Урок ОРКСЭ 4 класс. Раздел: Как сегодня жить по нравственным законам. Тема: Нравственность в современном мире.
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Воронова Лидия Аркадьевна

На данном уроке была организована групповая форма работы. Учащиеся в группах выполняли творческие задания, формирующие умения находить нужный материал, обобщать, аргументировать свою точку зрения, контактировать  в коллективе, работать со словарём. Для достижения планируемых результатов были оптимально подобраны необходимые средства, методы и приемы обучения: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый (самостоятельный отбор информации).   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока ОРКСЭ 4 класс194.35 КБ

Предварительный просмотр:

Урок ОРКСЭ, 4 А класс

Учитель: Воронова Л.А.

Раздел: Как сегодня жить по нравственным законам

Тема: Нравственность в современном мире.

Цель: формирование нравственной личности.

Задачи:

- сравнить значение нравственности в разные времена;

- развивать стремление к нравственному совершенствованию;

- разграничить понятия хорошего и плохого поступков;

- воспитание нравственной жизненной позиции у учащихся;

- способствовать развитию у детей умения правильно (объективно) оценивать своё поведение.

Формирование УУД:

личностные: нравственно-этическая ориентация; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

регулятивные: целеполагание, контроль, оценка;

познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели), постановка и решение проблемы (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера); логические (анализ, классификация);

коммуникативные: управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли.

Основные понятия: ближний, милосердие, сострадание, любовь к врагам, милостыня, ответственность, добрый самарянин.

Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, работа в парах, работа в группах, работа с притчами, самостоятельная работа с источником информации.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация;

Ход

Этап 1.  Мотивационно-организующий этап

  1. Покажите с каким настроением вы идёте на урок (дети заходят на интерактивной доске показывают и садятся на свои места)

 

  1. Под музыку учитель читает стихи, дети дарят солнце гостям, показывая руками.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/1072/0017b721-e02e922f/img1.jpg

 Этап 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Учитель.

          Вы сегодня сидите по группам для того, чтобы услышать разные мнения и выводы на поставленные проблемные вопросы. Сами будете оценивать свою работу на уроке красными и жёлтыми флажками. На прошлых уроках мы создавали с вами Дерево МУДРОСТИ. Сегодня мы должны дополнить его плодами.

- Почему оно называется деревом МУДРОСТИ?  

Давайте вспомним какие мудрые плоды мы выбрали с вами.

  1.       https://avatars.mds.yandex.net/i?id=1bd2e0371517924d652d690a035ee0b71db3f4b1-5236271-images-thumbs&n=13      ДЕРЕВО МУДРОСТИ

(На яблоках слова     гуманность, понять и простить, жить дружно и легко, этика поступков, сопереживать, сочувствовать)

 Дополним словами бескорыстие, милосердие

2. Проверка домашнего задания.

- С каким правилом, законом познакомились на прошлом уроке?                                           (ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ,

 -Когда люди стали следовать ему?                                                                                                                      Ещё в древности многие мыслители и философы, высказывания их объединили в золотое правило нравственности.

  (наизусть читают)

  1. Еврейский мыслитель Гилель: «Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе»
  2. В христианской книге Евангелие слова Иисуса Христа:                                                             «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»
  3. Коран – священная книга мусульман: «Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, нуждающемуся, соседу, как состоящему с вами в родстве, так и не состоящему, и товарищу, и путнику, и тем, кем вы владеете»)                      

 Этап 3. Работа над новым материалом

   И сегодня мы с вами продолжим говорить о нравственности

  1.  Обсуждение определения нравственности.

   - Как вы понимаете слово «нравственность»?

Нравственность — это правила жизни людей, определяющие бескорыстное поведение человека. Как вести себя в определённой ситуации, что есть хорошо и что есть плохо 

  - Как вы понимаете слово «бескорыстие»?

 2.  Чтение определения в словаре стр.144

- А можно ли подобрать синоним к слову «бескорыстие»? (Милосердие)

 3. Словарь. Стр.146.)  (НА ДЕРЕВО   БЕСКОРЫСТИЕ, МИЛОСЕРДИЕ)

-Актуальны ли эти понятия в современном мире?                                                                            И чтобы подтвердить ответ на этот вопрос вы поработаете с учебником.

