«Формы работы и методы обучения на уроках ОРКСЭ»
учебно-методический материал по орксэ (4 класс)
Материал данной статьи «Формы работы и методы обучения на уроках ОРКСЭ» можно использовать при проведении уроков ОРКСЭ на всех модулях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы работы и методы обучения на уроках ОРКСЭ
Чтобы образование было эффективным – оно должно опираться на тысячелетние традиции народа. Если мы нарушаем эту преемственность, тогда мы рубим свои корни, все эти эксперименты будут печально отражаться не только на образовании, но и на всем нашем государстве.
К.Д.Ушинский
Духовно-нравственное воспитание в современной школе – одно из приоритетных направлений. Изучение дисциплин ориентировано на знакомство с православной культурой как неотъемлемой частью российской исторической и культурной традиции, приобщению обучающихся к духовному достоянию, развитие социального опыта, кругозора и мировосприятия, формирование культурной идентичности и гражданской позиции, заявленных во ФГОС среднего полного образования. Ученик должен представлять , во имя чего и ради чего он живет на земле, к чему необходимо стремиться человеку, сообразуя свою жизнь с вечными человеческими ценностями.
Современный российский учитель , планируя, организуя и осуществляя образовательный процесс по духовно-нравственному воспитанию, должен опираться на религиозно-национальное богатство культуры во всем ее многообразии, постоянно пополняя и расширяя свой педагогический опыт философскими, религиоведческими и богословскими знаниями.
Сегодня учитель призван идти вместе с ребенком к новым открытиям, достижениям. И каждый урок, любое внеучебное занятие должны стать таким открытием, если правильно определить подходы, методы, приемы. Только тогда мы можем надеяться на формирование культурного, думающего, пытливого молодого поколения, живущего по духовно-нравственным законам.
Сегодняшний учебный процесс включает в себя множество установок, методов и приемов обучения, направленных на развитие познавательного интереса у учеников, которые хорошо зарекомендовали себя на практике, но в то же время нужно отходить от стандартного урока, вносить что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Необходимо создать такие психолого-педагогические условия в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я».
Этому может способствовать применение в процессе преподавания курса ОРКСЭ активных форм работы приемов и методов обучения. Они способствуют формированию умения принимать решения и решать проблемы, формированию коммуникативных умений и качеств, умения ясно формулировать мысли, выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде.
Вместе с тем следует отметить, что работа учителя – это творчество, и оно состоит, прежде всего, в выборе из множества вариантов построения уроков тех, которые наилучшим образом отвечают потребностям конкретного класса и интересам учителя. Учитель сам выбирает программу, логику изложения, методы и приемы обучения с учетом особенностей класса, уровня подготовленности учащихся.
Урок-путешествие (Данная форма урока носит контрольно-обобщающий характер. Его рекомендуется проводить после изучения какой либо темы).
Урок-погружение (Предусматривает полное перевоплощение учеников и их погружение в изучаемую эпоху. Данную методику можно использовать как на контрольно-обобщающих уроках, так и на уроках изучения нового материала).
Урок-презентация (Данная форма урока предполагает, что учащиеся самостоятельно изучают предложенную тему, отбирают необходимый, на их взгляд, материал и представляют его в интересной форме. Может готовиться от недели до двух месяцев. Также подобная форма может быть использована без предварительной подготовки.Класс делится на группы , группа использует дополнительные источники, наглядный материал, предоставленный учителем, и в течение 10-15 мин. готовит презентацию примерно на 5 мин.).
Урок-исследование (Готовится подборка материалов, анализ которых ведет к ответу на вопрос. Инструменты исследования: тексты (или отрывки) художественной и др. литературы, сочинения по данной теме, интервью, личный опыт и т.д.).
Урок в форме «вопросов и ответов»(Как правило ,обобщающий по теме. Учащиеся формулируют вопросы к учителю, священнослужителю, одноклассникам. Вопросы пишутся обычно заранее по прохождении темы. Учитель дифференцирует эти вопросы: культурологические, нравственные, общечеловеческие и прочие… На часть вопросов отвечает учитель, на большую – сами ученики. На занятие приглашается священнослужитель
Урок-мастерская (мастер-учитель, организатор, умелец, консультант и помощник процесса самостоятельного поиска знаний учащимися; участники-это ученики, подмастерья, которые сами строят свой путь познания. Закон мастерской: «Делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов, личного опыта. И корректируй себя сам!»)
