Познавательная программа для младших школьников «Очевидное и вероятное», посвящённая безопасному поведению в летний период.
материал по обж

Камардина Оксана Владимировна

Познавательная программа разработана для детей младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ochevidnoe_i_veroyatnoe.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

           Познавательная программа для младших школьников

                                   «Очевидное и вероятное»,

            посвящённая безопасному поведению в летний период.

  1. Вступительная часть:

  Скоро лето! В это время мы спешим в лес,
много гуляем по улицам, купаемся в водоёмах. Эти места таят в себе много опасностей и неожиданностей. Чтобы всегда вы были готовы к экстремальным ситуациям  , мы с вами изготовим информационные плакаты под названием «Очевидное и вероятное», посвящённых безопасному поведению в природе.  

  А вот чтобы их выполнять, конечно, сначала надо изучить природу родного края. Давайте встанем в круг и будем собираться в поход.

                                                        Игра

                                        «Собираемся в поход».

                                      (Звучит весёлая музыка.)

   Ура! В поход!

  (Дети прыгают, хлопают в ладоши.)

   

   Что мы соберём в рюкзак?

  (Дети отвечают, наклоняются, кладут в рюкзак.)

  Надевают рюкзак, головной убор.)

  (Дети показывают.)

   Собираемся вместе.

   (Дети берутся за руки.)

   Пошли в поход.

   (Дети прыгают.)

 

 Ребята, мы с вами вышли на улицу.

 

 Этап 1. Наши улицы.

                                                     Игра

                                        «Дорожная азбука».

 

   Чтобы попасть за город, нам нужно перейти дорогу, соблюдая правила дорожного движения.

   Что нам поможет перейти дорогу?   (Дорожные знаки,  светофор.)

                                               Викторина.

                              (Показываем дорожные знаки.)

   

  Переходит та команда, которая правильно ответит на вопрос.

                                                            1.

      Пешеходный переход.   (знак)

                                                            2.

      Пешеходное движение запрещено.

                                                             3.

      Как надо переходить перекрёсток.

                                                              4.

       Почему нужно иногда уступать дорогу транспорту даже на регулируемом перекрёстке.

  Ваши бейджики соответствуют цветам светофора. С их помощью найдите своё место в зале.

 (Дети строятся в колонны.)

 

    Этап 2. Вода.

   Вот мы и оказались за городом. Давайте путешествовать дальше.

                                                     Игра  

                                           «Бежим к реке».

    (Звучит весёлая музыка. Раскладываются предметы: верёвки, буйки, «Водоросли», стекло.)

   Идём по тропинке.

  (Дети показывают движения.)

  Остановились, посмотрели вперёд.

  (Дети прикладывают руку к глазам и слегка наклоняются.)

  Что увидели? Речку!

  (Дети наклоняются вперёд, разводят руки.)

 

  Побежали к речке.

  (Дети бегут).

   Вот мы и оказались на берегу реки.  Может, искупаемся?

   

    О каких правилах мы должны помнить при купании?

   (Не заплывать за буйки, не находиться вблизи водорослей, не купаться в местах с илистым дном.)

  Есть желание окунуться в реку? Что-то холодновато, давайте измерим температуру воды.

 (Вызываем одного участника, измеряем температуру см. Приложение 1..)

 (Обсуждение.   Выводы заносим в информационные плакаты.)

 Чем же нам заняться в такую погоду?

                                             

                                             

                                             

                                               Эстафета.

                                            «Ловим рыбу».  

                                  (В «реке» разложена рыба.)

     

  Первый участник добежав до «реки» старается поймать рыбку. Но с условием: «не провалиться» и «не промочить» ноги. Кто правило не выполняет, возвращает рыбку в «озеро». Возвратившись в свою команду, передаёт эстафету следующему игроку.

(Дети выполняют задание под весёлую музыку.)

  Какую рыбку поймали?

  Этап 3. Лес.

 

   (Звучит весёлая музыка.)

     Отдохнули? Тогда пойдём дальше.

     Путешествовать по лесным тропинкам мы будем в колоннах.

    (Команды строятся.)                                             

   Идём по лесу. Перешагиваем через ветки.

   (Дети показывают движения.)

   Смотрим вперёд.

   (Дети прикладывают руку к глазам и слегка наклоняются.)

   (Открываем «занавес».)

   Ура! Полянка!

   (Дети прыгают.)

  Посмотрите, сколько ягод и грибов! Можно быстро наполнить корзинки. Но и здесь нас подстерегают опасности. Будьте осторожны в лесу!

 О каких опасностях идёт речь?

  (Ответы детей.)

 

   Вот здесь-то нас и защитит правильно подобранная одежда.

                                           

                                            Командное задание

                                             «Одень грибника».

                                   

         (Весёлая музыка. )

  С помощью выданной одежды, оденьте грибника.

                                              Командное задание.

                                                  «Очисти лес!»

   Очень часто, вот так выглядят наши леса. Что вы можете сказать о пезаже?

    (Дети высказывают своё мнение о свалках в лесу.)

   Перед тем как собирать ягоды и грибы, нужно очистить лес от мусора.

   Первые участники спокойно доходят до «леса» и кладут в мешок один предмет, который загрязняет лес, возвращаются в команду, передавая мешок следующему игроку.  Когда «лес» будет убран, следующие участники берут корзинки и собирают ягоды и грибы.

  (Выполнение задания. Фиксируются ошибки.)

  Какие опасности вас подстерегали?

  (Обсуждение ошибок: внимательно смотреть под ноги, т.к. на земле может находиться стекло и гвозди; опасаться змей и клещей; обходить стороной топкие  болота. Краткий рассказ о клещах, змеях.)

