Календарно-тематическое планирование по предмету «СБО» во 2 классе 2016-2017г. (98 ч. в году, 3ч. в неделю)
календарно-тематическое планирование по обж (2 класс) на тему

Задонская Ольга Геннадьевна

календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialno_-_bytovaya_orientirovka.docx53.94 КБ

Предварительный просмотр:

)Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 439

Петродворцового района Санкт-Петербурга

«Принято»

 на педагогическом совете

  Протокол № 1

от 31 августа 2016г.

«Утверждено»

Приказ № 258 от 31 августа 2016г.

Директор ______ Гнездилова В.Н.

Рабочая программа

по предмету

«Социально-бытовая ориентировка»

2 класс

(для детей с умеренной умственной отсталостью)

Срок реализации программы-1год

Составила: Задонская О.Г.

г. Санкт-Петербург

2016-2017 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке  для 2"Д" класса (для обучающихся с умеренной  умственной отсталостью) разработана  в соответствии с

  • федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для 2 класса (для обучающихся с умеренной  умственной отсталостью) разработана на основе:

  • примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), образовательной программы школы;
  • «Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, Санкт-Петербург, 2011 г., в соответствии с Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

В ходе специального обучения по предмету «Социально-бытовая ориентировка» учащиеся овладевают элементарными навыками самообслуживания, культурно-гигиеническими навыками (с частичной помощью взрослых и самостоятельно). Они могут ориентироваться на картинки и пиктограммы, дающие зрительный алгоритм действий. Исходя из особенностей развития мыслительной деятельности учащихся, их индивидуально-типологических характеристик, у детей  на уроках по предмету «Социально-бытовая ориентировка» воспитывается (тренируется)  состояние физической, психической и социальной защищенности. Это является основой социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Рабочая программа в соответствии с учебным планом ГБОУ школы №439 и календарным учебным графиком на 2016-2017 учебный год рассчитана на 34 часа (исходя из 1 часа в неделю). Количество часов по учебному плану ГБОУ школы № 439  совпадает с базисным учебным планом.

Цель изучения предмета:  подготовка учащихся к взрослой жизни через овладение ими навыками самообслуживания, общения, приспособление их к жизни в обществе, воспитания у них максимально возможного уровня самостоятельности.

Задачи предмета:

- формирование, уточнение и закрепление основных бытовых умений и навыков, обеспечивающих постепенное вхождение в социальную жизненную среду;

- формирование, закрепление и расширение спектра социально-бытовых умений, навыков, операций, которые необходимы в процессе жизнедеятельности;

- обучение называнию предметов одежды и обуви, элементарным способам ухода за ними;

- обучение соблюдению санитарно-гигиенических требований к питанию;

- формировать умение пользоваться средствами и инвентарём по уходу за жилищем;

- обучение элементарным правилам поведения в классе, дома, в транспорте, общественных местах, культуре приёма пищи, ношения одежды и обуви;

- обучение элементарным знаниям состава своей семьи, о распределении обязанностей.

Коррекционные задачи:

- развивать стремление детей к установлению коммуникативных контактов с окружающими, расширять круг общения и совершенствовать средства общения;

- расширять кругозор детей, умение ориентироваться в условиях большого города, в быту;

- расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;

Характеристика класса

В класс зачислено 6 человек. При разработке программы учитывался контингент обучающихся в 2 «Д» классе. Все воспитанники имеют множественные нарушения развития. Имеют множественные врожденные пороки развития. Они имеют неполное, иногда искаженное представление об окружающей действительности. Новый материал усваивается  частично, при условии регулярных, многочисленных повторений. Восприятие часто страдает из-за недоразвития речи. Мыслительные процессы тугоподвижны и инертны. Абстрактное мышление не развивается вообще, дети остаются на уровне конкретных понятий. Дети испытывают трудности при воспроизведении словесного материала, в виду психофизиологических особенностей. Слабо развита опосредованная, смысловая память. Внимание характеризуется малой устойчивостью, трудностями распределения, ярко выраженной переключаемостью. При этом под невербальными средствами коммуникации обычно подразумеваются различные средства, замещающие произносительную, звуковую речь.

