Рабочая программа внеурочной деятельности «Я пешеход и пассажир» 3-4 класс.
рабочая программа (4 класс) на тему
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Я - пешеход и пассажир» составлена на основе нормативно-правовой базы:
ü Стандарта начального общего образования (утверждённого приказом Министерства образования науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 с изменениями в соответствии с приказом Министерства образования науки от 22.09.2011 г. № 2357) ;
ü Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/под ред. Н.Ф. Виноградовой. -М.: Вентана – Граф, 2011. – 168 с.
ü Программы ООП НОО;
Рабочая программа составлена на основе программы курса Н. Ф. Виноградовой
Общая характеристика курса
Программа факультатива «Я — пешеход и пассажир» предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего школьного возраста. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного факультатива в начальной школе.
Целью курса является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_-_peshehod_i_passazhir_dovbnya.doc | 175 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Кулундинская средняя общеобразовательная школа №1"
Кулундинского района Алтайского края
Согласовано Заместитель директора по УР Працко Л.А. «___» ____________ 2016 г. | Утверждаю Директор МБОУ КСОШ № 1 Хлебова В.Н. Приказ № _____ «____» _______________ 2016 г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Я пешеход и пассажир»
3-4 класс
Срок реализации: 2016 - 2018 учебные годы
Составитель: Довбня Светлана Александровна,
учитель начальных классов
2016 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Я - пешеход и пассажир» составлена на основе нормативно-правовой базы:
- Стандарта начального общего образования (утверждённого приказом Министерства образования науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 с изменениями в соответствии с приказом Министерства образования науки от 22.09.2011 г. № 2357) ;
- Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/под ред. Н.Ф. Виноградовой. -М.: Вентана – Граф, 2011. – 168 с.
- Программы ООП НОО;
Рабочая программа составлена на основе программы курса Н. Ф. Виноградовой
Общая характеристика курса
Программа факультатива «Я — пешеход и пассажир» предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего школьного возраста. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного факультатива в начальной школе.
Целью курса является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Место факультатива в учебном плане
Программа построена таким образом, что позволяет начинать обучение с любого года в условиях, когда отсутствует возможность последовательно обеспечить четырехлетний курс. Кроме того, обучение может быть осуществлено в образовательном учреждении любого типа, а также может быть предложено для семейного воспитания.
Программа курса построена по темам; их последовательность может быть изменена в зависимости от условий обучения (год обучения, уровень готовности детей к усвоению знаний, наличие учебных и методических пособий и др.).
Исходя из условий деятельности образовательного учреждения, реализация программы возможна в следующих вариантах:
— в рамках внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов;
— в рамках обязательного курса «Окружающий мир» как дополнение к программе по данному учебному предмету.
Особенности содержания.
Программа построена с учетом следующих принципов:
— доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учётом особенностей познавательной деятельности детей 6-10 лет;
— личностно - ориентированная направленность курса актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребенка данного возраста;
— линейно – концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их;
— деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности.
С учётом этих принципов в программе выделены следующие разделы.
Обязательный объем знаний — перечень необходимых для усвоения
младшим школьником дидактических единиц, выраженных в формулировках, доступных для каждого обучающегося. Обязательный минимум содержания обучения обеспечивает возможности для развития мотивированной самостоятельной деятельности в условиях учебных и реальных ситуаций.
Ориентирование в понятиях — номенклатура основных понятий, которые младший школьник может освоить и сознательно использовать для решения различных учебных задач в практической, интеллектуальной и творческой деятельностях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.
В результате освоения программы факультатива «Я — пешеход и пассажир» формируются следующие предметные умения:
— выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении,
приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);
— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
— раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
Метапредметные результаты освоения программы:
— умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
— формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
— формирование рефлексивных умений — предвидение возможных
опасностей в реальной обстановке;
— формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Ожидаемые результаты работы по программе:
Программа призвана способствовать формированию у младших школьников культуры безопасности жизнедеятельности.
