Рабочая программа по ОБЖ в 3 классе
рабочая программа по обж (3 класс) на тему
Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 3 класса на 2012-2013 учебный год разработана на основе авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» (авторы Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова) //Школа России. Концепция и программы для начальных классов в 2 ч. Ч 2./ - М.: Просвещение, 2009.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая прогрмма по ОБЖ 3 класс | 35.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по ОБЖ для 3 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 3 класса на 2012-2013 учебный год разработана на основе авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» (авторы Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова) //Школа России. Концепция и программы для начальных классов в 2 ч. Ч 2./ - М.: Просвещение, 2009. Программа соответствует требованиям Федерального закона России «Об образовании», «О защите населения и территорий от Чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне». Данная программа соответствует стандартам начального общего образования и учебному плану МБОУ «Основная общеобразовательная школа №25».
Цели рабочей программы:
конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников;
формирование социального опыта школьника;
üосознание им необходимости применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Задачи:
· прививать учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
· выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;
· формировать способность предвидеть и предотвращать возможную опасность;
· развивать у детей чувства ответственности за своё поведение, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
· стимулировать у ребенка самостоятельность в принятии решений и выработке умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни;
· воспитывать чувство ответственности за сохранение собственного здоровья и безопасность окружающих, чувство сопричастности к жизни общества и природы;
· Формировать важнейшие качества современного культурного человека – долг, честь, терпимость, милосердие.
Общая характеристика учебного предмета
В ходе реализации содержания программы обучающиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.
Программой предусмотрены обязательные практические занятия:
• работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
• изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).
Программа данного учебного предмета построена с учётом уровня подготовки и общего развития обучающихся 3 класса и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребёнок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.
Главными задачами обучения по данной программе являются развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа.( Количество часов за год - 34 ч. Количество часов в неделю - 1ч).
Программой предусмотрены обязательные практические занятия:
работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности предмета
предмета «Основы безопасной жизнедеятельности»:
- формирование доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- формирование потребности в соблюдении здорового образа жизни;
- формирование навыков культуры поведения на дорогах, в транспорте, общественных местах, безопасного поведения в природе, нравственного выбора и ответственности человека в отношении к самому себе и окружающим людям;
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета
Личностные
• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметные
• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные
1. В познавательной сфере:
• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуация
СОДЕРЖАНИЕ
учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
I. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся
1.1. Безопасное поведение на дорогах Движение пешеходов по дорогам.
Элементы дорог. Дорожная разметка. Перекрестки. Их виды.
Переходим дорогу, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика.
Виды транспортных средств. Специальные транспортные средства. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Скорость движения городского транспорта. Состояние дороги, тормозной путь автомобиля. Загородная дорога, движение пешехода по загородной дороге.
1.2. Мы — пассажиры
Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров. Правила посадки в транспортное средство и высадки из него. Поведение при угрозе и во время аварии. Безопасная поза.
1.3.Пожарная безопасность и поведение при пожаре
Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр),
причина пожаров. Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах. Страх, навыки безопасного поведения.
Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения.
1.4.Безопасное поведение дома
Лифт — наш домашний транспорт.
Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. Профилактика отравлений.
Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту.
Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами и печным отоплением.
1.5.Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера
Правила обеспечения сохранности личных вещей.
Защита квартиры (дома) от воров и грабителей: звонок в дверь, звонок (беседа) по телефону.
Особенности поведения с незнакомыми людьми: опасные незнакомцы.
2.Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
2.1. Первая медицинская помощь при отравлении газами
Отравление. Причины отравлений газообразными, или вдыхаемыми токсическими веществами. Профилактика отравлений. Признаки отравления угарным газом. Первая помощь при отравлении угарным газом.
3.Защита человека в чрезвычайных ситуациях
3.1. Чрезвычайные ситуации
Чрезвычайные ситуации природного происхождения — стихийные бедствия. Примеры стихийных бедствий: тайфуны, ураганы, бури (штормы), смерчи, снегопады, метели, наводнения. Их последствия, мероприятия по защите.
Лесные пожары. Действия школьников по их предупреждению.