 На листах изобразите предупреждающие  знаки об опасностях в лесу.

                                                         

                                                        Задание

                                   «Мастер-класс для моих друзей».

   Обыграйте или расскажите о первой помощи при укусе клеща или змеи.

   Обыграйте или расскажите  как вести себя, если вы увидели болотистую

    местность;

   

    Ваши действия, если вы обнаружили лесной   пожар (обыграйте и расскажите.)

   

    Для подготовки вы можете использовать информационные листы.

  (Проведение мастер-класса.)

  3 Итог:  Теперь вы знаете всё о безопасном поведении на дороге, в лесу, на водоёме. Эти правила занесены в ваши информационные альбомы.  Надеемся, о них вы будете помнить всегда. На следующем занятии мы отправимся в лес, где будем учиться применять теоретические знания на практике.

   Сегодня для вас проведён инструктаж по безопасному поведению в летний период.  Большое спасибо всем, кто участвовал сегодня в нашей программе.  Давайте поблагодарим друг друга за совместную работу.

    Мы это сделаем так: станем в круг и сопровождая свои слова аплодисментами, три раза скажем: «Спасибо всем! « Сначала скажем тихо, потом громче и совсем громко.  

                                                  (Дети выполняют задание.)

 

   Вот на такой чудесной нотке мы и прощаемся с вами до следующей встречи. Спасибо всем! До новых встреч, друзья!

                                                                                           

                                                                                              ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

                                      Пребывание в холодной воде.

   Если вода очень холодная, в первые минуты вы можете испытать шок. В первые секунды дыхание непроизвольно становится гораздо более глубоким и частым, чем в нормальных условиях. Пульс у человека заметно учащается, а кровяное давление резко возрастает. В подобном состоянии можно пребывать  от нескольких секунд до 2-3 минут, и именно в это время опасность наглотаться воды и захлебнуться особенно велика.

   В холодной воде человеческое тело остывает очень быстро.

   При температуре воды ниже 10С даже очень хороший пловец обессиливает и тонет в течении 15-20 минут.

   

                                                                                                 

                                                                                                   ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

                                                     Болота.

                                       Меры предосторожности:

   Найти длинный шест, которым надо ощупывать перед собой дорогу, выбирать более высокие места, поросшие кустарником, ступать на те кочки, на которых растёт вереск, двигаться как можно медленнее и легче.

  Как выбираться из топи:

- выбросить все тяжёлые предметы, сбросить рюкзак, чтобы облегчить свой вес;

- подложить под ноги шест или палку;

- двигаться плавно и медленно, не делая судорожных, резких движений;

- почувствовав, что вас засасывает, сразу же ложитесь плашмя на кочки и ждите, когда вам бросят верёвку или протянут конец шеста;

 - ухватившись за них, продвигайтесь вперёд, перехватывая руки плавными движениями;

  - если вы не рассчитываете на помощь, ложитесь на спину и продвигайтесь вперёд, помогая себе руками, ногами и всем телом, как при плавании.

                                                                                                ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

                                                     Лесной пожар

  Ваши действия:

  1. Если пожар только-только начинает разгораться при вас, попытайтесь сбить пламя метёлкой из веток.

  1. Двигайтесь от края к центру горящего места, так, чтобы ветер дул вам в спину, подгребайте за собой угли.

  1. Если поймёте, что вам с пожаром не справиться, отступите и идите за помощью. При этом двигайтесь в подветренную сторону, чтобы не оказаться в кольце огня.

  1. Относительно безопасными местами  являются также вспаханное поле, большой пустырь или каменистая гряда.

  1. Следует избегать бурелома: сухие деревья и трава моментально вспыхивают.

  1. Когда фронт огня пройдёт, идите в том направлении, где огонь уже потух.

   Помните, что лесные пожары распространяются с огромной скоростью и легко переходят через широкие реки, озёра, дороги.

                                                                                                   ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

                                               Плавание на глубине

   Длительное пребывание в холодной воде может вызвать судороги.

   Ваши действия:

  1. Едва почувствовав судорогу, сразу же останавливайтесь и, повернувшись на спину, ложитесь на воду.

  1. Если у вас свело судорогой переднюю мышцу бедра, распрямите ногу и оттяните носок вперёд.

  1. Если судорога в икроножной мышце или на задней поверхности бедра, то, выпрямив ногу, тяните носок на себя.

  1. Если судороги очень сильные и нога сама не распрямляется, попробуйте сделать это руками.

  1. В крайнем случае растирайте и разминайте мышцу, пока не почувствуете, что она становится мягче. После этого снова попробуйте выпрямить ногу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психокоррекционная программа для младших школьников, испытывающих трудности в обучении и поведении на начальном этапе обучения

Система психокоррекционной работы со школьниками 7-10 лет, имеющими трудности в обучении и поведении, разработана кандидатом психологических наук Н.Л. Васильевой. Данная система взята за основу ...

Памятка о правилах безопасного поведения в летний период

данная памятка содержит полезную информацию для детей и родителей. В ней содержатся правила поведения на улице, в лесу, дома, на водоёме, правила дорожного движения во время летних каникул. Её можно в...

Сценарий игровой – познавательной программы для младших школьников «День пиратов».

Сценарий разработан для учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования....

Активный отдых и безопасность детей в летний период

Рекомендация направлена на формирование знаний и умений у родителей и их детей по созданию условий  для полноценного и безопасного отдыха и оздоровления детей в летний каникулярный пери...

«Правила поведения в летний период при выходе на природу»

Занятие направлено на формирование у детей представления о правильном, безопасном поведении при выходе на природу в летний период...