Программа по сохранению и укреплению здоровья «Школа здоровья»
материал по обж (1, 2 класс) на тему
В данной программе представлена система работы по сохранению и укреплению здоровья для обучающихся с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shkola_zdorovya.docx | 42.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по сохранению и укреплению здоровья
«Школа здоровья»
Программу составила
учитель первой категории
Лебедева Л. Е.
Пояснительная записка
В Центре образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начинается с подготовительного (пропедевтического) класса начальной школы и продолжается на протяжении всего процесса обучения до выпуска из образовательного учреждения.
В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей и, соответственно, с увеличением роста числа детей с ОВЗ. Причиной такого положения является и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки, а так же неумение детей заботиться о своем здоровье, неумение беречь его, незнание факторов риска, незнание ими элементарных принципов здоровой жизни. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в подростковой среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. Профилактику этого необходимо начинать уже в начальной школе.
Профилактики асоциальных явлений в коррекционной школе уделяется особое внимание. Воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни – одно из основных направлений работы. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Малыши наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни.
Я, учитель начальных классов в Центре образования и развития «Особый ребенок», ставлю для себя задачу: формирование здорового образа жизни, сохранение и, по возможности, укрепление здоровья обучающихся.
Программа по сохранению и укреплению здоровья «Школа здоровья» помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Для формирования привычки к здоровому образу жизни у обучающихся необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой. Программа по сохранению и укреплению здоровья «Школа здоровья» рассчитан два учебных года.
Программу составляют несколько обширных тем, которые постепенно раскрывающиеся и обогащающиеся по мере бучения:
- физическое и психическое здоровье;
- здоровый образ жизни;
- культура безопасной жизнедеятельности;
- полезное, рациональное питание;
- профилактика вредных привычек.
Цель программы:
-создать условия для формирования у обучающихся представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему,
-развития важнейших коммуникативных навыков, способствующих успешной социализации и адаптации, а помощь в определении принципов безопасной жизнедеятельнгости
Задачи:
- профилактика заболеваний, укрепление здоровья, поддержание работоспособности обучающихся
- повышение двигательной активности;
- формирование навыков личной гигиены, как жизненной необходимости;
- организация мониторинга здоровья и физического развития;
- признание ответственности за психическое и физическое состояние обучающихся их родителей.
Ожидаемые результаты:
- положительная динамика состояния здоровья обучающихся, снижение заболеваемости;
- повышение интереса к спортивным мероприятиям, мотивация к двигательной деятельности;
- валеологическая просвещенность воспитанников;
- увеличение количества обучающихся, занимающихся в спортивных секциях;
- повышение уровня самостоятельности и активности школьников;
- повышение приоритета здорового образа жизни.
Средства достижения цели:
- Интегрированный подход к обучению, фантазирование, аудио сопровождение, просмотр видеофильмов.
- Основные формы занятий: игра, заочное путешествие, , сообщение доктора Айболита, комбинированный урок, памятки, театрализованные представления.
Систематически проводится диагностика в начале учебного года с целью:
- Определение индивидуального уровня физического развития и физической подготовленности обучающихся.
В конце учебного года (май) проводится повторное обследование и тестирование с целью:
- Определения динамики роста и развития всех показателей.
- Определения индивидуальной оценки достигнутого уровня физического развития и степени его гармоничности.
- Изучения влияния на воспитанников факторов окружающей среды, учебно-воспитательной и двигательной деятельности.
- Определения оценки эффективности дифференциации учебного процесса, коррекционно-профилактических и оздоровительных мероприятий.
- На основании полученной информации и повторной диагностики можно определить направление работы на следующий учебный год в целом по учебно-воспитательному процессу.
- Содержание программы по зсохранению и укреплению здоровья
- «Школа здоровья»: 1 год
Разделы программы | Кол-во часов | |
1. | Самосознание и саморегуляция | 10 |
2. | Личная безопасность и профилактика травматизмя | 3 |
3. | Организм человека и охрана его здоровья | 15 |
4. | Мой здоровый образ жизни и моя программа здоровья | 5 |
5. | Встреча с мед. работником | 1 |
Раздел 1. Самопознание и саморегуляция – 10 ч.
1. Я не похож на других.
Я как индивидуальность. Внешние сходства и различия людей. Способы самопознания: определение ведущего глаза, уха. Определение индивидуального места посадки в классе как одни из приемов саморегуляции.
Практическая работа: начало оформления портфолио.
2. Моя семья.
Самое дорогое у человека – семья. Значение семьи в жизни человека. Что связывает членов семьи (любовь, нежность, забота друг о друге). Правила семейного общения.
