Урок ОРКСЭ 4 класс. Раздел: Как сегодня жить по нравственным законам. Тема: Нравственность в современном мире.
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
На данном уроке была организована групповая форма работы. Учащиеся в группах выполняли творческие задания, формирующие умения находить нужный материал, обобщать, аргументировать свою точку зрения, контактировать в коллективе, работать со словарём. Для достижения планируемых результатов были оптимально подобраны необходимые средства, методы и приемы обучения: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый (самостоятельный отбор информации).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока ОРКСЭ 4 класс | 194.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок ОРКСЭ, 4 А класс
Учитель: Воронова Л.А.
Раздел: Как сегодня жить по нравственным законам
Тема: Нравственность в современном мире.
Цель: формирование нравственной личности.
Задачи:
- сравнить значение нравственности в разные времена;
- развивать стремление к нравственному совершенствованию;
- разграничить понятия хорошего и плохого поступков;
- воспитание нравственной жизненной позиции у учащихся;
- способствовать развитию у детей умения правильно (объективно) оценивать своё поведение.
Формирование УУД:
личностные: нравственно-этическая ориентация; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
регулятивные: целеполагание, контроль, оценка;
познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели), постановка и решение проблемы (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера); логические (анализ, классификация);
коммуникативные: управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли.
Основные понятия: ближний, милосердие, сострадание, любовь к врагам, милостыня, ответственность, добрый самарянин.
Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, работа в парах, работа в группах, работа с притчами, самостоятельная работа с источником информации.
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация;
Ход
Этап 1. Мотивационно-организующий этап
- Покажите с каким настроением вы идёте на урок (дети заходят на интерактивной доске показывают и садятся на свои места)
- Под музыку учитель читает стихи, дети дарят солнце гостям, показывая руками.
Этап 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Учитель.
Вы сегодня сидите по группам для того, чтобы услышать разные мнения и выводы на поставленные проблемные вопросы. Сами будете оценивать свою работу на уроке красными и жёлтыми флажками. На прошлых уроках мы создавали с вами Дерево МУДРОСТИ. Сегодня мы должны дополнить его плодами.
- Почему оно называется деревом МУДРОСТИ?
Давайте вспомним какие мудрые плоды мы выбрали с вами.
- ДЕРЕВО МУДРОСТИ
(На яблоках слова гуманность, понять и простить, жить дружно и легко, этика поступков, сопереживать, сочувствовать)
Дополним словами бескорыстие, милосердие
2. Проверка домашнего задания.
- С каким правилом, законом познакомились на прошлом уроке? (ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ,
-Когда люди стали следовать ему? Ещё в древности многие мыслители и философы, высказывания их объединили в золотое правило нравственности.
(наизусть читают)
- Еврейский мыслитель Гилель: «Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе»
- В христианской книге Евангелие слова Иисуса Христа: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»
- Коран – священная книга мусульман: «Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, нуждающемуся, соседу, как состоящему с вами в родстве, так и не состоящему, и товарищу, и путнику, и тем, кем вы владеете»)
Этап 3. Работа над новым материалом
И сегодня мы с вами продолжим говорить о нравственности
- Обсуждение определения нравственности.
- Как вы понимаете слово «нравственность»?
Нравственность — это правила жизни людей, определяющие бескорыстное поведение человека. Как вести себя в определённой ситуации, что есть хорошо и что есть плохо
- Как вы понимаете слово «бескорыстие»?
2. Чтение определения в словаре стр.144
- А можно ли подобрать синоним к слову «бескорыстие»? (Милосердие)
3. Словарь. Стр.146.) (НА ДЕРЕВО БЕСКОРЫСТИЕ, МИЛОСЕРДИЕ)
-Актуальны ли эти понятия в современном мире? И чтобы подтвердить ответ на этот вопрос вы поработаете с учебником.
4. Работа с учебником. Работа по группам.