Знать | Уметь |
- правила дородного движения | - пользоваться правилами дорожного движения |
- сигналы светофора и жесты регулировщика | - переходить проезжую часть, пользуясь сигналами светофора или регулировщика движения |
- правила пользования общественным транспортом | - правильно пользоваться общественным транспортом: входить в транспорт, выходить, переходить проезжую часть вблизи транспорта |
- знать наиболее значимые дорожные знаки, разметки проезжей части | - переходить проезжую часть, пользуясь дорожной разметкой |
- наиболее безопасные места для движения пешехода и перехода проезжей части | - выбирать наиболее безопасные места для перехода проезжей части |
- правила передвижения пешехода при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров | - передвигаться по улице при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров |
- места предназначенные для игр и катания на велосипеде и роликовых коньках | |
- о последствиях неконтролируемого поведения на проезжей части и нарушениях правил дорожного движения | - уметь предвидеть результаты неконтролируемого поведения и нарушения правил дорожного движения на улице |
Приёмы методы реализации программы:
Убеждение – это доказательство истинности того или иного положения. На младших школьников наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Ребёнок мыслит образно, поэтому для его убеждения достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и неопровержимым. Его целесообразно применять одновременно с внушением, приучением, примером.
В учебно-воспитательном процессе убеждение реализуется в рассказе, объяснении, беседе, игре, экскурсии. Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП, поступкам детей. Осуждаются нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия.
Пример. Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание.
Пример действует на ребенка намного сильнее, чем слово. Поэтому важно окружить младших школьников положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.
Упражнение. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность.
Поощрение. Это положительная оценка безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность.
Дидактические материалы для организации занятий:
- методическая и учебная литература по правилам безопасности на транспорте и проезжей части;
- электронные презентации и видеофильмы о безопасном движении;
- электронные игры-тренажёры по ПДД;
- разработки сценариев детских праздников, игр, по ПДД;
- разработки конкурсных программ, викторин, смотров знаний по ПДД.
Техническое обеспечение занятий:
- учебно-наглядные пособия;
- Компьютер, проектор .
Формы контроля в рамках программы:
- организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;
- проведение викторин, смотров знаний по ПДД.
Формы проведения итогов реализации программы:
- Выставки
- Соревнования.
- Конкурсы.
Способы контроля результативности
Запланированные в программе результаты | Форма контроля. |
1. Основные части улицы и дороги. 2.Общие правила ориентации. 3.Дорожные знаки. 4.Правила перехода улиц и дорог. 5.Где и как можно кататься на велосипеде. 6.Светофоры. | Викторина Собеседование Настольные игры Подвижные сюжетно-ролевые игры Игра-тренировка |
3 класс
Ориентировка в окружающем мире
Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение и др.). Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью ,небыстро, дает сигналы поворота или остановки). Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъемы, спуски).
Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения (поворот, задний ход), правила поведения пешехода в соответствии с ними.
Ты — пешеход
Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»). Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Правостороннее движение.
Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления
дорог. Разные виды перекрестков (четырехсторонний, трехсторонний,
круговой). Регулируемый перекресток. Светофоры с дополнительными
секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением
движения стрелок дополнительных секций светофора. Регулировщик,
особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл,
диск). Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика.
Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрестков). Правила движения в темное время суток.
Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. Предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». Запрещающие знаки:
«движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка». Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы:
«дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны».
Ты — пассажир
Выходить из транспортного средства на проезжую часть только в том случае, если нет опасности, и не создаются помехи для других участников движения.
Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
— определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов);
— определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость)
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
— выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;
— определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад);
— находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую
модель дороги, означать ее части;
— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;
— объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;
— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);
— самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от
дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина).
4 класс
Ориентировка в окружающем мире
Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях.
Разнообразие транспортных средств. Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств. Транспорт будущего.
Ты — пешеход
Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Поведение пешехода при приближении к главной дороге. Тупик. Дорожное
движение при разных дорожных условиях (обобщение знаний). Взаимоотношения участников движения как условие его безопасности. Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной.
Дорожные знаки. Знаки дорожного движения для водителей, которые нужно знать пешеходам. Предупреждающие знаки: «опасный поворот», «скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота».
Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний: «выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств», «начало населенного пункта», «конец населенного пункта», «пешеходная зона». Информационные знаки (общее представление): «указатель направления», «предварительный указатель направления», «наименование объекта», «схема движения», «схема объезда», «указатель расстояний». Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет».
Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала). Особенности светофоров на железнодорожных переездах, светофоров для пешеходов и транспортных средств, с дополнительными стрелками.
Нерегулируемые участки дороги. Нерегулируемый перекресток. Правила движения на нерегулируемых участках дороги (перекрестках).
Дорожные опасности. Населенный пункт, знаки, обозначающие разные населенные пункты. Правила поведения на дорогах в разных населенных пунктах и при разных погодных условиях (недостаточная видимость, гололед, маневры автотранспорта).
Ты — пассажир
При поездке на грузовом автомобиле с бортами не стоять, не сидеть на бортах или на грузе, который выше бортов.
