Внеурочная деятельность. Рабочая программа в соответствии с ФГОС. Социальное направление. "Азбука безопасности"
рабочая программа по обж (3 класс)

Афонина Людмила Викторовна

1 раздел. "Будь ярким на дороге. Безопасность- пешеходам"

2 раздел. "Основные правила поведения на улице. Транспорт"

3 раздел. "Все мы - участники дорожного движения"

4 раздел. "Азбука здоровья со Смешариками"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_azbuka_bezopasnosti_3_klass.docx40.59 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность.

Социальное направление.

Рабочая программа

  «Азбука  безопасности» 

Пояснительная записка.

     В настоящее время возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации  привычек здорового образа жизни. Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности  и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

     Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовывать в специальной отдельной образовательной области «Азбука безопасности».

Рабочая программа по курсу «Азбука безопасности» третьего года обучения составлена на основе примерной программы, рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.

Программа выполняет две основные функции:

1. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

2. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала по учебным модулям, разделам и темам с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся.

Изучение основ безопасности жизнедеятельности в третий  год обучения  направлено на достижение следующих целей:

- воспитание у обучающихся ответственности за личную безопасность, безопасность общества; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности и общества;

- развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций  социального характера в современных условиях жизнедеятельности; потребности ведения здорового образа жизни;

- освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных  социального характера; о государственной системе защиты населения от опасных ситуаций;

- формирование умений: оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

Задачи:

1.  Сформировать сознательное и ответственное отношение к вопросам личной  безопасности в школе, дома и на улице.

2. Сформировать опыт реальной деятельности по профилактике детского травматизма,   сформировать навыки здорового образа жизни.

3.  Физически развивать учащихся.

4.  Развивать задатки  и способности лидера и умение работать в коллективе.

Описание ценностных ориентиров содержания программы внеурочной деятельности «Азбука безопасности»

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе. Формирование нетерпимости и умения противостоять действиям

и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности

личности и общества в пределах своих возможностей.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья. Развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

 Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

        Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для внеурочной деятельности «Азбука безопасности» на этапе основного общего образования являются:

  • использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
  • выделение характерных причинно-следственных связей;        
  • творческое решение учебных и практических задач;
  • сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
  • соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
  • использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Планируемые результаты.

Результаты по внеурочной деятельности «Азбука безопасности» направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Ожидаемый результат обучения по данной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность обучающихся правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального,  характера.

Предметные результаты

 Таким образом, в результате третьего года изучения  курса «Азбука безопасности»  обучающиеся

   узнают:

  • какие виды транспорта бывают и для чего они нужны людям;
  • как быть заметным на дороге;
  • элементарные правила поведения  на улице. В транспорте, на проезжей части;
  • как нужно беречь своё здоровье;

   получат возможность научиться:

  • использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной и повседневной  жизни:
  • вести здоровый образ жизни;
  • соблюдать общие правила безопасного дорожного движения.

Формирование универсальных учебных действий в процессе реализации данной программы.

Личностные  результаты

        У обучающихся будут сформированы

Самоопределение:

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-  экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- осознание ответственности человека за общее благополучие,

- гуманистическое сознание,

- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам,

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире.

Смыслообразование:

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий,

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Нравственно-этическая ориентация:

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся

Общеучебные:

 - использовать  общие приёмы решения задач;

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- ставить и формулировать проблемы;

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

Знаково-символические:

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

Информационные:

- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

- обработка информации

- анализ информации;

- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);

- оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).

Логические:

- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

- синтез;

- сравнение,

- классификация по заданным критериям;

- установление аналогий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение рассуждения;

- обобщение.

