Рабочая программа кружка "Знатоки ПДД"
рабочая программа по обж (3, 4 класс) на тему
Рабочая программа кружка по ПДД для 3-4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znatoki_pdd_3-4_klass.doc | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г.Шахты Ростовской области «Гимназия имени А.С.Пушкина»
«Утверждаю» Директор МБОУ г.Шахты ростовской области «Гимназия имени А.С.Пушкина» Приказ от «31» августа 2018г. № 201 __________ Л.И. Демина |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка
«Знатоки Правил дорожного движения»
Количество часов 55,5 (37 занятий)
Разработала: Юрьева Инна Алексеевна
Программа разработана на основе:
Программа кружка «Знатоки Правил дорожного движения» разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией Л.И. Тошева «Основы безопасности дорожного движения» Москва «ВАКО» 2011, В.А.Лобашкина, Д.Е.Яковлев, Б.О.Хренников, М.В.Маслов (под редакцией П.В.Ижевского). Москва «Просвещение» 2009г
2018 – 2019 учебный год
- Пояснительная записка
Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети.
Это происходит потому, что обучающиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий нарушений.
Донести эти знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения для самосохранения - в этом и состоит задача учителя и кружка «Знатоки ПДД».
Общение с сотрудниками ГИБДД, беседы и игры на данную тему в непринужденной обстановке производит на детей более сильное впечатление, чем традиционный урок. В атмосфере общего творчества все усваивается намного легче, поэтому полезно устраивать конкурсы рисунков, сочинений, проблемные ситуации.
Конкурсы, соревнования, фестивали по агитации дорожно-транспортной безопасности дают возможность обучающимся проявить свои творческие способности. Умение донести до других информацию, которую ты знаешь в творческой форме, не такое уж легкое дело, а главное интересное.
Соревнования по «фигурному» вождению велосипеда с соблюдением правил дорожного движения дают возможность проявить себя на практике.
В том случае, когда обучающийся чувствует себя водителем, отвечающим за положение на проезжей части дороги, помогает сознательней оценивать поведение пешехода и быть более требовательным к себе. Причем, знание основ медицинских знаний и умение оказывать первую медицинскую помощь в аварийной ситуации помогает обучающимся уверенней чувствовать себя в жизни.
Программа разработана в соответствие с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897, Федеральной целевой программой: «Повышение безопасности дорожного движения 2013-2020 г.»
Цель программы:
- привитие участникам дорожного движения, в первую очередь детям и подросткам навыков безопасного поведения на дорогах;
- формирование у обучающихся специальных знаний, умений, практических навыков безопасного поведения на дороге;
- воспитание законопослушных участников дорожного движения, пропагандирующих безопасность на дорогах;
Задачи программы:
- привлечение школьников к участию в пропаганде правил безопасного поведения на улицах и дорогах;
- внедрение инновационных методов работы со школьниками по данной проблеме;
- повышение знаний по основам безопасного поведения на дорогах;
- привитие участникам дорожного движения, в первую очередь детям и подросткам навыков безопасного поведения на дорогах;
- привлечение школьников к истории службы Госавтоинспекции прошлых лет и настоящего времени и пропаганде среди несовершеннолетних правил безопасного поведения на улицах и дорогах;
- активизация работы по пропаганде безопасного образа жизни в сфере дорожного движения;
- снижение количеств ДТП с участием детей, подростков и тяжесть последствий таких ДТП.
Возраст детей
Программа рассчитана для обучающихся 9-11 лет (3-4 классы). Дети в этом возрасте активно реализуют свои способности, знания в той или иной области. Они стремятся научиться езде на велосипеде, проявляют интерес к работе госавтоинспектора, водителя, изучают знаки дорожного движения, охотно участвуют в соревнованиях по БДД. Все их стремления и увлечения могут быть востребованы во взрослой жизни. В соответствии с учебным планом, принятым в МБОУ г. Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина», программа курса рассчитана на 1 год обучения.
Занятия, продолжительностью 1,5 часа проводятся 1 раз в неделю с обязательным перерывом 10-15 минут.
Теоретические занятия проходят в оборудованном кабинете по БДД, а практические - в «Учебном комбинате «61 регион»
- Содержание программы
- Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.
- Тема 1.
- Введение в образовательную программу кружка.
- Теория.
- Цели, задачи кружка ЮИД. Утверждение программы. Организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности). Оформление уголка «Дорога, транспорт, пешеход».
- Практика.
- Оформление уголка по безопасности ДД.
