Рабочая программа курса "Моя безопасность"
рабочая программа по обж (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа, учитывает все требования стандарта по ОБЖ в начальной школе и обеспечивает непрерывность обучения населения, начиная с младшего школьного возраста, правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях. Реализация Рабочей программы позволит:
- привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
- сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
- выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни, в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
Задачами обучения являются развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного
поведения в реальной жизни.
Место курса «Моя безопасность» в учебном плане
Программа рассчитана на 17 часов в год проведением занятий 1 раз в 2 недели, продолжительностью 45 минут.
Результаты освоения курса
Личностные результаты:
готовность и способность к саморазвитию и самообучению, достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки; личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками; формирование основ
экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Регулятивные УУД:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,поиск средств еѐ осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями еѐ реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; умение принимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.
Коммуникативные УУД:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; контролировать действия партнѐра; использовать речь для регуляции своего действия.
Предметные результаты:
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе; овладение методами наблюдения, измерения, опыта и эксперимента; использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; расширение кругозора и культурного опыта школьника.
Формы занятий, используемые при обучении ОБЖ:
-учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных ситуаций;
- игры;
-индивидуальные консультации;
- внеклассная и внешкольная работа.
Требования к уровню подготовки учащихся по ОБЖ в 3 классе
К концу 3 класса учащиеся научатся:
• соблюдать меры предосторожности при движении по льду водоемов;
• выполнять правила поведения на пляже, правила купания в оборудованных и необорудованных местах;
• соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в поле;
• правильно вести себя во время дождя, грозы, снегопада;
• выявлять ядовитые растения, грибы, ягоды, пользоваться правилами поведения при встрече с опасными животными и насекомыми;
• оказывать первую медицинскую помощь при травмах, порезах, ссадинах, царапинах и отравлениях;
• распознавать чрезвычайные ситуации природного происхождения;
• действовать по сигналу «Внимание всем!»
Ученик получит возможность научиться:
• осознавать ценность здорового образа жизни и необходимость нести ответственность за его сохранение, соблюдать правила безопасного поведения в быту и в природе;
Содержание программы
1 Защита человека в чрезвычайных ситуациях (1ч.)
Чрезвычайные ситуации
Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Сигнал «Внимание всем!». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».
2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (8ч.)
Болезни, их причины, связь с образом жизни
От чего зависит наше здоровье? Как живет наш организм, из чего состоит тело человека?
Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Органы дыхания.
Болезни и их возможные причины. Пути передачи инфекционных заболеваний. Заноза, кровотечение, укус, ушиб.
Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами
Отравления. Причины отравлений. Признаки отравлений. Первая помощь при отравлении грибами.
3. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся (8 ч)
Безопасное поведение на воде
Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов.
Безопасное поведение на природе. Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения
Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения.
Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема. Как ориентироваться в лесу. Как вести себя на реке зимой.
Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование. Правила поведения.
Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности.
Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них.
Безопасное поведение на дорогах
Движение пешеходов по дорогам. Элементы дорог.
Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика.
Правила перехода дорог при высадке из транспортного средства. Обязанности пассажира.
Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.
Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть.
.
