Конспект урока ОРКСЭ «Жизнь священна» (УМК Просвещение)
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Тема урока «Жизнь священна»
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о понятии жизни, как высшей нравственной ценности.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Создать условия для осознания и принятия обучающимися таких ценностей, как нравственность, толерантность в человеческой жизни; 2. Проанализировать степень усвоения полученного материала. | Предметные: 1. Уметь осознавать ценность человеческой жизни; 2. Иметь представление о таких понятиях, как материальные потребности, духовные потребности, духовность. |
Развивающие: 1. Развивать познавательный интерес, внимание; 2. Способствовать развитию речи учащихся, умение сравнивать, анализировать и обобщать, делать выводы. | Личностные: 1. Осознавать необходимость новых знаний; 2. Проявлять активность в совместной учебной деятельности.
|
Воспитательные: 1. Способствовать развитию доброжелательности и сопереживанию к другим; 2. Воспитывать навыки сотрудничества. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_orkse_zhizn_svyashchenna_umk_prosveshchenie.docx | 93.2 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ
Дата: 16.02.2024 Школа: «Академический лицей №95» Класс: 4-5 Урок: 3 Время: 09:45-10:25 Кабинет: 317 | Студент: Загидулина Екатерина Раисовна, Матвеева Мария Сергеевна Группа: 31 Учитель: Хайбулина Гульямал Зайнетдиновна Методист: Сачкова Татьяна Андреевна |
Тема урока «Жизнь священна»
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о понятии жизни, как высшей нравственной ценности.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Создать условия для осознания и принятия обучающимися таких ценностей, как нравственность, толерантность в человеческой жизни; 2. Проанализировать степень усвоения полученного материала. | Предметные: 1. Уметь осознавать ценность человеческой жизни; 2. Иметь представление о таких понятиях, как материальные потребности, духовные потребности, духовность. |
Развивающие: 1. Развивать познавательный интерес, внимание; 2. Способствовать развитию речи учащихся, умение сравнивать, анализировать и обобщать, делать выводы. | Личностные: 1. Осознавать необходимость новых знаний; 2. Проявлять активность в совместной учебной деятельности. |
Воспитательные: 1. Способствовать развитию доброжелательности и сопереживанию к другим; 2. Воспитывать навыки сотрудничества. |
УМК: «Просвещение», учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики»: 4 кл: Учебник: учеб. Для общеобразоват. организаций / А.И.Шемшурина. - М.: Просвещение, 2014.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование | ||
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф Словесный: беседа. Приёмы: организация учебного общения, «предсказания». Внешний контроль | 1. Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. - Здравствуйте, ребята, нас зовут Екатерина Раисовна и Мария Сергеевна. Сегодня мы проведем у вас урок Основы Светской Этики. 2. Создание эмоционального настроя. Активизация внимания учащихся. - Ребята, а верите ли в предсказания? - Посмотрите на эти листы бумаги и выберите 1 цвет, который хотите, но не называйте его. - Тот, кто выбрал голубой цвет, получит сегодня много новых знаний. - Если вы выбрали красный, то сегодня вас ждёт успех на уроке. - Жёлтый цвет предвещает ваше активное участие на уроке. - Отлично, приступим к работе! | Показывают свою готовность к уроку. Ответное приветствие учителя. Отвечают на вопрос учителя. Мысленно выбирают 1 цвет. | УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения. | Листы цветной бумаги | ||