3.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения
Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Примеры содержания речевой информации о чрезвычайных ситуациях.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ п/п | Наименование раздела и тем | Характеристика деятельности учащихся (основные учебные умения и действия) | Часы | Плановые сроки | Прим |
| |||||
| Безопасное поведение на улицах и дорогах (9 ч) | ||||
1
| Движение пешеходов по дорогам
| Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнять, различать и сравнивать способы предупреждения опасностей, как их можно избежать, Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнять, учиться принимать решения в опасных ситуациях, знакомиться с происхождением правила о правостороннем движении ,формулировать, пользуясь рисунком учебника, правила движения по дороге, осуществлять самопроверку; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | 1
|
|
|
2 | Элементы дорог. Дорожная разметка. | 1 |
| ||
3-4 | Переходим дорогу, перекресток | 2 |
| ||
5 | Сигналы светофора и регулировщика | 1 |
| ||
6 | Виды транспортных средств. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнять, учиться принимать решения в опасных ситуациях, анализировать информацию и стремиться к рациональному принятию решений, характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах; работа в паре: соотносить изображения и названия дорожных знаков, оценивать свои достижения на уроке | 1 |
| |
7 | Скорость движения городского транспорта. Тормозной путь автомобиля | 1 |
| ||
8 | Загородная дорога, движение пешехода по загородной дороге | 1 |
| ||
9 | «Мне на улице не страшно!» (Практическое занятие) | формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | 1 |
| |
| Мы — пассажиры (2 ч) | ||||
10 | Безопасность пассажиров. Ж/д транспорт. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнять, моделировать вызов МЧС по обычному и мобильному телефону; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 1 |
|
|
11 | Поведение при угрозе и во время аварии | 1 |
| ||
| Пожарная безопасность и поведение при пожарах (3 ч) | ||||
12 | Пожар в общественных местах, причина пожара | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать пожароопасные предметы (раскалённые предметы, воспламеняющиеся вещества, открытый огонь); запомнить правила предупреждения пожара; анализировать правила поведения при пожаре в помещении, формулировать выводы из изученного материала; моделировать тренировку эвакуации из школы по сигналу «Тревога!», работать в паре: рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности; работать со взрослыми: находить в Интернете информацию о работе пожарных, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 1 |
|
|
13 | Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах | 1 |
| ||
14 | Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения | 1 |
|
| |
| Безопасное поведение в доме (11 ч) | ||||
15 | Лифт – наш домашний транспорт | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнять, формировать умение использовать полученные знания в повседневной жизни, оценивать свои достижения Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнять, учиться правильно вести себя с незнакомыми людьми, усвоить правила как не стать жертвой преступления, составить план опасных мест своего города, оценивать свои достижения на уроке | 1 |
|
|
1617 | Особенности поведения с незнакомыми людьми: опасные незнакомцы | 1 |
| ||
18 | Защита дома от воров и грабителей: звонок в дверь | 1 |
| ||
19 | Защита дома от воров и грабителей: звонок по телефону | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнять, развивать самостоятельность при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях, формулировать выводы из изученного материала. | 1 |
| |
20 | Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнять, формировать умения избегать ситуаций, наносящих вред здоровью, вырабатывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 1 |
| |
21 | Профилактика отравлений | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнять, формировать умения избегать ситуаций, наносящих вред здоровью, анализировать ситуации, из-за которых случаются отравления, выявлять причины и признаки отравлений объяснять потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций, формировать умения и навыки оказывать первую помощь при отравлении, формулировать выводы из изученного материала, оценивать свои достижения | 1 |
| |
22 | Меры безопасности при пользовании электрическими приборами в быту | 1 |
| ||
23 | Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами | 1 |
| ||
24 | Соблюдение мер безопасности при пользовании печным отоплением | 1 |
| ||
25 | Отравление. Причины, профилактика, признаки, первая помощь при отравлении газами | 1 |
| ||
| Защита человека в чрезвычайных ситуациях (9 ч) |
| |||
26 | Чрезвычайные ситуации природного происхождения | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнять, преодоление страха и паники при чрезвычайных ситуациях, формулировать выводы из изученного материала. | 1 |
|
|
27 28 29 | Примеры стихийных бедствий. Их последствия, мероприятия по защите | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнять, познакомиться со службами, оповещающими население о чрезвычайных ситуациях формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы | 3 |
| |
30 | Организация оповещения населения о ЧС | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнять, моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону, по номеру МЧС; моделировать тренировку эвакуации из школы по сигналу «Тревога!», формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 1 |
| |
31 | Природные стихийные бедствия | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнять, познакомиться со службами, оповещающими население о чрезвычайных ситуациях, осознавать меры предосторожности после оповещения населения о чрезвычайной ситуации, усвоить примеры речевой информации, оценивать свои достижения на уроке | 1 |
| |
32 33 | Лесные пожары | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнять, преодоление страха и паники при чрезвычайных ситуациях, формулировать выводы из изученного материала; формировать умения избегать ситуаций, наносящих вред здоровью; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 2 |
| |
34 | Проведение практического занятия «День защиты детей» | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнять, показывать на практике чему научились за курс основ безопасности жизнедеятельности ,формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | 1 |
|
Литература основная:
Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт, 2003.
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб.пособие для 3—4 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2005.
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 3 кл. В 2 ч. Ч. 1. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение, 2012.
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 3 кл. В 2 ч. Ч. 2 / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение, 2012
Литература дополнительная:
Топоров И. К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразоват. учреждениях: кн. для учителя / И. К. Топоров. — М.: Просвещение, 2000.
Федеральные законы Российской Федерации «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собр. законодательства Российской Федерации: официальное издание. — М., 1998—2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)
Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....