Внеклассное занятие по противопожарной безопасности для учащихся начальных классов
методическая разработка по обж

Кукушкина Ольга Викторовна

На внеклассном занятии в занимательной форме отрабатываются практические навыки по противопожарной безопасности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_zanyatie_po_protovopozhatnoy_bezopasnosti.doc201.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие для учащихся начальных классов «Чтобы в ваш дом не пришла беда, будьте с огнем осторожны всегда»

Цели. 

  • Научить действовать в случае возникновения пожара.
  • Познакомить с правилами пользования утюгом.
  • Повторить уже изученные правила по противопожарной безопасности.
  • Прививать навыки самообслуживания.
  • Воспитывать смелость, ответственность.

Оборудование. 

  • Телефон.
  • Для демонстрации процесса глажения: стол, утюг, подставка для утюга, удлинитель или розетка, полотенце, салфетка.
  • Для демонстрации защиты органов дыхания: графин с водой, платок носовой или полотенце.
  • Тема практического занятия написана на листе ватмана, сюжетные плакаты несоблюдения правил противопожарной безопасности, маркеры.

Форма мероприятия. Практическое занятие.

Действующие лица. 

Пожарный – учитель ОБЖ (родитель),Тетя Кошка – ученица 6-го класса,Котята – ученики 2-го класса.

Ход мероприятия

Организационный момент

Постановка цели

Учитель. Ребята, на уроках ОБЖ вы узнали причины возникновения пожара, а сегодня на практическом занятии мы с вами будем учиться действовать в случае возникновения пожара, научимся правильно пользоваться одним из электроприборов, повторим правила противопожарной безопасности, которые вы уже знаете. Давайте хором прочитаем тему нашего занятия. “Чтобы в ваш дом не пришла беда, будьте с огнём осторожны всегда”.

Основная часть

Учитель. Огонь издавна был другом и помощником человека. Приведите примеры огня-друга.

Дети: Керосиновые лампы и свечи освещают дома и квартиры. На газовой плите готовят еду. В деревнях огонь разводили в печах, чтобы в избе было тепло.

Учитель. Совершенно верно. “На огне человек научился готовить пищу. Огонь спасал от холода, отпугивал хищников от стоянок древнего человека. Проходили годы и века. Постепенно человек узнавал огонь лучше. Сила у друга-огня большая! Но если с этой силой обращаться неосторожно, то огонь может стать страшным и коварным врагом” 9 . Приведите примеры огня-врага.

Дети: Пожар.

Учитель. “Каждые 5 секунд на нашей планете возникает новый пожар. Огонь не щадит музеи и библиотеки, театры и школы, леса и хлебные поля. В результате – убытки. А самое главное – десятки тысяч человеческих жизней, среди них и дети. Чтобы этого не было, дети всегда должны осторожно обращаться с огнём, газом, электричеством, внимательно присматривать за младшим братом или сестрой, за всеми малышами. Ведь очень большое количество пожаров связано с детской шалостью и неосторожностью” 9 .

Учитель. Ребята, а как зовут волшебника, который может усмирить разбушевавшийся огонь?

Дети: Пожарный.

Учитель. Какой номер телефона надо знать, чтобы вызвать пожарного?

Дети: номер “01”.

Учитель. По этому номеру телефона нужно звонить, если случится пожар или маленькое возгорание. Звонить без причины и шутить по этому номеру телефона нельзя. Но ведь у нас сегодня занятие по противопожарной безопасности, значит, мы можем позвонить по этому номеру телефона и пригласить к нам на занятие пожарного. (Ученик набирает на диске телефона номер “01”.)

Ученик. Здравствуйте, уважаемый пожарный. 2-й “Б” класс приглашает Вас на занятие по противопожарной безопасности. Мы будем Вас очень ждать адресу улица Красная, 75, СОШ  № 13. Да. Хорошо. Спасибо. (Кладёт трубку.) Пожарный сказал, что сейчас приедет, но не один.

Учитель. А пока мы ждем гостей, подумайте, почему номер пожарной службы стал именно номер “01”. Посмотрите внимательно на диск телефона. Где находятся цифры “0” и “1”?

Учитель. Совершенно верно, это первое и последнее отверстия на диске телефона и их можно найти очень быстро, даже если в комнате дым и глаза закрыты. (Стук в дверь.) А вот и наши гости. Скорее откроем дверь. (Учитель открывает дверь. Входит учитель ОБЖ, одетый в форму пожарного, Котята и тётя Кошка с лукошком в руках.)

