Программа "Дошкольник - в безопасной среде"
рабочая программа по обж на тему
Программа приобщает к правилам безопасного поведения дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doshkolnik_-_v_bezopasnoy_srede.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
«Дошкольник – в безопасной среде»
Возраст детей : от 3 до 7 лет
Составитель : Шилкина Татьяна Анатольевна,
воспитатель ГБУ КО «Мещовский СРЦН»,
первая квалификационная категория;
2014 год
2
Пояснительная записка
Формирование безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту.
Усвоение социальной действительности ребенком – процесс , во время которого он усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Он учится жить рядом с другими , учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным.
В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного и взаимозависимого ценностного мира природы, социума и человека; идёт процесс познания ценностей и смыслов жизни, формирование основ безопасного поведения.
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется актуальной, послужила основание для выбора данной темы.
Программа помогает ребёнку научиться оценивать ситуацию с точки зрения «опасно-неопасно», овладеть способностью быть предусмотрительным, оценивать и анализировать ситуацию, видеть возможные последствия тех или иных действий.
Цели :
- Формирование у детей дошкольного возраста основных представлений, знаний, умений и навыков об основах безопасности жизнедеятельности.
- Стимулирование развития у детей смысловых образований, поведенческих навыков в вопросах безопасности и жизнедеятельности.
- Повышение уровня развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста.
Задачи :
- Развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечение безопасного поведения в опасных ситуациях.
- Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.
- Расширять и систематизировать знания о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
- Формировать знания о правилах поведения на улице, дороге, дома.
- Развивать основы экологической культуры и становление бережного отношения к природе.
- Способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребенка-дошкольника.
3
Условия реализации программы :
а) место проведения основных мероприятий : ГБУ КО «Мещовский СРЦН»;
б) кадровое обеспечение : специалисты центра;
в) сроки реализации : программа рассчитана на 9 месяцев;
г) количество участников группы : группа дошкольников из 10 человек;
д) финансовое обеспечение : бюджет учреждения и дополнительно привлеченные средства ( пожертвования, спонсорская помощь).
Формы работы :
- занятия,
- игры-занятия,
- беседы,
- чтение художественной литературы,
- рассматривание иллюстраций по теме,
- наблюдения,
- экскурсии,
- сюжетно-ролевые игры,
- настольные, дидактические, подвижные игры,
- просмотр мультфильмов,
- трудовая деятельность,
- продуктивная деятельность,
- отгадывание загадок и т.д.
Содержание занятий с воспитанниками
месяц | тема занятий |
Январь | «Огонь друг или враг» |
Февраль | «Как мы устроены ?» |
Март | «Путешествие в страну Здоровья» |
Апрель | «Красивые, но ядовитые» |
май | «Мы помощники» |
сентябрь | «Изучаем ПДД, предупреждаем ДТП» |
Октябрь | «В мире опасных предметов и приборов» |
Ноябрь | «Один на улице и дома» |
декабрь | «Знатоки правил безопасности» ( подведение итогов работы по программе) |
4
ЯНВАРЬ
Огонь друг или враг
Цель : - формировать представление о поведении при угрозе пожара;
- знакомить детей с огнем и его свойствами;
- воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности;
- обсудить формы безопасного поведения.
- Занятие –путешествие «Юные пожарные спешат на помощь»
- Беседы «Чтобы не было беды», «Опасные хлопушки» и др.
- «Когда зажигается ёлка» ( ТБ и её строгое соблюдение).
- Чтение С.Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом», Е.Хоринский «Спичка-невеличка»,И.Демьянова «Колобок – чёрный бок», Е.Пермяк «Как человек с огнем дружил», Л.Толстой «Пожарные собаки», Т.Фетисова «Куда спешат пожарные машины ?», О.Сенатович «Осенний пожар».
- Экскурсия по центру. Знакомство с уголком противопожарной безопасности.
- Дидактические игры : «Холодные – горячие предметы», «Собери картинку», « Какие из перечисленных действий могут привести к пожару ?»
- Викторина «Пожарным можешь ты не быть»
- Продуктивная деятельность.
- Тематическое раскрашивание.
- Целевая прогулка по улице.
ФЕВРАЛЬ
Как мы устроены
Цель : - уточнить и закрепить знания детей о внешнем строении человеческого тела;
- дать понятие о назначении и важности органов чувств;
- привитие навыков личной гигиены;
- формирование умения самостоятельно содержать в чистоте свое тело, одежду, мыть руки перед едой, после прогулки, по мере загрязнения.
- Наблюдение – «Рассматривание себя в зеркало».
- Беседы «Как работает мой организм», «Чтобы быть здоровым – надо быть чистым» , «Кожа – одежда человека».
- День красивой осанки.