Универсальные учебные действия:
1.Ориентирование и поведение в окружающей среде:
— характеризовать слова «опасность», «опасный»;
— объяснять значение слов «осторожный и неосторожный», «внимательный и невнимательный»,
— предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них;
— представлять возможное развертывание ситуации, отвечать на вопрос «что будет, если …»;
— осуществлять правильный подсчет времени на дорогу в неблагоприятных условиях (особенности дороги, погоды и пр.).
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
— объяснять значение правил дорожного движения;
— группировать знаки ДД по назначению (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки особых предписаний), объяснять назначение каждой группы знаков ДД;
— соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на дороге; находить и исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрывающих разные ситуации дорожного движения;
— анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях;
— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни); проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами; разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации;
— анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления.
Тематическое планирование. 3 класс.
Тема 1. Будем осторожными
Беседа «Что такое опасность» (с использованием иллюстративного материала). Дидактическая игра «Что изменилось». Ученики рассматривают две картинки и отмечают, чем они различаются (находят четыре-пять отличий).
Чтение и обсуждение стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный».
Коллективное составление памятки «Намотай себе на ус»: о чём должен помнить любой участник дорожного движения?
Тема 2. Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП)?
Рассказ учителя «Что такое ДТП» (с использованием иллюстративного материала). Ролевая игра «Причины ДТП». Словесная игра «Закончи предложение».
Темы 3-6. Виды транспорта (+ 2)
Рисование транспортного средства и рассказ о нём. Дидактическая игра на классификацию «Кто быстрее». Рассказ учителя о спецтранспорте (с иллюстративным материалом).
Ролевая игра «Я работаю...». Рассказы детей от первого лица об одной из профессий на транспорте.
Темы 7- 8. Какие бывают дороги
Просмотр и обсуждение видеофильма (иллюстративного материала) Дороги бывают разные».
Рисование дороги, игра с рисунками «Узнай, какую дорогу я нарисовал».
Коллективное составление памятки «Намотай себе на ус» (правила поведения на дорогах в городе и за городом).
Словесная игра «Угадай по описанию».
Тема 9. Дорожное движение
Просмотр видеофильма (иллюстраций) и беседа «В какую сторону едет транспорт?». Упражнения на сравнение рисунков: улица в часы пик при спокойном движении; улица с односторонним и двусторонним движением; просёлочная дорога и шоссе и др.
Словесная игра «Кто я?» (работа в группах). Каждая группа составляет рассказ от имени участника дорожного движения (водителя, пассажира, пешехода), а также объектов дорожного движения (транспорт, светофор, дорожная разметка и пр.).
Тема 10. Перекрёсток и автомагистраль
Сюжетная игра-конструирование «Строим перекрёсток» (коллективная работа за общим столом). Дидактическая игра «Найдём ошибки».
Темы 11-13. Дорожные знаки
Игра «Выставка дорожных знаков» (упражнение на определение дорожного знака и его характеристику). Ученик-экскурсовод выбирает любой знак и рассказывает о нём всё, что знает. Учащиеся (экскурсанты) дополняют, исправляют, задают вопросы, оценивают ответ.
Классификация знаков дорожного движения по принадлежности к виду
(запрещающие, предупреждающие и др.). Подвижные игры «Знакомый цвет», «Команды светофора».
Тема 14. Регулировщик
Упражнение «Сигналы регулировщика». Дети «читают» рисунок-схему «сигналы регулировщика», повторяют движения и объясняют, что они обозначают. Создание пособия «Сигналы регулировщика».
Темы 15-19. Правила для пешеходов
Составление памятки для пешехода и велосипедиста (работа в группах)
«Правила знаем — бед избегаем!». Ролевая игра «Узнаём знаки». Роли: сотрудник ГИБДД, пешеход, водитель. Игра «Рассказ регулировщика».
Игра-соревнование «Выполняем задания-тесты». Учитель готовит графические и словесные задания на знание ПДД: поиск ошибки, завершение ответа, выбор ответа из нескольких предложенных. Оценка выполненных тестовых заданий.
Тема 20. Населённый пункт
Знание дорожных знаков, обозначающих населённый пункт. Дидактическая игра «Спрашиваем — отвечай».
Тема 21. Движение на загородной дороге
Составление памятки для пешехода и велосипедиста, которые двигаются по загородному шоссе.
Тема 22. Внимание! Железнодорожный переезд!
Обсуждение ситуаций: «Дежурный по переезду помахал детям жезлом.
