Рабочая программа кружка "Знатоки ПДД"
рабочая программа по обж (3, 4 класс) на тему

Юрьева Инна Алексеевна

Рабочая программа кружка по ПДД для 3-4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znatoki_pdd_3-4_klass.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 г.Шахты Ростовской области «Гимназия имени А.С.Пушкина»

                       «Утверждаю»

                      Директор МБОУ

           г.Шахты ростовской области

        «Гимназия имени А.С.Пушкина»

Приказ от «31» августа 2018г. № 201

           __________           Л.И. Демина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка

«Знатоки Правил дорожного движения»

Количество часов  55,5  (37 занятий)           

Разработала: Юрьева Инна Алексеевна

                         

                                           

Программа разработана на основе: 

       Программа кружка «Знатоки Правил дорожного движения» разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией Л.И. Тошева «Основы безопасности дорожного движения» Москва «ВАКО» 2011, В.А.Лобашкина, Д.Е.Яковлев, Б.О.Хренников, М.В.Маслов (под редакцией П.В.Ижевского). Москва «Просвещение» 2009г

2018 – 2019 учебный год

  1. Пояснительная записка

   Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети.

Это происходит потому, что обучающиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий нарушений.

Донести эти знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения для самосохранения - в этом и состоит задача учителя и кружка «Знатоки ПДД».

Общение с сотрудниками ГИБДД, беседы и игры на данную тему в непринужденной обстановке производит на детей более сильное впечатление, чем традиционный урок. В атмосфере общего творчества все усваивается намного легче, поэтому полезно устраивать конкурсы рисунков, сочинений, проблемные ситуации.

Конкурсы, соревнования, фестивали по агитации дорожно-транспортной безопасности дают возможность обучающимся проявить свои творческие способности. Умение донести до других информацию, которую ты знаешь в творческой форме, не такое уж легкое дело, а главное интересное.

Соревнования по «фигурному» вождению велосипеда с соблюдением правил дорожного движения дают возможность проявить себя на практике.

В том случае, когда обучающийся чувствует себя водителем, отвечающим за положение на проезжей части дороги, помогает сознательней оценивать поведение пешехода и быть более требовательным к себе. Причем, знание основ медицинских знаний и умение оказывать первую медицинскую помощь в аварийной ситуации помогает обучающимся уверенней чувствовать себя в жизни.

 

           Программа разработана в соответствие с   Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897, Федеральной целевой программой: «Повышение безопасности дорожного движения 2013-2020 г.»

Цель программы:

 - привитие участникам дорожного движения, в первую очередь детям и подросткам навыков безопасного поведения на дорогах;

 - формирование у обучающихся специальных знаний, умений, практических навыков безопасного поведения на дороге;

 - воспитание законопослушных участников дорожного движения, пропагандирующих безопасность на дорогах;

Задачи программы:

- привлечение школьников к участию в пропаганде правил безопасного поведения на улицах и дорогах;

 - внедрение инновационных методов работы со школьниками по данной проблеме;

      - повышение знаний по основам безопасного поведения на дорогах;

      - привитие участникам дорожного движения, в первую очередь детям и подросткам навыков безопасного поведения на дорогах;

      - привлечение школьников к истории службы Госавтоинспекции прошлых лет и настоящего времени и пропаганде среди несовершеннолетних правил безопасного поведения на улицах и дорогах;

- активизация работы по пропаганде безопасного образа жизни в сфере дорожного движения;

     - снижение количеств ДТП с участием детей, подростков и тяжесть последствий таких ДТП.

Возраст детей

Программа рассчитана для обучающихся 9-11 лет (3-4 классы). Дети в этом возрасте активно реализуют свои способности, знания в той или иной области. Они стремятся научиться езде на велосипеде, проявляют интерес к работе госавтоинспектора, водителя, изучают знаки дорожного движения, охотно участвуют в соревнованиях по БДД.  Все их стремления и увлечения могут быть востребованы во взрослой жизни.  В соответствии с учебным планом, принятым в  МБОУ г. Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина», программа курса рассчитана на 1 год обучения.

        Занятия, продолжительностью 1,5 часа проводятся 1 раз в неделю с обязательным перерывом 10-15 минут.