Планируемые результаты освоения учебного курса.

Личностные результаты.

В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

- проявлять познавательный интерес;

- проявлять и выражать свои эмоции;

- коммуникативными средствами обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

-  участвовать в совместной деятельности;

-  проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

- проявлять регулятивные способности в ходе обучающего процесса;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:

- умение слушать и слышать учителя;

- умение работать по предложенному учителем плану;

- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги, карточки, картинки, пиктограммы);

- умение осуществлять перенос и использовать полученные знания в повседневной жизни и в других видах деятельности;

- умение находить ответы на картинке и пиктограмме;

- умение работать в паре;

- умение следовать правилам поведения на уроке и перемене; знать свое место за столом и за партой.

-уметь элементарно описывать свое самочувствие, используя вербальные и невербальные средства общения;

Предметные результаты

Обучающиеся должны уметь:

  • «читать» жесты;
  • осмысливать простые изображения;
  • показывать персонажей коротких произведений и передавать их характерные особенности;
  • использовать систему знаков в социальном окружении;
  • устанавливать связь между реальным предметом и его  графическим изображением;
  • выбирать нужную пиктограмму из серии предложенных;
  • выстраивать цепочку событий: узнать объект, выбрать графическое изображение, показать действие или жест.
  • слушать и узнавать музыкальные инструменты, разнообразные звуки.
  • Обучающиеся должны знать:
  • членов своей семьи и ближнего окружения;
  • части тела человека и животного;
  • обобщающие слова: игрушки, овощи, гигиенические принадлежности, дикие и домашние  животные, дикие и домашние  птицы;
  • содержание сказок: «Курочка ряба», «Теремок», «Репка», «Мойдодыр» К.Чуковского…
  • содержание подвижных игр, пальчиковых игр и потешек, артикуляционной гимнастики и сопровождающие их действия;
  • графические изображения: времени года, явлений природы и погоды;

Учащиеся должны:

  • овладеть основными бытовыми умениями и навыками;
  • уметь называть свое имя;
  • выражать свои потребности, значимые для здоровья и сохранения его, используя невербальные и вербальные средства общения;
  • уметь выполнять элементарные гигиенические процедуры;
  • уметь элементарно описывать свое самочувствие, используя вербальные и невербальные средства общения;
  • уметь подбирать одежду и обувь по сезону, в зависимости от погоды;
  • овладеть элементарными навыками осторожного и осмотрительного отношения к опасным ситуациям;
  • определять наличие опасной ситуации;
  • овладеть элементарными правилами дорожного движения;
  • овладеть элементарными правилами пользования общественным транспортом;
  • овладеть правилами безопасности при работе с бытовой техникой;
  • уметь определять факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье (плохо-хорошо, полезно-вредно для здоровья).

Формы организации учебного процесса:

  • - урок с элементами игры;
  • - урок, с элементами практического занятия;
  • - игра;
  • - экскурсии.

Методы и приёмы обучения:

  • - методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности
  • - методы формирования интереса к учению;
  • - создание ситуации занимательности, ситуаций успеха;
  • - использование познавательных игр;
  • - словесные методы – рассказ, объяснение, беседа;
  • - наглядные методы – показ, иллюстрация, демонстрация, использование ИКТ;
  • - практические методы – упражнения, дидактические, сюжетно-ролевые игры, практические действия, опыты.

Виды деятельности учащихся на уроке:

  • - наблюдение;
  • - упражнения по подражанию, по инструкции: двигательные, аудиально-визуальные (слушание, показ), ритмические;
  • - игры-имитации, жестово-образные игры
  • - трудовая;
  • - предметно-практическая деятельность (выполнение доступных видов работ по уходу за жилищем, помощи родителям дома, личной гигиены, уходом за комнатными растениями).

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

к концу 2 класса.