Почему?», «Велосипедист проехал переезд при закрытом шлагбауме. Что сказал ему дежурный по переезду?», «Мальчики с корзинками грибов перебегали железнодорожное полотно, когда поезд был уже виден» и др. Работа с пословицей «Поспешишь — людей насмешишь» в соответствии с обсуждаемыми ситуациями. Рисование дорожных знаков, регулирующих движение на железнодорожном переезде.
Тема 23. Движение в трудных условиях
Просмотр рисунков (фото, видеофильмов) с разными явлениями природы (ливень, гроза, туман, гололёд, снегопад, сильный ветер и др.) и оценивание особенностей движения в этих условиях. Беседа по вопросам: почему затрудняется вождение автомобиля в плохую погоду? Какими становятся тротуары и шоссе, когда идёт сильный снег или дождь? Изменяется ли видимость на дорогах во время тумана? Составление памятки «Внимание! Плохая погода!».
Тема 24. Жилая зона
Ролевая игра «Беседа с сотрудником ГИБДД». Рисование знаков «жилая зона», «конец жилой зоны».
Темы 25-26. Мы ориентируемся на местности
Экскурсия по населённому пункту. Оценка объектов, находящихся на чётной (нечётной) стороне улицы. Оценка интенсивности движения, знаков дорожного движения.
Создание плана микрорайона с учётом дорожной обстановки.
Тема 27-28. Труд водителя (+1)
Рассказы детей на тему «Моя профессия — водитель». Анализ и обсуждение ситуаций, которые могут быть опасными на дороге.
Тема 29. Что такое тормозной путь
Рассказ учителя «Что такое тормозной путь» (с использованием иллюстративного материала). Рисование схемы «Тормозной путь». Подготовка памятки «Внимание! Тормозной путь!».
Тема 30-31. Световые сигналы автомобиля
Практическая работа: определить направление движения автомобиля.
Тема 32. Случай на дороге
Завершение рассказа: «Петя шёл по тротуару. Рядом на велосипеде ехал Олег. Мальчики не спешили, несмотря на мелкий моросящий дождь. Они разговаривали, обсуждали школьные новости. Вдруг...»
Тема 33. В метро
Ответ на вопрос «Почему такие ситуации опасны?»: мальчики стоят на перроне спиной к железнодорожному полотну; женщина перешла ограничительную линию и наклонилась вперёд, чтобы посмотреть, не идёт ли поезд; дети бегут по эскалатору; мальчики сидят на ступеньках эскалатора и т. д. Составление памятки «Правила поведения в метро».
Тема 34. Проверим себя (+1)
Ответы на вопросы, проведение беседы по изученному материалу.
Календарно-тематическое планирование. 3 класс.
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов | Сроки проведения |
1 | Будь осторожным. О безопасном поведении на дорогах. | 2 | 05.09 05.09 |
2 | Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП)? | 2 | 12.09 12.09 |
3 | Виды транспорта. О транспорте. | 4 | 19.09 19.09 26.09 26.09 |
4 | Виды транспорта. | 2 | 06.10 06.10 |
5 | Виды транспорта. Спецтранспорт. | 2 | 13.10 13.10 |
6 | Виды транспорта. Пассажирский транспорт. | 2 | 20.10 20.10 |
7 | Дорога и ее части. Дорога в городе. Дорога за городом. | 2 | 27.10 27.10 |
8 | Какие бывают дороги. | 1 | 10.11 |
9 | Дорожное движение. | 1 | 10.11 |
10 | Перекресток. Автомагистраль. | 1 | 17.11 |
11 | Дорожные знаки. | 3 | 17.11 24.11 24.11 |
12 | Дорожные знаки. | 3 | 1.12 1.12 8.12 |
13 | Дорожные знаки. | 3 | 8.12 15.12 15.12 |
14 | Регулировщик. Сигналы регулировщика. | 1 | 22.12 |
15 | Правила для пешеходов | 1 | 22.12 |
16 | Правила для пешеходов | 1 | 12.01 |
17 | Правила для пешеходов | 1 | 12.01 |
18 | Правила для пешеходов | 1 | 19.01 |
19 | Правила для пешеходов | 1 | 19.01 |
20 | Населённый пункт. | 2 | 26.01 26.01 |
21 | Движение на загородной дороге. | 1 | 02.02 |
22 | Внимание! Железнодорожный переезд. | 2 | 02.02 09.02 |
23 | Движение в трудных условиях | 2 | 09.02 16.02 |
24 | Жилая зона | 3 | 16.02 02.03 |
25 | Мы ориентируемся на местности. Класс идет на экскурсию | 3 | 02.03 09.03 09.03 |
26 | Мы ориентируемся на местности. | 4 | 16.03. 16.03. 23.03. 23.03 |
27 | Труд водителя | 2 | 6.04 6.04 |
28 | Труд водителя | 2 | 13.04 13.04 |
29 | Что такое тормозной путь | 2 | 20.04 20.04 |
30 | Световые сигналы автомобиля | 3 | 27.04 27.04 4.05 |
31 | Случай на дороге | 2 | 4.05 11.05 |
32 | В метро | 2 | 18.05 18.05 |
33 | Проверим себя | 2 | 26.05 26.05 |
34 | Проверим себя.Сетевой город | 2 | 29.05 29.05 |
Всего: | 68 часов. |
Тематическое планирование. 4 класс.
