Конспект занятия "Прогулка в лесу..."
план-конспект по обж на тему
Конспект занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vneklassnogo_zanyatiya_po_prirodovedeniyu.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Прогулка в лес…
Цель: формирование представления о значении и роли леса в жизни людей, об охране леса, о правилах поведения в лесу.
Задачи:1.Способствовать формированию у учащихся целостной
картины о значении и роли леса в жизни человека.
2.Воспитать у учащихся обострённое чувство величайшей
ценности леса и необходимости бережного к нему
отношения; привить учащимся правила поведения в
природе.
3.Обеспечить разностороннее развитие личности ребёнка
(развитие интеллекта, эмоций, любознательности,
творческих способностей учащихся и их нравственное
воспитание).
План урока:
- Организационный момент (1 минута)
- Сообщение темы урока (3 минуты)
- Роль человека в природе и в жизни людей (12 минут)
- Правильно ли мы используем лес? (11 минут)
- Правила поведения в лесу (15 минут)
- Подведение итогов (4-5 минут)
Ход урока.
I.Организационный момент(1 мин.)
-Здравствуйте, дети. Меня зовут Татьяна Валерьевна.
II.Сообщение темы урока (3 минуты)
Я вам сейчас прочитаю стихотворение С.Никулина «Русский лес», а вы попробуйте догадаться, о чём мы с вами сегодня будем говорить.
Нет ничего милее
бродить и думать здесь
Излечит, обогреет,
накормит русский лес.
А будет жажда мучить,
то мне лесовичок
средь зарослей колючих
покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться-
и видно всё до дна.
Течёт вода- водица,
вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
орехи и цветы,
душистая малина
на кустиках густых.
Ищу грибов поляну
я, не жалея ног,
а если и устану-
присяду на пенёк.
Лес очень любит пеших,
для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
с зелёной бородой.
Жизнь кажется иною,
и сердце не болит,
когда над головою,
как вечность, лес шумит.
-Так, о чём же мы с вами поговорим, куда же мы сегодня отправимся?
(в лес)
-Да. Мы живём с вами в зоне лесов и сегодня мы отправимся в путешествие по лесу.
Леса России… Широко раскинулся на Земле зелёный океан лесов. Плещутся в этом огромном океане белоствольные
берёзки, тёмные сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таёжные дебри. Одним из замечательных богатств,
которым наделена наша Родина, является лес.
II. Роль леса в природе и жизни людей. (12 минут)
-Чем же именно дорог нам лес?
- Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?
(Дети говорят, отвечая на вопрос:«Какое значение лес имеет для нас?»)
дом для растений, животных,
грибов
защитник воздуха, водоёмов
и почв
значение место для отдыха человека
леса источник ягод, грибов, ле-
карственных растений
источник древесины
(По ходу беседы можно задавать вопросы.)
- А знаете ли вы, что леса называют «лёгкими» нашей планеты?
- Может быть, кто-нибудь знает: почему его так называют?
(Дети отвечают.)
Лесные растения выделяют огромное количество кислорода и поглощают очень много углекислого газа. Лес очищает воздух
от пыли. Она оседает на листья, а потом дождями смывается на землю. Хорошо очищают воздух леса, расположенные возле городов и вдоль дорог.
-Скажите, пожалуйста, почему лес-защитник водоёмов, лес-защитник почвы?
(Дети отвечают.)
Дело в том, что в лесу талая и дождевая вода медленно просачивается в почву и оттуда постепенно попадает в реку, «питает» её. Если же лес вырублен, вода быстро, потоками стекает в реку по поверхности почвы. Может возникнуть наводнение. Зато потом в реку долго нет притока воды, и она мелеет. Лес-защитник почвы. Ветер и потоки воды быстро разрушают почву в тех местах, где вырублен лес.
-Знаете ли вы, что лес помогает сохранить урожай?
Однажды в Ростовской области несколько дней бушевала буря. Ветер подхватил верхний плодородный слой почвы и чёрными тучами погнал её над равнинами. Был снесён слой
почвы и вместе с ним семена. Всё нужно было сеять заново. Но в некоторых местах буря не тронула почву. Буря оказалась бессильна там, где поле окружал «зелёный друг». Лес, словно сказочный богатырь, подставил свою могучую грудь буре, прикрыл поле и спас урожай.
III. Правильно ли мы используем леса? (11 минут)
-Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с лесом, с жизнью дерева.
на доске схема:
-Почему люди вырубают леса?
(из-за древесины)
-Что получают из древесины?
(Дети перечисляют доске появляется
схема.)
-Раньше людям казалось, что лесов много и вырубить их все просто невозможно. Но это не так.