Обучающиеся должны знать, понимать:

  • о необходимости соблюдения правил личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья человека;
  • последовательность выполнения утреннего туалета;
  • периодичность и правила чистки зубов, мытья головы;
  • виды одежды и обуви,
  • о необходимости содержать одежду и обувь в чистоте;
  • правила ухода за одеждой и обувью;
  • о значении продуктов питания для здоровья человека;
  • о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи;
  • о назначение кухонных принадлежностей и посуды;
  • о санитарно-гигиенические требования к содержанию посуды;
  • правила поведения за столом;
  • виды жилых помещений в городе и деревне и их различие.

Обучающиеся должны уметь:

  • демонстрировать последовательности действий культурно-гигиенических процедур, ухода за одеждой, элементарные действия по уборке помещений;
  • выражать свои потребности, значимые для здоровья и его сохранения, используя невербальные и вербальные средства общения;
  • выполнять утренний и вечерний туалет;
  • принимать правильную позу в положении сидя и стоя;
  • правильно вести себя за столом во время приема пищи;
  • пользоваться приборами, салфетками, аккуратно принимать пищу;
  • производить последовательные действия с предметами с учётом правил безопасного поведения;
  • выполнять элементарные действия по созданию порядка в жилище

Содержание учебной программы

2 класс

(34 часа,  1 час в неделю)

Учебно-тематический план

Наименование темы

Количество часов

1

Обобщение и закрепление знаний

3

2

Одежда и обувь

6

3

4

5

6

7

Питание

Жилище

Семья

Культура поведения

Транспорт

5

5

5

5

5

Всего:

34

Содержание программы

Разделы программы

Содержание

Одежда и обувь

Дифференциация видов одежды. Соотнесение видов одежды с изменениями в природе. Знание предметов демисезонной одежды. Способы ухода за одеждой: чистка, стирка. Оборудование для ухода за одеждой – стиральная машина. Зимняя одежда. Сравнение зимней одежды и демисезонной. Способы ухода за одеждой. Элементарные средства по уходу за зимней одеждой (щётка, вода, мыльный раствор).

Питание

Уточнение и запоминание режима питания. Соотнесение иллюстраций (фотографий) с изображением приёма пищи с пиктограммами. Сопряжённое и отражённое проговаривание (я ем кашу, я ел котлету, я ем суп). Сервировка стола к обеду, чаю. Воспитание бережного и аккуратного отношения к посуде, продуктам. Формирование навыков безопасного использования посуды. Значение питания в жизни человека. Подбор карточек с изображением продуктов для завтрака, блюд для обеда.

Жилище

Знакомство с обобщённым понятием «Жилище». Жилище человека. Дом, квартира, комната. Помещения в доме (комната, кухня, спальня). Соотнесение слова, картинки и пиктограммы. Знакомство с мебелью, игры «Помоги кукле расставить мебель».

Семья

Называние собственного имени и фамилии, имён близких родственников. Рассматривание семейных фотографий, называние родственников. Формировать умения различать членов семьи. Сопряженное и отраженное проговаривание наименований членов семьи и их занятий.

Культура поведения

Знакомство с правилами обращения к взрослым людям. Чтение и обсуждение детских рассказов. «Просто старушка», «Волшебное слово».

Транспорт

Узнавание и называние городского транспорта. Виды пассажирского транспорта. Знакомство с алгоритмом выполнения элементарных правил безопасного поведения в транспорте и на улице. Ролевые игры с использованием напольного модуля «Азбука дорожного движения». Правильное поведение при посадке в транспорт и выходе из него.

Условия реализации программы

Учебно-методический комплект:

  1. ««Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.
  2. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Я – ребёнок» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2007
  3. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В.  «Я говорю! Ребёнок в школе!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2008.
  4. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В.  «Я говорю! Ребёнок и явления в природе!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2008
  5. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В.  «Я говорю! Ребёнок и его игрушки!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2007.
  6. «Дети на дороге. Правила дорожного движения в играх и упражнениях» / Под редакцией Баряевой Л.Б., Яковлевой Н.Н. – СПб, ЦДК Л.Б.Баряевой 2008.
  7. Кислякова Ю.Н. «Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями развития. Путешествие в мир окружающих предметов» - Москва, ВЛАДОС 2004.

