Урок ОРКСЭ 4 класс. Тема: Нравственные законы в современном мире.
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Объедкова Светлана Васильевна

Вниманию педагогов представлен материал для урока ОРКСЭ ( модуль: Основы светской этики) по теме "Нравственные законы в современном мире". Цель урока: формирование у обучающихся представлений о моральных и этических нормах, об образце нравственности в современном мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

4

Тема урока

Нравственные законы в современном мире.

Дата

28.02.2020г.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Усвоение понятий «образец нравственности», Красный крест, Орден милосердия.

П. Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Структурирование знаний.

Рефлексия способов и условий  действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.

Р. Умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.

Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Сличение способа  действия  и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий.

К. Умение задавать вопросы.

Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения.

Умение слушать и вступать в диалог.

Знакомство с моральными нормами с ориентацией на их выполнение.

Развитие этических чувств как результата морального поведения.

Учиться  давать нравственно-этическую  оценку личным поступкам и поступкам других людей.

Цель урока

Формирование у учащихся представлений о моральных и этических нормах, об образце нравственности в современном мире.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Образец нравственности, бескорыстие, нравственные законы, милосердие, Красный крест.

Средства ИКТ, используемые на уроке

ПК, электронная презентация

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на урок

Карточки с ситуациями, карточки «Ступени нравственности» стихотворение «Совесть», сообщения обучающихся.

Организационная структура урока

Этап 1. Актуализация знаний

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

5-7 минут

Слайд № 1

1.Проверка готовности к уроку.

2.Проверка домашнего задания.

- С каким правилом, законом познакомились на прошлом уроке? Когда люди стали следовать ему? Кто? (еще в древности многие мыслители и философы, высказывания их объединили в золотое правило нравственности.

Слайд № 2

Гилель «Не делай другому того, чего не хочешь чтобы делали тебе»

В христианской книге Евангелие слова Иисуса Христа «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»

Коран – священная книга мусульман «Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, нуждающемуся, соседу, как состоящему с вами в родстве, так и не состоящему, и товарищу, и путнику, и тем, кем вы владеете»)

Регулятивные

Коммуникативные,

познавательные

Этап 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10 минут

Этап 3.

10 минут

Беседа. Работа со словарём.

 Слайд № 3

- Как вы думаете, действуют ли сегодня нравственные законы и правила, сформулированные еще в древности?

- Как вы понимаете слово «бескорыстие»?

- Давайте прочитаем определение в словаре стр.144

- А можно ли подобрать синоним к слову «бескорыстный»? (Милосердие. Словарь. Стр.146.)

Работа с учебником.

Продолжим тему милосердия на стр. учебника 126 (обучающиеся читают 1 абзац)

Работа над новым материалом.

- Действительно, эта традиция никогда не прерывалась. И в наши дни множество людей приходят на помощь тем, кто в этом нуждается. Но это не обязательно какая-то финансовая помощь людям. Зачастую человеку, попавшему в беду, в трудную ситуацию нужна просто поддержка.

Сегодня мы познакомимся с таким человеком. Это Леонид Михайлович Рошаль.

Слайд № 4.

- У ребят было задание найти информацию  об этом человеке. Предоставляем им слово.

Сообщение обучающихся о Л.М.Рошале

- Его кто-то обязывает так поступать? А вы бы смогли поступать так же?

-Сегодня в мире действуют различные благотворительные организации. Какую миссию они выполняют?(благо творят, добро)

- Одна из таких организаций – Международный комитет Красного  Креста (156 лет)

Слайд № 5

Работа с учебником. Стр.127

-Дополнительное сообщение  обучающихся о Красном кресте.

  1. Физминутка - игра “Паутинка”.

– У меня в руках клубочек ниток. Называйте хорошие качества людей и перекидывайте клубочек своим одноклассникам.

(Доброта, чуткость, вежливость, ум, сопереживание, взаимопомощь, взаимовыручка, порядочность, щедрость, любовь, аккуратность, творчество, дружелюбие, верность, патриотизм, героизм, отзывчивость, нежность, скромность, внимательность)                                

- Вот как мы связаны друг с другом, сколько у нас друзей,  какая у нас получилась волшебная паутинка.

- Кроме Красного креста в 1850 году в Индии  была создана ещё одна организация Орден милосердия, основательницей которого стала Мать Тереза.

Слайд № 6

Это имя вам знакомо? (Святая Тере́за Кальку́ттская , настоящее имя Агне́с Го́ндже Бояджи́у). Каких людей даже сейчас называют ее именем?

