Рабочая программа ОБЖ
рабочая программа по обж (4 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по внеурочной деятельности социальной направленности
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Анастасовой Л.П. «Основы безопасности жизнедеятельности», основной образовательной программы начального общего образования МАОУ "Средняя школа №5".
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана по 1 занятию в неделю, в 4 классе – 17 учебных недели.
Рабочая программа осуществляется без сопровождения рабочих тетрадей.
Содержание программы ОБЖ в 4 классе:
I. Основы здорового образа жизни
1.1. Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»
Понятие здоровья. Факторы, влияющие на него. Основы здорового образа жизни и безопасность человека. Режим дня. Здоровое питание. Профилактика переедания, пищевых отравлений. Инфекционные болезни. Пути передачи инфекционных заболеваний.
Профилактика инфекционных заболеваний.
1.2. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. Курение и его влияние на состояние здоровья. Алкоголь и его влияние на умственную и физическую работоспособность человека. Профилактика вредных привычек.
II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
2.1. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь.
Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. Переломы, вывихи и растяжения связок. Когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова.
Кровотечение, первая медицинская помощь. Ушибы, сотрясение мозга, попадание инородных тел в глаз, ухо, нос, первая медицинская помощь. Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек. Кровотечение из носа, оказание первой медицинской помощи.
2.2. Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при наружном кровотечении. Правила обработки ран. Перевязка ран. Оказание первой медицинской помощи при ожогах и обморожении. Оказание первой медицинской помощи при отравлениях. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата (при травме кистей рук, бедра, колена).
III. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся
3.1. Безопасное поведение в быту (контрольные задания на повторение пройденного)
Опасные шалости и игрушки. Профилактика возможных опасных ситуаций в быту. Опасная высота.
3.2. Безопасное поведение на улицах и дорогах (повторение пройденного в 1—3 классах)
Безопасность пешеходов при движении по дорогам. Элементы дорог. Дорожная разметка.
Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Соблюдение правил движения велосипедистами. Причины дорожно-транспортного травматизма. Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).
Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира.
3.3. Безопасное поведение на природе
Ориентирование на местности. Понятие ориентира. Определение сторон горизонта по компасу, солнцу, часам и местным предметам. Безопасная переправа через водную преграду.
Умение вязать узлы. Костер. Меры пожарной безопасности при разведении костра.
3.4. Безопасное поведение на воде
Основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке.
Способы и средства спасения утопающих. Основные спасательные средства.
Тематическое планирование
4 класс (17ч)
№ ур. | Тема | Кол-во часов | Характеристика деятельности уч-ся |
I | Основы здорового образа жизни | 3 | |
Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. | Характеризовать понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Обсудить режим дня школьника. Здоровое питание. | ||
II | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. | 6 | |
Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь. Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи. | Характеризовать виды травм. Первая помощь. Оценивать практические навыки оказания первой помощи при травмах. | ||
III | Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся | 8 | |
Безопасное поведение в быту. Безопасное поведение на улицах и дорогах. Безопасное поведение на природе. Безопасное поведение на воде. | Обсуждать опасности возникающие в быту. Приводить примеры Безопасное поведение на улицах и дорогах. Рассказывать о безопасном поведении на природе и воде. |
Планируемые результаты освоения программы
Личностными результатами обучения ОБЖ являются:
• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются:
• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами обучения ОБЖ являются:
- В познавательной сфере:
• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
- правила перехода дороги;
- правила движения на велосипедах;
- правила безопасного поведения при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира;
- основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке. Способы и средства спасания утопающих.
- Основные спасательные средства;
- как ориентироваться на местности. Как организовать безопасную переправу через водную преграду;
- меры пожарной безопасности при разведении костра;
- когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова;
- основные понятия «здоровье», «здоровый образ жизни». Факторы, отрицательно влияющие на состояние здоровья (курение, алкоголь, токсикомания).
К концу 4 класса учащиеся должны уметь:
- правильно переходить дорогу, перекресток;
- ориентироваться на местности: определять стороны горизонта по компасу и местным предметам. Определять расстояние по карте и местности. Организовать безопасную переправу через небольшой ручей или канаву. Завязать 1—2 вида узлов, развести и погасить костер;
- вызвать «скорую помощь», оказать первую медицинскую помощь при порезах и ссадинах, ушибе, небольшом ожоге, при попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при укусах насекомых, собак, кошек, при кровотечении из носа;
- оказать первую медицинскую помощь при травме опорно-двигательного аппарата (кистей рук, бедра, колена).
Календарно – тематическое планирование
4 класс
№ п/п | Дата | Тема урока I четверть | Кол-во часов | |
Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Факторы влияющие на здоровье. Основы здорового образа жизни и безопасность человека. Режим дня. Здоровое питание. | 1 | |||
Профилактика переедания, пищевых отравлений. Инфекционные болезни. Пути передачи инфекцион. заболеваний на территории г. Когалыма | 1 | |||
Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. Курение и его влияние на состояние здоровья. | 1 | |||
Алкоголь и его влияние на умственную и физическую работоспособность человека. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь. | 1 | |||
Переломы, вывихи и растяжения связок. | 1 | |||
II четверть | ||||
Когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова. Кровотечение , первая медицинская помощь. | 1 | |||
Ушибы, сотрясения мозга, попадание инородных тел в глаз, ухо, нос, первая медицинская помощь Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек. | 1 | |||
Первая медицинская помощь при наружном кровотечении. Правила обработки ран. Перевязка ран. Оказание первой медицинской помощи при ожогах и обморожении. Случаи произошедшие на территории округа. | 1 | |||
Оказание первой медицинской помощи при отравлении. | 1 | |||
III четверть | ||||
Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Безопасность пешеходов при движении по дорогам. | 1 | |||
Элементы дорог. Дорожная разметка. Правила перехода дорог. Перекрестки. Соблюдения правил движения велосипедистами. | 1 | |||
Причины дорожно-транспортного травматизма на дорогах нашего города Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании | 1 | |||
Ориентирование на местности. Понятие ориентира. Определение сторон горизонта по компасу , солнцу, часам и местным признакам. Безопасная переправа через водную преграду. | 1 | |||
IV четверть | ||||
Умение вязать узлы. Костер. Меры пожарной безопасности при разведении костра. | 1 | |||
Основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катание на лодке. Способы и средства спасения утопающих. | 1 | |||
Основные спасательные средства. Встреча с инспектором ГИБДД по правонарушениям на дорогах г. Когалыма | 1 | |||
Праздник посвященный ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ!!! | 1 | |||
Итого: | 17 |
Методические пособия
- Топоров И. К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразоват. учреждениях: кн. для учителя / И. К. Топоров. — М.: Просвещение, 2010.
- Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт, 2008г.
Печатные пособия
- Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения» 1—4 кл.: (Иллюстративный материал) / под ред. А. Т. Смирнова. — 24 листовки, 24 плаката (комплект для школьников, комплект для учителя). — М.: Просвещение: Рилионт.2008.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.
Технические средства обучения
- Экспозиционный экран
- Персональный компьютер
- Диапроектор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...