Программа кружка «Безопасность дорожного движения»
рабочая программа по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Программа кружка «Безопасность дорожного движения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_bezopasnost_dorozhnogo_dvizheniya.docx | 52.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа с. Биджан» в с. Башмак
«Рассмотрено» Руководитель МО ________ ______________ (подпись) (ФИО) Протокол № ______ от «_____» ________ 2018 г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР _______ Е. А. Чередниченко (подпись) (ФИО) Протокол № ______ от «_____» ________ 2018 г. | «Утверждено» Директор школы _________ Т.Н. Желтенко (подпись) (ФИО) Приказ № _____ от «____»__________ 2018 г. |
Программа внеурочной деятельности
социального направления
«Безопасность дорожного движения»
Классы - 1-4
на 2018-2019 учебный год
Составитель:
Плетнева Валентина Алексеевна,
учитель,
высшая квалификационная категория
с. Башмак, 2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая база
Программа кружка социального направления «Безопасность дорожного движения» разработана на основе следующих нормативных документов:
- Закон РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки России № 373 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12. 2009);
- Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный № 1999;
- Авторская программа Р. П. Бабиной «Безопасность дорожного движения».
- Письмо комитета образования ЕАО от 10.04.2018 г. № 1584/15-01 «Об организации образовательной деятельности в 2018/2019 учебном году».
- Приказ школы № 102 от 1 июня 2018 г. «Об утверждении учебного плана на 2018-2019 учебный год».
Место кружка в учебном плане
Кружок проводится 1 раз в 2 недели в 1-4 классах во внеурочное время в соответствии с утверждённым расписанием. Всего за учебный год в каждом классе по 17 часов, в 1-4 классах за год 68 часов, так как продолжительность учебного года составляет 34 недели.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Программа внеурочной деятельности школьников по изучению БДД ориентирована на достижение результатов трех уровней:
1. Результаты первого уровня (приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение знаний Правил дорожного движения, безопасного поведения на дороге и др.
2. Результаты второго уровня (получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества и к социальной реальности в целом): взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы по практическому подтверждению приобретенных знаний.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного общественного действия): организация совместной деятельности с другими детьми и работа в команде; управление другими людьми и взятие на себя ответственности за других людей; пропаганда Правил дорожного движения; безопасное поведение на улице, на дороге; пользование общественным транспортом; безопасное поведение в общественном транспорте; самостоятельный выбор безопасного пути движения в той или иной местности; правильное поведение в экстренной ситуации на проезжей части дороги.
Освоение программы предполагает, что дети научатся:
- определять места перехода через проезжую часть;
- переходить через проезжую часть дороги под наблюдением и в сопровождении взрослого;
- обращаться за помощью к взрослым в случаях затруднений при переходе дороги;
- пользоваться маршрутным транспортом в сопровождении взрослого;
- пользоваться безопасной дорогой в школу, магазин и т. п.;
- определять безопасные места для игр и езды на велосипеде и других самокатных средствах;
- определять признаки движения автомобиля;
- ориентироваться на дороге.
Дети будут иметь представление:
- о типичных ошибках пешеходов при пересечении проезжей части;
- об оценке дорожной ситуации визуально (при помощи глазомера).
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА ПРОГРАММЫ
Элементы дороги (проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, обочина, кювет) и их назначение. Назначение бордюра и пешеходных ограждений. Остановочный путь, его составляющие. Пешеходный переход (нерегулируемый, регулируемый, подземный, наземный). Обозначения переходов. Правила пользования переходами; правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного перехода или перекрестка; Перекресток. Типы перекрестков. Различие между регулируемым и нерегулируемым перекрестками. Правила перехода проезжей части по ним. Значение сигналов светофора и регулировщика. Правила перехода проезжей части по этим сигналам; значение предупредительных сигналов, подаваемых водителями транспортных средств. Название и назначение дорожных знаков и дорожной разметки. Правила поведения пешехода на тротуаре. Правила поведения при движении в группе. Правила пользования городским маршрутным транспортом и другими видами транспорта. Особенности поведения пешеходов на загородной дороге. Правила перехода через железнодорожные пути. Типичные ошибки пешеходов при пересечении проезжей части. Безопасный путь в школу. Где разрешается играть. Где можно ездить на самокатных средствах.
