинно-следственные связи между соблюдением общих мер безопасности при автономном существовании в природе и возникновением различных опасных ситуаций;
- назвать способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приёмы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях.
Календарно - тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Тип урока | |||||||
По плану | Фактически | |||||||||
Раздел 1. Опасные и чрезвычайные ситуации и безопасность человека | ||||||||||
Глава 1. Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий | ||||||||||
1 | 03.09 | Введение | вводный урок | |||||||
2 | 10.09 | Основные направления национальной безопасности России | уроки первичного ознакомления с учебным материалом | |||||||
3 | 17.09 | Государственная и общественная безопасность | уроки образования понятий, установления законов и правил | |||||||
4 | 24.09 | Обеспечение национальной безопасности России на международной арене | уроки выработки навыков (тренировочные) | |||||||
5 | 01.10 | Законодательные и нормативно- правовые акты РФ по обеспечению безопасности | уроки выработки навыков (тренировочные) | |||||||
6 | 08.10 | Права и обязанности граждан РФ в области обороны | уроки повторения и обобщения | |||||||
7 | 15.10 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций | уроки применения полученных знаний на практике; | |||||||
8 | 22.10 | Повторительно-обобщающий урок. Контрольная работа №1 | уроки первичного ознакомления с учебным материалом | |||||||
Глава 2. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны | ||||||||||
9 | 05.11 | Гражданская оборона: основные понятия, определения и задачи | уроки первичного ознакомления с учебным материалом | |||||||
10 | 12.11 | Современные средства поражения и их поражающие факторы | уроки образования понятий, установления законов и правил | |||||||
11 | 19.11 | Химическое и бактериологическое оружие | уроки выработки навыков (тренировочные) | |||||||
12 | 26.11 | Мероприятия по защите населения | уроки выработки навыков (тренировочные) | |||||||
13 | 03.12 | Оповещение населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени | уроки повторения и обобщения | |||||||
14 | 10.12 | Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени | уроки применения полученных знаний на практике; | |||||||
15 | 17.12 | Средства индивидуальной защиты Проверочный тест | уроки первичного ознакомления с учебным материалом | |||||||
16 | 24.12 | Средства защиты кожи, их назначения и правила пользования | уроки образования понятий, установления законов и правил | |||||||
17 | 14.01 | Мероприятия по защите населения при угрозе ЧС и применения современных средств поражения | уроки выработки навыков (тренировочные) | |||||||
18 | 21.01 | Эвакуация – основное мероприятие по защите людей | уроки выработки навыков (тренировочные) | |||||||
19 | 28.01 | Огранизация ГО в общеобразовательных учреждениях. Контрольная работа №2 | уроки повторения и обобщения | |||||||
Раздел II. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях | ||||||||||
Глава 3. Опасные и чрезвычайные ситуации и правила безопасного поведения | ||||||||||
20 | 04.02 | Правила поведения в опасных ЧС социального характера | уроки первичного ознакомления с учебным материалом | |||||||
21 | 11.02 | Уголовный кодекс РФ об особенностях уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних | уроки образования понятий, установления законов и правил | |||||||
22 | 18.02 | Правила поведения, а условиях ЧС природного и техногенного характера | уроки выработки навыков (тренировочные) | |||||||
23 | 25.02 | Защита от ЧС техногенного характера | уроки выработки навыков (тренировочные) | |||||||
24 | 03.03 | Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе | уроки повторения и обобщения | |||||||
25 | 10.03 | Движение по азимуту | уроки применения полученных знаний на практике; | |||||||
26 | 17.03 | Повторительно - обобщающий урок. Тестовая работа | уроки первичного ознакомления с учебным материалом | |||||||
Раздел IV. Здоровый образ жизни | уроки образования понятий, установления законов и правил | |||||||||
Раздел 4. Основы формирования здорового образа жизни | уроки выработки навыков (тренировочные) | |||||||||
27 | 31.03 | Индивидуальное здоровье человека и здоровье общества | уроки выработки навыков (тренировочные) | |||||||
28 | 07.04 | Здоровье человека и его физическое развитие | уроки повторения и обобщения | |||||||
29 | 14.04 | Культура питания | уроки выработки навыков (тренировочные) | |||||||
30 | 21.04 | Режим труда и отдыха | уроки повторения и обобщения | |||||||
31 | 28.04 | Составляющие ЗОЖ | уроки применения полученных знаний на практике; | |||||||
32 | 05.05 | Вредные привычки, их влияние на здоровье, профил. вредных привычек | уроки первичного ознакомления с учебным материалом | |||||||
33 | 12.05 | Контрольная работа № 3 | уроки выработки навыков (тренировочные) | |||||||
34 | 19.05 | Духовно- нравственное здоровье общества – фактор национальной безопасности России | уроки повторения и обобщения | |||||||
35 | 26.05 | Итоговый урок | уроки повторения и обобщения | |||||||
Всего: 35часов (35 ч) |
Система оценки результатов обучения.
Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.
Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.
Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто
Кроме того, учащиеся должны уметь применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- активного отдыха в природных условиях;
- оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
- соблюдения норм здорового образа жизни
Особенности оценивания планируемых результатов
Основным объектом системы оценки результатов выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися рабочей программы курса ОБЖ в 10 классе. Итоговая оценка результатов освоения рабочей программы курса «Основы безопасного поведения» учащихся 10-х классов определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
- ОБЖ: 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, В.П. Шолох, М.Ю. Юрьева и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: ООО «Изд. Астрель»: 2014.
- Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности. / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер.;
- Ваши шансы избежать беды: учебное пособие / сборник ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» ;
- Евлахов В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности.
Сайты, используемые при подготовке уроков, сообщений, докладов и рефератов.
Название сайта | Электронный адрес |
МЧС России | http://www.emercom.gov.ru |
Министерство природных ресурсов РФ | http://www.mnr.gov.ru |
Энциклопедия безопасности | http://www.opasno.net |
Образовательные ресурсы Интернета - Безопасность жизнедеятельности | http://www.alleng.ru |
Федеральный российский общеобразовательный портал | |
Федеральный портал «Российское образование» | |
Портал компании «Кирилл и Мефодий» | |
Образовательный портал «Учеба» |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:
1) Компьютер;
2) Мультимедиа проектор;
3) Аптечка;
4) Комплект плакатов
5) Использование видеороликов и презентаций
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...