Рабочая программа по ОБЖ
рабочая программа по обж (2, 3 класс) на тему
Рабочая программа по ОБЖ для 2 - 4 классов школы 8 вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_obzh.doc | 177.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное образовательное казённое учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида № 28 г. Тулуна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по
ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2 – 4 классов
Перегудова С.С.
учитель нач.класов
г. Тулун 2012 г.
- Пояснительная записка
Актуальность обучения детей школы VIII вида основам обеспечения жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. В нашей жизни всегда существовали и будут возникать такие ситуации, когда здоровье, безопасность, а иногда и жизнь человека зависят исключительно от его своевременных и грамотных действий. Воспитанник с ограниченными возможностями здоровья не может принять верное решение, сориентироваться в опасной ситуации. Такой маленький гражданин ещё больше подвержен опасности со стороны окружающей среды и социума.
Дети, проживающие в учреждениях интернатного типа, чаще всего из неблагополучных семей, в которых отсутствовал воспитательный процесс со стороны родителей. Эти дети психологически замкнуты, неуверенны в себе, боязливы, не владеют элементарными знаниями безопасного поведения в быту.
Задача педагога - систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, сформировать конкретные модели поведения в обществе.
В настоящее время меняется подход к формированию у детей современного уровня культуры безопасности. Он становится комплексным и направлен на снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе с терроризмом, наркотизмом и угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями.
Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, ключевая роль принадлежит предмету "Основы безопасности и жизнедеятельности".
Целью проведения уроков ОБЖ является обучение детей с ограниченными возможностями здоровья правилам поведения, обеспечивающим сохранность их жизни и здоровья в современных условиях - улицы, транспорта, природы, быта, изучения основ медицинских знаний, здорового образа жизни.
Тематика программы направлена на решение следующих задач:
- сформировать у обучающихся модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни;
- выработка умений предвидеть и анализировать возможные экстремальные ситуации и планировать свои действия в связи с ними;
- дать понятие о значимости Правил дорожного движения и научить выполнять их, чтобы сохранить жизнь и здоровье;
- формировать умения оказывать первую медицинскую помощь; навыки само- и взаимопомощи, познакомить с государственными службами экстренной помощи.
При реализации программы основное внимание необходимо обратить на выработку у учащихся практических навыков поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, бережному отношению к себе.
При разработке содержания данной программы принималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:
- учет основных закономерностей развития теории образования;
- интегративность (результат взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека);
- направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
Структура и содержание программы опирается на общие дидактические принципы, а именно:
- научность знаний;
- непрерывность обучения (со 2 по 4 класс);
- постепенное наращивание информации;
- учет возрастных и психологических особенностей детей;
- доступность и актуальность темы.
Так же учитываются условия жизни конкретных школьников в государственном образовательном учреждении.
Структурные компоненты курса ОБЖ в программе для 2-4 классов представлены в двух учебных модулях.
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства.
Модуль обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь.
Для реализации программы на ее изучение необходимо предусмотреть по 1 ч учебного времени в неделю во всех классах (со 2 по 4 класс).