Cуществуют следующие методы обучения:
Метод моральных дилемм и дискуссий
Эвристические методы
Проектирование
Исследовательский метод
Формы, методы, варианты проведения уроков ОРКСЭ:
дискуссии (дебаты, диспуты)
эвристические беседы
учебные и социальные проекты
уроки-экскурсии
деловые и ролевые игры
практикумы
различные викторины
конкурсы
творческие мастерские
Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два и более вопроса. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.
Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.
Например, урок «Проповедь Христа» возможно обсуждение проблемной ситуации: Как поступить, если тебя обидели?
Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде. Например, на уроках «Милосердие и сострадание» ребята выбирали в тексте отрывки, с которыми они полностью согласны или те, где хочется поспорить. Формулировали правила, которые необходимо выполнять всем людям для совместной жизни в обществе (тема «Заповеди»).
Проектирование - особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповым занятиями, в результате, которого обучающиеся создают конечный продукт из собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.
Например, при изучении темы «Храм»: при изучении данной темы можно использовать метод моральных дилемм и дискуссий
На этапе урока «Актуализация знаний учащихся» учитель просит детей дать определение слову «храм».
Учитель: - Одинаковые ли храмы у всех религий?
По изображению фоторепродукций или на интерактивной доске, учащиеся определяют, что они разные.
Учитель спрашивает: - Почему? Докажите. (Ученики приводят свои гипотезы.)
В процессе, приведённых примеров, выясняется, что у каждой религии своё видение мира и миросоздателя.
Далее детям можно предложить нарисовать храм.
И сделать вывод: главное, это вера в добродетель, что храм является источником живительной благодати каждого верующего человека.
Тема “Христианская семья” : при изучении данной темы можно использовать метод проектов (в данном случае, краткосрочный проект). Ранее на уроках окружающего мира учащиеся уже познакомились с понятием “семья’, поэтому на уроках ОРКСЭ можно расширить их представление по данной теме и предложить подготовить мини-проект (можно с презентацией), в котором будет отражена личная позиция и отношение каждого ребенка. В дальнейшем можно объединить все детские работы и выпустить один большой проект от класса.
Особый интерес у детей вызывает такая форма работы, как интервью. Ребята составляют вопросы и берут интервью у своих родственников о семейных традициях.
Тема “Зачем творить добро” : В учебнике понятие добро и зло даётся через Библейскую трактовку и объясняется, как грехопадение и раскаяние. Учащимся 4 классов не всегда доступны для понимания некоторые термины, в связи с маленьким личным опытом. На данном уроке можно предложить следующие варианты работы:
- сам урок можно построить в форме дебата или дискуссии.
В качестве основного материала можно предложить для прочтения притчу из Библии. Это позволит, во-первых, познакомить учащихся с самим текстом священной книги, во-вторых, научить работать с текстом религиозного содержания (таким образом, мы введем в словарь ребёнка новые религиозные термины и в будущем можем составить из них словарик, придумать для него обложку на уроках труда – это уже интеграция предметов, и провести выставку данных словарей).
- После прочтения притчи можно предложить учащимся ответить на вопрос “Что такое добро и зло в их понимании? Где в своей жизни они встречались с этими понятиями?”. Попросить привести примеры, чтобы понять, как каждый ребенок для себя дает объяснение добру и злу. Таким образом, мы на уроке применяем метод дискуссий на заданную тему.
- На втором уроке по данной теме можно предложить групповую работу. Для этого класс необходимо разделить на группы (достаточно двух) и предложить изобразить (коллективно) доброго и злого человека. (На листках формата А2 или А3 учащиеся рисуют доброго или злого человека, в одной части, а в другой - пишут, какими качествами должен обладать, по их мнению, данный человек). Нужно чаще обращать ребят к их собственному мнению, развивать личностные УУД.
Работа с притчами
На занятиях ОРКСЭ большая часть урока отводится работе с текстом.
Притча - дидактико- аллегорический литературный жанр, заключающий в себе моральное и религиозное поучение. Близка к басне. Именно притча является наибольшим воспитательным потенциалом и развивает аналитические навыки, логическое и критическое мышление. Использую на этапе объяснения нового материала, закрепления, на этапе рефлексии.
Понять смысл притч помогают гравюры, картины, презентации, рисунки, картинки, фотографии.
Большое значение имеет работа над анализом притчи:
1.Обсуждение основной идеи, смысла истории.
2.Анализ названия притчи (придумать новое название притчи)
3.Притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться)
4.Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы.
5.Выделение ключевых понятий.
6.Инсценировка притчи.
7.Сравнение нескольких притч.
8.Нахождение и вставка пропущенных слов в притче (или предположить их).