Практическая работа:
- Диагностика взаимоотношений в семье: тест “Кинетический рисунок семьи”.
3. Я как член коллектива.
Мои друзья и одноклассники. Правила знакомства. Здоровье зависит от микроклимата в классе.
Практическая работа:
- Тест «Школа зверей»,
- Тест «Я в классе»
- Диагностика межличностных отношений
4. Путешествие в “Страну Здоровья”.
Что такое здоровье и что такое болезнь? Чтобы сохранить здоровье, нужно хорошо узнать себя. Здоровье человека связано с его образом жизни, оно достояние каждого и богатство всей страны. Анализируем свой образ жизни. Правила и нормы здорового образа жизни.
5. Мои эмоции, чувства и здоровье.
Элементарные эмоции в раннем детстве. Чувства человека: любовь, радость, грусть, страх. Выражение чувств: мимика, слово, слезы, смех. Индивидуальные способы проявления эмоций и выражения чувств. Смех продлевает жизнь. Музыка лечит, музыка учит.
Практическая работа: Организация шумового оркестра
6. Режим дня.
Есть ли режим в природе? Необходим ли режим дня человеку? Индивидуальность построения режима дня. Значение режима дня для сохранения здоровья первоклассника и успешной работы в школе. Примерный режим дня для обучающихся о – 1 класса.
Практическая работа: Составление режима дня.
- Тест «Правильно ли я веду себя за столом»
- Фотовыставка «Мы в школьной столовой»
7. Учёба и здоровье.
Правила рациональной организации учебной деятельности воспитанника: чередование видов деятельности, учебы и отдыха, чистота рабочего помещения, проветривание. Назначение и выполнение физкультминуток. Как нужно отдыхать на перемене и почему.
Практическая работа: Разучивание физминуток в стихотворной форме.
8. Домашние задания и здоровье.
Индивидуальный режим дня и время занятий. Правила организации дома рабочего места для выполнения домашнего задания. Комнатные растения, как одно из условий комфортности рабочего места. Правильная посадка за столом. Разнообразие поз и мест при выполнении домашних заданий.
Практическая работа: Уход за комнатными растениями
9. Отдых для здоровья.
Значение активного отдыха после классных занятий для снятия утомления. Индивидуальный подход к организации активного отдыха. Виды активного отдыха (подвижные игры, спортивные игры, прогулки) Рациональный отдых во время школьных каникул и в выходные дни.
Практическая работа: памятка «Мои каникулы»
Физминутки для глаз
10. Зачем и как я одеваюсь?
Для чего человеку нужна одежда? Национальная русская одежда. Гигиенические требования к одежде. Соответствие одежды разным видам деятельности (прогулка, учебные занятия, выход в театр, спортивные занятия.)
Практическая работа: Оформление раскладушки «Одевайся по погоде»
Раздел 2. Личная безопасность и профилактика травматизма – 3 ч.
Я и опасность.
Факторы, влияющие на здоровье человека. Зависимость здоровья человека от здоровья природы в целом. Может ли Земля болеть? Правила личной безопасности и профилактики травматизма при взаимодействии с окружающей средой.
Практическая работа: Защита проекта «Улица полна неожиданностей»
Раздел 3. Организм человека и охрана его здоровья – 15 ч.
С чего все началось.
Библия о возникновении жизни на земле. Ученые о зарождении жизни. Основа развития всего живого - клетка. Клетка – это маленький кирпичик в большом многоэтажном доме и мельчайшая часть целого организма. Значение витаминов и микроэлементов для строительства организма человека.
Удивительные превращения.
Появление человека. Роль родителей в нашей жизни. Мать с младенцем как источник вдохновения художников. Дарим мамам и папам добрые слова. Все живое в природе растет и изменяется.
Части тела человека. Органы и их роль в организме человека Основные части тела и их назначение. Первая помощь приушибах. От чего зависит красивая осанка человека. Способы формирования правильной осанки. Индивидуальность роста и развития человека.
Отличие ребенка от взрослого. Бережное отношение к пожилым людям. Как сохранить свое здоровье до самой старости? Правила здорового образа жизни.
Физические занятия и спорт, и их значение для укрепления здоровья, развития силы, выносливости, ловкости, быстроты, воспитания воли и характера, для бодрости и хорошего настроения. Я и моя физическая культура.
Практическая работа:
- Оформление раскладушки «Здоровый образ жизни».
- Оформление слайд - фильма «Всё начинается со школьного звонка»
- Подготовка выставки фотографий: “Моя семья”, “Наши мамы”, “Наши папы”.