Учебно-тематический план
2 класс
№ модуля, темы, урока | Наименование модуля, темы урока | Количество часов |
М - 1 | Основы безопасности личности, общества и государства | |
Тема 1 | Окружающая среда. | 4 |
1. | Влияние окружающей среды на человека. (экскурсия) | 1 |
2. | Что вокруг нас может быть опасным. | 1 |
3. | Опасные и безопасные ситуации. Учись принимать решения. | 1 |
4. | Взаимодействие человека с окружающей средой | 1 |
Тема 2 | Современное жилище. | 4 |
1. | Особенности жизнеобеспечения современного жилища. | 1 |
2. | Опасность в доме. | 1 |
3. | Как вести себя со злоумышленниками. | 1 |
4. | Как действовать в Ч.С. службы экстренной помощи. | 1 |
Тема 3 | Огонь — друг и враг человека. | 4 |
1. | Причины возникновения пожара (в помещении, в транспорте, на природе). | 1 |
2. | Практическое занятие «Что делать при пожаре» | 1 |
3. | Если горит у соседей. | 1 |
4. | Обобщение. «От маленькой искры большой пожар бывает». | 1 |
Тема 4 | Природа. | 3 |
1. | Если заблудился в лесу. | 1 |
2. | Ядовитые растения, плоды, грибы. | 1 |
3. | Практическое занятие «Учусь ориентироваться». | 1 |
Тема 5 | Водоёмы. | 3 |
1. | Зимняя река и география безопасности. | 2 |
2. | Меры безопасности при пользовании водной переправой. | 1 |
Тема 6 | Домашние животные. | 3 |
1. | Животные вокруг нас. | 1 |
2. | Правила поведения в присутствии животных. | 1 |
3. | Как ухаживать за кошкой и собакой. | 1 |
Тема 7 | Правила поведения учащихся на улице и дороге | 6 |
1. | Учись читать дорожные знаки. | 1 |
2. | Разметка улиц и дорог. | 1 |
3. | Светофор. Регулировщик. | 1 |
4. | Почему на улицах опасно. (экскурсия). | 1 |
5. | Кодекс выживания городского пешехода. | 1 |
6. | КВН «Внимательный пешеход». | 1 |
М - 2 | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | |
Тема 8 | Основы здорового образа жизни | 5 |
1. | Здоровье и болезнь. | 1 |
2. | Витамины и здоровый организм. | 1 |
3. | Здоровая пища. | 1 |
4. | Опасность курения. | 1 |
5. | Плохие привычки хороших детей. | 1 |
Всего часов | 32 |
Содержание учебой программы для 2 классов
Окружающая среда
Взаимодействие человека с окружающей средой. Какие опасности могут возникнуть в повседневной жизни. Что такое безопасность и что такое чрезвычайная ситуация? Сигналы: 01 — вызов пожарной охраны; 02 — вызов милиции; 03 — вызов «скорой помощи»; 04 — вызов аварийной газовой службы. Единый предупредительный сигнал «Внимание всем!»
Современное жилище
Особенности жизнеобеспечения современного жилища. Чем оно опасно для человека. Виды опасных и вредных факторов современного жилища. Как правильно пользоваться электроприборами, газом, водой. Какие еще опасные ситуации могут возникнуть дома, как их можно избежать и как действовать в чрезвычайной ситуации (бытовая химия, острые и режущие предметы и инструменты, незнакомец звонит в дверь, встреча с ним на улице, в лифте, подъезде и др.).
Огонь — друг и враг человека
Отчего может возникнуть пожар (в помещении, на транспорте, на природе). Чем он опасен. Какие противопожарные меры мы должны знать и как действовать при возникновении пожара дома, в школе, в транспорте.
Природа
Экстремальная ситуация для человека в природной среде — что это? (Жара, холод, ветер, снег, дождь, голод, жажда, переутомление, физическая боль, отравление и др.) Съедобные и несъедобные ягоды, плоды, грибы. Пожар в лесу. Водная переправа. Умей ориентироваться (простейшие способы ориентирования).
Водоемы
Наши озеро, река, пруд. Меры безопасности в осеннее и зимнее время. Меры безопасности при пользовании водной переправой. Предосторожности при движении по льду, катании на лыжах и коньках. Беда на льду. Способы самоспасения, помощь терпящим бедствие. Основные подручные спасательные средства.
Домашние животные
Меры безопасности при обращении и уходе за ними (в городе и сельской местности).
Правила поведения учащихся на улице и дороге.
Детский дорожно-транспортный травматизм
Почему на улице опасно. Разбор дорожно-транспортных происшествий в микрорайоне, поселке (по материалам ГИБДД). Конкретные маршруты на стадион, в парк, кинотеатр, музей и т. п. Места игр и катания на велосипедах, лыжах, коньках и санках.
Знакомство с дорожными знаками и сигналами для регулирования дорожного движения
Сигналы регулирования дорожного движения. Светофор и его сигналы. Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Дети», «Въезд запрещен», «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Место остановки», «Место стоянки», «Подземный переход», «Наземный переход», «Телефон» и др. Разметка улиц и дорог. Светофоры. Регулировщик движения.
Будь внимательным и осторожным!
Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Будь внимательным и осторожным! Пешеходы. Движение группами. Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. Где можно и где нельзя играть. Переход дороги. Пассажиры. Ожидание общественного транспорта. Посадка и высадка пассажиров. Безопасные места для детей.
Основы здорового образа жизни.
Понятие «здоровье» и «болезнь». Витамины и здоровый организм. Польза здоровой жизни. Вредные привычки: опасность курения.
3 класс
№ модуля, темы, урока | Наименование модуля, темы урока | Количество часов |
М - 1 | Основы безопасности личности, общества и государства | |
Тема 1 | Чрезвычайные ситуации. | 4 |
1. | Человек в экстремальных ситуациях. | 1 |
2. | Умения преодолевать страх. | 1 |
3. | Уроки городской безопасности. | 1 |
4. | Практическое занятие «Природа и безопасность». | 1 |
Тема 2 | Правила поведения на водоёме. | 4 |
1. | Основные правила безопасного поведения на воде, на льду. | 1 |
2. | Умение плавать – основной фактор безопасности на воде. | 1 |
3. | Безопасность при занятиях водными видами спорта. | 1 |
4. | Меры безопасности при переправе. | 1 |
Тема 3 | Правила поведения учащихся на улицах и дорогах. | 19 |
1. | Как пешеходы и водители поделили улицу. | 1 |
2. | Виды автотранспортных средств. И их тормозные свойства. | 1 |
3. | Причины детского ДТП. Разбор конкретных случаев. | 1 |
4. | Безопасность поведения на тротуарах и обочинах. | 1 |
5. | Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. | 1 |
6. | Перекрестки и их виды. | 1 |
7. | Поездка за город. | 1 |
8. | Дорога, её элементы и правила поведения на ней. | 1 |
9. | Практическое занятие «Как правильно переходить дорогу». | 1 |
10. | Ты – велосипедист. | 1 |
11. | О чем говорят дорожные знаки. | 1 |
12. | Сигналы, регулирующие дорожное движение. | 1 |
13. | Практическое занятие «Учите правила дорожного движения». | 1 |
14. | Дорога глазами водителя. | 1 |
15. | Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. | 1 |
16. | Мы – пассажиры. | 1 |
17. | Поездка на автобусе, троллейбусе, трамвае. | 1 |
18. | Правила перехода улицы (дороги) после высадки из транспортных средств. | 1 |
19. | Экскурсия «Соблюдение ПДД». | 1 |
М – 2 | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | |
Тема 4 | Предупреждение бытового травматизма. | 5 |
1. | Почему случаются травмы. | 1 |
2. | Если из раны течет кровь. | 1 |
3. | Безопасность при любой погоде. | 1 |
4. | Почему вредно курить. | 1 |
5. | Чем вреден алкоголь. | 1 |
Всего часов | 32 |
Содержание учебой программы для 3 классов
Чрезвычайные ситуации
Производственные аварии, стихийные бедствия и их последствия, возможные в районе расположения школы и месте проживания учащихся. Страх и паника при чрезвычайных ситуациях и их преодоление.
Правила поведения на водоеме
Меры безопасности при пользовании водными переправами (в поселке, в турпоходах и других случаях).
Правила купания и меры безопасности в оборудованных и необорудованных местах. Знаки безопасности на воде («Место купания», «Купание запрещено» и др.) Простейшие приемы оказания помощи, терпящим бедствие на воде и на льду. Способы самоспасения.
Правила поведения учащихся на улице, дороге.
Детский дорожно-транспортный травматизм
Повторение изученного материала по программе 2 класса. Соблюдение правил дорожного движения зале безопасности пешеходов. Разбор конкретных случаев дорожно-транспортных происшествий, их причины в городе (поселке), микрорайоне.
Движение пешеходов по улицам и дорогам
Движение пешеходов по тротуарам улицы и обочины дороги. Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. Происхождение этого правила. Перекрестки и их виды. Особенности движения пешеходов на загородных дорогах.
Элементы улиц и дорог
Рассказ о дороге и ее главных составных частях: проезжая часть, обочина дороги, кювет, пешеходная и велосипедная дорожка. Дорожная разметка и дорожные знаки. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Переход улиц и дорог. Одностороннее и двустороннее движение.