Информация учителя о Святой Терезе.

НАГРАЖДЕНА НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИЕЙ

Слайд № 7

(Люди получают награды за военные подвиги и трудовые победы, а здесь  за нравственный подвиг)

Сообщение  ученика о Нобеле, о Нобелевской премии

Слайд № 8

-Как бы теперь вы ответили на вопрос: «Действуют ли законы нравственной жизни в современном мире?»

Познавательные

Познавательные, регулятивные

Этап 4. Практикум. Закрепление знаний.

 Проверка полученных результатов.

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10 минут

Работа в парах. Ситуации. (смотри приложение)

Обсуждение результатов.

-Мы увидели три разные ситуации. Какая из них соответствует золотому правилу морали? Свой ответ обоснуйте

Вывод: Нужно поступать по совести.

Стихотворение «Совесть»

Коммуникативные

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность

этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД

5 -8 минут

- Подводя итоги сегодняшнего занятия, я предлагаю обозначить ступени нравственности, которые помогут каждому из нас стать Человеком с большой буквы.

(Обучающиеся обозначают ступени)

Слайд № 9

Первая ступенька- познание, когда маленький ребёнок познаёт, что хорошо и что плохо.
Вторая ступенька -отношение, когда мы можем любому поступку дать свою оценку, высказать своё отношение.

Третья ступенька- поведение, когда человек в любой ситуации может найти правильный выход, выйти из положения, но при этом с пользой для других, возможно совершить героический поступок.

И ДЕЙСТВУЙ   ПОТОМ, КАК ВЕЛЯТ УБЕЖДЕНИЯ. 

Всему что достойно Учись, не ища награждения!

- Дорогие ребята!  Я думаю, если вы постепенно будете в течение своего взросления проходить эти ступени, то вы обязательно вырастите  высоконравственными людьми, замечательными детьми для своих родителей и достойными гражданами своей страны.

Слайд № 10

Рефлексия

1. Сегодня я узнал (а).

2. Я почувствовал (а)…

3. Мне захотелось…

Коммуникативные, регулятивные 

Домашнее задание

2 минуты

У., стр.126-129, вопрос № 4.

Приложение:

Леонид  Михайлович Рошаль 

С 2003 года по настоящее время — директор Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии (НИИ НДХиТ) Департамента здравоохранения города Москвы. В 1988 году участвовал в спасении детей, пострадавших во время землетрясения в Армении. В 1990 году Рошаль стал председателем Международного комитета помощи детям при катастрофах и войнах. В этот комитет вошли известные специалисты-медики со всего мира.

Он возглавил Международный благотворительный фонд помощи детям при катастрофах и войнах, созданный для того, чтобы обеспечивать транспортировку, покупку оборудования и питание врачей, входящих в международную бригаду неотложной помощи.  Вёл переговоры с террористами во время террористического акта на Дубровке (2002): благодаря участию Рошаля из здания Театрального центра были выведены восемь детей, а заложникам были переданы вода и медикаменты. Также вёл переговоры с террористами во время террористического акта в Беслане (2004).

Красный крест»

Междунаро́дный комите́т Кра́сного Креста́— гуманитарная организация, осуществляющая свою деятельность во всём мире, исходя из принципа нейтральности и беспристрастности. Она предоставляет защиту и оказывает помощь пострадавшим в вооружённых конфликтах и внутренних беспорядках, помощь лицам, содержащимся под стражей, больным, раненым и гражданским лицам, пострадавшим в результате вооружённых конфликтов. Представительства организации, где в общей сложности работают более 12 тысяч человек, расположены почти в 80 странах мира.

В 1864 году состоялась первая международная Конференция Международного комитета Красного Креста.

Мать Тереза -  католическая монахиня.

В 1950 году в Индии был создан Орден Милосердия. Его основательница стала необыкновенная женщина, которая вошла в историю под именем Мать Тереза. Всю свою жизнь она посвятила делу оказания помощи нуждающимся. До конца своих дней( до 1997 года) Мать Тереза руководила работой Ордена милосердия. В разных странах с ее помощью создавались школы, больницы, приюты для бедняков. Матери Терезе была присуждена Нобелевская премия.

Нобелевская премия - ежегодная международная премия, названная в честь ее учредителя, шведского инженера химика, изобретателя и промышленника Альфреда Нобеля. Согласно его завещанию, оставшийся после его смерти капитал составил Нобелевский фонд. Эти средства были помещены в банк, а доход от них стал ежегодно делиться на 5 равных частей и с 1901 года присуждаться в форме Нобелевских премий за достижения в области физики, химии, физиологии или медицины, литературы, а также за деятельность по укреплению мира.