 4. Работа с учебником. Работа по группам.

 1 группа рассказывает Леонид Михайлович Рошаль

- Действительно, эта традиция никогда не прерывалась. И в наши дни множество людей приходят на помощь тем, кто в этом нуждается. Но это не обязательно какая-то финансовая помощь людям. Зачастую человеку, попавшему в беду, в трудную ситуацию нужна просто поддержка.

        Сегодня мы познакомимся с таким человеком.

1. Первая группа. Это Леонид Михайлович Рошаль.

- Его кто-то обязывает так поступать? А вы бы смогли поступать так же?

-Сегодня в мире действуют различные благотворительные организации.                             - Какую миссию они выполняют? (благо творят, добро)

2. Вторая группа рассказывает о Красном кресте.

- Одна из таких организаций – Международный комитет Красного Креста (156 лет)

3. Третья группа                                                                                                                   Кроме Красного креста в 1850 году в Индии была создана ещё одна организация Орден милосердия, основательницей которого стала Мать Тереза.

1. Информация о Святой Терезе. НАГРАЖДЕНА НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИЕЙ. –

-- Что это за нобелевская премия?

2.Помощь нашим солдатам на Украине

- Кто и как помогает нашим солдатам в Украине?

  1. Физминутка - игра “Паутинка”.

– У меня в руках клубочек ниток. Называйте хорошие качества людей и перекидывайте клубочек своим одноклассникам.

(Доброта, чуткость, вежливость, ум, сопереживание, взаимопомощь, взаимовыручка, порядочность, щедрость, любовь, аккуратность, творчество, дружелюбие, верность, патриотизм, героизм, отзывчивость, нежность, скромность, внимательность)                                

- Вот как мы связаны друг с другом, сколько у нас друзей, какая у нас получилась волшебная паутинка.

-Как бы теперь вы ответили на вопрос: «Действуют ли законы нравственной жизни в современном мире?»

ПРОБЛЕМА

-  Как сегодня жить нам в современном мире по нравственным законам?   (вывешивается на доску)

- Как определить нравственный человек или нет?

Учитель.

       Нравственность - это, прежде всего ответственность за свои поступки перед собой, перед своей совестью.                                                                                                                                           Только по поступкам человека, мы можем сказать о его нравственности.

В нашем понимании нравственный тот человек, который не ворует, не убивает, воспитанный. О нравственности человека можно судить по его увлечениям, по тому, какие фильмы смотрит, какие читает книги.

   Мы много с вами говорили о нравственных качествах людей.  

- Какими качествами, по – вашему, должен обладать нравственный человек, вы покажите работая в группах?

Этап 4. Практикум.  Проверка полученных результатов.  РАБОТА В ГРУППАХ

  1. Первая группа выбирает нравственные качества, с которыми вам кажется по пути в жизни.                                                          

   Вторая группа - с какими качествами вам не по пути.   (безнравственные)                               и вывешивают на доску.                                                                                                                                               Третья группа делают вывод:

 – Достаточно ли для развития личности развитие одного из этих качеств? (Hет)  

  - Как нам в нашем классе и школе нужно жить, чтобы у нас выросло дерево хороших отношений?

 (благородный, жадный, честный, добрый, бессердечный, не предающий, умеющий жертвовать собой ради других, непорядочный, равнодушный,  тактичный, безответственный, культурный, терпимый по отношению к людям, доброжелательный, отзывчивый, непослушный, внимательный, недобропорядочный, заботливый, понимающий, ленивый)

Делается схема.

                       https://cdn.culture.ru/images/23880668-ae64-541b-9820-7b836880d797 https://webmg.ru/wp-content/uploads/2022/01/293-20220108_222501.jpg       Детские картинки вектор.


   (Дети делают сообщения о выполненной работе)

  1.  Обсуждение ситуаций про нравственность.

Посмотрите видео «Всё оплачено стаканом молока»

- О каких нравственных качествах женщины и врача говорится в этом рассказе?