Условия безопасности при пользовании общественным транспортом
Обязанности пассажиров. Правила перехода улиц (дороги) при высадке из общественного транспортного средства (автобуса, трамвая, троллейбуса).
Предупреждение бытового травматизма
Виды травм (переломы, ушибы, раны, ожоги и т. д.). Травмы при падении с высоты, их предупреждение. Травмы во время подвижных игр, игр с колющими и режущими предметами, при купании и др. Травмы головы. Отравления. Травмы на уроках труда и при работе приусадебных участках. Как помочь себе и товарищу.
4 класс
№ модуля, темы, урока | Наименование модуля, темы урока | Количество часов | |
М -1 | Основы безопасности личности, общества и государства | ||
Тема 1 | Условия безопасного поведения обучающихся. | 6 | |
1. | Чрезвычайные ситуации. | 1 | |
2. | Производственные аварии. | 1 | |
3. | Практическое занятие «Отработка навыков в пользовании простейшими средствами защиты органов дыхания». | 1 | |
4. | Грозные стихийные бедствия. | 1 | |
5. | Сезонные стихийные бедствия. | 1 | |
6. | «Как правильно ориентироваться в лесу» (экскурсия) | 1 | |
Тема 2 | Правила поведения обучающихся на улицах и дорогах. | 18 | |
1. | Участники дорожного движения. | 1 | |
2. | Соблюдение правил дорожного движения – залог безопасности пешеходов. | 1 | |
3. | Разбор конкретных случаев дорожно-транспортных происшествий, их причины в городе, микрорайоне. | 1 | |
4. | Движение пешеходов по тротуарам улиц и обочинам дорог. | 1 | |
5. | Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. Происхождение этого правила. | 1 | |
6. | Перекрестки и их виды. | 1 | |
7. | Особенности движения пешеходов на загородных дорогах. | 1 | |
8. | Дорога и ее главные составные части. | 1 | |
9. | Дорожная разметка. | 1 | |
10. | Предупреждающие знаки и знаки приоритета. | 1 | |
11. | Запрещающие и предписывающие знаки. | 1 | |
12. | Знаки информационно-указательные, сервиса, дополнительной информации и опознавательные знаки транспортных средств. | 1 | |
13. | Сигналы светофора и регулировщика. | 1 | |
14. | Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. | 1 | |
15. | Переход улиц и дорог. | 1 | |
16. | Одностороннее и двустороннее движение. | 1 | |
17. | Обязанности пассажиров. | 1 | |
18. | Викторина по теме. | 1 | |
М – 2 | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | ||
Тема 4 | Предупреждение бытового травматизма. | 4 | |
1. | Виды травм. | 1 | |
2. | Травмы и их предупреждение. | 1 | |
3. | Травмы на уроках труда. | 1 | |
4. | Правила поведения на воде. | ||
Тема 5 | Понятие о здоровье и факторах, на него влияющих. | 2 | |
1. | Влияние окружающей среды на здоровье человека. | 1 | |
2. | Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. | 1 | |
Тема 6 | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. | 2 | |
1. | Понятие о самопомощи, взаимопомощи. | 1 | |
2. | Практическое занятие. Лекарственные и ядовитые растения. Порядок сбора и применения лекарственных растений. | 1 | |
Всего часов | 32 |
Содержание учебной программы для 4 классов
Предупреждение бытового травматизма
Основные причины бытового травматизма среди детей: шалости (на балконах, чердаках и крышах, у открытых окон, катание по лестничным перилам, игры с огнем, «химические эксперименты» с карбидом, серой и пр., рогатки, самопалы, прикасание к неизолированным электрическим проводам, баловство в лифте, на стройплощадке и в местах ремонта дорог, коммуникаций, у открытых люков и др.).
Безопасность пешеходов
Виды транспортных средств. Любой движущийся транспорт — угроза безопасности человека. Интенсивность и скорость движения городского транспорта. Может ли машина (автобус, трамвай и т. д.) сразу остановиться? Тормозной путь. Тормозное расстояние. Стоящий (остановившийся) транспорт — как его обходить.
Дорога и ее составные части.
