Учимся создавать безопасную среду: профилактика семейного насилия над детьми
статья

В последнее время большие усилия тратятся на разработку и внедрение мер, направленных на решение проблем асоциального детства. Между тем эти проблемы являются следствием гораздо более глубинных для нашего общества проблем и требуют незамедлительных решений. Насилие и жестокое обращение, пренебрежение нуждами детей в настоящее время считаются одной из важнейших проблем общественного здоровья и ведущей причиной детского травматизма и детской смертности, асоциального поведения детей, нарушения психического, личностного и физического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_semeynogo_nasiliya.docx31.44 КБ
Файл profilaktika_semeynogo_nasiliya.docx31.44 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся создавать безопасную среду: профилактика семейного
насилия над детьми

В последнее время большие усилия тратятся на разработку и внедрение мер, направленных на решение проблем асоциального детства. Между тем эти проблемы являются следствием гораздо более глубинных для нашего общества проблем и требуют незамедлительных решений. Насилие и жестокое обращение, пренебрежение нуждами детей в настоящее время считаются одной из важнейших проблем общественного здоровья и ведущей причиной детского травматизма и детской смертности, асоциального поведения детей, нарушения психического, личностного и физического развития.

Однако было бы несправедливым утверждать, что насилие над детьми – проблема только нашей страны. К сожалению, во всем мире отмечается тенденция роста насильственных действий в отношении детей.

Каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу. Это право обеспечивается в первую очередь предоставлением родителям родительских прав, которые одновременно являются и обязанностями по воспитанию. Конституция подчеркивает равенство прав и обязанностей обоих родителей.

Проблема насилия над детьми до недавнего времени была закрыта для обсуждения. Только сейчас мы начинаем осознавать масштабы и серьезность этой проблемы. Ребенок может столкнуться с насильственными действиями в любое время и в любой ситуации: в школе, на отдыхе, в общественном месте. Исключением не является и семья, несмотря на то, что данный социальный институт призван обеспечивать безопасность как необходимый фактор для нормального развития ребенка.

Когда говорят о насилии по отношению к детям, часто употребляют термин «жестокое обращение с детьми».

Жестокое обращение с детьми – это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей / лиц их заменяющих или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка либо угрожают правам и благополучию ребенка.

Насилие трактуется как физическое, психическое, социальное, экономическое воздействие на человека со стороны другого человека, семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей либо угрожающую его физическому или психическому здоровью и целостности.

Имеется много ошибочных представлений, когда люди испытывают насилие и не считают это насилием, потому что воспринимают силу как норму. В большинстве случаев люди склонны относить к насилию лишь незначительную часть случаев, которые наносят ущерб здоровью человека, т.е. попадают под действие уголовного кодекса. Факты насилия по отношению к детям, совершенные маньяками – преступниками, становятся достоянием гласности и потрясают воображение общественности. Но такие случаи, когда насилие совершает посторонний и незнакомый ребенку человек, составляют лишь небольшой процент преступлений. Большая часть насильственных действий совершается членами семьи и близкими родственниками детей: родителями, старшими братьями или сестрами, дядями и тетями.

Домашнее насилие представляет собой повторяющиеся во времени фазы:

  • нарастание напряжения в семье: вспышка жестокости вербального, эмоционального или физического характера, споры, обвинения, угрозы, запугивания;
  • примирение;
  • установление спокойного периода.

Насилие может иметь вид физического, эмоционального и вербального, психического и сексуального принуждения.

Физическое насилие – преднамеренное или неосторожное нанесение травм ребенку, которое вызывает нарушение физического или психического здоровья или отставание в развитии.

Эмоциональное насилие – длительное, периодическое или постоянное воздействие родителей или других взрослых на ребенка, приводящие к формированию у него патологических черт характера или нарушению психического развития.

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка в действие с сексуальной окраской с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.

Экономическое насилие – материальное давление, которое может проявляться в запрете обучаться, работать, в лишении финансовой поддержки, полном контроле над доходами.

Пренебрежение нуждами ребенка – неспособность родителей или лиц их заменяющих удовлетворять основные нужды и потребности ребенка: в пище, одежде, жилье, медицинской помощи, воспитании, образовании и т.д.

Основные факторы риска применения различных видов насилия по отношению к ребенку можно разделить на несколько групп:

1) связанные с особенностями семьи в целом:

- семьи с низким материальным уровнем жизни, для которых характерна систематическая неспособность или нежелание родителей обеспечить основные потребности ребенка в пище, одежде, медицинском уходе и т. д.;

- многодетные семьи. Здесь имеет место материальный фактор (материальный уровень жизни таких семей, как правило, не очень высок). В данной ситуации важно оценить осознанность многодетности: нередко многодетность является следствием отсутствия планирования рождаемости и асоциального образа жизни матери. В такой семье родители, как правило, оказываются неспособными обеспечить детям полноценную жизнь;

- неполные или конфликтные семьи. Тяжелая, напряженная обстановка в семье, нереализованность ожиданий женщины от брака и другое могут негативно сказываться на отношении к ребенку и способам взаимодействия с ним;

- семьи, где есть усыновленные дети. Особенно в случае если есть свои родные дети: здесь учитывается, что существует много мотивов для установления попечительства, например, получение материальных дотаций. При других мотивах усыновления ребенка нередко оказывается, что особенности и поведение усыновленного ребенка не соответствует ожиданиям. Такого рода семья, как правило, не является благоприятной средой для развития ребенка и по отношению к нему со стороны приемных родителей может совершаться насилие;

- в семьях, где применяются особенно жестокие наказания, как правило, плохо распределяются семейные роли. Вся власть либо концентрируется у одного из родителей, либо отмечается хаотическое распределение ролей.