Оценка:

- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;

- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

Саморегуляция:

- активизация  сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта;

Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающиеся научатся:        

Целеполагание:  формулировать и удерживать учебную задачу,  преобразовывать практическую задачу в познавательную,

Планирование:  применять установленные правила в планировании способа решения; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,  составлять план и последовательность действий;

  адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

Учебные действия: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах,  использовать речь для регуляции своего действия;

Прогнозирование:  предвосхищать результата;

Контроль: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона,  использовать установленные правила в контроле способа решения;

Коррекция:  адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающиеся научатся:

Инициативное сотрудничество:  проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,  ставить вопросы,  обращаться за помощью,  формулировать свои затруднения;  предлагать помощь и сотрудничество;          

Планирование учебного сотрудничества:  определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

Взаимодействие:  формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;   строить понятные для партнёра высказывания; строить монологичное высказывание;  вести  устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- слушать собеседника;

Управление  коммуникацией:  определять общую цель и пути ее достижения;

- осуществлять взаимный контроль,  адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;   аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности,

Место в плане внеурочных занятий

   В соответствии с планом внеурочных занятий МБОУ «Лицей Климовска» на проведение занятий кружка  «Азбука безопасности» 3 «Б» класса отводится 1 час в неделю, 34 часов в год.

     Формы занятий – уроки-беседы, экскурсии, практические занятия, просмотры тематических видеосюжетов, викторины, конкурсы, встречи с сотрудниками служб безопасности города и района.  

 Содержание программы

№   модуля

Название раздела

Количество часов

Внеаудиторные занятия

Аудиторные занятия

1.

«Будь ярким на дороге. Безопасность – пешеходам»

10

2.

«Основные правила поведения на улице. Транспорт»

10

3.

«Все мы – участники дорожного движения»

6

4.

«Азбука здоровья со Смешариками»

8

ИТОГО:

34

Содержание  деятельности

 3 год обучения:

I. Раздел. «Будь ярким на дороге. Безопасность – пешеходам» (10 часов).

Из истории: Луч света в тёмном царстве. Кто такой Архимед? Как понять законы, управляющие поведением звука и света, откуда берётся электричество, что такое фотон, почему у кошки светятся глаза? Что такое фликеры и зачем они нужны? Где находится музей Автоинспекции? Советы доктора Айболита как правильно переходить дорогу.

II Раздел. «Основные правила поведения на улице. Транспорт».

(10 часов)

Из истории транспорта: живой транспорт, борьба двигателей за первенство, городской транспорт. Что такое транспорт и зачем он нам нужен? Что означает слово «транспорт» на латинском языке и как он связан с водой, воздухом, землёй. Благодаря какому великому изобретателю возник транспорт? Как вести себя на остановке? Советы доктора Айболита как вести себя в метро.

III. Раздел. «Все мы – участники дорожного движения ». (6 часов)

Из истории дорог: как появилась дорожная грамота? Что такое дорога и почему она так называется? Кто такой дорожный постовой? Какие существуют зимние правила дорожного движения? О чём расскажет музей истории ГИБДД?

IV. Раздел. «Азбука здоровья со Смешариками». (8 часов)

Почему нельзя есть много сладкого? Для чего нужна физическая нагрузка и силовые упражнения? Что такое иммунитет и закаливание? Почему гигиена называется «личной»? Что такое микробы и как с ними бороться? Что случится если не соблюдать распорядок дня? Зачем обязательно нужно играть на свежем воздухе?

Система оценки достижения планируемых результатов.

Согласно Стандарту, система оценки достижения планируемых результатов освоения курса занятий по внеурочной деятельности «Азбука безопасности» состоит из двух основных компонентов:

Оценка предметных результатов, которая предусматривает выявление уровня достижения учащимися планируемых результатов по данному направлению деятельности с учётом предметных знаний, действий с предметным содержанием. По окончании изучения каждой темы проводится обследование уровня усвоения знаний умений и навыков, полученных на занятии в разнообразной форме: теста, диагностического задания, викторины, конкурсной программы, КВН и т.д.

Показатели:        

Минимальный уровень (1балл) Мин        

Оптимальный уровень (2балла) О        

Максимальный уровень (3 балла) Макс

Тема        имеет опорные знания, ключевые теории, идеи, понятия;        знания, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний и периодически использует в соответствующих ситуациях, систематически  использует в жизни в совершенствовании знаний и использовании умений и навыков в нестандартных ситуациях.