1 группа рассказывает Леонид Михайлович Рошаль
- Действительно, эта традиция никогда не прерывалась. И в наши дни множество людей приходят на помощь тем, кто в этом нуждается. Но это не обязательно какая-то финансовая помощь людям. Зачастую человеку, попавшему в беду, в трудную ситуацию нужна просто поддержка.
Сегодня мы познакомимся с таким человеком.
1. Первая группа. Это Леонид Михайлович Рошаль.
- Его кто-то обязывает так поступать? А вы бы смогли поступать так же?
-Сегодня в мире действуют различные благотворительные организации. - Какую миссию они выполняют? (благо творят, добро)
2. Вторая группа рассказывает о Красном кресте.
- Одна из таких организаций – Международный комитет Красного Креста (156 лет)
3. Третья группа Кроме Красного креста в 1850 году в Индии была создана ещё одна организация Орден милосердия, основательницей которого стала Мать Тереза.
1. Информация о Святой Терезе. НАГРАЖДЕНА НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИЕЙ. –
-- Что это за нобелевская премия?
2.Помощь нашим солдатам на Украине
- Кто и как помогает нашим солдатам в Украине?
- Физминутка - игра “Паутинка”.
– У меня в руках клубочек ниток. Называйте хорошие качества людей и перекидывайте клубочек своим одноклассникам.
(Доброта, чуткость, вежливость, ум, сопереживание, взаимопомощь, взаимовыручка, порядочность, щедрость, любовь, аккуратность, творчество, дружелюбие, верность, патриотизм, героизм, отзывчивость, нежность, скромность, внимательность)
- Вот как мы связаны друг с другом, сколько у нас друзей, какая у нас получилась волшебная паутинка.
-Как бы теперь вы ответили на вопрос: «Действуют ли законы нравственной жизни в современном мире?»
ПРОБЛЕМА
- Как сегодня жить нам в современном мире по нравственным законам? (вывешивается на доску)
- Как определить нравственный человек или нет?
Учитель.
Нравственность - это, прежде всего ответственность за свои поступки перед собой, перед своей совестью. Только по поступкам человека, мы можем сказать о его нравственности.
В нашем понимании нравственный тот человек, который не ворует, не убивает, воспитанный. О нравственности человека можно судить по его увлечениям, по тому, какие фильмы смотрит, какие читает книги.
Мы много с вами говорили о нравственных качествах людей.
- Какими качествами, по – вашему, должен обладать нравственный человек, вы покажите работая в группах?
Этап 4. Практикум. Проверка полученных результатов. РАБОТА В ГРУППАХ
- Первая группа выбирает нравственные качества, с которыми вам кажется по пути в жизни.
Вторая группа - с какими качествами вам не по пути. (безнравственные) и вывешивают на доску. Третья группа делают вывод:
– Достаточно ли для развития личности развитие одного из этих качеств? (Hет)
- Как нам в нашем классе и школе нужно жить, чтобы у нас выросло дерево хороших отношений?
(благородный, жадный, честный, добрый, бессердечный, не предающий, умеющий жертвовать собой ради других, непорядочный, равнодушный, тактичный, безответственный, культурный, терпимый по отношению к людям, доброжелательный, отзывчивый, непослушный, внимательный, недобропорядочный, заботливый, понимающий, ленивый)
Делается схема.
(Дети делают сообщения о выполненной работе)
- Обсуждение ситуаций про нравственность.
Посмотрите видео «Всё оплачено стаканом молока»
- О каких нравственных качествах женщины и врача говорится в этом рассказе?
3. Групповая работа
- Задание «Находка»
В группах разыгрываются 3 ситуации
ПЕРВАЯ ГРУППА
Стоит в коридоре Миша – первоклассник, плачет и трёт кулачками глаза. Он на перемене бегал и потерял деньги.
1 ситуация
АВТОР: Никита находит деньги, оглядывается, никого нет, кладёт их к себе в карман и бежит в буфет. По дороге Никита сталкивается с первоклассником.