- Дидактические игры «Видим, слышим, ощущаем», «Узнай движение».
- Физкультминутки в быстром темпе.
- Гимнастика для глаз.
- Релакционная пауза под музыку.
5
- Чтение «Дремота и зевота» С.Маршака, В. Бондаренко «Язык и уши», Г.Зайцев «Уроки Мойдодыра», « Моё тело» Пиль, «Как мы устроены» Э.Дами, К.Чуковский «Федорино горе».
- Продуктивная деятельность.
- Тематическое рисование.
МАРТ
Путешествие в страну Здоровья
Цель : - закреплять элементарные знания об органах человеческого тела и их функционировании;
- учить заботиться о своём здоровье;
- обсудить последствия невыполнения гигиенических процедур;
- формировать представления о правилах безопасного поведения, желание соблюдать порядок в доме.
- Беседы «Если хочешь быть здоров», «Если, что у вас болит вам поможет Айболит», «Мой режим дня».
- Подвижные игры «Третий-лишний», «Где мы были , мы не скажем, а что делами – покажем», «Сбей кеглю», «Попади в цель».
- Сюжетно-ролевые игры «Аптека», «Помоги Айболиту собрать медицинский чемоданчик».
- Наводим порядок в игровом уголке.
- Экскурсия в медицинский кабинет.
- Чтение «Уроки Мойдодыра» Зайцев, «Я расту» А.Барто, «Про Мимозу» С.Михалков.
- Тематическое раскрашивание.
- Продуктивная деятельность.
АПРЕЛЬ
Красивые, но ядовитые
Цель : - учить отличать ядовитые растения от лекарственных,
- познакомить с некоторыми лекарственными растениями, правилами их сбора и хранения;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе , её дарам.
6
- Беседа «Опасность вокруг нас», «Аптека под ногами», «Что мы знаем о грибах».
- Дидактические игры : «Что лишнее ?», «Какого растения не стало ?» и др.
- Подвижная игра «Съедобное – несъедобное»
- Чтение «Зеленая аптека» П.А.Синявский.
- Загадки о лекарственных растениях, грибах.
- Продуктивная деятельность.
- Тематическое раскрашивание и рисование.
МАЙ
Мы помощники
Цель : - приобщать детей к посильной трудовой деятельности, формировать экологически правильное поведение;
- воспитывать умение трудиться сообща, помогать товарищам, ответственно выполнять порученное дело;
- закреплять навыки работы с садово-огородным инвентарём.
- Работа в цветнике ( посев семян, высадка рассады, рыхление почвы, полив).
- Разучивание пословиц и поговорок о труде.
- Игровое упражнение «Петрушка идёт трудиться».
- Разучивание песни «Антошка» ( сл. Ю.Энтина, муз. В.Шаинского)
- Продуктивная деятельность : вырезание из цветной бумаги, аппликация «Клумба».
- Ритмическая гимнастика «Мы помощники».
- Игровое упражнение «Наша грядка».
- Настольно-печатные игры.
- Целевая прогулка.
- Тематическое рисование : «Краски на клумбах», «Травка-муравка»
- Дидактические игры : «Собери цветок», «Посадим цветы на клумбу», «Расти, цветок, расцветай» и др.
- Загадки о растениях.
- Чтение Ю.Тувим «Овощи», рассказы М.М.Пришвина, Соколова-Микитова.
- Техника безопасности при работе с садово-огородным инвентарём.
СЕНТЯБРЬ
Изучаем ПДД, предупреждаем ДТП
7
Цели : - познакомить с основными правилами поведения на улице, разъяснить важность их выполнения;
- формировать понимание о необходимости быть дисциплинированным и внимательным при переходе через улицу;
- развитие наблюдательности и внимания.
- Беседы : «Безопасное поведение на улице», «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать».
- Дидактические игры : «Светофор», «Можно-нельзя, правильно-неправильно» и др.
- Тематическое раскрашивание.
- Творческая игра «Движется – не движется».
- Чтение С.Михалков «Светофор», «Дядя Стёпа», «Скверная история», С.Маршак «В снег и дождь», А.Северный «Три чудесных цвета».
- Продуктивная деятельность : аппликация «Светофор».
- Целевая прогулка по улице.
- Подвижные игры на прогулке : «Разноцветные автомобили», «Светофор», «Воробушки и автомобили».
- Загадки о транспорте, правилах дорожного движения.
- Викторина «Вопросы дядюшки Светофора» ( Воронова Е.А. «Красный, желтый, зелёный» Ростов –на –Дону, 2006, с.76)
ОКТЯБРЬ
В мире опасных предметов и приборов
Цель : - формировать представление о бытовых предметах, которыми нельзя играть,
- уточнить представления об острых, колющих и режущих предметах, предостеречь от несчастных случаев;
- расширять представление о правилах безопасного поведения.