Предметно- развивающая образовательная среда:

  • Детские книги, раскраски.
  • Иллюстрированный материал, отображающий эмоциональный, бытовой, социальный опыт детей.
  • Распечатки учителя с заданиями, текстами, иллюстрациями.
  • Пиктограммы.
  • Игрушки. Конструкторы пластмассовые.
  • Дидактические  куклы (девочка, мальчик).
  • Полифункциональное игровое оборудование «Дидактическая черепаха».
  • Деревянная доска для развития тонкой моторики.
  • «Волшебный коврик».
  • Игрушки из дерева. Мозаика.
  • Разрезные картинки «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Животные».
  • Конструктор «Самоделкин» «Зоопарк».
  • Сыпучие материалы (песок, крупы).
  • Сенсорная дорожка – коврик «Топ-топ».
  • Счетные наборы.

Календарно-тематическое планирование 

по предмету «Социально-бытовая ориентировка»

во 2 классе 2016-2017г.

(31ч. в год, 1ч. в неделю)

Дата

Тема урока

К-во часов

Характеристика

деятельности учащихся

Основные

понятия

I четверть (8 часов)

Одежда и обувь (1 час)

05.09

Предметы одежды.

1

Повторяют предметы одежды, соотносят с картинками, обводят и раскрашивают.

Название предметов одежды.

Обобщение и закрепление знаний  (1 час)

12.09

Обобщение и закрепление знаний

1

Закрепление знаний  по программе

1 класса

Темы 1 класса

Одежда и обувь (5 часов)

19.09

Одеваемся на прогулку.

1

Выполняют практические действия: одевают и снимают уличную одежду. Выбирают и раскрашивают уличную одежду.

Название предметов осенней одежды.

26.09

Виды одежды: уличная, домашняя.

1

Различают виды одежды: уличную, домашнюю, выделяют основные признаки различия.

Название видов одежды для дома и улицы.

03.10

Способы ухода за одеждой.

1

Знакомятся со способами ухода за одеждой. Презентация «Чистая одежда».

Чистка, стирка.

10.10

Средства по уходу за одеждой.

1

Выполняют практические действия по чистке одежды щёткой, влажной тряпочкой.

Название предметов одежды, чистка, щётка.

17.10

Оборудование для стирки – стиральная машина.

1

Экскурсия в кабинет СБО, знакомство со стиральной машиной, практические действия по стирке тряпочке в тазу.

Название предметов одежды, чистка, стиральная машина, порошок, мыло

Питание (1 часа)

24.10

Режим питания.

1

Повторяют о важности питания для человека, уточняют режим питания во время дня. Соотносят части суток с приёмом пищи.

II четверть( 7 часов)

Питание (2 часа)

Завтрак, обед, ужин, полдник, утро, день, вечер.

1.

14.11

Игра «Что делают дети?»

1

Определяют по картинкам название приёмов пищи, называют продукты для завтрака, обеда и ужина.

Завтрак, обед, ужин, полдник, утро, день, вечер.

2.

21.11

Посуда.

1

Рассматривают предметы посуды, определяют их назначение, правила безопасного пользования.

Завтрак, обед, ужин, полдник, утро, день, вечер.

Семья (2 часа)

3.

28.11

 «Как меня зовут?»

1

Называют своё имя, фамилию, учатся знакомиться. Рассматривают фотографии и называют родственников.

Имя, фамилия, мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.

4.

05.12

«Где мама, папа?»

1

Рассматривают фотографии и называют родственников (по степени родства и именам)

Имя, фамилия, мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.

Жилище (1 час)

5.

12.12

. Помещения в доме.

1

Рассматривают и называют помещения в доме, соотносят с картинками, называют атрибуты помещений.

Дом, квартира, комната, кухня, ванная комната, спальня, детская комната.

Жилище (1 час)

6.

19.12

Игра «Расставь мебель по комнатам»

1

Выполняют практические действия по распределению предметов мебели по комнатам

Названия комнат ,предметов мебели

Обобщение и закрепление знаний (1 час)

7.

26.12

Обобщение и закрепление знаний

1

Закрепление знаний по программе 1 полугодия 2 класса.