Учитель. Ребята, к нам в гости пришёл пожарный.

Пожарный. Здравствуйте, ребята.

Котята.

“Тили-тили-тили-бом!
Загорелся кошкин дом!” 4

Учитель. Ребята, вы узнали нашу гостью? Как ее зовут? Из какой она сказки?

Дети. Это Тётя Кошка из сказки Маршака “Кошкин дом”.

Тётя Кошка. “Вы, наверно, помните, что меня постигло большое горе – сгорел мой дом, потому что я не соблюдала правила противопожарной безопасности. Сейчас я живу в новом доме со своими племянниками. В моём доме много помощников и с одним из них я вас познакомлю. Угадайте, что это?

В Полотняной стране, по реке Простыне
Плывёт пароход то назад, то вперёд.
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать.” [4]

Дети. Утюг.

Тётя Кошка. Молодцы, ребята, правильно назвали моего помощника. (Достаёт из лукошка утюг.)

Тётя Кошка. 

Вот купила я утюг,
Для того чтоб стал он другом
И помощником всегда,
Чтоб не сломался никогда,
Надо правила все знать
И их точно выполнять. [4]

(Тётя Кошка подходит к столу, на котором расстелено одеяло. Ставит на стол утюг на подставку, вставляет вилку в розетку обесточенного удлинителя. Расстилает на столе салфетку. Один котенок в это время умывается.)

Тётя Кошка.

Чтоб ученье было впрок,
Дам вам глаженья урок.
Чтоб пожара избежать,
Будем вместе изучать,
С утюгом как обращаться,
Чтоб утюжить не бояться.[4]

Тётя Кошка. 

Подходи ты первым, детка,
Вот утюг, а вот салфетка. [4]

(Котёнок подходит с мокрыми лапками. Тётя Кошка вытирает ему лапки полотенцем.)

Тётя Кошка. 

Разве можно, мой дружок,
Брать вот так утюжок?
Через воду ненароком
Поразить ведь может током.[4]

Учитель. Ребята, какую ошибку допустил Котенок?

Пожарный. Почему нельзя прикасаться к электроприборам мокрыми руками?

Тётя Кошка. 

Разутюжь теперь при всех
Ты салфетку снизу вверх.[4]

(Котенок гладит салфетку, шнур попадает под рабочую поверхность утюга.)

Тётя Кошка.

Посмотри сюда, мой друг,
Шнур попал под утюг.[4]

Учитель. Ребята, почему шнур под подошвой утюга может стать опасным?

Тётя Кошка.

Чтобы гладкой ткань вся стала,
Намочи её сначала.[4]

(Котёнок оставляет утюг на салфетке, отходит от стола за стаканом воды.)

Тётя Кошка. 

Вот и ты ошибся, крошка,
Поспешил сейчас немножко.
На белье утюг оставил
Это – нарушенье правил.[4]

Учитель. Ребята, какую ошибку допустил Котенок?

Пожарный. Почему нельзя оставлять утюг без присмотра?

Тётя Кошка.

Ну, погладил ты платок
И запомнил мой урок.
Отключу сейчас утюг.[4]

(Котёнок хочет помочь тёте Кошке отключить утюг и обхватывает рукой шнур.)

Тётя Кошка.

Но, чур
Не хватай его за шнур![4]

Учитель. Ребята, какую ошибку допустил Котенок?

Пожарный. А почему это опасно?

Учитель. Ребята, а кто должен включать и выключать электроприборы?

Дети: Родители.

Пожарный. Ребята, если родители разрешают вам включать и выключать электроприборы, и вы уже умеете утюжить свои вещи, то пользоваться утюгом можно только в присутствии взрослых.

Тётя Кошка. 

А теперь мы здесь втроём
За собой всё приберём.
На столе оставим, братцы,
Лишь утюг наш остужаться.[4]

Учитель. Спасибо, тётя Кошка. Спасибо, Котята. Думаю, ребята запомнили правила пользования утюгом, не будут повторять ошибок Котят и пользоваться электроприборами в отсутствие взрослых. Но бывают случаи, когда пожар предотвратить не удалось, и он уже начался. Что делать в этом случае, расскажет пожарный.