Никита: - Почему ты плачешь? Кто тебя обидел?
Первоклассник: -Никто не обидел. Я деньги потерял.
Никита: - А где ты их потерял?
Первоклассник: - Не знаю.
Никита: - Ну так иди ищи свои деньги! АВТОР: (Смеётся и убегает, но деньги не отдаёт).
ВТОРАЯ ГРУППА
2 ситуация АВТОР: Даниил находит два пятачка в коридоре, берёт их и крепко зажимает в кулаке. Повстречавшись с первоклассником, который громко плакал.
Даниил: - Что с тобой произошло? Ты почему плачешь?
Первоклассник: - Я деньги потерял.
Даниил: -А сколько было денег?
Первоклассник: -Два пятачка.
Даниил: -А я только что нашёл два пятачка в коридоре. - Смотри, может это твои?
Первоклассник: - Наверное.
Даниил: -Как же нам быть? Давай мы их разделим пополам. Тебе – пятачок и
мне – пятачок! Ведь это я нашёл твои деньги!
Первоклассник: -Ну, хорошо!
АВТОР: (Дети делят деньги поровну и расходятся).
ТРЕТЬЯ ГРУППА
3 ситуация
Автор: Артём находит деньги в коридоре, берёт их, идёт дальше и видит, стоит
первоклассник у стены и плачет. Подходит к нему и спрашивает.
Артём: - Ты что двойку получил?
Первоклассник: - Нам не ставят оценки в первом классе.
Артём: -Тогда почему ты плачешь?
Первоклассник: -Просто я деньги потерял.
Артём: -Не плачь! Так вот же они, я их в коридоре нашёл – два пятачка. Бери скорее!
Первоклассник: -Спасибо тебе! И убегает.
Учитель:
-Мы увидели три разные ситуации. - Какая из них соответствует золотому правилу морали? Свой ответ обоснуйте.
2. ПЕСНЯ ПРИТЧА «ОКНО»
Беседа.
-Зачем больной, который лежал у кровати рассказывал, что видел лес, речку, облака, людей? (Хотел утешить, приободрить, поднять настроение, облегчить страдания другому больному, который лежал у дверей.)
-А мог он это видеть? (Нет, он был слепым)
-Что можно сказать о слепом человеке? (Он добрый, заботливый, внимательный, чуткий, душевный, отзывчивый, проявлял сочувствие, сострадание и т.д.)
-Что помешало больному, который лежал у дверей, нажать на кнопку, ведь она была у него совсем рядом, и вызвать сестру милосердия? Чего он хотел?
-Что можно сказать о больном, который лежал у дверей? Какими качествами характера он обладал? (Зависть, злоба, ненависть, равнодушие, жестокость, бессердечность.)
- Какое самое страшное его качество привело к несчастному случаю?
-Чего не хватило человеку, который не помог слепому больному? (сострадания)
Учитель. Правильно, сострадания. Он не помог человеку, который нуждался в его помощи, хотя мог бы это сделать.
Учитель. Давайте будем помнить о том, как важно порой людям наше участие в их судьбе. Человек, который сострадает - совершает добрые поступки.
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание
- Посмотрите, что происходит с человеком, который совершает безнравственные поступки. Объясните.
«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». А П.Чехов
6. Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам (на интерактивной доске)
- Закончим урок песней
БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ
Нам от самого порога
Жизнь раскинула пути.
Выбирай свою дорогу
И по ней к судьбе иди.
Пусть к тебе придет удача,
Если честно ты прожил.
Пусть судьба тебе назначит
То, чего ты заслужил.
Только помни, только помни
В грохоте и ритме века!
Самая главная в жизни профессия: Быть человеком! 2 раза
Только помни, только помни
В грохоте и ритме века!
Самая главная в жизни профессия
Быть человеком!