- Тема 2.
- История правил дорожного движения.
- Теория.
- История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках…
- Практика.
- Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов.
- Тема 3.
- Изучение правил дорожного движения.
- Теория.
- Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий.
- Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения.
- Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки.
- Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты.
- ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки.
- ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя.
- Дорожные знаки. Предупреждающие знаки.
- Дорожные знаки. Знаки приоритета.
- Дорожные знаки. Предписывающие знаки.
- Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации.
- Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка.
- Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки. Вертикальная разметка. Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды (1 час).
- Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и второстепенная дороги. «Правило правой руки».
- Действие водителя при запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика. Приоритет транспортных средств, подающих специальные сигналы. Транспортные средства, оборудованные маячками синего или синего и красного цвета и специальным звуковым сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками желтого или оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками бело- лунного цвета и специальным звуковым сигналом.
- Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки.
- Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием.
- Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог.
- Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных транспортных средств. Проезд мимо транспортных средств, предназначенного для перевозки детей.
- Движение через железнодорожные пути.
- Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на железнодорожном переезде.
- ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние велосипеда, движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути.
- Дорожные ловушки.
- Причины ДТП.
- Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД.
- Практика.
- Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой «Добрая Дорога Детства».
- Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам.
- Разработка викторины по ПДД в уголок.
- Проведение занятия в начальной школе «Азбука дороги», «Сами не видят, а другим говорят».
- Помощь начальным классам в создании схемы «Безопасный путь: Дом-школа-дом».
- Участие в конкурсах по правилам ДД.
- Тема 4.
- Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи.
- Теория.
- Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое.
- Раны, их виды, оказание первой помощи.
- Вывихи и оказание первой медицинской помощи.
- Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи.
- Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.
- Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.
- Виды повязок и способы их наложения.
- Транспортировка пострадавшего, иммобилизация.
- Практика.
- Встречи с медицинским работником по практическим вопросам.
- Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе.
- Транспортировка пострадавшего.
- Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания.
- Тема 5.
- Фигурное вождение велосипеда.
- Теория. Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка. Правила движения велосипедистов. Подача предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой. Дополнительные требования к движению велосипедистов: Правила проезда велосипедистами нерегулируемых перекрестков.
- Изучение каждого препятствия отдельно. Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода. Движение групп велосипедистов.
- Препятствия (прохождение трассы):
- - змейка; восьмерка; качели; перестановка предмета; слалом; рельсы «Желоб»; ворота с подвижными стойками; скачок;
- коридор из коротких досок.
- Практика.
- Прохождение отдельных препятствий на велосипеде.
- Фигурное вождение велосипеда.
- Составление памятки: «Юному велосипедисту».
3. Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | ||
Введение в образовательную программу кружка. | |||
1. | 04.09 | Введение. Правила движения – закон улиц и дорог | |
2. | 11.09 | Оформление уголка по безопасности дорожного движения | |
История правил дорожного движения | |||
3. | 18.09 | История и развитие правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках | |
Изучение правил дорожного движения. | |||
4. | 25.09 | ПДД. Общие положения | |
5. | 02.10 | Обязанности пешеходов и пассажиров | |
6. | 09.10 | Дорога, ее элементы и правила поведения на дороге | |
7. | 16.10 | Назначение тротуаров, обочин, проезжих частей, трамвайных путей, разделительной полосы, пешеходной и велосипедной дорожек | |
8. | 23.10 | Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения | |
9. | 30.10 | История дорожных знаков. Дорожные знаки и их группы | |
10. | 06.11 | Предупреждающие знаки | |
11. | 13.11 | Знаки приоритета. Запрещающие знаки | |
12. | 20.11 | Предписывающие знаки. Знаки особых предписаний | |
13. | 27.11 | Информационные знаки. Знаки сервиса. Таблички | |
14. | 04.12 | Средства регулирования ДД. Транспортные светофоры. Опознавательные знаки транспортных средств | |
