Рабочая программа по курсу «Я – пешеход и пассажир»
рабочая программа по обж (2 класс) на тему

Томских Ирина Михайловна

Рабочая программа "Я пешеход и пассажир" 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_a_ya_-_peshehod_i_passazhir.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА

«Я – пешеход и пассажир»

Программа разработана на основе авторской программы «Я – пешеход и пассажир», 1-4 классы; автор Н.Ф. Виноградова, Москва: Вентана - Граф, 2013.

1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Я – пешеход и пассажир» и сборника программ внеурочной деятельности, автор Н.Ф. Виноградова, – Издательский центр: «Вентана – Граф», 2013 г.

Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. В последние годы в  России   наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий.  Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики.  Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие – это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.     Одним из методов решения   проблемы  детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных   учреждений в данном направлении. 

Целью программы является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.

Задачи программы:

-формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения ПДД;

-привитие культуры безопасного поведения на дорогах;

-обучение школьников ПДД;

-обеспечение гармоничного, эстетического  и физического воспитания;

-развитие творческих способностей;

-формирование общечеловеческих  нравственных ценностных ориентаций ;

-привитие первичных навыков оказания  первой медицинской помощи при ДТП;

- формировать  личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;

- развивать мотивацию к безопасному поведению;

- формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице.

Главным в работе с детьми по проблемам безопасного поведения является формирования уважительного отношения к законам дороги. Особое внимание в воспитательном процессе следует уделить  моделированию реальных условий дорожного движения с практической деятельностью и игровым формам для лучшего усвоения и закрепления полученных знаний и навыков.

2. Место факультатива в учебном плане.

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников «Я – пешеход и пассажир» реализуется в группе обучающихся младшего школьного возраста 4 года и рассчитана на детей 1- 4 класса. Основная идея курса – формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 1 академический час. Продолжительность занятий: 1 класс: 1 полугодие – 35 мин.; 2 полугодие 40 мин.; 2-4 класс – 40 мин.

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников «Я – пешеход и пассажир» рассчитана в 1 классе на 33 учебные недели; 2-4 класс на 34 учебные недели. Итого за курс начальной школы: 135 часов.

3. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы факультатива.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные:

  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;  
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе  «Ты –  пешеход и пассажир»»;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Регулятивные:

  • использование речи для регуляции своего действия;
  • адекватное восприятие  предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Коммуникативные:

В процессе обучения  дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению.

Знать

Уметь

- правила дородного движения

- сигналы светофора и жесты регулировщика

- правила пользования общественным транспортом

- знать наиболее значимые дорожные знаки, разметки проезжей части

- наиболее безопасные места для движения пешехода и перехода проезжей части

- правила передвижения пешехода при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров

- места предназначенные для игр и катания на велосипеде и роликовых коньках

- о последствиях неконтролируемого поведения на проезжей части и нарушениях правил дорожного движения

- пользоваться правилами дорожного движения

- переходить проезжую часть, пользуясь сигналами светофора или регулировщика движения

- правильно пользоваться общественным транспортом: входить в транспорт, выходить, переходить проезжую часть вблизи транспорта

- переходить проезжую часть, пользуясь дорожной разметкой

- выбирать наиболее безопасные места для перехода проезжей части

- передвигаться по улице при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров

- уметь предвидеть результаты неконтролируемого поведения и нарушения правил дорожного движения на улице

Календарно-тематическое планирование «Я – пешеход и пассажир»

1- 2 класс

Тема

Количество часов

Дата

Мир полон звуков.

1-2

Почему на улице опасно.

2

3.09

4.09

3-4

Соблюдение Правил дорожного движения – залог безопасности пешеходов.

2

10-11

5-6

Практическое занятие (экскурсии, настольные игры). Экскурсии по городу

2

17-18

7-8

Остановочный и тормозной путь автомобиля.

2

24-25

9-10

Особенности движения пешеходов и водителей по мокрой и скользкой дороге.

2

1-2.10

11-12

Типы перекрестков.

2

15-16

13-14

Нерегулируемый перекресток.

2

22-23

15-16

Регулируемые перекрестки в микрорайоне школы

2

29-30

17-18

Дорога в школу. (Твой ежедневный маршрут.)

2

5-6.11

19-20

Что изменилось в маршруте школьника по сравнению с 1 классом. Разбор безопасных путей подхода к школе, дому, кинотеатру, магазину и т.д.

2

12-13

НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ

21-22

Пешеходный переход и его обозначения.

2

26-27

23-24

Сигналы светофора.

2

3-4.12

25-26

Регулировщик и его сигналы.

2

10-11

27-28

Группы дорожных знаков и их назначение.

2

17-18

29-30

Дорожные знаки:

2

24-25

31-32

Дорожные знаки в микрорайоне школы.

2

14-15.01

33-34

Выступление агитбригады «В мире дорожных знаков»

2

21-22

ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ

35-36

Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением.

2

28-29

37-38

Подземный и наземный пешеходные переходы, их обозначения.

2

4-5.02

39-40

Поездка на автобусе и троллейбусе.

2

18, 19.02

41-42

Поездка на трамвае и других видах транспорта.

2

25, 26.02

43-44

Где можно и где нельзя играть.