- Освоение комплекса упражнений для формирования правильной осанки;
- Подготовка и проведение праздника «Мама, папа, я – дружная семья»”,
Раздел 4. Мой здоровый образ жизни и моя программа здоровья –3 ч.
Мой здоровый образ жизни и образ жизни моей семьи. Правила здорового образа жизни. Программа здоровья и ее роль. Провести конкурс рабочих тетрадей.
Практическая работа:
- Работа над проектом «Я и здоровье»
- Оформление рабочих тетрадей
Разделы программы | Кол-во часв | |
1. | Гигиена школьника | 3 часа. |
2. | Основы безопасности жизнедеятельности | 15 часов. |
3. | Разговор о правильном питании | 4 часа |
4. | Экология | 6 часов. |
5. | Этикет | 5часов |
6. | Встреча с мед. работником | 1 час |
Содержание программы 2 год
Первое полугодие
Сентябрь
Организация дежурства по классу.
Налаживание работы кружков и секций.
Включение в рабочую программу, план воспитательной работы мероприятий, способствующих повышению эффективности работы по сохранению и укреплению здоровья детей.
Природная среда и безопасность человека – классный час. Выпуск листовок.
Проведение физкультминуток, подвижных игр на переменах.
Обеспечение контроля занятости детей во внеурочное время (систематически).
ПДД. Безопасный путь в школу.
Экскурсии «Путешествие в природу» Оформление фотовыставки.
Октябрь
Организация работы по созданию и поддержанию уюта в классах, школе, по сохранению школьного имущества.
Подготовка классов к зиме.
Проведение внутришкольных спортивных мероприятий и соревнований.
Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни:
« Ядовитые растения, грибы» Викторина: «Знаешь ли ты растения»
Физкультминутки (ежедневно).
Инструктаж на каникулы по ПДД и ППБ
Экскурсия в музей пожарной охраны «Причины пожаров» Выпуск листовок.
Ноябрь
Спортивный праздник к Дню матери «Мама и я - друзья»
Проведение воспитательных часов и мероприятий по теме: «Здоровый образ жизни». Занятие – «Помоги себе сам»
Физкультминутки и динамические паузы (систематически)
Классный час: «Как сохранить здоровье» Практикум «Чувства и поступки»
Что такое эмоции – беседа
Классный час: «Наше здоровье». Игра «Что? Зачем? Как?
Беседа мед. работника «Зачем нужны прививки»
Декабрь
Проведение открытых воспитательных часов, мероприятий по ОБЖ.
Проведение конкурсов «Папа, мама, я – спортивная семья», посвящённых празднованию Дня семьи.
Классный час «Нехорошие слова. Недобрые шутки».
Вежливое общение – игра
Умеем ли мы разговаривать по телефону – беседа
Физкультминутки и динамические паузы (ежедневно).
Витаминизация питания воспитанников. Фотовыставка «Мы в столовой»
Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.
Инструктаж на каникулы по ПДД и ППБ
Рассказ о своей семье «Здоровая пища для всей семьи»
Классный час: «Как следует питаться»
Январь
Открытый воспитательный час по ОБЖ ««Прививки от болезней». Инфекционные болезни - беседа
Игра «Полезно - вредно»
Физкультминутки и динамические паузы.
Витаминизация питания обучающихся. Защита проекта «Загадка витаминов»
Классный час: «Как сделать сон полезным»
Сон-лучшее лекарство-беседа
Вместе на лыжах.
Февраль
День защитника Отечества. Вперёд, мальчишки!
Физкультминутки и динамические паузы.
Классный час: «Домашняя аптечка»
Урок творчества «Как здоровье?»
Игра «Светофор Здоровья»
Март
Физкультминутки и динамические паузы.
Соревнования для девочек, посвящённые 8 марта.
Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей. Как закаляться. Обтирание и обливание-беседа
Ролевые игры «Уроки здоровья»
Инструктаж на каникулы по ПДД и ППБ
Взятие снежного городка. (Масленица)
Классный час: «Дружба» Что такое дружба - беседа
Конкурс сочинений на тему: «Кто может считаться настоящим другом»
Апрель
Всемирный день здоровья.
Классный час: «Общение с природой таит в себе много интересного и, самое главное, очень полезно для здоровья».
День здоровья.
Динамические паузы, физкультминутки.
Беседа «Что нужно для того, чтобы природа не приносила вреда вашему здоровью»
Классный час: «Злой волшебник – алкоголь» Алкоголь-ошибка (беседа)
Презентация «Злой волшебник Алкоголь»
Май
Подготовительная работа к организации занятости обучающихся в летний период.