Можно использовать заочные видео-экскурсии или реальные экскурсии в храм. В ходе экскурсии по православным храмам ребята не только видят объекты, на основе которых раскрывается тема, слышат об этих объектах необходимую информацию, но и овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа.
Мне кажется, что курс ОРКСЭ можно интегрировать с такими школьными дисциплинами, как литературное чтение (тем более, что на один урок чтения стало меньше), ИЗО, технология, по крайней мере, в начальной школе.
Тема “Защита Отечества”: При изучении данной темы в модуле “Основы мировых религиозных культур” необходимо обратиться к примерам из истории нашего Отечества, к нашим предкам, к истории своего народа. Для этого в качестве домашнего задания можно предложить учащимся подготовить сообщение о своих предках, которые участвовали в ВОВ, затем все доклады и сообщения оформить в единую “книгу памяти” и подарить ее в школьный Музей, приурочив к дате 9 мая. Данный урок можно построить в виде выступления с презентацией, круглого стола.
Методические приемы на уроке составная часть или отдельная сторона метода. В процессе обучения приёмы играют важную роль, поскольку они побуждают учащихся к активному участию в освоении учебного материала: постановка вопросов при изложении учебной информации, включение в него отдельных практических упражнений, ситуационных задач, обращение к наглядным и техническим средствам, побуждение к ведению записей. К таким приёмам относят: дидактические игры, логические задачи, кроссворды, самостоятельные работы и т.д.
Одним из ведущих приёмов является кластер.
Кластер (от англ. Cluster -гроздь) –
это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.
Этот приём может быть применён на стадии вызова, когда систематизируем информацию до знакомства с новым материалом. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: В центре звезда – это наша тема, вокруг неё планеты – крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты также могут быть свои спутники.
Например, в теме «Добро и зло» задается вопрос: «Что для вас добро?». Слово «добро» записываем в центре, от него отходят лучики, которые ведут к «планетам». Далее дописываем то, что предлагают дети. У нас получилось, что от слова «добро» появились направления к «планетам»: «вежливость», «хорошие поступки», «помощь нуждающимся», «взаимовыручка», «внимание к окружающим». Это один из вариантов записи, возможно в другом классе будет иное количество лучиков и другие «планеты». Аналогично составляем кластер от слова «зло» и продолжаем работать над этими понятиями, используя другие методы и приёмы работы: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, просмотр видеосюжетов, обсуждение положительных и отрицательных поступков героев.
Большой потенциал имеет приём кластеров на стадии рефлексии: это исправление неверных предположений в «предварительных кластерах», заполнение их на основе новой информации.
На стадии рефлексии можно использовать такие приёмы, как:
приём «синквейн»
Он используется как способ обобщения изученного материала. Краткость формы развивает навык резюмировать информацию. Синквейн дети пишут чаще всего индивидуально, но возможна и работа в парах или в группах. Правила написания синквейна хорошо известны:
- 1 строка – одно ключевое слово, существительное, отражающее главную идею;
- 2 строка – два прилагательных или причастие, описывающие основную мысль, которые подходят к теме существительного;
- 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках заданной темы;
- 4 строка – короткое предложение из 4-х слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней, таким предложением может быть крылатое выражение, цитата или пословица;
- 5 строка – существительное – синоним ключевого слова (желательно 1 слово или словосочетание).
Приём «Чудесное превращение»
Вариантов может быть много. Условие одно - чудесное превращение. Например, на доске белые цветы, необходимо выполнить ряд заданий, чтобы “оживить" цветы, и тогда они станут разноцветными. Одно задание - один цветок. Могут быть заколдованными бабочки, осенние листочки и др. Можно на рисунок прикрепить промокательную бумагу, которая "тает" от воды. Когда задание выполнено, мокрой кисточкой провести по бумаге, появится изображение.
Тема урока “Пасха”: Изучение этой темы предполагает и даёт учителю простор для творчества. Здесь возможны и творческие мастерские (изготовление и раскрашивание фигурок к Пасхе, коллективный макет или инсталляция Рождества Христова с традиционными фигурками волхвов, яслей, Девы Марии и самого Христа); работа с иллюстративным материалом (при создании макета учащиеся сначала знакомятся с его изображением на страницах Библии); кроссворды (по главным государственным и церковным праздникам)и др. Возможно, даже при изготовлении пасхальных фигурок реализовать социальный проект, подарив эти фигурки детям из приюта (эта работа социально очень значима, потому что покажет учащимся, как важно и нужно помогать тем, кто нуждается в помощи, покажет жизнь такой, какая она есть на самом деле, а не на страницах учебника).