Общая характеристика организации воспитательного процесса:
технологий, методов, форм, средств обучения
Обучая детей ПДД, необходимо использовать все доступные формы и методы работы. Это тематические и игровые уроки, тематические занятия, обсуждения ситуаций, наблюдения, использование компьютерных программ, экскурсии, заучивание стихов, чтение художественных текстов, просмотр видеофильмов (DVD), игры.
При организации учебного занятия используются различные формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая и парная работа. Парная и групповая формы деятельности позволяют учитывать индивидуальные особенности детей, осуществлять дифференцированный подход в обучении. К тому же в них создается атмосфера взаимной ответственности, внимательности, повышается интерес к работе друг друга, то есть создаются реальные условия использования на практике основополагающих элементов педагогики сотрудничества.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Перспективный план
№ | Класс | Раздел | Всего часов |
1 класс | Участники дорожного движения. | 4 | |
Виды пешеходных переходов. | 2 | ||
Светофор и его сигналы. | 1 | ||
Дорожные знаки. | 2 | ||
Безопасные маршруты в школу. | 2 | ||
Виды транспорта. | 2 | ||
Мы - пассажиры. | 2 | ||
Безопасные места для детских игр. | 1 | ||
2 класс | Движение пешеходов и их обязанности. | 3 | |
Правила перехода дороги. | 2 | ||
Дорожные знаки. | 2 | ||
Маршрутные транспортные средства. | 4 | ||
Дорожные ловушки | 4 | ||
3 класс | Безопасность пешеходов. | 2 | |
Движение транспортных средств. | 3 | ||
Дорожные знаки | 3 | ||
Перекрестки. | 4 | ||
Опасные ситуации на дорогах | 3 | ||
4 класс | У каждой машины своя работа. | 2 | |
Когда ты становишься водителем. | 3 | ||
Безопасность пешеходов и пассажиров | 3 | ||
Тормозной путь транспортных средств. | 3 | ||
Железнодорожные переезды | 4 | ||
1-4 классы | Игры | 1/2/2/2 | |
Итого | 68 |
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ | Темы занятий | Дата по плану | Дата по факту |
Участники дорожного движения. | |||
Родина. Место, где мы родились и живем. Наше село. | |||
История дорог, современные дороги. | |||
Участники дорожного движения | |||
Движение пешеходов и их обязанности. | |||
Виды пешеходных переходов. | |||
Правила перехода дороги. | |||
Дорожные знаки «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход» | |||
Светофор и его сигналы. | |||
Сигналы и виды светофора. | |||
Дорожные знаки. | |||
Предупреждающие дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети» | |||
Запрещающие дорожные знаки «Движение пешеходов запрещено» | |||
Безопасные маршруты в школу. | |||
Путь в школу в городе | |||
Путь в школу в сельской местности | |||
Виды транспорта. | |||
Наземный, воздушный, водный транспор . | |||
Специальности водителей | |||
Мы - пассажиры. | |||
Правила безопасного поведения в транспорте | |||
Детское удерживающее устройство ФЭСТ | |||
Безопасные места для детских игр. | |||
Где можно кататься и машин не бояться | |||
Игры | |||
Итоговое занятие «Кто лучше знает правила движения?» |
2 класс
№ | Темы занятий | Дата по плану | Дата по факту |
Движение пешеходов и их обязанности. | |||
Движение пешеходов по тротуарам, пешеходным дорожкам | |||
Правила движения пешеходов по загородной дороге | |||
Движение пешеходов группами | |||
Правила перехода дороги. | |||
Дорожная разметка | |||
Правила перехода в отсутствии пешеходного перехода. | |||
Дорожные знаки | |||
Выбери знак для перехода дороги. | |||
Знак «Место остановки автобуса, троллейбуса, трамвая» | |||
Маршрутные транспортные средства. | |||
Понятие «остановка». Правила ожидания транспортного средства | |||
| Виды транспортных средств общего пользования. | ||
Обозначение остановок маршрутных транспортных средств. | |||
Правила безопасного перехода дороги после выхода из транспортных средств общего пользования | |||
Дорожные ловушки | |||
Велосипед | |||
Препятствия, закрывающие дорогу | |||
На парковке машин | |||
Опасности на зимней дороге | |||
Игры | |||
Викторина Светофорика | |||
Игра «У каждой машины своя работа» |
3 класс
№ | Темы занятий | Дата по плану | Дата по факту |
Безопасность пешеходов. | |||
Правила перехода проезжей части дороги | |||
Безопасный путь в школу | |||
Движение транспортных средств. | |||
Правостороннее движение транспортных средств. | |||
Дорога с односторонним и двусторонним движением. | |||
Рассказ А. Дорохова «Держись правой стороны» | |||
Дорожные знаки | |||
Предупреждающие дорожные знаки «Крутой спуск», «Перегон скота», «прочие опасности», «Дорожные работы». | |||
Знаки сервиса «Телефон», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания». | |||
Знаешь ли ты дорожные знаки? | |||
Перекрестки. | |||
Перекрестки и их виды | |||
Регулировщик и его сигналы. | |||
Нерегулируемые и регулируемые перекрестки. | |||
Наблюдение на перекрестке. | |||
Опасные ситуации на дорогах | |||
Найди пешехода-нарушителя | |||
Причины возникновения опасности на дороге | |||
Как должен поступать пешеход, если … | |||
Игры | |||
Дорожная викторина. | |||
Дорожные кроссворды и ребусы. |
4 класс
№ | Темы занятий | Дата по плану | Дата по факту |
У каждой машины своя работа. | |||
Дорожно-патрульная служба. | |||
Правила поведения пешеходов на дороге при движении специальных машин | |||
Когда ты становишься водителем. | |||
Езда на велосипеде. | |||
Где можно кататься на велосипеде? | |||
Предупредительные сигналы водителей. | |||
Безопасность пешеходов и пассажиров | |||
Правила ожидания и посадки в трамвай | |||
Правила поведения пассажиров в автомобиле. | |||
Правила поведения пешеходов на остановках | |||
Тормозной путь транспортных средств. | |||
Опасность перехода дороги перед близко идущим транспортом. | |||
Тормозной путь. | |||
Дорожная математика. | |||
Железнодорожные переезды | |||
Нерегулируемые и регулируемые железнодорожные переезды | |||
Правила поведения вблизи железнодорожных путей | |||
Правила перехода через железнодорожные пути | |||
Правила поведения пассажиров в железнодорожном транспорте | |||
Игры | |||
Викторина «Проверь себя» | |||
Знаешь ли ты дорожные знаки? |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ КРУЖКА
Наименование объектов и средств учебно-методического и материально-технического обеспечения | Количество | |
Книгопечатная продукция (библиотечный фонд) | ||
Р. П. Бабина. Программа и тематическое планирование курса «Безопасность дорожного движения». 1- 4 классы. – М.: Мнемозина, 2009. – 15 с. | Д | |
Р. П. Бабина. Методические рекомендации к учебному пособию «Азбука пешехода». 1 класс. – М.: Мнемозина, 2012. – 23 с. | Д | |
Р. П. Бабина. Методические рекомендации к учебному пособию «Мой друг Светофорик». 2 класс. – М.: Мнемозина, 2012. – 16 с. | Д | |
Р. П. Бабина. Методические рекомендации к учебному пособию «Волшебник перекрестка». 3 класс. – М.: Мнемозина, 2012. – 23 с. | Д | |
Р. П. Бабина. Методические рекомендации к учебному пособию «Берегись автомобиля». 4 класс. – М.: Мнемозина, 2012. – 15 с. | Д | |
В. А. Горский и др. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М.: Просвещение, 2011 – 111 с. | Д | |
С. А. Гордиенко. Азбука дорожного движения для детей и для родителей, для пешеходов и водителей. – Ростов н/Д: Феникс, 2004 – 64 с. | Д | |
Правила дорожного движения Российской Федерации. – М.: ООО «Третий Рим Капитал,», 2015 – 64 с. | Д | |
Книгопечатная продукция (для учащихся) | ||
Р. П. Бабина. Азбука пешехода. 1 кл.: Рабочая тетрадь. – М.: Мнемозина, 2004 – 48 с. | Д | |
Р. П. Бабина. Мой друг Светофорик. 2 кл.: Рабочая тетрадь. – М.: Мнемозина, 2005 – 52 с. | ||
Р. П. Бабина. Волшебник перекрестка. 3 кл.: Учеб. Пособие. – М.: Мнемозина, 2007 – 55 с. | ||
Р. П. Бабина. Берегись автомобиля. 4 кл.: Учеб. Пособие. – М.: Мнемозина, 2007 – 48 с. | ||
Р. П. Бабина. Тесты: правила дорожного движения. 1 класс. ФГОС. – М.: Издательство «Экзамен», 2015 – 48 с. | Д | |
Р. П. Бабина. Тесты: правила дорожного движения. 2 класс. ФГОС. – М.: Издательство «Экзамен», 2015 – 64 с. | Д | |
Р. П. Бабина. Тесты: правила дорожного движения. 3 класс. ФГОС. – М.: Издательство «Экзамен», 2015 – 48 с. | Д | |
Р. П. Бабина. Тесты: правила дорожного движения. 4 класс. ФГОС. – М.: Издательство «Экзамен», 2015 – 48 с. | Д | |
Технические средства обучения и оборудование кабинета | ||
Ноутбук | 1 | |
Экран настенный | 1 | |
Проектор | 1 | |
Колонки | 1 | |
Мультимедийные средства обучения | ||
Диск «Безопасность на улицах и дорогах» | Д | |
Правила дорожного движения. 1-4 классы. Современные формы работы. Интерактивные приложения. Программа для установки через Интернет | Д | |
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. 1-6 классы. Программа «В жизнь по безопасной дороге», занятия, акции. Программа для установки через Интернет | Д | |
Основы безопасности жизнедеятельности. 1- 4 классы – ООО «Компэду», 2015 | Д | |
Материал и инструменты | ||
Фломастеры | К | |
Ножницы | К | |
Бумага А4 | К |
Ресурсы Интернета
- http://images.google.ru/ Картинки
- http://ru.wikipedia.org/ Электронная энциклопедия.
- http://detibdd.ru/ - Школа юного пешехода
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка «Азбука дорожного движения» для младших школьников (1 класс)
Кружок «Азбука дорожного движения» учитывает возрастные особенности младших школьников,обеспечивает расширение знаний о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте....
ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности»
Данная программа составлена для учащихся специальной (коррекционной) школы. Включает комплекс профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения. Состоит из тематического планирования вос...
Программа кружка ""Азбука дорожного движения"
Программа кружка "Азбука дорожного движения" (4 года реализации), доп. образование...
Рабочая программа кружка "Азбука дорожного движения" 4 класс
Рабочая программа кружка "Азбука дорожного движения" составлена на основе ФГОС НОО и примерной программы внеурочных занятий по изучению правил дорожного движения . На её реализация отводится 34 ...
Программа по безопасности дорожного движения. 1 класс
Курс предназначен для: -Формирования у учащихся основных понятий об опасных ситуациях на дорогах в повседневной жизни, об ихпоследствиях для здоровья и жизни человека;-Выработк...
Рабочая программа кружка "Азбука дорожного движения"
quot;Азбука дорожного движения"...
СОЦИАЛЬНАЯ АКЦИЯ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ – ВСЕ ВМЕСТЕ!» привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, к необходимости применения ремней безопасности и детских удержив
Привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, к необходимости применения ремней безопасности и детских удерживающих устройств при перевозке детей в салоне ...