   3.  Групповая работа

  1. Задание «Находка»  

В группах разыгрываются 3 ситуации                              

             ПЕРВАЯ ГРУППА 

           Стоит в коридоре Миша – первоклассник, плачет и трёт кулачками глаза. Он на перемене бегал и потерял деньги.

1 ситуация

АВТОР: Никита находит деньги, оглядывается, никого нет, кладёт их к себе в карман и бежит в буфет. По дороге Никита сталкивается с первоклассником.

Никита: - Почему ты плачешь? Кто тебя обидел?

Первоклассник: -Никто не обидел. Я деньги потерял.

Никита: - А где ты их потерял?

Первоклассник: - Не знаю.

Никита: - Ну так иди ищи свои деньги!                                                                                  АВТОР: (Смеётся и убегает, но деньги не отдаёт).

ВТОРАЯ ГРУППА  

2 ситуация                                                                                                                                         АВТОР: Даниил находит два пятачка в коридоре, берёт их и крепко зажимает в кулаке.  Повстречавшись с первоклассником, который громко плакал.

Даниил: - Что с тобой произошло? Ты почему плачешь?

Первоклассник: - Я деньги потерял.

Даниил: -А сколько было денег?

Первоклассник: -Два пятачка.

Даниил: -А я только что нашёл два пятачка в коридоре.                                                             - Смотри, может это твои?

Первоклассник: - Наверное.

Даниил: -Как же нам быть? Давай мы их разделим пополам. Тебе – пятачок и

мне – пятачок! Ведь это я нашёл твои деньги!

Первоклассник: -Ну, хорошо!

АВТОР: (Дети делят деньги поровну и расходятся).

   ТРЕТЬЯ ГРУППА

3 ситуация

Автор: Артём находит деньги в коридоре, берёт их, идёт дальше и видит, стоит

первоклассник у стены и плачет. Подходит к нему и спрашивает.

Артём: - Ты что двойку получил?

Первоклассник: - Нам не ставят оценки в первом классе.

Артём: -Тогда почему ты плачешь?

Первоклассник: -Просто я деньги потерял.

Артём: -Не плачь! Так вот же они, я их в коридоре нашёл – два пятачка.                          Бери скорее!

Первоклассник: -Спасибо тебе! И убегает.

Учитель:

-Мы увидели три разные ситуации.                                                                                                       - Какая из них соответствует золотому правилу морали? Свой ответ обоснуйте.

2.  ПЕСНЯ ПРИТЧА «ОКНО» 

Беседа.

-Зачем больной, который лежал у кровати рассказывал, что видел лес, речку, облака, людей? (Хотел утешить, приободрить, поднять настроение, облегчить страдания другому больному, который лежал у дверей.)

-А мог он это видеть? (Нет, он был слепым)

-Что можно сказать о слепом человеке? (Он добрый, заботливый, внимательный, чуткий, душевный, отзывчивый, проявлял сочувствие, сострадание и т.д.)

-Что помешало больному, который лежал у дверей, нажать на кнопку, ведь она была у него совсем рядом, и вызвать сестру милосердия? Чего он хотел?

-Что можно сказать о больном, который лежал у дверей? Какими качествами характера он обладал? (Зависть, злоба, ненависть, равнодушие, жестокость, бессердечность.)

- Какое самое страшное его качество привело к несчастному случаю?

-Чего не хватило человеку, который не помог слепому больному? (сострадания)

Учитель. Правильно, сострадания. Он не помог человеку, который нуждался в его помощи, хотя мог бы это сделать.

Учитель. Давайте будем помнить о том, как важно порой людям наше участие в их судьбе. Человек, который сострадает - совершает добрые поступки.

 Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание 

  1. Посмотрите, что происходит с человеком, который совершает безнравственные поступки. Объясните.

  «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».  А П.Чехов

6. Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам (на интерактивной доске)


  1. Закончим урок песней   

БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ

Нам от самого порога
Жизнь раскинула пути.                                                                                       
Выбирай свою дорогу
И по ней к судьбе иди.
Пусть к тебе придет удача,
Если честно ты прожил.
Пусть судьба тебе назначит
То, чего ты заслужил.