Мероприятия, посвящённые победе в ВОВ.
Сдача весенних нормативов.
Спортивный праздник
Проведение экскурсий в природу. Ядовитые змеи и насекомые. .
Инструктаж на каникулы по ПДД и ППБ
Классный час. Общие правила купания в открытых водоёмах.
Конкурс «Алло! Мы ищем таланты» под девизом «Мы – за здоровый образ жизни»
Конкурс на лучшую тетрадь «Я хочу вырасти здоровым»
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Предметно-информационная составляющая программы :
-представление о культуре здоровья и путях ее развития;
-знание уровня своей физической подготовки и повышение его с помощью самостоятельных физкультурных занятий;
- представление о строении отела человека , функциях частей тела и гигиенических требованиях;
-знание необходимых и достаточных условий для занятий физическими упражнениями, в том числе и правил техники безопасности;
-знание характера влияния двигательной активности на человеческий организм;
-знание приемов самоконтроля.
Деятельностно - коммуникативная составляющая программы:
-овладение музыкально-ритмическими и танцевальными умениями, простейшими спортивными играми, участие в подвижных спортивных играх;
-освоение комплексов упражнений основной, гигиенической и дыхательной гимнастики, музыкально-ритмических комплексов;
-освоение народных игр и нетрадиционных методов укрепления здоровья, к которым можно отнести пальчиковую гимнастику, солнечные, воздушные ванны, водные процедуры;
-умение беречь свое здоровье, здоровье близких людей;
-соблюдение основных правил, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности в быту, на улице.
Ценностно-ориентационная составляющая программы:
-освоение основ культуры физического здоровья;
-овладение основами самоорганизации здорового образа жизни
-становление интереса к физкультурно-оздоровительным и физкультурно-спортивным занятиям;
-понимание значения гигиены и закаливания, формирование доступных понятий о физическом развитии, влиянии физических упражнений на работу организма;
-развитие основ самоконтроля, понимание влияния вредных привычек на здоровье человека.
Литература:
- Артюхов И.С. Настольная книга классного руководителя. – Москва, Эксмо, 2008.
- Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолог - социальный институт, 2004,
- Безруких М.М., Ефимова СП. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? / Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей. - М., 1996.
- Безруких М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. - М.: ОСМА-ПРЕСС Инвест, 2003,
- Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты// Школа здоровья. -2001.-№1.
- Давиденко Д.Н., Половников П.В., Глушков Ю.Ю. Здоровый образ жизни. - СПб.: 1996.
- Дубягин Ю.П.Богачева О.П. Школа выживания или 56 способов защитить ребенка от преступления.- М.: «Пихта», 1997.
- Дик Н.Ф. Увлекательная внеклассная работа в начальных классах. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.
- Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.
- Касаткин В.Н. Школа здоровья // Школа здоровья. - 1994. -Т.1.- № 1.
- .Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. – Москва, Сфера, 2002.
- Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. – М., ВАКО, 2007.
- Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы. М., Просвещение, 2002
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005.
- Влияние учебной нагрузки и санитарно-гигиенических условий на здоровье школьников./ Под редакцией Хрипковой А.Г.- М.: Центр инноваций в педагогике, 1997.
- Усачёв А.А. Березин А.И Основы безопасности жизнедеятельности. М., АСТ – ЛТД ИПС, 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внутришкольная комплексная программа физкультурно-оздоровительного образования «Укрепление и сохранение здоровья школьников»
Проблема организации помощи ребенку в сохранении, укреплении и формировании здоровья весьма актуальна. Решить проблему здоровья в рамках учебно-воспитательного процесса может созданная система физкуль...
СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
В данной работе изложены основные проблемы, связанные с состоянием здоровья современных школьников, проведено исследование теоретических характеристик здоровьесберегающего процесса в образовательном у...
Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников"Путь к здоровью".
Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников "Путь к здоровью".Цель программы: создание здоровьесберегающих условий организации образовательного проце...
Программа по сохранению и укреплению здоровья школьников «Культура здоровья».
Культура здоровья – один из важнейших компонентов общей культуры человека, важное условие для самореализации. Вот почему так важно воспитывать у маленького человека личностные приоритеты здоровь...
Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников "Путь к здоровью"
Программа содержит пояснительную записку, указаны направления работы и ожидаемые результаты, дана оценка эффективности реализации программы «Путь к здоровью»...
Авторская программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников "Путешествие в страну Здоровье"
Программа формирования здоровья учащихся направлена на расширение границ осознания себя и других людей, развития у младших школьников интереса к вопросам здоровья, воспитание ответственности за ...