В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные работы. Конечные результат: мини- проекты -книги, газеты, рисунки, фото выставка коллаж и пр.
В курсе ОРКСЭ много различных понятий. Составление словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению материала курса. Содержание словаря составляют основные понятия курса. Чтобы учащиеся могли свободно оперировать, они должны знать наизусть. Чтобы понятия лучше запоминались, а также для контроля за усвоением их используется на уроках следующие приемы:
Домино - состоит из карточек, каждая карточка разделена чертой на две части - на одной записано понятие, на другой - определение к другому понятию.
Буквомикс
Зашифрованный текст, который нужно расшифровать, прежде чем начать с ним работать по существу. Пример: Найдите закономерность и расшифруйте текст:
(подсказка - в каждом слове первая и последняя буква стоят на своих местах)
Оитллчныитьеми чмаетри дубржы ялтсювяя иеарьбтзнситоль, бросткыосстнеь, ваиамзня самипитя, доирвее и ощнбстоь иернотесв.
Решение: Отличительными чертами дружбы являются избирательность, бескорыстность, взаимная симпатия, доверие и общность интересов.
Расшифруй слово.
Представьте себе, что слово «общение» требует расшифровки, но необычной. Необходимо каждую букву, входящую в слово, использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение». Например:
О — объединение, открытость;
Б — близость, безопасность;
Щ — щедрость;
Е — единение, единомыслие;
Н — необходимость;
И — искренность, истина.
Участники выполняют работу самостоятельно, объединившись в небольшие группы. По окончании работы дети обсуждают результаты исследования и объясняют свой выбор.
Анаграммы.
Учащиеся с удовольствием разгадывают анаграммы по терминам, изученным на предыдущем уроке. Можно усложнять задания, загадав четыре слова, одно из которых – «лишнее». Пример: Заполните табличку, для чего, решите анаграммы, объясните слова, выберите лишнее.
анаграмма термин значение
рльома мораль
родоб добро
релспавдьивсто справедливость
рокпо порок
бдосова свобода
Жемчужина в раковине.
Как мы видим, у всех людей есть свои достоинства как «Жемчужина в раковине» и недостатки как «Камушек в ботинке», и все мы желаем толерантного отношения к себе.
Учитель:
Работа в группах. Сейчас я предлагаю собрать на доске цветок толерантности. На лепестках написаны формы проявления толерантности, а вы должны договориться и выбрать, какие лепестки будут у цветка толерантности, а какие – нет:
уважение мнения и прав других
доброжелательность
желание что-либо делать вместе
(сотрудничество)
уважение человеческого достоинства
чуткость, милосердие
сострадание,
прощение,
принятие другого таким, каким он есть,
жестокость,
неуважение,
эгоизм,
нетерпимость,
пренебрежение,
зависть, унижение
Данные формы и приемы работы способствуют успешности обучения, повышению мотивации к изучению предмета, повышению уровня воспитанности обучающихся. Такие уроки конечно нужны. Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения оставят след в сердцах наших детей. Но для этого и мы должны учиться, встречаться и делиться опытом. Только сообща можно добиться эффективных результатов в воспитании нравственного гражданина России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы работы и методы обучения на уроках ОРКСЭ
В презентации представлен материал для первичного представления о введении и преподавании курса ОРКСЭ в 4-5 классах, формах и методах, используемых на уроках....

Формы и методы обучения урока
Содержание образования не сильно меняется, существенно изменяется роль учителя....

ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ – ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье идёт речь о целесообразности и эффективности групповой работы в коллективе младших школьников, благодаря которой учитель имеет возможность профессионально формировать и совершенствовать униве...

Использование и внедрение методов и форм работы по выявлению, обучению, развитию, воспитанию и поддержки одарённых детей (из опыта работы)
Каждый учитель знает, с каким трудом усваивают дети таблицу умножения. Как ускорить и облегчить процесс запоминания? Что сделать, чтобы на нас работал, великий волшебник – интерес? Ведь перед на...

Нестандартные формы и приёмы работы с текстом на уроках ОРКСЭ
В своей статье я описала нестандартные формы и приемы работы с текстом на уроках ОРКСЭ. Данные формы и приемы способствуют глубокому пониманию и усвоению материала. Игровой материал сделает урок ярким...

Специальные методы и формы работы педагога для обучения детей в инклюзивном пространстве.
Инклюзивное образование – это совместное обучение детей, где каждому, независимо от имеющих физических, интеллектуальных, социальных и других особенностей, даётся возможность учиться в общеобразовател...