2) связанные со здоровьем родителей:

- алкоголизм одного или обоих родителей. В таких семьях если не физическому, то психическому состоянию ребенка наносится вред. Статус родителей низкий, деньги спускаются, ребенок обделен и т. д. В семьях, где оба родителя злоупотребляют алкоголем, дети зачастую беспрерывно подвергаются как физическому, так и эмоциональному насилию, и сам образ их жизни становится фактором насилия.

3) связанные с личностными и характерологическими особенностями родителей, а также с родительскими установками:

  • агрессивность;
  • сниженный уровень самоконтроля;
  • стремление к доминированию;
  • повышенный уровень раздражительности;
  • неуверенность в собственных силах, неадекватная самооценка;
  • нереалистично высокий уровень ожиданий по отношению к ребенку;
  • неоправданные ожидания родителей родившегося ребенка по его физическим (включая пол) и интеллектуальным возможностям, способностям могут увеличивать риск применения наказаний;
  • искаженное восприятие ребенка, страх, что ребенок «испортится»;
  • преувеличение ценности физических наказаний. Для некоторых родителей такой стиль обращения с детьми укладывается в представление о правильном воспитании;
  • собственный детский опыт, связанный с насилием. Родители, которые в детстве сами подвергались физическому или эмоциональному насилию, значительно чаще склонны жестоко наказывать своих детей.
  • родители бывают не готовы к поведению детей в подростковом возрасте, и им бывает трудно не применять в этот период насилие.

Значимым фактором применения насилия по отношению к ребенку является переживаемый родителем стресс. Стресс становятся предпосылкой к агрессии взрослого по отношению к ребенку и является одной из причин применения физических наказаний. Исследования показывают, что стресс часто провоцирует агрессию, но все же создание ребенком «помех» родителю не всегда приводит к тому, что последний жестоко наказывает ребенка, чаще, кроме высокого уровня стресса, этому способствуют определенные личностные особенности взрослого, перечисленные выше.

4) связанные с особенностями ребенка. Некоторые особенности поведения детей также могут провоцировать наказания:

  • гиперкинетический синдромом;
  • чрезмерная подвижность;
  •  сниженная способность к концентрации внимания. Такое поведение «изматывает» родителя, и он начинает физически наказывать ребенка. В случаях, когда нарушение поведения ребенка обусловлено другими причинами, физическое насилие усугубляет проблему;
  • нелюбимый или «нежеланный» ребенок. Например, дети, родившиеся в результате изнасилования, случайных нежелательных связей; физические и психические отклонения ребенка. Дети с физическими и умственными аномалиями чаще оказываются объектами жестокого обращения.

Степень тяжести последствий перенесенного насилия зависит от тяжести самого насилия.

Жестокое отношение к ребенку, его отвержение в грубой или явной форме и последствия такого отношения живут в виде психотравматических переживаний и трансформируются сначала в комплекс жертвы, а затем агрессию или аутоагрессию.

Как утверждают ученые, испытанная ребенком жестокость оставляет след на всю жизнь и приводит к самым разнообразным последствиям, которые объединяет одно – ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения с детьми. К ближайшим относятся физические травмы, повреждения, острые психические реакции в ответ на любую агрессию, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия, но в обоих случаях ребенок бывает охвачен страхом, тревогой, гневом. Среди отдаленных последствий выделяют различные заболевания, личностные и эмоциональные нарушения физического и психического развития, а также тяжелые социальные последствия, где можно выделить два взаимосвязанных аспекта: вред для жертвы и для общества.

К общественным потерям в результате насилия над детьми относятся не только утраты человеческих жизней из-за убийств и самоубийств детей, но и потери в их лице полноценных членов общества, формирование социально дезадаптированных личностей со следующими характеристиками:

- испытанная в детстве жестокость часто приводит к тому, что в дальнейшем дети стремятся разрешать свои проблемы посредством насильственных или противоправных действий. Вначале пострадавшие, подверженные частым приступам гнева и немотивированной агрессии, изливают ее на младших по возрасту или на животных, в том числе во время игр. Но результатом становится такое опасное социальное последствие, как дальнейшее воспроизводство самой жестокости. Косвенным подтверждением может служить увеличение числа совершенных подростками преступлений, сопряженных с насилием;

- у переживших насилие детей зачастую формируются такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их обладателей малопривлекательными для окружающих. В результате ребенок испытывает трудности социализации, у него бывают нарушены связи со взрослыми, нет навыков общения со сверстниками. А если он не обладает достаточным уровнем знаний и эрудицией для завоевания авторитета в школе, то может примкнуть к криминальной группе, пристраститься к алкоголю, наркотикам и опять-таки совершать правонарушения. Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация;

- насилие по отношению к детям может привести к потере в их лице родителей. Выросшие в жестокости мальчики сами становятся обидчиками, а девочки, как правило, связывают свою жизнь с жестоким и агрессивным мужчиной. И те, и другие не только испытывают трудности при создании собственной семьи, но и не могут дать своим детям достаточно тепла, чтобы воспитать здоровое физически и нравственно потомство;

- жестокое обращение с детьми вызывает у них нарушения памяти, отсутствие способности сосредоточиться, формирует инфантильных и малообразованных людей с низким профессиональным уровнем, не умеющих и не желающих трудиться.