      Теоретические занятия проходят в оборудованном кабинете по БДД, а  практические - в «Учебном комбинате «61 регион»

  1. Содержание программы
  • Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.
  • Тема 1.
  • Введение в образовательную программу кружка.
  • Теория.
  • Цели, задачи кружка ЮИД. Утверждение программы. Организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности). Оформление уголка «Дорога, транспорт, пешеход».
  • Практика.
  • Оформление уголка по безопасности ДД.
  • Тема 2.
  • История правил дорожного движения.
  • Теория.
  • История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках…
  • Практика.
  • Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов.
  • Тема 3.
  • Изучение правил дорожного движения.
  • Теория.
  • Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и  пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий.
  • Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения.
  • Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки.
  • Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты.
  • ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки.
  • ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя.
  •  Дорожные знаки. Предупреждающие знаки.
  • Дорожные знаки. Знаки приоритета.
  • Дорожные знаки. Предписывающие знаки.
  • Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации.
  • Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка.
  • Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки. Вертикальная разметка. Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды (1 час).
  • Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и второстепенная дороги. «Правило правой руки».
  • Действие водителя при запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика. Приоритет транспортных средств, подающих специальные сигналы. Транспортные средства, оборудованные маячками синего или синего и красного цвета и специальным звуковым сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками желтого или оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками бело- лунного цвета и специальным звуковым сигналом.
  • Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки.
  • Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием.
  • Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог.
  • Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных транспортных средств. Проезд мимо транспортных средств, предназначенного для перевозки детей.
  • Движение через железнодорожные пути.
  • Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на железнодорожном переезде.
  • ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние  велосипеда, движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути.
  • Дорожные ловушки.
  • Причины ДТП.
  • Меры ответственности пешеходов и  водителей за нарушение ПДД.
  •  Практика.
  •  Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой «Добрая Дорога Детства».  
  •  Встречи с инспектором ГИБДД  по практическим вопросам.
  •  Разработка викторины по ПДД в уголок.
  • Проведение занятия в начальной школе «Азбука дороги», «Сами не видят, а другим говорят».
  • Помощь начальным классам в создании схемы «Безопасный путь: Дом-школа-дом».
  • Участие в конкурсах по правилам ДД.
  • Тема 4.
  • Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи.
  • Теория.
  •  Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель  ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое.
  •  Раны, их виды, оказание первой помощи.
  •  Вывихи и оказание первой медицинской помощи.
  •  Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи.
  •  Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.
  •  Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.
  •  Виды повязок и способы их наложения.
  •  Транспортировка пострадавшего, иммобилизация.
  • Практика.
  • Встречи с медицинским работником  по практическим вопросам.
  • Наложение  различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе.
  • Транспортировка пострадавшего.
  • Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания.
  • Тема 5.
  • Фигурное вождение велосипеда.
  • Теория. Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка. Правила движения велосипедистов. Подача предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой. Дополнительные требования к движению велосипедистов: Правила проезда велосипедистами нерегулируемых перекрестков.
  • Изучение каждого препятствия отдельно. Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода. Движение групп велосипедистов.
  • Препятствия (прохождение трассы):
  • - змейка;  восьмерка; качели; перестановка предмета; слалом; рельсы «Желоб»; ворота с подвижными стойками; скачок;
  • коридор из коротких досок.
  • Практика.
  • Прохождение отдельных препятствий на велосипеде.
  • Фигурное вождение велосипеда.
  • Составление памятки: «Юному велосипедисту».

3. Календарно-тематическое планирование

Тема

Введение в образовательную программу кружка.

1.

04.09

Введение. Правила движения – закон улиц и дорог

2.

11.09

Оформление уголка по безопасности дорожного движения

История правил дорожного движения

3.

18.09

История и развитие правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках

Изучение правил дорожного движения.

4.

25.09

ПДД. Общие положения

5.

02.10

Обязанности пешеходов и пассажиров

6.

09.10

Дорога, ее элементы и правила поведения на дороге

7.

16.10

Назначение тротуаров, обочин, проезжих частей, трамвайных путей, разделительной полосы, пешеходной и велосипедной дорожек

8.

23.10

Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения

9.

30.10

История дорожных знаков. Дорожные знаки и их группы

10.

06.11

Предупреждающие знаки

11.

13.11

Знаки приоритета. Запрещающие знаки

12.

20.11

Предписывающие знаки. Знаки особых предписаний

13.

27.11

Информационные знаки. Знаки сервиса. Таблички

14.

04.12

Средства регулирования ДД. Транспортные светофоры. Опознавательные знаки транспортных средств

15.

11.12

Дорожная разметка как способ регулирования дорожного движения. Виды разметки. Ее назначение

16.

18.12

Разбор дорожных ситуаций на макете.

17.

25.12

Проведение игры «Зеленый огонек» в начальных классах

18.

15.01

Светофорное регулирование движения транспорта и пешеходов. Сигналы светофора. Виды светофоров

19.

22.01

Сигналы регулировщика. Изучение и тренировка в подаче сигналов

20.