Темы 1 полугодия 2 класса.

III четверть (16 часов)

Культура поведения (3 часа)

1

16.01

Правила общения со взрослыми.

1

Знакомятся с правилами обращения к взрослым, повторяют вежливые слова, употребляют в диалогах вежливые слова.

Вежливые слова.

2

23.01

Поведение на уроке, перемене.

1

Повторяют правила поведения на уроке, правила посадки при письме. Повторяют правила поведения на перемене, разучивают игры для перемен.

Правила поведения в школе.

3

30.01

Поведение на улице.

1

Смотрят презентацию «Что мы делаем на улице?». Проигрывают различные ситуации.

Игры детей на улице, правила поведения.

Семья (3 часа)

4

06.02

Игра «Я – помощник».

1

Обсуждают, какую помощь могут оказывать дома. Строят предложения о своей помощи родителям.

Название членов семьи, действий.

5

13.02

Игра «Семья»

1

Проигрывают ситуации в семье, стараются высказываться.

Название членов семьи, действий.

6

20.02

Игра «Кто, что делает?»

1

Рассматривают картинки и называют действия членов семьи, строят предложения.

Название членов семьи, действий.

Транспорт (2 часа)

7

27.02

Правила поведения в пассажирском транспорте.

1

Повторяют виды транспорта, правила поведения в пассажирском транспорте.

Виды транспорт

8

06.03

Городской транспорт.

1

Повторяют виды городского транспорта по назначению. Составляют группы  пассажирского и специального транспорта.

Пассажирский, специальный, уборочный.

Питание (2 часа)

9

13.03

Продукты для завтрака.

1

Играют «Готовим завтрак», выбирают картинки с продуктами для завтрака.

Завтрак, обед, полдник, ужин, название продуктов.

10

20.03

Продукты для обеда.

1

Смотрят презентацию «Обед», составляют список блюд для обеда.

Завтрак, обед, полдник, ужин, название продуктов.

                                                             4 четрерть(6 часов)

Жилище (2 часа)

1.

03.04

Игра «Отгадай, в какой я комнате»

1

По изображениям элементов интерьера и мебели, определяют какая комната. Подбирают картинки и складывают к изображению нужной комнаты.

Название комнат, предметов мебели.

2

10.04

Уход за жилищем – вытираем пыль, подметаем пол.

1

Повторяют алгоритм протирания пыли с горизонтальных поверхностей, подметания полов.

Называние действий и предметов для ухода за жилищем.

Транспорт (2 часа)

3

17.04

Игра с модулем «Азбука дорожного движения».

1

Повторяют о пешеходном переходе, светофоре, играют с модулем «Азбука дорожного движения»

Виды транспорта, знаки пешеходов, сигналы светофора.

4

24.04

«Как себя вести в автобусе?» - игра.

1

В процессе игры повторяют: части автобуса, название профессии, правила поведения.

Автобус,  колесо, руль, кабина, салон, сидение, правила поведения.

                                                         Культура поведения  (1 час)    

5

15.05

В. Осеева «Волшебное слово»

1

Слушают рассказ, рассматривают книгу, иллюстрации, обсуждают содержание

Текст рассказа, вежливые слова

Обобщение и закрепление знаний (1 час)

6

22.05

Обобщение и закрепление знаний

1

Обобщение и закрепление знаний по программе 2 класса.

Темы 2 класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование воспитательных мероприятий в ГПД на 2016-2017г.

Календарно-тематическое планирование воспитательных мероприятий в ГПД на 2016-2017г....

Календарно-тематическое планирование по русскому языку, 1 класс, УМК «Школа России», 50 часов (5 ч в неделю).

Календарно-тематическое планирование по русскому языку,  1 класс, УМК «Школа России», 50 часов (5 ч в неделю)....

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению, 1 класс, УМК «Школа России», 40 часов (4 ч. в неделю).

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению, 1 класс, УМК «Школа России», 40 часов (4 ч. в неделю)....

Уровень качества знаний по предметам 3 класс 2016-2017г

Справка о качестве знаний 3 класс...