Что касается нарушений физического и психического развития, то у детей из семей, где побои и брань являются распространенными «методами воспитания» или где ребенок лишен тепла и внимания (например, в семьях родителей-алкоголиков), выявляются признаки задержки физического и психического развития, которые вызывают, по выражению зарубежных специалистов, состояние «неспособности к процветанию». К особенно тяжелым последствиям приводит сексуальное насилие. В результате домогательств у детей возникают страхи перед каким-то человеком, местом, темнотой; чрезмерная сонливость или бессонница, истерические проявления, регрессия, т. е. формы поведения, соответствующие более младшему возрасту; агрессивность и раздражение; не соотносимый с возрастом интерес ребенка к интимной области. Кроме того, чувствуя себя несчастными и пытаясь найти выход из создавшегося положения, дети, с одной стороны, сами могут шантажировать совершивших сексуальное насилие, вымогая у взрослых насильников деньги и подарки в обмен на обещание хранить совершенное в секрете.

С другой стороны, обладая не свойственными их возрасту сведениями об интимной жизни, жертвы насилия могут стать инициаторами развратных действий и втягивать в них окружающих. Однако наиболее универсальной и тяжелой реакцией на попытки детей адаптироваться к страданиям является низкая самооценка, закрепляющая психологические нарушения и приводящая к значительному отставанию в развитии. Ребенок с низкой самооценкой постоянно испытывает чувство вины, стыда, приступы беспокойства и безотчетной тоски. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии, сопровождающейся нарушениями сна, чувством собственной ущербности, неполноценности. У подростков, страдающих от одиночества, могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные суициды. Повзрослев, жертвы домашнего насилия на годы погружаются в депрессию, зачастую не отдавая отчета в своем состоянии, а только удивляясь, почему их ничего не радует, не клеится карьера, не привлекает общение с людьми, даже самыми симпатичными.

Наконец, последствиями пережитой травмы может стать не только агрессивность, но и избыточная пассивность, отсутствие способности к самозащите. Кроме того, заброшенные, эмоционально депривированные дети часто стремятся привлечь к себе внимание любым путём вплоть до вызывающего, эксцентричного поведения.

При возникновении подозрений о возможности насилия над ребенком и первичном контакте с потерпевшим необходимо, не делая поспешных выводов, предпринять следующие действия.

Во-первых, при отсутствии непосредственной угрозы жизни и безопасности ребенка следует незамедлительно и тщательно проверить достоверность предположений. Для этого используются беседы с самим ребенком, его братьями, сестрами и друзьями, соседями, родителями (опекунами, близкими родственниками), наблюдения за внешним видом и поведением несовершеннолетнего, знакомство с условиями проживания несовершеннолетнего дома и т. д. Полученные данные можно заносить в специальный дневник.

Во-вторых, подключить к работе специалиста-психолога, будучи готовым к тому, что виновники насилия, родители или работники образовательного (лечебного, а также любого иного учреждения), не желая выносить «сор из избы», станут всячески отрицать произошедшее. Предпринятые педагогом социальные действия должны привести к подтверждению или опровержению факта насилия. Если факт жестокого обращения подтвердился, и ребенок идет на контакт, то главная цель в беседе с жертвой насилия – это поддержать ребенка, выслушать его и дать выговориться. Нельзя перебивать вопросами, мешать рассказывать о случившемся своими словами, чтобы не создать ощущение давления. Полностью предоставив себя в распоряжение ребенка, взрослый показывает потерпевшему, насколько правильно он поступил, обратившись за помощью. Для получения результата обязательным условием проводимой беседы является сохранение спокойствия, чтобы не напугать ребенка гневом или недоверием, особенно если насильник – близкий родственник или педагог.

Наиболее сложной является ситуация в случае сексуального насилия. Практика свидетельствует, что дети нередко врут, если речь идет о нарушении половой неприкосновенности, ибо зачастую им угрожает расплата за несоблюдение тайны. Поэтому следует не только защитить ребенка от насильника, но и убедить жертву в ее невиновности. Обеспечивая безопасность пострадавшему, ему надо объяснить, что он имеет право, например, переехать жить на некоторое время в приют, перевестись в другой класс для уменьшения времени общения с определенным лицом и др.

Итак, условиями оказания эффективной помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия, являются:

  • безоговорочное и полное признание основных прав детей и подростков на жизнь, личную неприкосновенность, защиту, достойное существование;
  • доверие к детям и подросткам;
  • при необходимости анонимность или конфиденциальность полученной информации;
  • формирование чувства безопасности у жертв насилия.