Только помни, только помни
В грохоте и ритме века!
Самая главная в жизни профессия: Быть человеком!  2 раза
Только помни, только помни
В грохоте и ритме века!
Самая главная в жизни профессия
Быть человеком!

Приложение

Леонид  Михайлович Рошаль 

С 2003 года по настоящее время — директор Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии. В 1988 году участвовал в спасении детей, пострадавших во время землетрясения в Армении. В 1990 году Рошаль стал председателем Международного комитета помощи детям при катастрофах и войнах. В этот комитет вошли известные специалисты-медики со всего мира.

Он возглавил Международный благотворительный фонд помощи детям при катастрофах и войнах, созданный для того, чтобы обеспечивать транспортировку, покупку оборудования и питание врачей, входящих в международную бригаду неотложной помощи.  Вёл переговоры с террористами во время террористического акта на Дубровке (2002): благодаря участию Рошаля из здания Театрального центра были выведены восемь детей, а заложникам были переданы вода и медикаменты. Также вёл переговоры с террористами во время террористического акта в Беслане (2004).

Красный крест»

Междунаро́дный комите́т Кра́сного Креста́—организация, осуществляющая свою деятельность во всём мире. Она предоставляет защиту и оказывает помощь пострадавшим в вооружённых конфликтах и внутренних беспорядках, помощь лицам, содержащимся под стражей, больным, раненым и гражданским лицам, пострадавшим в результате вооружённых конфликтов. Представительства организации, где в общей сложности работают более 12 тысяч человек, расположены почти в 80 странах мира.

Мать Тереза -  католическая монахиня.

В 1950 году в Индии был создан Орден Милосердия. Его основательница стала необыкновенная женщина, которая вошла в историю под именем Мать Тереза. Всю свою жизнь она посвятила делу оказания помощи нуждающимся. До конца своих дней ( до 1997 года) Мать Тереза руководила работой Ордена милосердия. В разных странах с ее помощью создавались школы, больницы, приюты для бедняков. Матери Терезе была присуждена Нобелевская премия.

Нобелевская премия - ежегодная международная премия, названная в честь ее учредителя, шведского инженера химика, изобретателя и промышленника Альфреда Нобеля. Согласно его завещанию, оставшийся после его смерти капитал составил Нобелевский фонд. Эти средства были помещены в банк, а доход от них стал ежегодно делиться на 5 равных частей и с 1901 года присуждаться в форме Нобелевских премий за достижения в области физики, химии, физиологии или медицины, литературы, а также за деятельность по укреплению мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме" Нравственные законы семьи - законы жизни. Острые углы семейного круга"

В этом материале показано отношение родителей и детей. Также разговор посвящён нравственным устоям семьи. Обмен опытом воспитания детей в семье. Знакомство с некоторыми типами неправильного семейного ...

Материал к родительскому собранию на тему "Нравственные законы семьи- законы жизни"

Подобранный  материал  позволяет  обсудить  с  родителями  основные  правила  семейного  воспитания  детей ,  проводится  в  форме Семе...

Конспект внеклассного занятия по духовно-нравственному направлению Тема: «Толерантность-путь к миру» (Технология ИКТ, Технология КТД)

Цель: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого.                ...

Конспект урока по теме "Ребёнок в современном мире" (1 класс)

Конспект урока "Ребёнок в современном мире" проведён в рамках акции "Надежда". Он поможет детям сориентироваться и адаптироваться в мире людей, вещей, служащих человеку. Подвести  к осознанию нео...

Урок ОРКСЭ 4 класс. Тема: Нравственные законы в современном мире.

Вниманию педагогов представлен материал для урока ОРКСЭ ( модуль: Основы светской этики) по теме "Нравственные законы в современном мире". Цель урока: формирование у обучающихся предста...

Урок ОРКСЭ 4 класс. Раздел: Как сегодня жить по нравственным законам. Тема: Нравственность в современном мире.

На данном уроке была организована групповая форма работы. Учащиеся в группах выполняли творческие задания, формирующие умения находить нужный материал, обобщать, аргументировать свою точку зрения, кон...