Приложение
Леонид Михайлович Рошаль
С 2003 года по настоящее время — директор Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии. В 1988 году участвовал в спасении детей, пострадавших во время землетрясения в Армении. В 1990 году Рошаль стал председателем Международного комитета помощи детям при катастрофах и войнах. В этот комитет вошли известные специалисты-медики со всего мира.
Он возглавил Международный благотворительный фонд помощи детям при катастрофах и войнах, созданный для того, чтобы обеспечивать транспортировку, покупку оборудования и питание врачей, входящих в международную бригаду неотложной помощи. Вёл переговоры с террористами во время террористического акта на Дубровке (2002): благодаря участию Рошаля из здания Театрального центра были выведены восемь детей, а заложникам были переданы вода и медикаменты. Также вёл переговоры с террористами во время террористического акта в Беслане (2004).
Красный крест»
Междунаро́дный комите́т Кра́сного Креста́—организация, осуществляющая свою деятельность во всём мире. Она предоставляет защиту и оказывает помощь пострадавшим в вооружённых конфликтах и внутренних беспорядках, помощь лицам, содержащимся под стражей, больным, раненым и гражданским лицам, пострадавшим в результате вооружённых конфликтов. Представительства организации, где в общей сложности работают более 12 тысяч человек, расположены почти в 80 странах мира.
Мать Тереза - католическая монахиня.
В 1950 году в Индии был создан Орден Милосердия. Его основательница стала необыкновенная женщина, которая вошла в историю под именем Мать Тереза. Всю свою жизнь она посвятила делу оказания помощи нуждающимся. До конца своих дней ( до 1997 года) Мать Тереза руководила работой Ордена милосердия. В разных странах с ее помощью создавались школы, больницы, приюты для бедняков. Матери Терезе была присуждена Нобелевская премия.
Нобелевская премия - ежегодная международная премия, названная в честь ее учредителя, шведского инженера химика, изобретателя и промышленника Альфреда Нобеля. Согласно его завещанию, оставшийся после его смерти капитал составил Нобелевский фонд. Эти средства были помещены в банк, а доход от них стал ежегодно делиться на 5 равных частей и с 1901 года присуждаться в форме Нобелевских премий за достижения в области физики, химии, физиологии или медицины, литературы, а также за деятельность по укреплению мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание по теме" Нравственные законы семьи - законы жизни. Острые углы семейного круга"
В этом материале показано отношение родителей и детей. Также разговор посвящён нравственным устоям семьи. Обмен опытом воспитания детей в семье. Знакомство с некоторыми типами неправильного семейного ...
Материал к родительскому собранию на тему "Нравственные законы семьи- законы жизни"
Подобранный материал позволяет обсудить с родителями основные правила семейного воспитания детей , проводится в форме Семе...
Конспект внеклассного занятия по духовно-нравственному направлению Тема: «Толерантность-путь к миру» (Технология ИКТ, Технология КТД)
Цель: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого. ...
Конспект урока по теме "Ребёнок в современном мире" (1 класс)
Конспект урока "Ребёнок в современном мире" проведён в рамках акции "Надежда". Он поможет детям сориентироваться и адаптироваться в мире людей, вещей, служащих человеку. Подвести к осознанию нео...
Урок ОРКСЭ 4 класс. Тема: Нравственные законы в современном мире.
Вниманию педагогов представлен материал для урока ОРКСЭ ( модуль: Основы светской этики) по теме "Нравственные законы в современном мире". Цель урока: формирование у обучающихся предста...
Конспект урока ОРКСЭ к разделу Простые нравственные истины
Жизнь священна...
Урок ОРКСЭ 4 класс. Раздел: Как сегодня жить по нравственным законам. Тема: Нравственность в современном мире.
На данном уроке была организована групповая форма работы. Учащиеся в группах выполняли творческие задания, формирующие умения находить нужный материал, обобщать, аргументировать свою точку зрения, кон...