         Профилактическая работа по предупреждению семейного насилия над детьми включает в себя просвещение родителей по вопросам прав и свобод детей, закрепленных в международных и федеральных законодательных актах, отказ от культурологически оправдываемых форм насилия, прежде всего в сфере воспитания и перевоспитания детей; полный отказ от физических наказаний; привитие ценностного отношения к детям и детству и т.д.

Данная работа может строиться с использованием таких форм, как использование стендовой информации, выступление на родительских собраниях, проведение родительских клубов, выпуска газет внутри образовательного учреждения, индивидуальных бесед и консультаций и т. д.

Большая роль в решении проблемы насилия над детьми в семье отводится ранней диагностике данного явления. Однако это направление работы осложняется тем, что семья является закрытой для изучения системой. Поэтому для выявления насилия над детьми должен применяться целый ряд методик. С этой целью используются:

Опросники и анкеты. Их применение в работе отличается вариативностью. Они могут быть составлены с учетом потребностей конкретного образовательного учреждения, но обязательно должны быть построены с учетом всех требований, предъявляемых к этим методам исследования.

Наблюдение педагогов за детьми в классе. Наблюдение играет важную роль в выявлении случаев семейного насилия в отношении детей. Именно педагоги в процессе наблюдения за детьми во время занятий, выполнении поручений, процессов взаимодействия со взрослыми и сверстниками первыми могут увидеть внешние физические признаки совершаемого над ребенком насилия в семье, а также проследить вызванное им внутреннее переживание.

Проективные методики, построенные по типу незаконченных предложений позволяют получить достаточно объективные данные, так как задания представлены не в прямой, а в «завуалированной» форме. Данная методика может использоваться в работе как с родителями, так и с детьми и позволяет осуществлять сравнительный анализ ответов обеих сторон.

Проективные рисуночные техники. Большой информативностью в вопросе диагностирования совершаемого над ребенком насилия обладают такие проективные рисуночные техники, как «Рисунок семьи» и др. Они позволяют выявить характер семейных взаимоотношений, а также эмоциональное отношение ребенка к ним.

Коррекционная работа по предупреждению насилия в семье должна строится в двух направлениях:

  • работа с родителями;
  • работа с детьми.

Основной целью коррекционной работы с родителями является обучение их новому подходу к ребенку, формирование новой стратегии взаимоотношений в семье.

Задачи проводимой работы:

1. Осмысление родителями новых установок на воспитание ребенка и приобретение психолого-педагогических знаний о личности ребенка, тактике взаимодействия с ним.

2. Коррекция и развитие новых установок и стратегий общения в диаде «родитель-ребенок».

3. Обучение родителей навыкам конструктивного взаимодействия на основе развития навыков эмпатии и «активного слушания».

4. Обучение методам саморефлексии и рефлексии как эффективным способам анализа детско-родительских отношений в семье.

5. Повышение психолого-педагогической культуры родителей.

Цель коррекционной работы с детьми – выход на личностные проблемы ребенка-жертвы насилия в семье.

Задачи проводимой работы:

1.   Помочь детям учиться ценить себя и хорошо к себе относиться.

2. Побудить детей к сочувствию и сопереживанию другим людям, к осмыслению своего поведения, оказывающего влияние на окружающих.

3. Объяснить и показать детям, что насилие – неприемлемый способ разрешения конфликтов.

Таким образом, учитывая все негативные последствия насилия над ребенком в семье, можно с уверенностью сказать, что создание системы профессиональной помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, является социально значимой задачей.

Список литературы:

1. Анцупов, А.Я. Конфликтология./А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов - М.,2002. – С. 512.

2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?/Ю.Б. Гиппенрейтер – М.: ЧеРо, 1998. - С.240.

3. Гладких, В.А. Право на защиту от всех форм насилия: методическое пособие./В.А. Гладких, З.В. Луковцева, Р.В. Маранов – Пермь, 2002. – С. 451.

4. Шапиро, Д. Конфликт и общение: путеводитель по лабиринту регулирования конфликтов./Д. Шапиро – Мн.: Тесей, 1999.- С. 288.

5. Гирфанов Р.М., Калинкина М.Ю. Российский и зарубежный опыт борьбы с насилием в отношении детей. (Электронный ресурс) Режим доступа: http://juvenjust.org/txt/index.php/t853.

6. Карташова Е.Н. Классный час – тренинг «Конфликты в нашей жизни». (Электронный ресурс). Режим доступа: www.bigpi.biysk.ru/spb/vo/doc/konflikt.doc

7. Как решать конфликты? (Электронный ресурс) Режим доступа:  http://jesustime.ru/materials/leaders/164-kak-reshat-konflikty

8. Что такое домашнее насилие. Виды и характерные особенности домашнего насилия. Факторы, причины и виды жестокого обращения с детьми. (Электронный ресурс) Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-289174



Предварительный просмотр:

Учимся создавать безопасную среду: профилактика семейного
насилия над детьми

В последнее время большие усилия тратятся на разработку и внедрение мер, направленных на решение проблем асоциального детства. Между тем эти проблемы являются следствием гораздо более глубинных для нашего общества проблем и требуют незамедлительных решений. Насилие и жестокое обращение, пренебрежение нуждами детей в настоящее время считаются одной из важнейших проблем общественного здоровья и ведущей причиной детского травматизма и детской смертности, асоциального поведения детей, нарушения психического, личностного и физического развития.