Задание  “Находка”. В группах разыгрываются 3 ситуации

Стоит в коридоре Миша – первоклассник, плачет и трѐт кулачками глаза. Он

на перемене бегал и потерял деньги.

1 ситуация

Никита находит деньги, оглядывается, никого нет, кладѐт их к себе в карман

и бежит в буфет. По дороге Никита сталкивается с первоклассником.

Никита: Почему ты плачешь? Кто тебя обидел?

Первоклассник: Никто не обидел. Я деньги потерял.

Никита: А где ты их потерял?

Первоклассник: Не знаю.

Никита: Ну так иди ищи свои деньги! (Смеѐтся и убегает, но деньги не

отдаѐт).

2 ситуация

Даниил находит два пятачка в коридоре, берѐт их и крепко зажимает в

кулаке.

Повстречавшись с первоклассником, который громко плакал.

Даниил: Что с тобой произошло? Ты почему плачешь?

Первоклассник: Я деньги потерял.

Даниил: А сколько было денег?

Первоклассник: Два пятачка.

Даниил: А я только что нашѐл два пятачка в коридоре. Смотри, может это

твои?

Первоклассник: Наверное.

Даниил : Как же нам быть? Давай мы их разделим пополам. Тебе – пятачок и

мне – пятачок! Ведь это я нашѐл твои деньги!

Первоклассник: Ну, хорошо!

(Дети делят деньги поровну и расходятся).

3 ситуация

Эрик находит деньги в коридоре, берѐт их, идѐт дальше и видит, стоит

первоклассник у стены и плачет. Подходит к нему и спрашивает.

Эрик: Ты что двойку получил?

Первоклассник: Нам не ставят оценки в первом классе.

Эрик: Тогда почему ты плачешь?

Первоклассник: Просто я деньги потерял.

Эрик: Не плачь! Так вот же они, я их в коридоре нашѐл – два пятачка. Бери

скорее!

Первоклассник: Спасибо тебе! И убегает.

Учитель:

-Мы увидели три разные ситуации. Какая из них соответствует золотому правилу морали? Свой ответ обоснуйте

Совесть

Вот, как-то тёмною порой,
Старушка, вдруг упала.
И, совесть тут, само собой,
На ту беду попала.
Лежит старушка на земле,
Тихонечко вздыхает.
А совесть бьётся в темноте,
Себя всем предлагает —
— Возьмите, дамы, господа,
Меня к себе впустите!
Откройте же свои глаза!
Старушке помогите!
А люди, просто мимо шли.
Глаза лишь отводили.
Не думали о ней они.
И по делам спешили.
Металась совесть — тут и там,
От одного к другому.
Но, так никто её не взял,
Не всем она знакома.
Взмолилась совесть тут тогда.
Слезами зарыдала.
— Неужто, я уж не нужна?
И, у людей пропала?
Но, вот старушка, чуть дыша,
К себе её пригрела.
И, в сердце совесть позвала.
Теплом своим согрела.
— Зачем тебе-то я нужна? —
Тут, совесть удивляться…
— М н е, п р о с т о, с о в е с т н о —
п р о с и т ь л ю д е й,
ч т о б ы
п о д н я т ь с я !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"

Конспект урока "Основ религиозных культур и светской этики", модуль "Светская этика", тема урока "Золотое правило нравственности", к конспекту прилогается презентация...

Урок ОРКСЭ по теме "Нравственные идеалы"

Былины, богатыри, пословицы и поговорки, тест, презентация...

Презентация к уроку ОРКСЭ на тему"Нравственный образ богатыря"

Презентация к уроку ОРКСЭ по модулю "Светская этика" на тему  "Нравственный образ богатыря" для 4 класса....

Конспект и презентация к уроку ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"

Конспект и презентация к уроку по ОРКСЭТема: "Золотое правило нравственности"...

ОРКСЭ.Конспект урока Нравственные законы в современном мире

ОРКСЭ.Конспект урока Нравственные законы в современном мире...

Роль уроков ОРКСЭ в формировании нравственности учащихся

В представленном материале описан опыт по преподаванию учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики", проведен анализ работы по формированию духовной нравственности учащихся...

Методическая разработка к уроку ОРКСЭ по теме «Нравственный поступок»

Методическая разработка к уроку ОРКСЭ по теме «Нравственный поступок»   ...