Урок ОРКСЭ (Модуль "Основы православной культуры"). Тема: "Чудо в жизни христианина"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Орлова Наталья Анатольевна

Урок предназначен для учащихся 4-х классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок ОРКСЭ Модуль: «Основы православной культуры» 4 класс

Тема: Чудо в жизни христианина.

Автор: Орлова Наталья Анатольевна, учитель ОРКСЭ и ОДНКНР

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Цель урока: дать четкие представления о соотношении чуда и доброделания в понимании православных христиан.

Задачи:

Обучающая:  ознакомить детей с понятием чуда, с определением смысла чуда, что чудо не бывает без веры в жизни христианина.

Воспитательная:   содействие формированию и развитию у детей отношения к истинным и  ложным чудесам, а также развитию духовной  основы личности. Осознать, что для верующего в Бога человека доброделание есть норма его жизни и следствие доброго внутреннего настроя человека.

Развивающая:  развивать умения работать с текстом, иллюстративным материалом, умения выразительного чтения и речи, умения высказывать свои мысли, вести диалог, умения работать в группах.

Планируемые результаты:

Предметные: осмысленное понимание чуда в христианском мировоззрении; значения чудесных явлений в жизни верующих людей; осознание учащимися того факта, что их дела и поступки могут быть источниками чуда для окружающих их людей, проявление поддержки духовных и физических сил человека, ободрение его духа.

Метапредметные: умение анализировать, выделять существенные признаки, умение формулировать определение,  способность конструктивно взаимодействовать в коллективной работе, обсуждать проблемные вопросы, логически выстраивать речевые высказывания, готовность к рефлексии.

Личностные: положительное отношение к православным нравственным ценностям; стремление следовать нравственным идеалам христианства, умение анализировать личные поступки, действия и поступки литературных героев и окружающих людей с позиции нравственных критериев;  устойчивый познавательный интерес к новой информации.

Методики, применяемые на уроке: метод развития критического мышления через чтение и письмо, эвристические методы, ИКТ

Технические средства: компьютер, экран, проектор

Оборудование: иллюстрации по теме, карточки для индивидуальной работы, работы в группе, сигнальные карточки для проведения игры.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I. Актуализация знаний и постановка проблемы.

Прием «Верно — Не верно».  Слайд 1-4

   Начнём мы наш урок с игры «Верю, не верю». Приготовили сигнальные карточки.

Чудо – это действие, которое совершают волшебники.

Чудеса бывают только в сказках.

Необъяснимые явления называют чудесами.

Чудеса совершает только Бог.

Чудес на свете не бывает, всё можно объяснить с помощью науки.

Чему были посвящены все эти вопросы?

Почему наши мнения в игре разошлись? (мало знаем о школе)

Сегодня мы с вами и поведём разговор о чудесах в жизни христианина. В течение урока мы составим с вами синквейн.

Составление синквейна.

Откройте тетради (Приложение 1), запишите в схему тему урока. Слайд 6.

Работа с таблицей «Знаю-хочу-узнал». Слайд 7.

Давайте вспомним, что мы уже знаем о чудесах.

Где мы с самого раннего детства встречаемся с чудесами? (в сказке)

Определите для чего совершаются чудеса в сказках? (сделать героя счастливым, помочь ему)

Кто в сказках совершает чудо?  (волшебники)

Составление плана урока.

А теперь попробуем определить, что нам было бы интересно узнать о чуде? На какие вопросы вы хотите получить ответ?

  • Что такое чудо?
  • Какие бывают чудеса?
  • Как самому научиться творить чудеса?

Что мы сейчас с вами составили? (план урока)

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение устанавливать аналогии;

6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

ΙΙ. Совместное открытие знаний

 Работа над притчей. Слайд 8-9

Послушайте притчу.

Один мальчик очень любил читать добрые и умные сказки и верил всему, что там было написано. Ребенок искал чудеса и в жизни, но не мог найти в ней ничего такого, что было бы похоже на его любимые сказки.

Чувствуя некоторое разочарование от своих поисков, он спросил маму,  правильно ли то, что он верит в чудеса? Или чудес в жизни не бывает? И что такое чудо?

Приём «Мозговой штурм». Слайд 10

Подберите по одному существительному, характеризующему понятие «чудо».

Проверка по цепочке.

Действительно, каждое из этих слов помогает нам приблизится к толкованию этого понятия.

Выберите одно из них, наиболее на ваш взгляд подходящее к понятию «Чудо» и запишите его в свою таблицу.

Работа с толковым  словарём. Слайд 11

Теперь самое время воспользоваться  толковым словарём живого русского языка Даля и объединить ваши предположения в единое целое.

Что же такое чудо?

(читаем определение)

Ещё раз самостоятельно прочитайте определение и выпишите в тетрадь 2 имени прилагательного в тетрадь.

Работа с текстом. Приём « Инсерт» Слайд 12.

Перед вами информационная страничка (Приложение 2). Возьмите в руки карандаш. Прочитайте внимательно текст. По мере прочтения выберите, что вам в тексте уже знакомо и отметьте знаком «V», и что мы ещё не успели обсудить «-». Промаркируйте текст.

Работа в группах.

Обсудите в группе, что у вас получилось. Какие понятия вам уже знакомы, а какие из них вы узнали только сейчас, познакомившись с текстом.

Вскройте конверт для работы группы.

Впишите промаркированные определения и понятия    (Приложение 3.)

