Урок ОРКСЭ (Модуль "Основы православной культуры"). Тема: "Чудо в жизни христианина"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Урок предназначен для учащихся 4-х классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_chudo_v_zhizni_hristianina.doc | 283.5 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_chudo_v_zhizni_hristianina.pdf | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок ОРКСЭ Модуль: «Основы православной культуры» 4 класс
Тема: Чудо в жизни христианина.
Автор: Орлова Наталья Анатольевна, учитель ОРКСЭ и ОДНКНР
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Цель урока: дать четкие представления о соотношении чуда и доброделания в понимании православных христиан.
Задачи:
Обучающая: ознакомить детей с понятием чуда, с определением смысла чуда, что чудо не бывает без веры в жизни христианина.
Воспитательная: содействие формированию и развитию у детей отношения к истинным и ложным чудесам, а также развитию духовной основы личности. Осознать, что для верующего в Бога человека доброделание есть норма его жизни и следствие доброго внутреннего настроя человека.
Развивающая: развивать умения работать с текстом, иллюстративным материалом, умения выразительного чтения и речи, умения высказывать свои мысли, вести диалог, умения работать в группах.
Планируемые результаты:
Предметные: осмысленное понимание чуда в христианском мировоззрении; значения чудесных явлений в жизни верующих людей; осознание учащимися того факта, что их дела и поступки могут быть источниками чуда для окружающих их людей, проявление поддержки духовных и физических сил человека, ободрение его духа.
Метапредметные: умение анализировать, выделять существенные признаки, умение формулировать определение, способность конструктивно взаимодействовать в коллективной работе, обсуждать проблемные вопросы, логически выстраивать речевые высказывания, готовность к рефлексии.
Личностные: положительное отношение к православным нравственным ценностям; стремление следовать нравственным идеалам христианства, умение анализировать личные поступки, действия и поступки литературных героев и окружающих людей с позиции нравственных критериев; устойчивый познавательный интерес к новой информации.
Методики, применяемые на уроке: метод развития критического мышления через чтение и письмо, эвристические методы, ИКТ
Технические средства: компьютер, экран, проектор
Оборудование: иллюстрации по теме, карточки для индивидуальной работы, работы в группе, сигнальные карточки для проведения игры.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
I. Актуализация знаний и постановка проблемы. | Прием «Верно — Не верно». Слайд 1-4 Начнём мы наш урок с игры «Верю, не верю». Приготовили сигнальные карточки. Чудо – это действие, которое совершают волшебники. Чудеса бывают только в сказках. Необъяснимые явления называют чудесами. Чудеса совершает только Бог. Чудес на свете не бывает, всё можно объяснить с помощью науки. Чему были посвящены все эти вопросы? Почему наши мнения в игре разошлись? (мало знаем о школе) Сегодня мы с вами и поведём разговор о чудесах в жизни христианина. В течение урока мы составим с вами синквейн. Составление синквейна. Откройте тетради (Приложение 1), запишите в схему тему урока. Слайд 6. Работа с таблицей «Знаю-хочу-узнал». Слайд 7. Давайте вспомним, что мы уже знаем о чудесах. Где мы с самого раннего детства встречаемся с чудесами? (в сказке) Определите для чего совершаются чудеса в сказках? (сделать героя счастливым, помочь ему) Кто в сказках совершает чудо? (волшебники) Составление плана урока. А теперь попробуем определить, что нам было бы интересно узнать о чуде? На какие вопросы вы хотите получить ответ?
Что мы сейчас с вами составили? (план урока) | Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение устанавливать аналогии; 6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам. |
ΙΙ. Совместное открытие знаний | Работа над притчей. Слайд 8-9 Послушайте притчу. Один мальчик очень любил читать добрые и умные сказки и верил всему, что там было написано. Ребенок искал чудеса и в жизни, но не мог найти в ней ничего такого, что было бы похоже на его любимые сказки. Чувствуя некоторое разочарование от своих поисков, он спросил маму, правильно ли то, что он верит в чудеса? Или чудес в жизни не бывает? И что такое чудо? Приём «Мозговой штурм». Слайд 10 Подберите по одному существительному, характеризующему понятие «чудо». Проверка по цепочке. Действительно, каждое из этих слов помогает нам приблизится к толкованию этого понятия. Выберите одно из них, наиболее на ваш взгляд подходящее к понятию «Чудо» и запишите его в свою таблицу. Работа с толковым словарём. Слайд 11 Теперь самое время воспользоваться толковым словарём живого русского языка Даля и объединить ваши предположения в единое целое. Что же такое чудо? (читаем определение) Ещё раз самостоятельно прочитайте определение и выпишите в тетрадь 2 имени прилагательного в тетрадь. Работа с текстом. Приём « Инсерт» Слайд 12. Перед вами информационная страничка (Приложение 2). Возьмите в руки карандаш. Прочитайте внимательно текст. По мере прочтения выберите, что вам в тексте уже знакомо и отметьте знаком «V», и что мы ещё не успели обсудить «-». Промаркируйте текст. Работа в группах. Обсудите в группе, что у вас получилось. Какие понятия вам уже знакомы, а какие из них вы узнали только сейчас, познакомившись с текстом. Вскройте конверт для работы группы. Впишите промаркированные определения и понятия (Приложение 3.) Проверка с экраном. Оцените первую часть работы группы в верхнем левом углу. Слайд 13. Давайте вместе подумаем и определим, кто же является Творцом каждого вида чудес. Благодаря кому совершаются естественные чудеса? Кто нам дарит сверхъестественные чудеса? Что за сила помогает нам увидеть чудеса природы? Слайд 13(по щелчку) Сейчас я предлагаю группам просмотреть несколько видеотрывков и определить к какому виду чудес они относятся, затем мы проверим. Практическая работа. Просмотр видео отрывков.