Однако было бы несправедливым утверждать, что насилие над детьми – проблема только нашей страны. К сожалению, во всем мире отмечается тенденция роста насильственных действий в отношении детей.

Каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу. Это право обеспечивается в первую очередь предоставлением родителям родительских прав, которые одновременно являются и обязанностями по воспитанию. Конституция подчеркивает равенство прав и обязанностей обоих родителей.

Проблема насилия над детьми до недавнего времени была закрыта для обсуждения. Только сейчас мы начинаем осознавать масштабы и серьезность этой проблемы. Ребенок может столкнуться с насильственными действиями в любое время и в любой ситуации: в школе, на отдыхе, в общественном месте. Исключением не является и семья, несмотря на то, что данный социальный институт призван обеспечивать безопасность как необходимый фактор для нормального развития ребенка.

Когда говорят о насилии по отношению к детям, часто употребляют термин «жестокое обращение с детьми».

Жестокое обращение с детьми – это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей / лиц их заменяющих или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка либо угрожают правам и благополучию ребенка.

Насилие трактуется как физическое, психическое, социальное, экономическое воздействие на человека со стороны другого человека, семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей либо угрожающую его физическому или психическому здоровью и целостности.

Имеется много ошибочных представлений, когда люди испытывают насилие и не считают это насилием, потому что воспринимают силу как норму. В большинстве случаев люди склонны относить к насилию лишь незначительную часть случаев, которые наносят ущерб здоровью человека, т.е. попадают под действие уголовного кодекса. Факты насилия по отношению к детям, совершенные маньяками – преступниками, становятся достоянием гласности и потрясают воображение общественности. Но такие случаи, когда насилие совершает посторонний и незнакомый ребенку человек, составляют лишь небольшой процент преступлений. Большая часть насильственных действий совершается членами семьи и близкими родственниками детей: родителями, старшими братьями или сестрами, дядями и тетями.

Домашнее насилие представляет собой повторяющиеся во времени фазы:

  • нарастание напряжения в семье: вспышка жестокости вербального, эмоционального или физического характера, споры, обвинения, угрозы, запугивания;
  • примирение;
  • установление спокойного периода.

Насилие может иметь вид физического, эмоционального и вербального, психического и сексуального принуждения.

Физическое насилие – преднамеренное или неосторожное нанесение травм ребенку, которое вызывает нарушение физического или психического здоровья или отставание в развитии.

Эмоциональное насилие – длительное, периодическое или постоянное воздействие родителей или других взрослых на ребенка, приводящие к формированию у него патологических черт характера или нарушению психического развития.

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка в действие с сексуальной окраской с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.

Экономическое насилие – материальное давление, которое может проявляться в запрете обучаться, работать, в лишении финансовой поддержки, полном контроле над доходами.

Пренебрежение нуждами ребенка – неспособность родителей или лиц их заменяющих удовлетворять основные нужды и потребности ребенка: в пище, одежде, жилье, медицинской помощи, воспитании, образовании и т.д.

Основные факторы риска применения различных видов насилия по отношению к ребенку можно разделить на несколько групп:

1) связанные с особенностями семьи в целом:

- семьи с низким материальным уровнем жизни, для которых характерна систематическая неспособность или нежелание родителей обеспечить основные потребности ребенка в пище, одежде, медицинском уходе и т. д.;

- многодетные семьи. Здесь имеет место материальный фактор (материальный уровень жизни таких семей, как правило, не очень высок). В данной ситуации важно оценить осознанность многодетности: нередко многодетность является следствием отсутствия планирования рождаемости и асоциального образа жизни матери. В такой семье родители, как правило, оказываются неспособными обеспечить детям полноценную жизнь;

- неполные или конфликтные семьи. Тяжелая, напряженная обстановка в семье, нереализованность ожиданий женщины от брака и другое могут негативно сказываться на отношении к ребенку и способам взаимодействия с ним;

- семьи, где есть усыновленные дети. Особенно в случае если есть свои родные дети: здесь учитывается, что существует много мотивов для установления попечительства, например, получение материальных дотаций. При других мотивах усыновления ребенка нередко оказывается, что особенности и поведение усыновленного ребенка не соответствует ожиданиям. Такого рода семья, как правило, не является благоприятной средой для развития ребенка и по отношению к нему со стороны приемных родителей может совершаться насилие;

- в семьях, где применяются особенно жестокие наказания, как правило, плохо распределяются семейные роли. Вся власть либо концентрируется у одного из родителей, либо отмечается хаотическое распределение ролей.

2) связанные со здоровьем родителей:

- алкоголизм одного или обоих родителей. В таких семьях если не физическому, то психическому состоянию ребенка наносится вред. Статус родителей низкий, деньги спускаются, ребенок обделен и т. д. В семьях, где оба родителя злоупотребляют алкоголем, дети зачастую беспрерывно подвергаются как физическому, так и эмоциональному насилию, и сам образ их жизни становится фактором насилия.