Актуализация знаний и мотивация (4 – 5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесный: беседа. Наглядный: показ. Приёмы: цитата. Внешний контроль | 1. Организует повторение пройденного материала. - Вспомним о чём, вы говорили на прошлом уроке. Кто назовёт? Сегодня за ваши ответы вы будете получать наклейки. - А что мы можем отнести к ним? - Почему их называют общечеловеческими? | Слушают учителя и отвечают на поставленные вопросы. - Общечеловеческие ценности (учебник стр.78). - Добро, справедливость, любовь, правда, жизнь. - Потому что это ориентиры и нормы, моральные ценности, являющиеся | УУПД: применять логические действия и операции для решения учебных задач. УУРД: выражать своё отношение к анализируемым текстам. | Наклейки | ||
Актуализация знаний и мотивация (4 – 5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесный: беседа. Наглядный: показ. Приёмы: цитата. Внешний контроль | 2. Ставит проблемную ситуацию. - Кто прочитает высказывание, которое представлено на экране. - Как вы понимаете это высказывание? | абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох. - Жизнь - единственное благо, данное человеку от рождения. Сенека. Высказывают свои мнения. | УУКД: корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение. | Учебная презентация: слайд №1 | ||
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесный: беседа. Наглядный: показ. Приёмы: организация учебного общения. Внешний контроль | 1. Формулирует с детьми тему, ставит цель и составляют план. - Вы все правы! Это высказывание относится к теме сегодняшнего урока. Кто назовёт тему? - Верно, но только мы поговорим о её ценности и священности. Поэтому точнее тема звучит так: «Жизнь священна». - Теперь поставим цель на наш урок: Узнать о… Осознать… - А теперь, давайте составим план, которому мы будем следовать в течение всего урока, но только вот беда: все пункты плана перепутаны, давайте попробуем составить их в нужной последовательности: 1) Сделаем вывод о проделанной работе. 2) Познакомимся с видами потребностей человека и выполним задания. 3) Прочтём притчу о жизненных ценностях. - Отлично, приступим к первому пункту. | Формулируют тему, ставят цель и составляют план с учителем. - Жизнь. - Узнать о жизненных ценностях и потребностях человека. - Осознать ценность человеческой жизни. -1) Прочтём притчу о жизненных ценностях. 2) Познакомимся с видами потребностей человека и выполним задания. 3) Сделаем вывод о проделанной работе. | УУПД: использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике. УУРД: проявлять инициативность, организованность в осуществлении учебной деятельности. УУКД: корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение. | Учебная презентация: слайд №2 Учебная презентация: слайд №3 Учебная презентация: слайд №4-5 | ||
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф Словесный: рассказ, беседа, работа с текстом. Наглядный: показ, демонстрация. Приёмы: притча. Внешний контроль | 1.Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания. - Сейчас мы прочитаем притчу, ваша задача внимательно слушать и ответить, про что она на самом деле. Читать её будем по цепочке по 1 абзацу. - Ребята, что же обозначает сосуд, как вы думаете? - А большие камни? - Верно, горох – это те вещи, которые не так значимы для вас. Какие, например? - А что же такое песок? - Да, это все самое мелкое и незначительное в нашей жизни. - Если же вы наполните ваш сосуд вначале песком, то в нем не останется уже места для более крупных камней и даже для гороха. Поэтому обращайте внимание, прежде всего, на важное: находите время на своих родных и близких, следите за своим здоровьем. Никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, закрывая вам глаза на более важные вещи. - Так что мы может отнести к главным ценностям человека? - Верно, ребята и, конечно же, саму жизнь. Ведь это дар, который дан всем нам. Никто не имеет права его отобрать. - Какой пункт плана мы выполнили? 