29.01

Расположение транспортных средств на проезжей части

21.

05.02

Перекрестки и их виды. Проезд перекрестков. Правила перехода перекрестка. Пешеходные переходы

22.

12.02

Выступление в старших классах по пропаганде ПДД

23.

19.02

Правила пользования транспортом. Правила перехода улицы после выхода из транспортных средств

24.

26.02

ДТП. Причины ДТП. Решение задач по теме

Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи.

25.

05.03

Основные требования при оказании ПМП при ДТП

26.

12.03

Аптечка автомобиля и ее содержимое

27.

19.03

Раны, их виды. Оказание первой помощи.

28.

26.03

Виды кровотечений. Способы наложения повязок

29.

02.04

Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшим

30.

09.04

Транспортировка пострадавшего

Фигурное вождение велосипеда.

31.

16.04

Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипедисту. Экипировка

32.

23.04

Правила движения велосипедистов

33.

30.04

Разбор дорожных ситуаций на макете.

34.

07.05

Составление памятки «Юному велосипедисту»

35.

14.05

Тренировочные занятия по фигурному катанию на велосипеде

36.

21.05

Зачет по ПДД. Тестирование. Инструктаж по ТБ в летние каникулы

37.

28.05

КВН «Мы знаем правила дорожного движения»

4. Планируемые результаты реализации.

Обучающиеся должны знать:

- основные понятия и термины, используемые в Правилах дорожного движения;

 - обязанности пешеходов и пассажиров;

 - значения сигналов светофора и регулировщика;

 - назначение дорожной разметки;

 - нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;

 - группы дорожных знаков;

 - способы оказания первой медицинской помощи;

  - техническое устройство велосипеда.

Обучающиеся должны уметь:

 - самостоятельно определять места для безопасного перехода улиц и дорог с регулируемым и нерегулируемым движением транспортных средств;

 -  работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;

 - читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;

 - оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;

 - управлять велосипедом.

 - правильно, чётко и интересно объяснять младшим школьникам, как безопасно вести себя на дорогах, как ориентироваться на сигналы светофора, регулировщика, дорожные знаки;

- проводить игры, беседы с учащимися, соревнования, участвовать в городских        соревнованиях «Безопасное колесо»;

 - выпускать памятки безопасности, стенгазеты. работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию.

Обучающиеся должны приобрести навыки: 

 - дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;

 - взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;

 - участия в конкурсах, соревнованиях.

 - активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.

5. Учебно-тематическое и материально-техническое обеспечение реализации программы.

Список литературы для педагога

  1. Бурьян В.М. Классные часы по ПДД – М.:ТЦ Сфера, 2004.- 64 с.

  2. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 160 с.

3. Извекова Н.А . Правила дорожного движения для детей. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 6 с.

  1. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 30.12.2001 года, № 196-ФЗ.
  2. Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 7.05. 2003 года №265.   Введены в действие с 1.07.2003 года.
  3.  Комментарий к Правилам дорожного движения РФ за 2009, 2010 годы
  4. Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. М -1998.
  5.  В.И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу.- М: «ВАКО», 2006, - 192 с.
  6.  Г.Г. Кулинич Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников. – М: «ВАКО», 2006. – 208 с.

- цифровые образовательные ресурсы 

-  экранные, музыкальные пособия 

CD- диск «Правила дорожного движения для школьников». Теория и практика поведения на дороге. Тесты.

CD- диск «Школа Смешариков». Игра на диске по правилам дорожного

 

Список литературы для детей

  1. Яковлев Ю. Ваши права, дети.- М.: Международные отношения, 2011 г.
  2. За поворотом - новый поворот/ ГАИ УВД Администрация Ставропольского края. Управление образованием администрации Ставропольского края - Ставрополь, 2012.
  3. Форштат М.Л. Учись быть пешеходом: Уч. - метод, пособие по правилам дорожного движения для учащихся 6 кл. - СПб.: Изд. дом МиМ, 2011г. Рекомендовано комитетом по образованию Санкт-Петербурга.
  4. Дорохов А.А. Зеленый, желтый, красный! - М.: Детская литература, 2012.

     5.  Репин Я.С. Дорожная азбука - М.: Изд. ДОСААФ СССР, 2011.

       6.        Три сигнала светофора /Сост. Саулина - М.: Просвещение 2011.
       

 Оборудование:

  • Мультимедийный проектор.
  • Компьютер
  • экран

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

Методического совета

МБОУ г.Шахты

«Гимназия имени А.С. Пушкина»

от «31» августа 2018 г. № 1

_______________/Демина Л.И./

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

______________/Вязникова  Н.И../

                       

« 31 » августа 2018 г.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...