Календарно-тематическое планирование
№ урока по п/п | Тема урока | Тип урока | Решаемые проблемы | Планируемые результаты | ||||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | ||||||
Тема раздела: «Защита человека в чрезвычайных ситуациях» (1 ч) | ||||||||
1 | Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Сигнал «Внимание всем!». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!». | Ком-бини-рован-ный | Знакомство с чрезвы-чайными ситуациями природ-ного происхож-дения. Работа с иллюст-рациями. | Уметь распознавать чрезвычайные ситуации природного происхождения. Научиться действовать по сигналу «Внимание всем»! | Познавательные: уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; Регулятивные: овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности | Понимать ценности жизни, осваивать правила индивидуальной безопасной жизни | ||
Тема раздела: « Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи»(8ч) | ||||||||
2 | От чего зависит наше здоровье? Как живет наш организм, из чего состоит тело человека? | Ком-бини-рован-ный | Работа по таблице «Организм человека». Выявление причин, от которых зависит здоровье человека. | Осознавать ценность здорового образа жизни и необходи-мость нести ответственность за его сохранение, соблюдать правила безопасного поведения в быту и в природе | Познавательные: уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы Коммуникативные: уметь учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; контролировать действия партнѐра;. Регулятивные: уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей | Проявлять личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками | ||
3 | Болезни и их возможные причины. Пути передачи инфекционных заболеваний. | Ком-бини-рован-ный | Выявление причин заболевания человека. Знакомство с путями передачи инфекционных забо-леваний. | Учиться пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувст-вия для сохранения здоровья, осознанно выполнять правила личной гигиены | Познавательные: уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы Коммуникативные: уметь учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; контролировать действия партнѐра;. Регулятивные: уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей | Проявлять личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками | ||
4 | Заноза, кровотечение, укус, ушиб. | Ком-бини-рован-ный | Практическая работа. Знакомство с прави-лами оказания первой помощи при крово-течении, укусах, ушибах. | Научиться соблюдать правила безопасного поведения в быту и в природе | Познавательные: уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы Коммуникативные: уметь учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; контролировать действия партнѐра;. Регулятивные: уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей | Проявлять личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками | ||
5 | Отравления. Причины отравлений. Признаки отравлений. Первая помощь при отравлении грибами. | Ком-бини-рован-ный | Выявление первых признаков при отрав-лении. Умение оказать первую помощь при отрав-лении грибами. | Уметь соблюдать правила безопа-сного поведения в быту и в природе Учиться оказывать первую медицинс-кую помощь отравлениях | Познавательные: уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использо-ванием учебной литературы Коммуникативные: уметь учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; контролировать действия партнѐра;. Регулятивные: уметь планировать,контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей | Формировать понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни | ||
6 | Оказание первой помощи при царапинах, ссадинах, порезах | Ком-бини-рован-ный | Практическая работа. Знакомство с прави-лами оказания первой помощи при цара-пинах, ссадинах и порезах. | Учиться соблюдать правила безопа-сного поведения в быту и в природе. Учиться оказывать первую медицинскую помощь | Познавательные: уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использо-ванием учебной литературы Коммуникативные: уметь учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; контролировать действия партнѐра;. Регулятивные: уметь планировать,контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей: | Формировать понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни | ||
7 | Оказание первой помощи при закрытом переломе, при открытом переломе. | Ком-бини-рован-ный | Практическая работа. Отработка навыков оказания первой помощи при закрытом переломе, при открытом переломе. | Учиться оказывать первую медицинскую помощь при травмах | Познавательные: уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использо-ванием учебной литературы Коммуникативные: уметь учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; контролировать действия партнѐра;. Регулятивные: уметь планировать,контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей:: | Формировать понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни | ||
8 | Оказание первой помощи при ожогах | Ком-бини-рован-ный | Практическая работа. Отработка навыков оказания первой помощи при ожогах. | Учиться соблюдать правила безопасного поведения в быту и в природе | Познавательные: уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использо-ванием учебной литературы Коммуникативные: уметь учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; контролировать действия партнѐра;. Регулятивные: уметь планировать,контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей:: | Формировать понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни | ||
9 | Оказание первой помощи при кровотечениях. | Ком-бини-рован-ный | Практическая работа. Отработка навыков оказания первой помощи при крово-течениях. | Учиться оказывать первую медицинскую помощь при порезах, ссадинах, царапинах | Познавательные: уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использо-ванием учебной литературы Коммуникативные: уметь учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; контролировать действия партнѐра;. Регулятивные: уметь планировать,контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. | Формировать понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни | ||