- Беседа с рассматривание картинок «В мире опасных предметов и приборов», «Если ты один дома» и др.
- Познавательная игра «Электроприборы в нашем доме».
- Загадки о кухонных принадлежностях и приборах ( нож, тёрка, чайник, кастрюля, стеклянная посуда).
- Дидактические игры : «Раз, два, три, что может быть опасно найди», «Туалетные принадлежности», «Острые предметы» и др.
- Тематическое рисование.
- Экскурсия на кухню центра.
8
- Продуктивная деятельность : «Я иголки не боюсь» ( собираем бусы).
- Чтение Е.Казакова «Чик-чик ножницами», стихотворение «Не мешайте мне трудиться» и др.
- Техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами.
НОЯБРЬ
Один на улице и дома
Цели : - расширять знания о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
- научить ребёнка правильно вести себя в ситуации насильственного поведения незнакомого человека, чтобы окружающим было понятно, что над ним совершается насилие, что это не детские капризы.
- Беседа : «Родные и близкие, знакомые и незнакомые», «Если чужой приходит в дом», «Служба 02», «Что делать если ты потерялся ?».
- Чтение «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Приключения Буратино», «Три поросенка».
- Беседа-общение : «Ты остался дома один, а в дверь постучали».
- Игра «Свой, чужой, знакомый»
- Подвижные игры : «Гуси-гуси», «Мы медведя испугались», «Волк во рву», «Охотники и зайцы».
- Тематическое рисование.
- Продуктивная деятельность : «Какого цвета зло ?»
ДЕКАБРЬ
Знатоки правил безопасности
Цели : - закреплять бережное отношение к здоровью,
- воспитывать желание соблюдать правила безопасности.
1. Экскурсия «Опасности нашего двора»
2. Общение-размышление «Можно ли гулять по городу одному»
3. Рисование на тему : «Осторожно, опасность !»
4. Дидактическая игра «Так и не так», «Опиши свою(своего) маму(папу)».
9
5. Целевые прогулки.
6. Продуктивная деятельность.
7. Техника безопасности при работе с разными материалами и инструментами.
8. Занятие по теме : «Быть примерным пешеходом».
9. Подвижные игры : «Лиса в курятнике», «Кот и лиса».
10. Чтение С.Михалков «Моя улица», О.Бедарева «Если бы…»
Ожидаемые результаты после реализации программы
- развивается личность ребёнка;
- приобщение к правилам безопасного поведения для человека;
- развитие трудовой деятельности и навыков самообслуживания;
- формирование первичных представлений о труде взрослых;
- соблюдение правил поведения со взрослыми и сверстниками;
- умение контролировать своё поведение;
- ребёнок научится бережному отношению к живой природе, пониманию того, что всё в мире взаимосвязано;
- целенаправленно организована досуговая деятельность воспитанников.
Организация контроля за выполнением программы :
администрация ГБУ КО «Мещовский СРЦН»
Литература
- «Основа безопасного поведения дошкольников» , Чермашенцева О.В.,Волгоград, 2010
- Журнал «Мурзилка».
- «Твоя безопасность . Как себя вести дома и на улице», К.Ю. Белая и др. , «Просвещение», 1998
- «Современные образовательные технологии», Г.К.Селевко, Народное образование, 1998 г.
- «Учите детей трудиться», Г.С.Буре, Г.Н.Година, Просвещение, 1983 г. и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Безопасная среда"
Данный материал может быть использован при создания программы по внеурочной деятельности "Безопасная среда" или "ОБЖ" в начальной школе...
Презентация по в/д "Безопасная среда"
Данный материал может быть использован как на внеурочной деятельности, так на уроках окр. мира....
Безопасная среда
Подборка классных часов, занятий по профилактике ДТП и несчастных случаев...
Работа с родителями по формированию безопасной среды
Разработки памяток, бесед,родительских собраний по организации безопасной среды...
Итоговое занятие блока "Безопасная среда" "Лето красное - лето безопасное"
Цель: создать условия для расширения имеющихся знаний у обучающихся по основам безопасного отдыха в летний период, а также действиям при возникновении или угрозе возникновения экстренных ситуаций...
Учимся создавать безопасную среду: профилактика семейного насилия над детьми
В последнее время большие усилия тратятся на разработку и внедрение мер, направленных на решение проблем асоциального детства. Между тем эти проблемы являются следствием гораздо более глубинных для на...
Районное комплексное мероприятие «Я и пожарная безопасность» среди учащихся четвёртых классов образовательных учреждений Псковской области
Работа дружины юных пожарныхМОУ «Лычёвской средней школы имени М.К. Кузьмина» Великолукского района, Псковской области по пожарной, электробезопасности и безопасности на водных объектах...