Проверка с экраном. Оцените первую часть работы группы в верхнем левом углу. Слайд 13.

Давайте вместе подумаем и определим, кто же является Творцом каждого вида чудес.

Благодаря кому совершаются естественные чудеса?

Кто нам дарит сверхъестественные чудеса?

Что за сила помогает нам увидеть чудеса природы? Слайд 13(по щелчку)

Сейчас я предлагаю группам просмотреть несколько видеотрывков и определить  к какому виду чудес они относятся, затем мы проверим.

Практическая работа. Просмотр видео отрывков.

 

Используя слова для справок, заполните таблицу до конца.

Проверка с экрана.

Оцените работу группы. Слайд 14.

А зачем нужны чудеса?  Какие главные задачи решают подобранные нами примеры? Определите с помощью слов-действий.

Запишите в таблицу в тетради, наиболее понравившиеся вам слова в 3 строке. Слайд 15.

Чудеса окружают нас повсюду, но впервые маленький человечек знакомится с ними, конечно же, слушая мамину сказку. Слайд 16. И чтобы ни случилось в сказке с героем, добро побеждает зло. А вот благодаря каким качествам главных героев стали возможны чудеса в этих сказках?

Соедините стрелочками.

 

Фронтальная проверка. Слайд 17.

Какие слова вы использовали неоднократно?

Вера, надежда, любовь!

Добрые дела формируют характер человека. Если человек часто творит добро, то в его в душе поселяются эти качества: любовь, вера, надежда. И человек становится способным сам творить чудеса: по отношению к другим людям, к природе, он сам становится ближе к Богу. В этом и заключается самый главный секрет, как самому научиться творить чудеса!

Слайд 18. Давайте вернёмся к нашей притче о мальчике который обратился за советом к своей маме.

Чувствуя некоторое разочарование от своих поисков, мальчик  спросил маму,  правильно ли то, что он верит в чудеса? Или чудес в жизни не бывает?

Дорогой мой, — ответила ему мама, — если ты будешь стараться вырасти добрым и хорошим мальчиком, то все сказки в твоей жизни сбудутся. Запомни, что чудес не ищут, — к добрым людям они приходят сами!

Выделите в словах мамы самое главное

                       (К добрым людям чудеса  приходят сами!)

Запишите в тетрадь.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные УУД:

1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

4)воспитываем  нравственные чувства, этическое сознание и готовность совершать позитивные поступки

Регулятивные УУД:

1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;

2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙΙ. Итог урока

Слайд 19.

–– На какие вопросы мы сегодня искали ответы?

––Все ли пункты плана выполнили?

– К каким выводам пришли?

У каждого на уроке сегодня получился свой синквейн. Прочитаем несколько вариантов.

Рефлексия.

–Оцените свою работу на уроке по 3- бальной шкале. Поставьте галочку.

Домашнее задание: выполнить задания в рабочей тетради.

 

Слайд 20 (на фоне видео)

И самое главное, каждый из нас способен совершить чудо

Перевести через дорогу первоклассника,

Купить корм в приют для бездомных животных,

Покормить птиц зимой,

Посадить деревце или цветы,
Помочь бабушке донести тяжёлую сумку,

И может быть просто поцеловать маму, прийдя вечером домой.

Всё это маленькие кусочки той любви, о которой говорит нам Бог. И может быть когда – нибудь, увидя, вашу искреннюю любовь к окружающему миру, он совершит для Вас главное чудо, исполнив самую сокровенную мечту!

Список литературы, интернет – источники:

  • Заир – Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке – М.: Просвещение, 2011.
  • Даль В.И.. Толковый словарь живого великорусского языка.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.
  • Кураев А.В. Основы православной культуры – М.: Просвещение, 2013.
  • Обернихина Г.А. Поурочные разработки к учебнику «Основы православной культуры» автора А.В. Кураева. — М.: Просвещение, 2012.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедиа урок по Основам православной культуры "Чудо в жизни христианина"

Урок Православной культуры 4 класс. Конспект, презентация, рабочая тетрадь....

ОРКСЭ модульОсновы православной культуры (материал для родителей)

Как выбрать модуль ОРКСЭ? Когда родителям предстоит выбрать для своего ребенка предмет (модуль) из курса ОРКСЭ, то в данном случае выбор родителей имеет культурно-историческое и мировоззренч...

Чудо в жизни христианина Разработка урока по Основам православной культуры

Цели урока: познакомить детей с православными святынями и чудесами Задачи:a) обучающие: объяснить смысл понятий «чудо в православии, святыня»;б) воспитательные: воспитывать должное поведение хрис...

урок ОРКСЭ (модуль Православная культура) "Храм"

авторская разработка урока ОРКСЭ 4 класс...

Методическая разработка урока ОРКСЭ (Основы православной культуры). 4 класс. Тема "Христианская семья"

Методическая разработка урока ОРКСЭ (Основы православной культуры)Тема: Христианская семья...

Конспект урока ОРКСЭ. Основы православной культуры. Добродетель и порок. 2 часа

ОРКСЭ. Модуль:Основы православной культуры. Добродетель и порок. 2 часа....

Технологическая карта урока ОРКСЭ («Основы православной культуры» под ред. О.Ю. Васильевой , 4 класс)

Цель урока:формирование у детей представления о том, что такое подвиг, его бескорыстной и жертвенной стороной. Задачи урока Дидактические:1) познакомить учащихся с понятиями: «Подвиг»...