Оценка метапредметных результатов как сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий может быть отслежена в результате следующих  действий:        

  • выполнение специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий;
  • выполнение учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов;
  • выполнение комплексных заданий на межпредметной основе.

Работа по оцениванию метапредметных результатов проводится в виде  наблюдений педагога.

Результаты накопительной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки.

Предметом итоговой оценки является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи на основе:

  • системы знаний и представлений об основах  безопасного образа жизни;
  • обобщённых способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности;
  • коммуникативных и информационных умений.

Итоговая оценка складывается из двух составляющих:

  • результаты промежуточной аттестации учащихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений;
  • результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения учащимися основных формируемых способов действий в отношении опорной системы  знаний, необходимых для обучения на следующей ступени образования.

Предполагаемые воспитательные  результаты

реализации программы.

Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов социального развития и воспитания обучающихся – формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Для реализации курса занятий по внеурочной деятельности «Азбука безопасности»

1. Экранно – звуковые пособия:

- «Обеспечение Безопасности жизни. Улица полна неожиданностей». Видеостудия «КВАРТ»;

- «Азбука безопасности. Уроки тетушки Совы».

-CD - диск «По дороге со Смешариками» (развивающая игра)

- CD – диск «Азбука безопасности со Смешариками»

- «Азбука здоровья со Смешариками»

3. Список литературы:

Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. 3 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. – 2е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 55с.: ил.

Воронин Д. П. Опасные забавы. – Калининград, 2001.

Латчук В. Н. Основы безопасности и жизнедеятельности: Планирование и организация занятий в школе.  – М., 2004г .

Основы безопасности и жизнедеятельности. 1 – 4 классы: Школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками / Авт.-сост. Г. П. Попова. Волгоград: Учитель, 2006

Поляков В.В. Основы безопасности и жизнедеятельности. – М., 2005.

Поляков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 3 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – 3-е изд. М.: Дрофа; ДиК, 1998.

Путешествие на зеленый свет или Школа юного пешехода. Будь ярким на дороге. Познавательное пособие для детей младшего школьного возраста. Издается совместно с ДОБДД МВД РФ. – ООО «Издательство «Кедр». Ноябрь , 2013.

Путешествие на зеленый свет или Школа юного пешехода. Дорожный постовой. Познавательное пособие для детей младшего школьного возраста. Издается совместно с ДОБДД МВД РФ. – ООО «Издательство «Кедр». Январь, 2014.

Путешествие на зеленый свет или Школа юного пешехода. Транспорт. Познавательное пособие для детей младшего школьного возраста. Издается совместно с ДОБДД МВД РФ. – ООО «Издательство «Кедр». Апрель, 2014.

4. Оборудование класса:

- ученические одно- и двухместные столы с комплектом стульев;

- стол учительский с тумбой;

- шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;

- настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

5. Интернет-ресурсы:

*  Сайт «Начальная школа» http://1-4.prosv.ru

* http://festival.1september.ru

* http://school.edu.ru

* http://festival.1september.ru

* http://school.edu.ru

* www.rusedu.ru

*  http://standart.edu.ru

*  http://www.4stupeni.ru

* http://uchportal.ru

* http://www.nachalka.com

* http://metodsovet.su

* http://www.uroki.net

* http://www.uroki.net/docnach.htm

* http://www.it-in.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ рабочая программа "Я - пешеход и пассажир" для 3 класса, составлена в соответствии с ФГОС

"Я - пешеход и пассажир" - программа для внеурочной деятельности, составленная в с оответствии с  ФГОС...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рабочая программа «Разговор о правильном питании» для 3 класса, составлена в соответствии с ФГОС

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рабочая программа «Разговор о правильном питании»  для 3 класса...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рабочая программа для 3 класса «Этика: азбука добра» , составлена в соответствии с ФГОС

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рабочая программа для 3 класса «Этика: азбука добра» ...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рабочая программа для 3 класса «Проектная деятельность», составлена в соответствии с ФГОС

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рабочая программа для 3 класса «Проектная деятельность»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки" в соответствии с ФГОС

Ростовская область Зерноградский районмуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школас углубленным изучением определённых предметов г. Зернограда...