Тема раздела: «Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся» (8ч) | ||||||||
10 | Чем опасны водоемы зимой | Ком-бини-рован-ный | Знакомство с прави-лами поведения на водоемах зимой. Умение перейти водоем по льду. | Учиться соблюдать правила безопасного поведения на водоѐмах | Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделе-нием существенных и несущественных признаков; устанавливать причинноследственные связи; Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; Регулятивные: овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности | Проявлять достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки | ||
11 | Как ориентироваться в лесу с помощью компаса, по природным приметам | Ком-бини-рован-ный | Знакомство с прави-лами ориентирования в лесу с помощью компаса, по природным приметам | Уметь пользоваться компасом, ориентироваться на местности | Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; Регулятивные: осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера; уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата; уметь принимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности | Проявлять готовность и способность к саморазвитию и самообучению | ||
12 | Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад | Ком-бини-рован-ный | Разбор возможных опасных ситуаций при движении по открытой местности: ориентиро-вание | Уметь правильно вести себя во время дождя, грозы, снегопада | Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; Регулятивные: осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера; уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата; уметь принимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности: | Проявлять готовность и способность к саморазвитию и самообучению | ||
13 | Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности. | Ком-бини-рован-ный | Распознавание ядовитых растений. Работа с гербарием и иллюстра-циями. | Учиться соблюдать правила безопасного поведения в быту и в природе | Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; Регулятивные: осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера; уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата; уметь принимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности:: | Проявлять готовность и способность к саморазвитию и самообучению | ||
14 | Движение пешеходов по дорогам. Элементы дорог. Сигналы светофора и регулировщи-ка. | Ком-бини-рован-ный | Правила поведения при следовании по дороге. Знакомство с сигнала-ми свето-фора и регулировщика. | Знать элементы дорог, сигналы светофора правила дорожного движения. | Познавательные: уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; Регулятивные: овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия | Понимать ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни | ||
15 | Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть. | Ком-бини-рован-ный | Знакомство с правилами игры на улице. Где можно и где нельзя играть. | Учиться соблюдать правила безопасного поведения на дорогах | Познавательные: уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; Регулятивные: овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия: | Понимать ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни | ||
16 | Правила перехода дорог при высадке из транспортного средства. | Ком-бини-рован-ный | Правила перехода дорог при высадке из транспорт-ного средства | Учиться соблюдать правила безопасного поведения на дорогах | Познавательные: уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; Регулятивные: овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия:: | Понимать ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни | ||
17 | Обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте. | Ком-бини-рован-ный | Знакомство с Обязаннос-тями пассажира. Отработка безопасной позы при аварийной ситуации. | Учиться соблюдать правила безопасного поведения на дорогах | Познавательные: уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; Регулятивные: овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия:: | Понимать ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа "Азбука безопасности"
Программа курса «Азбука безопасности» предназначена для учащихся начальных классов и составлена на основе программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Я — пешеход...
Рабочая программа «Основы безопасности жизнедеятельности» 4 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Основы безопасности жизнедеятельности» авторы: Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. Москва. ПросвещениеРабочая программа рассчитана...
Рабочая программа «Основы безопасности жизнедеятельности» 1 класс (33 часа, 1 час в неделю)
Программа по ОБЖ включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, основы ...
Рабочая программа "Азбука безопасности" по внеурочной деятельности для 1-4 классов
Занятия по внеурочной деятельности «Уроки безопасности» для 1-4х классов посвящены одной из главных проблем - формированию у обучающихся сознательного и ответственного отношения к ли...
Рабочая программа «Школа безопасности»
Цель курса - формирование знаний и практических умений, способствующих сохранению здоровья и жизни человека в неблагоприятных и чрезвычайных ситуациях, сознательного и ответственного отношен...
Рабочая программа "Моя безопасность"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 21...
Рабочая программа "Школа безопасности"
Курс «Школа безопасности» реализует социальное направление внеурочной деятельности.Занятия по программе «Школа безопасности» призваны способствовать формированию у обучаю...