2. Организует первичное закрепление. - Перейдём к следующему пункту плана. О чём мы сейчас поговорим? - А кто знает, что такое потребность? - Верно, потребность – это надобность, нужда в чем-нибудь, без удовлетворения которой невозможно обойтись. Чтобы разобраться с их видами, мы посмотрим видеоролик. По его ходу мы будем задавать вам вопросы. - Что такое материальные потребности? - А духовные? | Читают притчу по цепочке. - Однажды, один мудрец, находясь в кругу своих учеников, проделал следующее. Он наполнил до краев большой стеклянный сосуд крупными камнями. Сделав это, мудрец спросил у учеников – а полон ли этот сосуд? Ученики ответили, что сосуд полон. - Затем Учитель взял мешочек с горохом, высыпал горох в сосуд и легонько встряхнул его несколько раз. Горошины оказались в промежутках между крупными камнями и заполнили их. Мудрец опять спросил у учеников – а теперь сосуд полон ли? Ученики снова подтвердили его слова — да, сосуд полон. - И наконец, мудрец высыпал в стеклянный сосуд песок. И песок заполнил все оставшиеся промежутки между камнями в сосуде. - Обратился Учитель к своим ученикам, - мне бы хотелось, чтобы вы в этом сосуде смогли распознать свою жизнь! - Сосуд – это наша жизнь. - Крупные камни олицетворяют самые важные вещи в нашей жизни: семью, родителей, дом, друзей. - Машина, красивая одежда и прочее. - Это мелочи жизни. - Семью, дом, друзей, любовь и т.д. - Прочитали притчу о жизненных ценностях. Отвечают на вопросы учителя. - О человеческих потребностях. - Нужда, надобность. Смотрят видеоролик. - Это потребности, которые связаны с повседневной жизнью. - Это потребности, которые связаны с стремлением к достижению счастья, гармонии с собой и окружающим миром. | УУПД: применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала. УУРД: проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении. УУКД: соблюдать правила ведения диалога и дискуссии. | Текст притчи Учебная презентация: слайд №6 Учебная презентация: слайд №7 Видеоролик | ||
Первичное закрепление (4-5 мин) | Ф, П Словесный: объяснение, беседа. Наглядный: показ. Приёмы: распредели по группам. Внешний контроль и самоконтроль | 1. Организует первичное закрепление. - Отлично, а теперь вам нужно будет распределить потребности по видам. Делать вы это будете в паре. На экране представлены правила работы в группе. - Молодцы, на это задание у вас есть 2 минуты. - Время вышло. Какие потребности вы отнесли к материальным? - А к духовным? - У всех так? - Молодцы, а как вы думаете, благодаря каким потребностям развивается и совершенствуется жизнь? - Верно! | Повторяют правила работы в паре. - 1. Учитывать мнение соседа; 2. Прийти к общему мнению; 3. Показать знак готовности. Распределяют потребности по видам. - В пище, жилище, одежде, деньгах, сне, воде, безопасности. - В самопознании, развитии, творчестве, труде, общении, познании окружающего мира, культуре и науке. - Да! - Духовным. | УУПД: применять логические действия и операции для решения учебных задач. УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения. УУРД: владеть умениями совместной деятельности. | Учебная презентация: слайд №8 Карточки с потребностями Таймер 2 минуты Учебная презентация: слайд №9-10 | |||
Динамическая пауза Настроение упало, Дело валится из рук… Но ещё не всё пропало, Если есть хороший друг. С делом справимся вдвоём, С облегчением вздохнём – Настроение поднимем И от пыли отряхнём! | ||||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха. Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха. | Ф, И Словесный: объяснение. Наглядный: показ. Практический: самостоятельная работа. Приёмы: работа с пословицами Внешний и взаимоконтроль Ф, И Словесный: объяснение. Наглядный: показ. Практический: самостоятельная работа. Приёмы: работа с пословицами Внешний и взаимоконтроль | 1.Организует самостоятельную работу. - Сейчас вы поработаете самостоятельно, вам нужно будет определить какие пословицы и поговорки подходят под тему нашего урока: 1. Жизнь дороже всех сокровищ. 2. Большая любовь быстро не забывается. 3. Жизнь любит того, кто любит ее. 4. Жизнь дана на добрые дела. 5. Без любви, как без солнышка. 6. Худо тому, кто добра не делает никому. 7. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- На это у вас есть 2 минуты. 2. Организует взаимопроверку. - Время вышло, обменяйтесь в паре и проверьте по эталону. - Если всё верно, то нарисуйте довольный смайлик, если одна-две ошибки – нейтральный смайлик, если больше двух ошибок, то грустный смайлик. - Поднимите руки, кто не сделал ошибок. - Молодцы, а остальные расстраивайтесь, теперь вы запомните эти пословицы. | Выполняют самостоятельную работу. Взаимопроверка. -1,3,4,8,9. Поднимают руки. | УУПД: применять логические действия и операции для решения учебных задач. УУРД: проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении. | Карточка самостоятельная работа Таймер 2 минуты Учебная презентация: слайд №11-12 | ||