3) связанные с личностными и характерологическими особенностями родителей, а также с родительскими установками:

  • агрессивность;
  • сниженный уровень самоконтроля;
  • стремление к доминированию;
  • повышенный уровень раздражительности;
  • неуверенность в собственных силах, неадекватная самооценка;
  • нереалистично высокий уровень ожиданий по отношению к ребенку;
  • неоправданные ожидания родителей родившегося ребенка по его физическим (включая пол) и интеллектуальным возможностям, способностям могут увеличивать риск применения наказаний;
  • искаженное восприятие ребенка, страх, что ребенок «испортится»;
  • преувеличение ценности физических наказаний. Для некоторых родителей такой стиль обращения с детьми укладывается в представление о правильном воспитании;
  • собственный детский опыт, связанный с насилием. Родители, которые в детстве сами подвергались физическому или эмоциональному насилию, значительно чаще склонны жестоко наказывать своих детей.
  • родители бывают не готовы к поведению детей в подростковом возрасте, и им бывает трудно не применять в этот период насилие.

Значимым фактором применения насилия по отношению к ребенку является переживаемый родителем стресс. Стресс становятся предпосылкой к агрессии взрослого по отношению к ребенку и является одной из причин применения физических наказаний. Исследования показывают, что стресс часто провоцирует агрессию, но все же создание ребенком «помех» родителю не всегда приводит к тому, что последний жестоко наказывает ребенка, чаще, кроме высокого уровня стресса, этому способствуют определенные личностные особенности взрослого, перечисленные выше.

4) связанные с особенностями ребенка. Некоторые особенности поведения детей также могут провоцировать наказания:

  • гиперкинетический синдромом;
  • чрезмерная подвижность;
  •  сниженная способность к концентрации внимания. Такое поведение «изматывает» родителя, и он начинает физически наказывать ребенка. В случаях, когда нарушение поведения ребенка обусловлено другими причинами, физическое насилие усугубляет проблему;
  • нелюбимый или «нежеланный» ребенок. Например, дети, родившиеся в результате изнасилования, случайных нежелательных связей; физические и психические отклонения ребенка. Дети с физическими и умственными аномалиями чаще оказываются объектами жестокого обращения.

Степень тяжести последствий перенесенного насилия зависит от тяжести самого насилия.

Жестокое отношение к ребенку, его отвержение в грубой или явной форме и последствия такого отношения живут в виде психотравматических переживаний и трансформируются сначала в комплекс жертвы, а затем агрессию или аутоагрессию.

Как утверждают ученые, испытанная ребенком жестокость оставляет след на всю жизнь и приводит к самым разнообразным последствиям, которые объединяет одно – ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения с детьми. К ближайшим относятся физические травмы, повреждения, острые психические реакции в ответ на любую агрессию, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия, но в обоих случаях ребенок бывает охвачен страхом, тревогой, гневом. Среди отдаленных последствий выделяют различные заболевания, личностные и эмоциональные нарушения физического и психического развития, а также тяжелые социальные последствия, где можно выделить два взаимосвязанных аспекта: вред для жертвы и для общества.

К общественным потерям в результате насилия над детьми относятся не только утраты человеческих жизней из-за убийств и самоубийств детей, но и потери в их лице полноценных членов общества, формирование социально дезадаптированных личностей со следующими характеристиками:

- испытанная в детстве жестокость часто приводит к тому, что в дальнейшем дети стремятся разрешать свои проблемы посредством насильственных или противоправных действий. Вначале пострадавшие, подверженные частым приступам гнева и немотивированной агрессии, изливают ее на младших по возрасту или на животных, в том числе во время игр. Но результатом становится такое опасное социальное последствие, как дальнейшее воспроизводство самой жестокости. Косвенным подтверждением может служить увеличение числа совершенных подростками преступлений, сопряженных с насилием;

- у переживших насилие детей зачастую формируются такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их обладателей малопривлекательными для окружающих. В результате ребенок испытывает трудности социализации, у него бывают нарушены связи со взрослыми, нет навыков общения со сверстниками. А если он не обладает достаточным уровнем знаний и эрудицией для завоевания авторитета в школе, то может примкнуть к криминальной группе, пристраститься к алкоголю, наркотикам и опять-таки совершать правонарушения. Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация;

- насилие по отношению к детям может привести к потере в их лице родителей. Выросшие в жестокости мальчики сами становятся обидчиками, а девочки, как правило, связывают свою жизнь с жестоким и агрессивным мужчиной. И те, и другие не только испытывают трудности при создании собственной семьи, но и не могут дать своим детям достаточно тепла, чтобы воспитать здоровое физически и нравственно потомство;

- жестокое обращение с детьми вызывает у них нарушения памяти, отсутствие способности сосредоточиться, формирует инфантильных и малообразованных людей с низким профессиональным уровнем, не умеющих и не желающих трудиться.