Темы 1-2. Будем себя беречь
Беседа на тему «Береги себя». Вопросы для обсуждения: «Что такое осторожность?», «Почему нужно быть осторожным на дорогах и улицах, к чему может привести легкомысленность и неумение предвидеть последствия своих действий?».
Дидактическая игра «Спрашиваем — отвечай». Ученик предлагает ситуацию, класс оценивает её как опасную или безопасную.
Ролевая игра «Опасная встреча». Роли: девочка, мальчик, прохожий, сосед.
Сюжеты: «прохожий просит мальчика проводить его до … »; «сосед приглашает попить чая»; «незнакомец предлагает поехать с ним к маме» и др.
Темы 3-6. Транспорт
Рассказ учителя об истории создания транспортных средств, рассматривание иллюстраций: первый трамвай, первая железная дорога, первый самолёт и
автомобиль.
Игра-соревнование «Транспорт». Дидактическая игра «Да и нет». Ролевая игра
«Беседа с сотрудником ГИБДД». Дети, исполняя роль сотрудника ГИБДД, рассказывают о каком-то виде транспорта (его назначении, особенностях).
Тема 7. Правила дорожного движения
РФ Ознакомление с Правилами дорожного движения — государственным документом, определяющим единый порядок дорожного движения на территории нашей страны. Беседа «Что такое требование?».
Тема 8. Дорожно-транспортное происшествие
Рассказ учителя, что такое ДТП (с использованием видеофильма и/или иллюстративного материала).
Практическая работа «Если случилась беда»: как помочь, если ты стал свидетелем ДТП (вызвать «скорую помощь», позвонить в милицию, оказать первую помощь).
Темы 9-10. Дорожные знаки
Беседа «Вспомним, что мы знаем о дорожных знаках». Дидактическая игра «Наведём порядок в городе». На рисунке-схеме «Город» дети помещают дорожные знаки, делают дорожную разметку и объясняют, почему они так сделали.
Темы 11-12. Дорога
Рассматривание рисунка-схемы «Дорога». Беседа по вопросам: какой участок
земли называют дорогой? Чем различаются дороги в городе и за городом? Зачем нужна каждая часть дороги? Для чего делают дорожную разметку? Как дорожная разметка помогает обеспечить порядок на дороге?
Дидактическая игра «Строим дорогу». Словесная игра «Кто я?». Беседа на тему «Препятствие на дороге». Ученик описывает какое-нибудь препятствие, а дети предлагают способы его преодоления.
Темы 13-14. Движение транспорта
Практическая работа «Выберем правильный маршрут». Беседа об автомагистрали. Объяснение выражения «попасть в пробку».
Темы 15-16. Как перевозят людей
Беседа о «зайцах». Вопросы: кого называют «зайцем» и стыдно ли им быть?
Почему нельзя бросать мусор на пол в салоне автобуса (троллейбуса, трамвая)? Разве во время движения транспорта мешает кому-нибудь, если дети едят мороженое, хрустят сухарями?
Ролевая игра «Беседа с сотрудником ГИБДД». Ролевая игра «Мы едем в автобусе».
Тема 17. Рядом с железной дорогой
Игра «Кто быстрее». Задание «Выбери знак дорожного движения по названию». Беседа «О чём может рассказать эта ситуация?». Ученик придумывает различные ситуации, а дети отвечают, чем они могут закончиться.
Тема 18. Населённый пункт
Работа с дорожными знаками: узнавание, называние, характеристика. Ролевая игра «Куда я еду». Роли: водитель, сотрудник дорожно-патрульной службы, пешеход, пассажир.