Включение в систему знаний (7-8 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф, Г Словесный: объяснение. Наглядный: показ. Приёмы: филворд. Внешний контроль и самоконтроль | 1. Организует работу класса на обобщение материала урока. - А теперь мы предлагаем вам решить филворд и найти в нём слова по нашей теме. - Выполнять это задание вы будете в группах. На экране представлены правила работы в группе. - На выполнение этого задания у вас есть 3 минуты. - Время вышло, давайте проверим с эталоном у доски. - Поднимите руку, кто нашёл все слова. | Повторяют правила работы в группе. 1. Уважай мнение товарища. 2. Работайте в группе дружно и активно. 3. Выберете ответственного. 4. Когда вы закончите работу, поднимите руки вверх. Выполняют работу в группах. Проверяют задание по эталону. Поднимают руки. | УУПД: анализировать, сравнивать представленную информацию. УУРД: владеть умениями совместной деятельности. УУКД: корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение. | Учебная презентация: слайд №13 Таймер 3 минуты Учебная презентация: слайд №14 | ||
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания. | Ф Словесный: рассказ, беседа. Наглядный: показ. Приёмы: организация учебного общения. Внешний контроль | 1. Организует обобщение по уроку. - Какой пункт плана мы выполнили? - А какой пункт у нас остался? - Верно, давайте вспомним, какая была тема нашего урока? - А достигли ли мы цели урока? -Сейчас из мешочка некоторые из вас достанут записку и продолжат фразу, которая там написана. - Ты скажешь, эта жизнь — одно мгновенье. Ее цени, в ней черпай вдохновенье. Как проведешь ее, так и пройдет, Не забывай: она — твое творенье. - Вся ваша дальнейшая жизнь зависит только от вас. Учитесь, участвуйте в жизни класса, школы, посещайте парки, музеи, выставки, театры, творите новое интересное и полезное. - На этом наш урок закончен, спасибо вам за активность! | Отвечают на вопросы учителя. - Познакомились с видами потребностей человека и выполнили задания. - Сделать вывод о проделанной работе. - Жизнь священна. - Да. Продолжают выпавшие предложения. | УУПД: воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию. УУКД: соблюдать правила ведения диалога и дискуссии. УУРД: проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки. | Учебная презентация: слайд №15 Учебная презентация: слайд №16-17 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока ОРКСЭ по теме "Жизнь человека – высшая нравственная ценность"
Конспект урока по теме "Жизнь человека – высшая нравственная ценность"....
конспект урока ОРКСЭ модуль ОПК "Чудо в жизни христианина"
Для чуда есть место не только в сказке. но и в жизни....
Конспект урока ОРКСЭ "Жизнь священна"
Конспект урока ОРКСЭ Модуль "Основы светской этики" 4 класс по теме "Жизнь священна"....
Конспект урока ОРКСЭ "Жизнь протекает среди людей", 4 класс + презентация к уроку
Цели деятельности учителя: формирование понятий душа, дух, духовность человека и духовно-нравственных качеств, системы духовных ценностей.Планируемые результаты:Предметные:знать: -определение по...
Технологическая карта ОРКСЭ "Жизнь священна" (УМК "Просвещение", 4 класс)
Цель урока:формирование у учащихся представление о понятии жизни, как высшей нравственной ценности.Задачи урока:Дидактические:1) ознакомить учащихся с понятиями «потребность», «матер...
Конспект урока ОРКСЭ "Жизнь священна", 4 класс (УМК "Школа России")
Конспект урока ОРКСЭ "Жизнь священна", 4 класс (УМК "Школа России")...