Пожарный. “Если возгорание в помещении произошло, нельзя прятаться в шкаф, в ванной, под стол или кровать – можно задохнуться в дыму, да и пожарные не смогут вас найти. Несколько глотков дыма подряд – и человек не может правильно действовать и даже думать. Он отравлен воздушным ядом. Дым не даёт времени делать ошибки. Если в доме или квартире начался пожар, надо за секунду решить, что ты будешь делать дальше и немедленно спасаться от дыма. Во – первых, нужно закрыть дверь в ту комнату, где горит и немедленно покинуть горящее помещение. Если дома есть взрослые, зови на помощь, а если младший брат или сестра, схвати за руку и спасай. Пробираться к выходу нужно на четвереньках”.[1] А почему, ребята?

Пожарный. Вы правы, ребята. “При горении дым всегда поднимается вверх и внизу у пола дыма всегда меньше. Чтобы, не обжечь органы дыхания перегретым воздухом, надо закрыть нос и рот мокрым платком и оставить только глаза”.[1] А поможет мне это показать самый смелый второклассник. (Пожарный вместе с ребёнком демонстрируют защиту органов дыхания с помощью мокрого платка.)

Пожарный. “Но обычно возгорание происходит очень быстро и у вас в тот момент может не быть под рукой платка. Чем можно закрыть органы дыхания в этой ситуации?

Дети: полотенцем или шарфом”.[1]

Пожарный. Молодцы, ребята, правильно ответили. После того как вы закрыли нос и рот мокрым полотенцем, надо срочно покинуть горящее помещение и сообщить взрослым о возгорании или позвонить по какому номеру?

Дети (хором). “01”

Пожарный. Набрав этот номер, надо чётко сообщить, что горит и назвать адрес. А теперь давайте ещё раз повторим, что нельзя делать при возникновении пожара?

Пожарный. Как надо действовать в случае возгорания дома или квартиры?

Пожарный. Итак, мы с вами уже знаем, как выйти из горящего помещения. Давайте сейчас поиграем в игру “Что делать во время пожара?” и попробуем применить эти правила на практике. А помогут нам три самых смелых мальчика или девочки. (Выходят несколько детей, желательно в джинсах) Представьте, что взрослых нет дома. Вы с друзьями играете в этой комнате. Вдруг начался пожар. Вам нужно как можно быстрее покинуть квартиру или дом, используя те знания, которые вы сегодня получили. Задание понятно? Тогда покажите, как вы будете действовать в такой ситуации.

Дети. Раз, два, три, пожар!

Учитель. Молодцы, ребята, справились с заданием. Думаю, что в случае возникновения пожара ваши чёткие действия помогут сохранить жизнь и здоровье вам и окружающим людям. И в конце нашего практического занятия давайте на этих плакатах напишем пожелания другим детям, чтобы они соблюдали правила противопожарной безопасности. (Класс разделён на 3 команды. Капитан берёт понравившийся плакат “рис. 1”, “рис. 2”, “рис. 3” и получает маркер. Ребята обсуждают то, что они будут писать на плакате. После обсуждения командир подписывает плакат. Если команды еще работают, можно предложить детям отгадать загадки. Затем каждая команда зачитывает подпись к плакату.)

Рис. 1

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 3

Заключение

Учитель. А сейчас давайте подведём итог нашему практическому занятию. Что вы нового сегодня узнали? Чему научились?

Пожарный. Ребята, всегда помните, что ваше поведение – может стать причиной пожара или предотвратить его. Никогда не забывайте правил противопожарной безопасности.

Учитель. Ребята, давайте поблагодарим пожарного, тетю Кошку и Котят за то, что они пришли к нам в гости. Думаю, что знания, которые вы получили на практическом занятии, помогут овладеть навыками самообслуживания, а, в случае необходимости, спасти жизнь вам или вашим близким.

Дети: Спасибо! До свидания. (Пожарный, Тётя Кошка и Котята уходят.)