2

3, 4.03

45-46

Ты – велосипедист.

2

10, 11

47-48

Движение транспорта на загородной дороге.

2

17, 18

49-50

Железнодорожные переезды, их виды.

2

24, 25

51-52

Дорога глазами водителей.

2

31.03, 1.04

53-54

Опасности на дорогах.

2

7, 8

55-56

Правилам дорожного движения.

2

21, 22

57-58

Встреча с инспектором

2

28 , 29

59-60

Праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения».

2

5, 6.05

61-62

Почему на улице опасно.

2

12, 13

63

Соблюдение Правил дорожного движения – залог безопасности пешеходов.

1

19.05

64

Практическое занятие (экскурсии, настольные игры). Экскурсии по городу

1

20.05

65

Остановочный и тормозной путь автомобиля.

1

26.05

66

Особенности движения пешеходов и водителей по мокрой и скользкой дороге.

1

27.05


6. Тематическое планирование

2 КЛАСС (34 ЧАСА)

№ п/п

Тема занятия

Теоретические занятия

Практические занятия

УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ

1.

Почему на улице опасно.

Сложность движения по улицам большого города

2.

Соблюдение Правил дорожного движения – залог безопасности пешеходов.

Повторение правил безопасного поведения на улицах и дорогах.

3-4.

Практическое занятие (экскурсии, настольные игры). Экскурсии по городу

О безопасном пути в школу Характеристика улиц, переулков, на которых живут обучающиеся.

5.

Остановочный и тормозной путь автомобиля.

Факторы, влияющие на величину остановочного пути.

6.

Особенности движения пешеходов и водителей по мокрой и скользкой дороге.

Просмотр видеороликов,

Викторина

7.

Типы перекрестков.

Предупредительные сигналы, подаваемые водителями.

8.

Нерегулируемый перекресток.

Практическое занятие о переходе через дорогу

9.

Регулируемые перекрестки в микрорайоне школы

Экскурсия

10-11.

Дорога в школу. (Твой ежедневный маршрут.)

Ролевые игры

12.

Что изменилось в маршруте школьника по сравнению с 1 классом. Разбор безопасных путей подхода к школе, дому, кинотеатру, магазину и т.д.

Практическое занятие о переходе через дорогу

НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ

13.

Пешеходный переход и его обозначения.

Пешеходные переходы в микрорайоне школы. Экскурсия

14.

Сигналы светофора.

Типы светофоров. Действия участников движения по сигналам светофора

15-16.

Регулировщик и его сигналы.

Ознакомление с сигналами регулировщика. Ролевая игра

17.

Группы дорожных знаков и их назначение.

Просмотр видеофильма. Беседа

18.

Дорожные знаки:

«Дорога с односторонним движением», «Место стоянки», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Пешеходный переход» «Дети», «Пешеходная дорожка», «Въезд запрещен». Знаки сервиса

19.

Дорожные знаки в микрорайоне школы.

Практическое занятие

20.

Выступление агитбригады «В мире дорожных знаков»

Выступление в Д/с

ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ

21.

Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением.

Опасные ситуации при переходе дороги.

22.

Подземный и наземный пешеходные переходы, их обозначения.

Правила перехода при наличии пешеходных переходов

23.

Поездка на автобусе и троллейбусе.

Занятие -практикум

24.

Поездка на трамвае и других видах транспорта.

Заочная -экскурсия

25.

Где можно и где нельзя играть.

Безопасные места для игр

26.

Ты – велосипедист.

Просмотр видеофильма

27.

Движение транспорта на загородной дороге.

Правила движения пешеходов по загородной дороге. Как правильно перейти загородную дорогу

28.

Железнодорожные переезды, их виды.

Правила перехода через железнодорожные переезды (со шлагбаумом и без шлагбаума).

29.

Дорога глазами водителей.

Дорожная обстановка в зависимости от времени года, суток и погодных условий. Особенности работы водителя.

30.

Опасности на дорогах.

Опасные ситуации, возникающие с пешеходами на проезжей части, глазами водителей.

31-32.

Правилам дорожного движения.

Проведение игр, викторин по ПДД

33.

Встреча с инспектором

Встреча с инспектором

34.

Праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения».

Праздничная программа

Итого: 34 часа

24ч

10ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - пешеход и пассажир» (спортивно - оздоровительное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления разработана на основе авторской программы факультатива «Я — пешеход и пассажир» для внеурочной деятельности младши...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - пешеход и пассажир» (спортивно - оздоровительное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления разработана на основе авторской программы факультатива «Я — пешеход и пассажир» для внеурочной деятельности младши...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Пешеход и пассажир" . 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Пешеход и пассажир" для 1,2,3,4 классов составлена с учетом требований ФГОС, содержит пояснительную записку, цели и задачи, планируемые результаты, календ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – пешеход и пассажир»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – пешеход и пассажир» разработанав соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на основе авторской программы «Я – ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - пешеход и пассажир" 2 класс.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - пешеход и пассажир" 2 класс....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я пешеход и пассажир» 3-4 класс.

Пояснительная записка.     Рабочая программа  курса  «Я - пешеход и пассажир»  составлена  на основе нормативно-правовой базы:ü    Ст...