Используя слова для справок, заполните таблицу до конца. Проверка с экрана. Оцените работу группы. Слайд 14. А зачем нужны чудеса? Какие главные задачи решают подобранные нами примеры? Определите с помощью слов-действий. Запишите в таблицу в тетради, наиболее понравившиеся вам слова в 3 строке. Слайд 15. Чудеса окружают нас повсюду, но впервые маленький человечек знакомится с ними, конечно же, слушая мамину сказку. Слайд 16. И чтобы ни случилось в сказке с героем, добро побеждает зло. А вот благодаря каким качествам главных героев стали возможны чудеса в этих сказках? Соедините стрелочками.
Фронтальная проверка. Слайд 17. Какие слова вы использовали неоднократно? Вера, надежда, любовь! Добрые дела формируют характер человека. Если человек часто творит добро, то в его в душе поселяются эти качества: любовь, вера, надежда. И человек становится способным сам творить чудеса: по отношению к другим людям, к природе, он сам становится ближе к Богу. В этом и заключается самый главный секрет, как самому научиться творить чудеса! Слайд 18. Давайте вернёмся к нашей притче о мальчике который обратился за советом к своей маме. Чувствуя некоторое разочарование от своих поисков, мальчик спросил маму, правильно ли то, что он верит в чудеса? Или чудес в жизни не бывает? Дорогой мой, — ответила ему мама, — если ты будешь стараться вырасти добрым и хорошим мальчиком, то все сказки в твоей жизни сбудутся. Запомни, что чудес не ищут, — к добрым людям они приходят сами! Выделите в словах мамы самое главное (К добрым людям чудеса приходят сами!) Запишите в тетрадь. | Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения. Личностные УУД: 1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 4)воспитываем нравственные чувства, этическое сознание и готовность совершать позитивные поступки Регулятивные УУД: 1) формируем умение определять цель деятельности на уроке; 2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; 3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙΙΙ. Итог урока | Слайд 19. –– На какие вопросы мы сегодня искали ответы? ––Все ли пункты плана выполнили? – К каким выводам пришли? У каждого на уроке сегодня получился свой синквейн. Прочитаем несколько вариантов. Рефлексия. –Оцените свою работу на уроке по 3- бальной шкале. Поставьте галочку. Домашнее задание: выполнить задания в рабочей тетради.
Слайд 20 (на фоне видео) И самое главное, каждый из нас способен совершить чудо Перевести через дорогу первоклассника, Купить корм в приют для бездомных животных, Покормить птиц зимой, Посадить деревце или цветы, И может быть просто поцеловать маму, прийдя вечером домой. Всё это маленькие кусочки той любви, о которой говорит нам Бог. И может быть когда – нибудь, увидя, вашу искреннюю любовь к окружающему миру, он совершит для Вас главное чудо, исполнив самую сокровенную мечту! |
Список литературы, интернет – источники:
- Заир – Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке – М.: Просвещение, 2011.
- Даль В.И.. Толковый словарь живого великорусского языка.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.
- Кураев А.В. Основы православной культуры – М.: Просвещение, 2013.
- Обернихина Г.А. Поурочные разработки к учебнику «Основы православной культуры» автора А.В. Кураева. — М.: Просвещение, 2012.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедиа урок по Основам православной культуры "Чудо в жизни христианина"
Урок Православной культуры 4 класс. Конспект, презентация, рабочая тетрадь....
ОРКСЭ модульОсновы православной культуры (материал для родителей)
Как выбрать модуль ОРКСЭ? Когда родителям предстоит выбрать для своего ребенка предмет (модуль) из курса ОРКСЭ, то в данном случае выбор родителей имеет культурно-историческое и мировоззренч...
Чудо в жизни христианина Разработка урока по Основам православной культуры
Цели урока: познакомить детей с православными святынями и чудесами Задачи:a) обучающие: объяснить смысл понятий «чудо в православии, святыня»;б) воспитательные: воспитывать должное поведение хрис...
урок ОРКСЭ (модуль Православная культура) "Храм"
авторская разработка урока ОРКСЭ 4 класс...
Методическая разработка урока ОРКСЭ (Основы православной культуры). 4 класс. Тема "Христианская семья"
Методическая разработка урока ОРКСЭ (Основы православной культуры)Тема: Христианская семья...
Конспект урока ОРКСЭ. Основы православной культуры. Добродетель и порок. 2 часа
ОРКСЭ. Модуль:Основы православной культуры. Добродетель и порок. 2 часа....
Технологическая карта урока ОРКСЭ («Основы православной культуры» под ред. О.Ю. Васильевой , 4 класс)
Цель урока:формирование у детей представления о том, что такое подвиг, его бескорыстной и жертвенной стороной. Задачи урока Дидактические:1) познакомить учащихся с понятиями: «Подвиг»...