Что касается нарушений физического и психического развития, то у детей из семей, где побои и брань являются распространенными «методами воспитания» или где ребенок лишен тепла и внимания (например, в семьях родителей-алкоголиков), выявляются признаки задержки физического и психического развития, которые вызывают, по выражению зарубежных специалистов, состояние «неспособности к процветанию». К особенно тяжелым последствиям приводит сексуальное насилие. В результате домогательств у детей возникают страхи перед каким-то человеком, местом, темнотой; чрезмерная сонливость или бессонница, истерические проявления, регрессия, т. е. формы поведения, соответствующие более младшему возрасту; агрессивность и раздражение; не соотносимый с возрастом интерес ребенка к интимной области. Кроме того, чувствуя себя несчастными и пытаясь найти выход из создавшегося положения, дети, с одной стороны, сами могут шантажировать совершивших сексуальное насилие, вымогая у взрослых насильников деньги и подарки в обмен на обещание хранить совершенное в секрете.

С другой стороны, обладая не свойственными их возрасту сведениями об интимной жизни, жертвы насилия могут стать инициаторами развратных действий и втягивать в них окружающих. Однако наиболее универсальной и тяжелой реакцией на попытки детей адаптироваться к страданиям является низкая самооценка, закрепляющая психологические нарушения и приводящая к значительному отставанию в развитии. Ребенок с низкой самооценкой постоянно испытывает чувство вины, стыда, приступы беспокойства и безотчетной тоски. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии, сопровождающейся нарушениями сна, чувством собственной ущербности, неполноценности. У подростков, страдающих от одиночества, могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные суициды. Повзрослев, жертвы домашнего насилия на годы погружаются в депрессию, зачастую не отдавая отчета в своем состоянии, а только удивляясь, почему их ничего не радует, не клеится карьера, не привлекает общение с людьми, даже самыми симпатичными.

Наконец, последствиями пережитой травмы может стать не только агрессивность, но и избыточная пассивность, отсутствие способности к самозащите. Кроме того, заброшенные, эмоционально депривированные дети часто стремятся привлечь к себе внимание любым путём вплоть до вызывающего, эксцентричного поведения.

При возникновении подозрений о возможности насилия над ребенком и первичном контакте с потерпевшим необходимо, не делая поспешных выводов, предпринять следующие действия.

Во-первых, при отсутствии непосредственной угрозы жизни и безопасности ребенка следует незамедлительно и тщательно проверить достоверность предположений. Для этого используются беседы с самим ребенком, его братьями, сестрами и друзьями, соседями, родителями (опекунами, близкими родственниками), наблюдения за внешним видом и поведением несовершеннолетнего, знакомство с условиями проживания несовершеннолетнего дома и т. д. Полученные данные можно заносить в специальный дневник.

Во-вторых, подключить к работе специалиста-психолога, будучи готовым к тому, что виновники насилия, родители или работники образовательного (лечебного, а также любого иного учреждения), не желая выносить «сор из избы», станут всячески отрицать произошедшее. Предпринятые педагогом социальные действия должны привести к подтверждению или опровержению факта насилия. Если факт жестокого обращения подтвердился, и ребенок идет на контакт, то главная цель в беседе с жертвой насилия – это поддержать ребенка, выслушать его и дать выговориться. Нельзя перебивать вопросами, мешать рассказывать о случившемся своими словами, чтобы не создать ощущение давления. Полностью предоставив себя в распоряжение ребенка, взрослый показывает потерпевшему, насколько правильно он поступил, обратившись за помощью. Для получения результата обязательным условием проводимой беседы является сохранение спокойствия, чтобы не напугать ребенка гневом или недоверием, особенно если насильник – близкий родственник или педагог.

Наиболее сложной является ситуация в случае сексуального насилия. Практика свидетельствует, что дети нередко врут, если речь идет о нарушении половой неприкосновенности, ибо зачастую им угрожает расплата за несоблюдение тайны. Поэтому следует не только защитить ребенка от насильника, но и убедить жертву в ее невиновности. Обеспечивая безопасность пострадавшему, ему надо объяснить, что он имеет право, например, переехать жить на некоторое время в приют, перевестись в другой класс для уменьшения времени общения с определенным лицом и др.

Итак, условиями оказания эффективной помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия, являются:

  • безоговорочное и полное признание основных прав детей и подростков на жизнь, личную неприкосновенность, защиту, достойное существование;
  • доверие к детям и подросткам;
  • при необходимости анонимность или конфиденциальность полученной информации;
  • формирование чувства безопасности у жертв насилия.

         Профилактическая работа по предупреждению семейного насилия над детьми включает в себя просвещение родителей по вопросам прав и свобод детей, закрепленных в международных и федеральных законодательных актах, отказ от культурологически оправдываемых форм насилия, прежде всего в сфере воспитания и перевоспитания детей; полный отказ от физических наказаний; привитие ценностного отношения к детям и детству и т.д.

Данная работа может строиться с использованием таких форм, как использование стендовой информации, выступление на родительских собраниях, проведение родительских клубов, выпуска газет внутри образовательного учреждения, индивидуальных бесед и консультаций и т. д.

Большая роль в решении проблемы насилия над детьми в семье отводится ранней диагностике данного явления. Однако это направление работы осложняется тем, что семья является закрытой для изучения системой. Поэтому для выявления насилия над детьми должен применяться целый ряд методик. С этой целью используются:

Опросники и анкеты. Их применение в работе отличается вариативностью. Они могут быть составлены с учетом потребностей конкретного образовательного учреждения, но обязательно должны быть построены с учетом всех требований, предъявляемых к этим методам исследования.