Темы 19-22. Сигналы водителей, светофора и регулировщика
Экскурсия на перекрёсток. Наблюдение и оценка сигналов, подаваемых транспортными средствами, светофором и регулировщиками. Беседа «Что мы видели на экскурсии». Рисование дорожных знаков и рассказ о них.
Ролевая игра «Помогаем малышу изучать ПДД». Роли: малыши, сотрудник ГИБДД, четвероклассники. Рассказ учителя об истории возникновения светофоров.
Темы 23-24. Опасный случай
Объяснение значения выражения «держать ухо востро». Обсуждение «Как ситуация может превратиться в опасную?». Дети придумывают ситуации и рассматривают разные варианты их развития. Составление памятки «Что такое опасная ситуация и как её избежать?».
Темы 25-26. Необычные пешеходы и водители
Рассказ учителя об «особых» водителях и пешеходах. Рисование знаков, помогающих инвалидам в колясках ориентироваться в окружающей обстановке. Рассказы детей «Как мы можем помочь людям-инвалидам?».
Темы 27-30. Мы изучаем свой район (+1)
Экскурсия по микрорайону. Создание плана-карты микрорайона с указанием главных магистралей и знаков дорожного движения.
Тема 31-33. Проверим себя (+1)
Ответы на вопросы теста, проведение беседы по изученному материалу.
Тема 34. Экскурсия.
Календарно-тематическое планирование. 4 класс.
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов | Сроки проведения |
1 | Будем себя беречь | 2 | |
2 | Будем себя беречь | 2 | |
3 | Транспорт. Пассажирский транспорт | 2 | |
4 | Транспорт. Грузовой транспорт | 2 | |
5 | Транспорт. Общественный и личный транспорт | 2 | |
6 | Транспорт. Электротранспорт | 2 | |
7 | Правила дорожного движения | 2 | |
8 | Дорожно-транспортные происшествия | 2 | |
9 | Дорожные знаки | 2 | |
10 | Дорожные знаки | 2 | |
11 | Дорога. Элементы дороги | 2 | |
12 | Дорога. Дорожная разметка | 2 | |
13 | Движение транспорта | 2 | |
14 | Движение транспорта | 2 | |
15 | Как перевозят людей | 2 | |
16 | Как перевозят людей | 2 | |
17 | Рядом с железной дорогой | 1 | |
18 | Населённый пункт | 1 | |
19 | Сигналы водителей, светофора и регулировщика | 2 | |
20 | Сигналы водителей, светофора и регулировщика | 2 | |
21 | Сигналы водителей, светофора и регулировщика | 2 | |
22 | Сигналы водителей, светофора и регулировщика | 2 | |
23 | Опасный случай | 3 | |
24 | Опасный случай | 3 | |
25 | Необычные пешеходы и водители | 2 | |
26 | Необычные пешеходы и водители | 2 | |
27 | Мы изучаем свой район | 2 | |
28 | Мы изучаем свой район | 2 | |
29 | Мы изучаем свой район | 2 | |
30 | Мы изучаем свой район | 2 | |
31 | Проверим себя | 3 | |
32 | Проверим себя | 2 | |
33 | Проверим себя | 2 | |
34 | Экскурсия. | 1 | |
Всего: | 68 ч. |
Список литературы:
1. Методические рекомендации для системы дополнительного обучения детей Правилам дорожного движения (рекомендации разработаны в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в России» и одобрена Министерством образования РФ)/авт. Кол. Под рук. С.В.Барканова, О.А.Никоновой.-М., 2001
2. Аксонов,И.Я.Транспорт: история, современность, перспективы, проблемы/ И.Я. Аксонов.- М.: Наука, 1985
3. Ковалько,В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улцу: 1-4 классы/В.И Ковалько.- М.: ВАКО,2004. – (Мастерская, учителя)
4. Правила дорожного движения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - пешеход и пассажир» (спортивно - оздоровительное направление)
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления разработана на основе авторской программы факультатива «Я — пешеход и пассажир» для внеурочной деятельности младши...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - пешеход и пассажир» (спортивно - оздоровительное направление)
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления разработана на основе авторской программы факультатива «Я — пешеход и пассажир» для внеурочной деятельности младши...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – пешеход и пассажир»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – пешеход и пассажир» разработанав соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на основе авторской программы «Я – ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - пешеход и пассажир" 2 класс.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - пешеход и пассажир" 2 класс....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Я пешеход и пассажир» Спортивно – оздоровительное направление
Программа факультатива «Я — пешеход и пассажир» предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движен...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности « Я пешеход и пассажир»
Программа «Я — пешеход и пассажир» предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопа...