Технологическая карта урока ОРКСЭ на тему: «Как христианство пришло на Русь » Модуль «Основы православной культуры»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Урок «Принятие христианства на Руси. Православие» включен в систему занятий модуля «Основы православной культуры», знакомит обучающихся с важнейшим историческим событием для нашей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_orkse_efimova_i.a.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 549 c углубленным изучением английского языка
Красносельского района Санкт-Петербурга
Технологическая карта урока ОРКСЭ
на тему: «Как христианство пришло на Русь »
Модуль «Основы православной культуры»
Выполнила:
Ефимова И.А.
учитель начальных классов
Санкт – Петербург
2016 – 2017
Пояснительная записка
Обеспечение духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей государственной образовательной политики РФ. Преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями православных духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Урок «Принятие христианства на Руси. Православие» включен в систему занятий модуля «Основы православной культуры», знакомит обучающихся с важнейшим историческим событием для нашей страны. Не касаясь политического значения принятия христианства, на данном уроке речь идет о духовном изменении личности, что на современном этапе является очень актуальным. На эту тему планированием предусмотрен 1 урок, в ходе которого обучающиеся 4 класса должны понять, что после принятия христианства люди стали меняться, что христианство дало возможность личности считать себя равным Богу и решать свою судьбу наравне с ним, что православие принесло на Русь нормы, которые впоследствии легли в основу моральных законов.
Технологическая карта урока
Тема: «Как христианство пришло на Русь .» | |||||||||
Тип: комбинированный | |||||||||
Цель урока: формирование у учащихся представлений о значимости для нашего Отечества принятия христианства, как важного этапа, с которого началось качественно новое развитие нашей государственности и культуры | |||||||||
Задачи: обучающая – познакомить с историческими обстоятельствами, связанными с Крещением Руси, узнать о роли князя Владимира в этом событии; развивающая – создать условия для развития и раскрытия творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства; развитие образного мышления; воспитывающая – способствовать воспитанию у детей патриотических чувств, формированию гуманистической и гражданской позиций | |||||||||
Планируемые результаты | |||||||||
Предметные: - знать историю принятия христианства на Руси - уметь давать определения некоторым терминам - знать и понимать следующие ценности: милосердие, доброту, патриотизм, сострадание; -осознавать значимость духовности в человеческой жизни | Метапредметные: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; - учиться работать с информацией - работать в паре и группе: распределять обязанности, договариваться о выполнении задания, делать выводы | Личностные: - проявлять интерес к истории, к жизни своих предков - воспитывать уважение к культуре своего народа - формировать православные ценности | |||||||
Ресурсы урока: Учебник «Основы православной культуры» А.В.Кураев видеофильм «Князь Владимир и крещение Руси», музыка «Звон колоколов», презентация MS PowerPoint, карточки с таблицей, карточки с заданиями для групповой работы, тексты из книги М.В.Толстого «История русского православия». | |||||||||
Ход урока | |||||||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||||||||
Мотивация к деятельности | |||||||||
Звучит музыка (звон колоколов). Какие чувства у вас вызывает звучание колоколов? Что представляете, когда слышите звук колокола? Где можно услышать колокольный звон? Учитель: Посмотрите на иллюстрацию. (Презентация. ). Что на ней изображено? (В храме крестят ребёнка). Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? Да, мы поговорим о крещении, как христианство пришло на Русь. Учитель: Что вы знаете об обряде крещения? Притча Учащиеся читают в учебнике с.84 Учитель: Найдите главную мысль в этой притче? «Бог так устроил, что люди должны научаться от людей». | Отвечают на вопросы (Ответы детей) (дети находят в тексте и зачитывают) | ||||||||
Актуализация необходимых знаний | |||||||||
Учитель: Теперь я попрошу вас заполнить таблицу У каждого ученика на парте лежит карточка с таблицей, состоящей их трех граф. В левой колонке помещены вопросы, в средней колонке обучающийся должен отметить + или -, знает он ответ на этот вопрос или нет. (Приложение 1)
| Работают с таблицей | ||||||||
Организация познавательной деятельности | |||||||||
(Эпиграф к уроку) Ребята перед вами высказывание Л.Н. Гумилева «Крещение дало нашим предкам высшую свободу – свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю». Прочитайте еще раз внимательно эти строки, вдумайтесь в них и ответьте на вопрос: -На какие слова в этом высказывании вы обратили внимание? Почему? -Как они связаны с темой урока? Рассказ учителя (сопровождается показом презентации) До принятия христианства у наших предков славян была языческая религия. Люди жили в неизведанном мире. Каждая секунда их жизни могла быть остановлена природой, силой, неподвластной пониманию. Человек осознавал свою беспомощность перед стихиями природы, а потому начал преклоняться перед могуществом богов. Славяне обожествляли и поклонялись силам и духам природы, считали, что многие природные предметы обладают сверхъестественной силой. Ребята, теперь вы будете моими помощниками, и дальнейшую работу будете выполнять в группе. А распределиться на группы вам помогут загадки о тех явлениях природы, которым поклонялись древние славяне. У вас на партах картинки. Тот, кто первый отгадает, поднимает нужную картинку. У кого изображения совпадут, тот объединяется в группу. Загадки Летит птица орёл, Над рекой остановился За окошком завывает, Первая группа получает следующее задание: восстановить деформированный текст и пересказать его. Вторая группа : вставить пропущенные слова в текст, пользуясь словами для справок. Третья группа : прочитать текст и составить сообщение, пользуясь вопросами-помощниками. (Приложение 1) После того, как выполните задание, вы от группы должны выделить выступающего, который сможет представить всему классу эту информацию. А теперь послушаем, что у вас получилось. Не забывайте про вопросы, на которые вы не знали ответа. Ведите краткую запись. Учитель сопровождает рассказ детей показом слайдов презентации. Вернемся к карточкам, которые лежат на ваших партах. На какие вопросы вы получили ответ из выступления групп? Учитель: Владимир не сразу пошел на введение христианства, ведь принятие новой веры было очень важным событием. Для себя он уже принял решение. Но вопрос о перемене религии не мог быть решен одним распоряжением князя. Чтобы не рассориться с дружиной, Владимир должен был показать необходимость принятия христианства, завоевавшего уже весь цивилизованный мир. Итак, Владимир оказался в ситуации выбора веры. Мы сейчас посмотрим отрывок из фильма «Князь Владимир и крещение Руси». В этом видеофрагменте постарайтесь найти ответы на вопросы, на которые вы еще не знаете ответа. Вначале выясним, что же обозначает понятие «крещение» Просмотр. Запись ответов в карточках ответов на какие-то вопросы. 1.Что вы узнали из этого видеофрагмента? (О чем было повествование?) 2. Каким образом князь Владимир избирал новую веру? 3. Прислушался ли князь к совету бояр, как он поступил? 4. Что для послов князя Владимира стало основанием выбора именно православия? Физминутка Учитель: В конечном счете, князь Владимир избирает православную веру, т. к. Русь и Византию связывали не только военные противостояния, но и давние торговые, религиозные контакты. Именно в греческую столицу Константинополь князь Владимир отправил своих послов .В этом городе есть прекрасный храм ,носящий имя Святой Софии ,что в переводе с греческого «Мудрость» Посмотрим в учебники стр. 85. и прочтем что такое «мудрость» Ребята, в искусстве многие художники обращались к этой теме и создавали картины. Я предлагаю сейчас отправиться на виртуальную экскурсию в Третьяковскую галерею в Москву. Экскурсоводом у нас сегодня работает … (учащийся к выступлению готовился заранее совместно с учителем) Работа с репродукцией картины художника В.М.Васнецова «Крещение Руси» (учебник с.86) Учитель: жизнь князя Владимира делится на два периода – до и после Крещения. Первый период был очень коротким – до 25-летнего возраста. Это время Владимир жил, как язычник, имел много жен, был жестоким и беспощадным человеком. Каким человеком стал князь Владимир после принятия новой веры, вы сейчас определите самостоятельно. Прежде чем приступим к чтению, проведем словарную работу. Словарная работа: Кротость - незлобивый и отходчивый нрав человека, готового осознанно прощать ошибки и обиды от других. Епископ - священнослужитель третьей (высшей) степени Отворен - открыт Невольник – раб, пленник Митрополит - первый по древности епископский титул в христианской Церкви. Инок – то же, что монах Трапеза – общий стол для приема пищи в монастыре, а также сам прием пищи, еда. Получают карточки с текстом. (Приложение 4 ) А каким же его запомнили ?Как жила Святая Русь ? Прочтем в учебнике с.87-88 Работа с текстом в учебнике с.87-88. | Ответы детей Отгадывают загадки. Распределяются в группе соответственно предмету, изображенному на картинке. Выступления учащихся. . Дети объединяются в группы Выступления детей. Учащиеся кратко записывают ответы на какие-то вопросы. Записывают ответы в карточки Смотрят отрывок. Записывают ответы в таблицу. Отвечают на вопросы Дети смотрят и читаю определение в учебнике с.85 Рассматривают репродукцию. Выступает подготовленная ученица с кратким докладом (Приложение 3) Вопросы:
Дети смотрят и читаю определение в учебнике с.85 Дают определения словам, пользуясь толковым словарем. Читают отрывок из книги М.В.Толстого «История русского православия» Читают текст, отвечают на вопросы. | ||||||||
Рефлексия деятельности | |||||||||
Благодарю вас за хорошую работу. Вернемся с карточке, которую вы заполняли в начале урока. Поделитесь своими впечатлениями, которые получили на занятии, на все ли вопросы, которые я вам приготовила, вы получили ответы? Какие вопросы появились у вас после изучения этой темы? Как вы думаете, где можно найти на них ответы. Закончите предложения:
| Делятся впечатлениями о занятии. Заканчивают предложения. |
Список литературы:
- Карамзин Н.М. История государства Российского в 12-ти томах. Т.1. – М.: Наука, 1989.
- Толстой М.В. История русского православия. Эксмо, 2010.
- Интернет ресурсы: видео урок Закона Божия телеканала «Союз» priozornoe.prihod.ru
4.Учебник «Основы православной культуры» А.В.Кураев
Приложение 1.
Вопрос | Знаю (+) – не знаю (-) | Краткий ответ |
1.Откуда и когда христианство пришло на Русь? | ||
2.Кто был тот человек, который решил принять православную веру в нашем государстве? | ||
3.По какой причине именно эта вера была выбрана? | ||
4.Какие люди в жизни этого человека повлияли на этот выбор? | ||
5. Какое значение имело приятие христианства на Руси? |
Приложение 2.
Задание для первой группы: восстановить деформированный текст.
Родился князь Владимир в 963 году.
Служила ключницей, то есть хранительницей мехов, серебра, монет и прочих драгоценностей княгини Ольги.
Отцом его был князь Святослав Игоревич, который правил на Руси в те времена.
Малуша сохраняла свое положение при дворе княгини Ольги.
Воспитала будущего князя Владимира при дворе.
Она не была законной женой князя Святослава Игоревича.
Старалась подчеркнуть его княжеское происхождение.
В 10 веке правителем древней Руси был князь Владимир Святославович.
Матерью простолюдинка Малуша.
Задание для второй группы: вставить пропущенные слова в текст, пользуясь словами для справок.
Княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, в последние годы своего княжения уже была _______________. В то время в Киеве уже существовали _________________. Князь Владимир с детства познакомился ______________. Влияние бабушки помогло ему понять суть христианской религии.
В первые годы своего правления _______________ ничего резко не менял в жизни страны. ______________ он скорей покровительствовал и, на удивление христиан, даже воздвигал новых ___________________. Но потом все изменилось.
Слова для справок: христианские церкви, князь Владимир, с христианством, язычеству, христианкой, в Киеве, истуканов
3адание для третьей группы: прочитать текст и составить сообщение, пользуясь вопросами-помощниками.
Во второй половине 80-х годов X века князь Владимир стал делать первые шаги, ведущие к крещению. Преимущества веры Христовой становились для него все яснее, тем более, что в самом Киеве, среди бояр, купцов, горожан, да и княжеских дружинников было достаточно много христиан. В прежнем своем виде язычество не устраивало князя Владимира, который стремился укрепить свое положение. Этим и объясняется отказ Владимира от язычества и поворот к новой религии — единобожию к православию.
Вопросы для подготовки ответа:
- Когда князь Владимир стал делать первые шаги к принятию христианства?
- Почему князь все больше склонялся к принятию христианства?
- Почему язычество перестало устраивать Владимира?
Приложение 3
Описание картины (текст для заранее подготовленного ученика)
Среди работ Виктора Васнецова, посвященных религиозной теме, можно отметить картину «Крещение князя Владимира». Прежде, чем написать её, автор изучал рукописи, работы летописца Нестора.
В центре картины – князь Владимир. Он сидит в купели, украшенной крестом. Взгляд Владимира сосредоточенный, брови нахмурены. Весь образ говорит о важности принятого решения, которое стало судьбоносным для всего государства. Придворные, которые стоят рядом, держат его роскошное, расшитое золотом одеяние, что говорит о царском происхождении. Слева от князя стоят священники, справа - его дружина. Над ними возвышается купол храма с очень красивыми росписями и фресками. Из окон льется свет. Картина достаточно светлая, художник использовал много светлых оттенков, чтобы показать чистоту помыслов и важность события.
Приложение 4
Отрывок из книги М.В.Толстого «История Русского православия»
«Жестокий и мстительный в язычестве Владимир-христианин сделался образцом кротости и любви ближнему; он не хотел наказывать даже преступников. Епископы представили ему, что злодейства умножались и строгие меры правосудия необходимы. Послушав их, он стал наказывать преступников, но весьма осторожно и без жестокости. Бедным и нуждающимся был отворен вход к нему: он щедро раздавал им пищу, одежду, деньги, покоил странников, выкупал должников, невольникам и пленным возвращал свободу. Видя, что больные не в силах приходить к нему за помощью, он приказывал развозить по улицам мясо, рыбу, хлеб, овощи, квас и мед. В праздничные дни всегда у него было три трапезы: первая - для митрополита с епископами, иноками и священниками; вторая - для нищих; третья – для самого князя с дружиной. Такова была христианская жизнь приснопамятного крестителя земли Русской!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧИЙ ЛИСТ К УРОКУ ОРКСЭ НА ТЕМУ "КАК ХРИСТИАНСТВО ПРИШЛО НА РУСЬ"
данный материал может быть использован К УРОКУ ОРКСЭ В 4 КЛАССЕ...
Технологическая карта урока ОРКСЭ «Как христианство пришло на Русь» (УМК «Основы православной культуры», 4 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представления о появлении кириллицы, о Крещении Руси, принятия православия.Зпдпчи урока:Дидактические:Познакомить со сведениями о появлении кириллицы.Объяснить с...
Виртуальная экскурсия по ОРКСЭ на тему "Как христианство пришло на Русь" в 4 классе
Конспект урока по ОРКСЭ с использованием виртуальной экскурсии на тему "Как христианство пришло на Русь" в 4 классе...
Конспект урока по ОРКСЭ по теме "Любовь и уважение к Отечеству" (модуль Основы православной культуры) 4 класс
Конспект урока в 4 классе по ОПК "Любовь и уважение к Отечеству" по учебнику А.Кураева...
Технологическая карта урока ОРКСЭ «Природа - волшебные двери к добру и доверию», УМК «Основы религиозной культуры и светской этики» издательство «Просвещение» Шемшурин А.И.-7-е изд., 4 класс
Цель урока: формирование знаний о значимости природы как источника жизни в соответствии с нравственными вопросами;Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Способствовать раскрытию смысла выраже...
Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме: «Каждый интересен» (4 класс, УМК «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» под ред. А.И. Шемшуриной)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о дружбе и особенностях каждого человека как личности. Дидактические:1) дать представление о п...
Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме «Простые школьные и домашние правила этикета» (4 класс, УМК : «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики»)
Цель урока: формирование представлений у обучающихся о понятиях «школьный» и «домашний» этикет и о его роли в обществе.Планируемые результаты:Предметные:1. Знать основные прави...