Загадки

С огнём бороться мы должны –
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы? (Пожарные)

В брезентовой куртке и каске,
Забыв про кольчужную бронь,
Решительно и без опаски
Бросается рыцарь в огонь. (Пожарный)

Шипит и злится,
Воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает. (Огонь)

Наш дед Ермолай
Съест всё, что ни дай. (Огонь)

Голова огнём пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу
Лампы нет – я посвечу. (Свеча)

Дремлют в домике девчонки –
Красные шапчонки. (Спички)

В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки –
Раздают всем огоньки. (Спички)

Я мала, да зла,
Чуть-чуть свечу,
Иногда так упаду,
Что много горя принесу. (Искра)

Голова огнём пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу
Лампы нет – я посвечу. (Свеча)

Выпал на пол уголёк
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его... (Водой)

Я мохнатый и кудлатый,
Я зимой над каждой хатой.
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом.
Но нигде меня
Не бывает без огня. (Дым)

Через поле и лесок
Подаётся голосок.
Он бежит по проводам –
Скажешь здесь,
А слышно там. (Телефон)

К дальним сёлам, городам,
Кто идёт по проводам?
Светлое Величество!
Это... (Электричество)

Четыре синих солнца
У бабушки на кухне,
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины.
До завтра солнца не нужны. (Газовая плита)

Наша толстая Федора
Наедается не скоро.
А зато, когда сыта,
От Федоры теплота. (Печь)

Поверну волшебный круг,
И меня услышит друг. (Телефон)

По бокам коробки
Кругленькие кнопки.
Тут же рядом, в уголке
Ручка с трубкой на шнурке.
Без языка говорит,
Прекрасно слышит без ушей. (Телефон)

По тропинкам я бегу,
Без тропинки не могу.
Где меня, ребята, нет,
Не зажжется в доме свет. (Электрический ток)

Дом – стеклянный пузырёк,
А живёт в нём огонёк.
Днём он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжётся. (Электрическая лампочка)

Живёт в нём вся вселенная,
А вещь обыкновенная. (Телевизор)

Пыль увижу – заворчу,
Заверчу и проглочу. (Пылесос)

Полюбуйся, посмотри –
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет! ( Холодильник)

Летом папа наш привёз
В белом ящике мороз.
И теперь мороз седой
Дома летом и зимой
Бережет продукты:
Мясо, рыбу, фрукты. (Холодильник)”[7]

Библиография 

  1.  Гостюшин А.В. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для учащихся 1-4-го кл. общеобразовательных учреждений. – М.: ООО “Фирма “Издательство АСТ”, 1999.
  2. Маршак С. Я Кошкин дом // Родная речь Читаем дома: Учебн. Пособие для учащихся 1-2-х классов общеобразоват. школ. В 3 кн. Кн. 1. В 2 ч. Ч. 1 / Авт. – сост. М. В. Голованова, В. Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова. – М.: Дрофа, 1996.
  3. Методические рекомендации по обучению школьников правилам пожарной безопасности: Пособие для преподавателей курса ОБЖ в школах. – Краснодар, 1995 г.
  4. Морозова Л. К. О правилах кошке расскажем немножко / Классный руководитель. – 1998. – № 1. – с. 76-80.
  5. Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности I-XI классы. М.: “Просвещение”, 1994.
  6. Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья / Пер. с англ. – М.: Физкультура и спорт, 1992.
  7. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Н. В. Елкина, Т. И. Тарабарина. – Ярославль: “Академия развития”, “Академия К”, 1999. – (Серия: “Игра, обучение, развитие, развлечение”.
  8. Цвилюк Г. Е. Азы безопасности: Кн. для детей и родителей: – М.: Просвещение, 1995.
  9. Чтобы не было беды: Детям – об огне и пожаре / Сост. Д. Б. Игуменова, И. Г. Иванников. – М.: Стройиздат, 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная задача по пожарной безопасности для учащихся начальных классов.

Межпредметная проектная задача для 1-3классовОпубликовано 12.11.2011 - 22:11 - Чешева Мария ВладимировнаВ 1 – 3 классах особенностью предметных  проектных задач является то, ...

Инструкции по технике безопасности для учащихся начальных классов.

Материалы для папки. 17 инструкций для инструктажа по технике безопасности в начальных классах....

Методическая разработка по внеклассному занятию по противопожарной безопасности во 2 классе

Методическая разработка внеклассного занятия во 2 классе по противопожарной безопасности...

Конспект внеклассного занятия о пользе каши для учащихся начальных классов

Конспект внеклассного занятия о пользе каши для учащихся начальных классов...

Инструктажи по технике безопасности для учащихся начальных классов.

Инструктажи по технике безопасности для начальных классов...

Внеклассное занятие на тему "коррупция" для учащихся начальной школы

Данное занятие было разработано  для заочного конкурса, проводимого департаментом образования г.Дзержинск....