Наблюдение педагогов за детьми в классе. Наблюдение играет важную роль в выявлении случаев семейного насилия в отношении детей. Именно педагоги в процессе наблюдения за детьми во время занятий, выполнении поручений, процессов взаимодействия со взрослыми и сверстниками первыми могут увидеть внешние физические признаки совершаемого над ребенком насилия в семье, а также проследить вызванное им внутреннее переживание.

Проективные методики, построенные по типу незаконченных предложений позволяют получить достаточно объективные данные, так как задания представлены не в прямой, а в «завуалированной» форме. Данная методика может использоваться в работе как с родителями, так и с детьми и позволяет осуществлять сравнительный анализ ответов обеих сторон.

Проективные рисуночные техники. Большой информативностью в вопросе диагностирования совершаемого над ребенком насилия обладают такие проективные рисуночные техники, как «Рисунок семьи» и др. Они позволяют выявить характер семейных взаимоотношений, а также эмоциональное отношение ребенка к ним.

Коррекционная работа по предупреждению насилия в семье должна строится в двух направлениях:

  • работа с родителями;
  • работа с детьми.

Основной целью коррекционной работы с родителями является обучение их новому подходу к ребенку, формирование новой стратегии взаимоотношений в семье.

Задачи проводимой работы:

1. Осмысление родителями новых установок на воспитание ребенка и приобретение психолого-педагогических знаний о личности ребенка, тактике взаимодействия с ним.

2. Коррекция и развитие новых установок и стратегий общения в диаде «родитель-ребенок».

3. Обучение родителей навыкам конструктивного взаимодействия на основе развития навыков эмпатии и «активного слушания».

4. Обучение методам саморефлексии и рефлексии как эффективным способам анализа детско-родительских отношений в семье.

5. Повышение психолого-педагогической культуры родителей.

Цель коррекционной работы с детьми – выход на личностные проблемы ребенка-жертвы насилия в семье.

Задачи проводимой работы:

1.   Помочь детям учиться ценить себя и хорошо к себе относиться.

2. Побудить детей к сочувствию и сопереживанию другим людям, к осмыслению своего поведения, оказывающего влияние на окружающих.

3. Объяснить и показать детям, что насилие – неприемлемый способ разрешения конфликтов.

Таким образом, учитывая все негативные последствия насилия над ребенком в семье, можно с уверенностью сказать, что создание системы профессиональной помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, является социально значимой задачей.

Список литературы:

1. Анцупов, А.Я. Конфликтология./А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов - М.,2002. – С. 512.

2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?/Ю.Б. Гиппенрейтер – М.: ЧеРо, 1998. - С.240.

3. Гладких, В.А. Право на защиту от всех форм насилия: методическое пособие./В.А. Гладких, З.В. Луковцева, Р.В. Маранов – Пермь, 2002. – С. 451.

4. Шапиро, Д. Конфликт и общение: путеводитель по лабиринту регулирования конфликтов./Д. Шапиро – Мн.: Тесей, 1999.- С. 288.

5. Гирфанов Р.М., Калинкина М.Ю. Российский и зарубежный опыт борьбы с насилием в отношении детей. (Электронный ресурс) Режим доступа: http://juvenjust.org/txt/index.php/t853.

6. Карташова Е.Н. Классный час – тренинг «Конфликты в нашей жизни». (Электронный ресурс). Режим доступа: www.bigpi.biysk.ru/spb/vo/doc/konflikt.doc

7. Как решать конфликты? (Электронный ресурс) Режим доступа:  http://jesustime.ru/materials/leaders/164-kak-reshat-konflikty

8. Что такое домашнее насилие. Виды и характерные особенности домашнего насилия. Факторы, причины и виды жестокого обращения с детьми. (Электронный ресурс) Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-289174


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся создавать электронное портфолио

Как создать портфолио учителя...

Программа авторского факультатива "Учусь создавать проект" 2 класс

Учебно-исследовательская и экспериментальная деятельность как способ организации учебно-воспитательного процесса в рамках реализации ФГОС стала основной. Такая деятельность связана с решением ученикам...

Учимся создавать текст-описание (младшие школьники)

Важной работой по развитию речи младших школьников является обучение работе с различными текстами. Работа эта начинается еще в детском саду и продолжается в начальной школе. Тексты-описания могут быть...

Пояснительная записка к обучающему и развивающему курсу для младших школьников "Учусь создавать проект". Развитие познавательных способностей

Пояснительная записка включает общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмет...

Рабочая программа по обучающему и развивающему курсу "Учусь создавать проект". Развитие познавательных способностей.

Рабочая программа составлена для второго класса и включает темы занятий, формы организации внеурочной деятельности по курсу, деятельность учителя и учащихся; формируемые УУД....

Учимся создавать проект

В федеральных государственных стандартах второго поколения приоритетом начального общего образования прописано формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоени...

Формирование здорового образа жизни. Профилактика злоупотребления ПАВ детьми и подростками в образовательной среде.

Формирование здорового образа жизни. Профилактиказлоупотребления ПАВ детьми и подростками в образовательной среде....