-Что же делать?
(Надо бережно, по-хозяйски использовать леса, а вырубленные обязательно восстанавливать.)
Заготовленную древесину необходимо вовремя вывозить из леса и полностью использовать. Много срубленной древесины
остаётся в лесу, пропадает без всякой пользы. Не всегда идут в дело и отходы: корни, сучья, ветки.
-Как вы думаете, где же категорически нельзя вырубать леса?
(Нельзя вырубать леса по берегам рек, вокруг городов и вдоль дорог; уничтожать лесные полосы, которые защищают поля от ветров.)
IV. Правила поведения в лесу. (15 минут)
-Ребята, путешествуя по лесу, мы с вами выяснили, что жизнь леса, жизнь его обитателей зависит от каждого, кто бывает в лесу. Никто не должен забывать, что он здесь в гостях у природы и обязан выполнять определённые правила поведения.
-Давайте разделимся на 3 группы (по рядам), каждая группа пусть подумает и скажет, что произойдёт: «Горе - туристы пришли в лес.».
(Например: вытаптывают траву, лесные цветы рвут для букетов и венков, жгут костры, оставляют мусор, шум пугает животных, ломают деревья.)
-Придумайте свой «запрещающий» знак для таких туристов. (Придумать один знак от группы и рассказать: почему необходимо соблюдать это правило.)
После этого можно показать «запрещающие» знаки, которые не были названы.
Например:
1.Не ломайте ветви деревьев и кустарников.
(Растение-это живое существо, ветви вместе с
листьями играют важную роль в его жизни.)
2.Не повреждайте кору деревьев.
(Через ранку вытекает сок, туда могут проникнуть
микробы, которые вызывают заболевания и даже
гибель дерева.)
3.Не рвите в лесу цветов.
(К цветам прилетают насекомые, которые
питаются нектаром. После цветения появляются
плоды с семенами. Они попадут в почву, где из
семян вырастут новые растения.)
4.Из лекарственных растений можно собирать
только те, которых в вашей местности много.
(Часть растений обязательно надо оставлять в
природе.)
5.Съедобные ягоды, орехи собирайте так, чтобы
не повреждать веточек.
6.Не сбивайте грибы, даже несъедобные.
Помните, что грибы нужны в природе.
(Грибницей они срастаются с корнями деревьев,
кустарников, трав, обеспечивая их водой,
минеральными солями, ростовыми веществами.
Для животных грибы служат пищей и лекарством.)
7.Не обрывайте в лесу паутину и не убивайте
пауков.
(Сети пауков и сами пауки, по-своему красивы.
Они уничтожают множество комаров, мух, тлей и
других насекомых, приносящих ущерб человеку и
его хозяйству.)
8.Не разоряйте муравейники.
9.Не ловите диких животных и не уносите их
домой.
(Такие попытки заканчиваются гибелью животных,
так как условия неволи не могут заменить им
естественной природной среды.)
10.Не подходите близко к гнёздам птиц.
(Если случайно окажетесь возле гнезда, не
прикасайтесь к нему, сразу же уходите. Иначе
птицы родители могут насовсем покинуть
гнездо.)
11.Не разоряйте птичьи гнёзда.
12.Не ловите бабочек, шмелей, стрекоз и других
насекомых.
13.Не оставляйте в лесу мусор.
14.Не разводите в лесу костёр.
(На месте костра трава не растёт 3 года.)
-Дома придумайте для своих товарищей памятку: «Как вести себя в лесу.».
V. Подведение итогов. (4 минуты)
-Что мы узнали из сегодняшнего путешествия по лесу?
(Леса очищают воздух, поддерживают полноводность рек, защищают почвы от ветра и потоков воды. Люди любуются красотой леса, отдыхают в нём, собирают грибы, ягоды, лекарственные растения. Леса надо беречь.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Окружающий мир. 3 класс. Конспект урока "Экосистема леса"
Дать понятие разнообразия леса,рассказать о многообразии растительного мира....
Конспект урока Жизнь леса
Конспект урока в 4 классе по оружающему миру по УМК "Планета знаний"...
Конспект урока "Тундра. Леса России"
окружающий мир...
Конспект урока "В лесу родилась ёлочка"
Конспект урока "В лесу родилась ёлочка"...
Конспект урока "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"
Конспект урока "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"...
Конспект урока " Среди лесов"
Конспект урока окружающего мира "Перспектива" 4 класс. Тема "Среди лесов"...
конспект урока \'\'Значение лесов\'\',3 класс, УМК \'\'ПНШ\'\'
конспект урока ''Значение лесов'',3 класс, УМК ''ПНШ''...