15. | 11.12 | Дорожная разметка как способ регулирования дорожного движения. Виды разметки. Ее назначение | |
16. | 18.12 | Разбор дорожных ситуаций на макете. | |
17. | 25.12 | Проведение игры «Зеленый огонек» в начальных классах | |
18. | 15.01 | Светофорное регулирование движения транспорта и пешеходов. Сигналы светофора. Виды светофоров | |
19. | 22.01 | Сигналы регулировщика. Изучение и тренировка в подаче сигналов | |
20. | 29.01 | Расположение транспортных средств на проезжей части | |
21. | 05.02 | Перекрестки и их виды. Проезд перекрестков. Правила перехода перекрестка. Пешеходные переходы | |
22. | 12.02 | Выступление в старших классах по пропаганде ПДД | |
23. | 19.02 | Правила пользования транспортом. Правила перехода улицы после выхода из транспортных средств | |
24. | 26.02 | ДТП. Причины ДТП. Решение задач по теме | |
Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи. | |||
25. | 05.03 | Основные требования при оказании ПМП при ДТП | |
26. | 12.03 | Аптечка автомобиля и ее содержимое | |
27. | 19.03 | Раны, их виды. Оказание первой помощи. | |
28. | 26.03 | Виды кровотечений. Способы наложения повязок | |
29. | 02.04 | Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшим | |
30. | 09.04 | Транспортировка пострадавшего | |
Фигурное вождение велосипеда. | |||
31. | 16.04 | Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипедисту. Экипировка | |
32. | 23.04 | Правила движения велосипедистов | |
33. | 30.04 | Разбор дорожных ситуаций на макете. | |
34. | 07.05 | Составление памятки «Юному велосипедисту» | |
35. | 14.05 | Тренировочные занятия по фигурному катанию на велосипеде | |
36. | 21.05 | Зачет по ПДД. Тестирование. Инструктаж по ТБ в летние каникулы | |
37. | 28.05 | КВН «Мы знаем правила дорожного движения» |
4. Планируемые результаты реализации.
Обучающиеся должны знать:
- основные понятия и термины, используемые в Правилах дорожного движения;
- обязанности пешеходов и пассажиров;
- значения сигналов светофора и регулировщика;
- назначение дорожной разметки;
- нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
- группы дорожных знаков;
- способы оказания первой медицинской помощи;
- техническое устройство велосипеда.
Обучающиеся должны уметь:
- самостоятельно определять места для безопасного перехода улиц и дорог с регулируемым и нерегулируемым движением транспортных средств;
- работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;
- читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
- управлять велосипедом.
- правильно, чётко и интересно объяснять младшим школьникам, как безопасно вести себя на дорогах, как ориентироваться на сигналы светофора, регулировщика, дорожные знаки;
- проводить игры, беседы с учащимися, соревнования, участвовать в городских соревнованиях «Безопасное колесо»;
- выпускать памятки безопасности, стенгазеты. работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию.
Обучающиеся должны приобрести навыки:
- дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
- взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
- участия в конкурсах, соревнованиях.
- активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
5. Учебно-тематическое и материально-техническое обеспечение реализации программы.
Список литературы для педагога
1. Бурьян В.М. Классные часы по ПДД – М.:ТЦ Сфера, 2004.- 64 с.
2. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 160 с.
3. Извекова Н.А . Правила дорожного движения для детей. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 6 с.
- Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 30.12.2001 года, № 196-ФЗ.
- Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 7.05. 2003 года №265. Введены в действие с 1.07.2003 года.
- Комментарий к Правилам дорожного движения РФ за 2009, 2010 годы
- Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. М -1998.
- В.И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу.- М: «ВАКО», 2006, - 192 с.
- Г.Г. Кулинич Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников. – М: «ВАКО», 2006. – 208 с.
- цифровые образовательные ресурсы
- экранные, музыкальные пособия
CD- диск «Правила дорожного движения для школьников». Теория и практика поведения на дороге. Тесты.
CD- диск «Школа Смешариков». Игра на диске по правилам дорожного
Список литературы для детей
- Яковлев Ю. Ваши права, дети.- М.: Международные отношения, 2011 г.
- За поворотом - новый поворот/ ГАИ УВД Администрация Ставропольского края. Управление образованием администрации Ставропольского края - Ставрополь, 2012.
- Форштат М.Л. Учись быть пешеходом: Уч. - метод, пособие по правилам дорожного движения для учащихся 6 кл. - СПб.: Изд. дом МиМ, 2011г. Рекомендовано комитетом по образованию Санкт-Петербурга.
- Дорохов А.А. Зеленый, желтый, красный! - М.: Детская литература, 2012.
5. Репин Я.С. Дорожная азбука - М.: Изд. ДОСААФ СССР, 2011.
6. Три сигнала светофора /Сост. Саулина - М.: Просвещение 2011.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор.
- Компьютер
- экран
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Методического совета МБОУ г.Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина» от «31» августа 2018 г. № 1 _______________/Демина Л.И./ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР ______________/Вязникова Н.И../
« 31 » августа 2018 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...