Причины дорожно-транспортного травматизма пешеходов и пассажиров: невыполнение пешеходами правил движения, несоблюдение пассажирами правил поведения в транспорте, недисциплинированность на улице и транспорте и др.
Поведение школьников вблизи железнодорожных путей. Правила перехода и переезда через них. Охраняемые и неохраняемые переезды. Условия безопасности при пользовании электропоездами.
Предназначение и задачи, решаемые ГИБДД. Чрезвычайная ситуация на дорогах — что делать?
Понятие о здоровье и факторах, на него влияющих
Влияние окружающей среды на здоровье человека. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Режим учебы и отдыха. Рациональное питание, физическая культура, закаливание. Личная и общественная гигиена. Инфекционные заболевания и их профилактика.
Начальные сведения о вредных привычках (курение, употребление алкоголя, наркотиков) и их влияние на здоровье человека. Вред пассивного курения.
Основные виды травм у детей младшего школьного возраста и первая медицинская помощь
Основные виды и причины травм в младшем школьном возрасте (увязать с темой I раздела). Первая медицинская помощь при травмах. Выработка умений по оказанию первой медицинской помощи при травмах. Выработка умений по оказанию первой помощи при ссадинах, порезах, ожогах, укусах насекомых, носовом кровотечении, попадании инородного тела в глаз. Понятие о самоспасения и взаимопомощи. Выход на природу: на поляне или в лесу учащиеся находят лекарственные и опасные растения, ягоды и плоды. Рассказывают о порядке их сбора и применения.
Учебно-тематическое обеспечение
- Гостюшин А.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 1 – 4 классы. М.: АСТ, 1999.
- Евлахов В.М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в образовательном учреждении: методическое пособие/ В.М.Евлахов. – М.: Дрофа, 2009.;
- Иванюков М.И., Алексеев В.С. Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.;
- Основы безопасности жизнедеятельности: секреты преподавания: рекомендации, конспекты уроков, разработки мероприятий/ авт.-сост. Л.А.Тетушкина. – Волгоград: Учитель, 2009;
- Программно-методические материалы: Основы безопасности жизнедеятельности / Сост. Б.И.Мишин.- 4-е изд. – М.: Дрофа, 2007;
- Семенихин Ю.Г. Пожар. Способы и средства пожаротушения/ Ю.Г.Семенихин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.;
- Синякова В.А. Поурочные разработки по ОБЖ. М.: ВАКО, 2009.
- Техника безопасности в школе /Сост. Е.П.Семенова, В.Н.Пунчик, А.Р.Борисевич. – Минск: Красико-Принт, 2009.
- Топоров И.К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательном учреждении: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2006;
- Фисенко М.А. ОБЖ. Поурочные планы. Волгоград «Корифей», 2005.
- Хромов Н.И. Преподавание ОБЖ в школе и среднем специальном образовательном учреждении: методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2008.;
- Шевченко Г.Н. Тематические планирование по основам безопасности жизнедеятельности. 1-4 классы. Волгоград: Учитель, 2004.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Знания:
- безопасное поведение в быту, на улице, в общественном месте;
- Правила дорожного движения, значимость их выполнения для сохранения жизни и здоровья;
- Правила пожарной безопасности, поведение при пожаре дома, в школе, в транспорте;
- поведение на природе, ориентирование, поведение на водоеме зимой и летом, правила купания;
- об опасных и чрезвычайных ситуациях в быту и на дороге;
- поведение при бытовом травматизме, его предупреждение, оказание первой медицинской помощи и самопомощи;
- сохранение и профилактика здорового образа жизни;
- вредные привычки;
- поведение школьников вблизи железнодорожных путей, правила перехода и переезда через них.
Умения:
- различать сигналы светофора и действовать в соответствии с ними;
- выбирать наиболее безопасные маршруты по дороге в школу и домой;
- знать способы спасения и самоспасения, уметь их использовать;
- пользоваться спасательными средствами при ЧС на льду, на воде;
- определять лекарственные растения;
- владеть простейшими способами ориентирования на местности;
- пользоваться простейшими средствами защиты органов дыхания;
- уметь координировать свои действия в опасных и ЧС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...