Урок ОРКСЭ 4 класс. Тема: Нравственные законы в современном мире.
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Вниманию педагогов представлен материал для урока ОРКСЭ ( модуль: Основы светской этики) по теме "Нравственные законы в современном мире". Цель урока: формирование у обучающихся представлений о моральных и этических нормах, об образце нравственности в современном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по ОРКСЭ "Нравственные законы в современном мире" | 27.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет | ОРКСЭ. Основы светской этики | Класс | 4 | |||
Тема урока | Нравственные законы в современном мире. | |||||
Дата | 28.02.2020г. | |||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
Усвоение понятий «образец нравственности», Красный крест, Орден милосердия. | П. Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Структурирование знаний. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. Р. Умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей. Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий. К. Умение задавать вопросы. Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения. Умение слушать и вступать в диалог. | Знакомство с моральными нормами с ориентацией на их выполнение. Развитие этических чувств как результата морального поведения. Учиться давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей. | ||||
Цель урока | Формирование у учащихся представлений о моральных и этических нормах, об образце нравственности в современном мире. | |||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Образец нравственности, бескорыстие, нравственные законы, милосердие, Красный крест. | |||||
Средства ИКТ, используемые на уроке | ПК, электронная презентация | |||||
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на урок | Карточки с ситуациями, карточки «Ступени нравственности» стихотворение «Совесть», сообщения обучающихся. | |||||
Организационная структура урока | ||||||
Этап 1. Актуализация знаний | ||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | ||||
5-7 минут | Слайд № 1 1.Проверка готовности к уроку. 2.Проверка домашнего задания. - С каким правилом, законом познакомились на прошлом уроке? Когда люди стали следовать ему? Кто? (еще в древности многие мыслители и философы, высказывания их объединили в золотое правило нравственности. Слайд № 2 Гилель «Не делай другому того, чего не хочешь чтобы делали тебе» В христианской книге Евангелие слова Иисуса Христа «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» Коран – священная книга мусульман «Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, нуждающемуся, соседу, как состоящему с вами в родстве, так и не состоящему, и товарищу, и путнику, и тем, кем вы владеете») | Регулятивные Коммуникативные, познавательные | ||||
Этап 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | ||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | ||||
10 минут Этап 3. 10 минут | Беседа. Работа со словарём. Слайд № 3 - Как вы думаете, действуют ли сегодня нравственные законы и правила, сформулированные еще в древности? - Как вы понимаете слово «бескорыстие»? - Давайте прочитаем определение в словаре стр.144 - А можно ли подобрать синоним к слову «бескорыстный»? (Милосердие. Словарь. Стр.146.) Работа с учебником. Продолжим тему милосердия на стр. учебника 126 (обучающиеся читают 1 абзац) Работа над новым материалом. - Действительно, эта традиция никогда не прерывалась. И в наши дни множество людей приходят на помощь тем, кто в этом нуждается. Но это не обязательно какая-то финансовая помощь людям. Зачастую человеку, попавшему в беду, в трудную ситуацию нужна просто поддержка. Сегодня мы познакомимся с таким человеком. Это Леонид Михайлович Рошаль. Слайд № 4. - У ребят было задание найти информацию об этом человеке. Предоставляем им слово. Сообщение обучающихся о Л.М.Рошале - Его кто-то обязывает так поступать? А вы бы смогли поступать так же? -Сегодня в мире действуют различные благотворительные организации. Какую миссию они выполняют?(благо творят, добро) - Одна из таких организаций – Международный комитет Красного Креста (156 лет) Слайд № 5 Работа с учебником. Стр.127 -Дополнительное сообщение обучающихся о Красном кресте.
– У меня в руках клубочек ниток. Называйте хорошие качества людей и перекидывайте клубочек своим одноклассникам. (Доброта, чуткость, вежливость, ум, сопереживание, взаимопомощь, взаимовыручка, порядочность, щедрость, любовь, аккуратность, творчество, дружелюбие, верность, патриотизм, героизм, отзывчивость, нежность, скромность, внимательность) - Вот как мы связаны друг с другом, сколько у нас друзей, какая у нас получилась волшебная паутинка. - Кроме Красного креста в 1850 году в Индии была создана ещё одна организация Орден милосердия, основательницей которого стала Мать Тереза. Слайд № 6 Это имя вам знакомо? (Святая Тере́за Кальку́ттская , настоящее имя Агне́с Го́ндже Бояджи́у). Каких людей даже сейчас называют ее именем? Информация учителя о Святой Терезе. НАГРАЖДЕНА НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИЕЙ Слайд № 7 (Люди получают награды за военные подвиги и трудовые победы, а здесь за нравственный подвиг) Сообщение ученика о Нобеле, о Нобелевской премии Слайд № 8 -Как бы теперь вы ответили на вопрос: «Действуют ли законы нравственной жизни в современном мире?» | Познавательные Познавательные, регулятивные | ||||
Этап 4. Практикум. Закрепление знаний. Проверка полученных результатов. | ||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | ||||
10 минут | Работа в парах. Ситуации. (смотри приложение) Обсуждение результатов. -Мы увидели три разные ситуации. Какая из них соответствует золотому правилу морали? Свой ответ обоснуйте Вывод: Нужно поступать по совести. Стихотворение «Совесть» | Коммуникативные | ||||
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание | ||||||
Длительность этапа | Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам | Формируемые УУД | ||||
5 -8 минут | - Подводя итоги сегодняшнего занятия, я предлагаю обозначить ступени нравственности, которые помогут каждому из нас стать Человеком с большой буквы. (Обучающиеся обозначают ступени) Слайд № 9 Первая ступенька- познание, когда маленький ребёнок познаёт, что хорошо и что плохо. Третья ступенька- поведение, когда человек в любой ситуации может найти правильный выход, выйти из положения, но при этом с пользой для других, возможно совершить героический поступок. И ДЕЙСТВУЙ ПОТОМ, КАК ВЕЛЯТ УБЕЖДЕНИЯ. Всему что достойно Учись, не ища награждения! - Дорогие ребята! Я думаю, если вы постепенно будете в течение своего взросления проходить эти ступени, то вы обязательно вырастите высоконравственными людьми, замечательными детьми для своих родителей и достойными гражданами своей страны. Слайд № 10 Рефлексия 1. Сегодня я узнал (а). 2. Я почувствовал (а)… 3. Мне захотелось… | Коммуникативные, регулятивные | ||||
Домашнее задание 2 минуты | У., стр.126-129, вопрос № 4. |
Приложение:
Леонид Михайлович Рошаль
С 2003 года по настоящее время — директор Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии (НИИ НДХиТ) Департамента здравоохранения города Москвы. В 1988 году участвовал в спасении детей, пострадавших во время землетрясения в Армении. В 1990 году Рошаль стал председателем Международного комитета помощи детям при катастрофах и войнах. В этот комитет вошли известные специалисты-медики со всего мира.
Он возглавил Международный благотворительный фонд помощи детям при катастрофах и войнах, созданный для того, чтобы обеспечивать транспортировку, покупку оборудования и питание врачей, входящих в международную бригаду неотложной помощи. Вёл переговоры с террористами во время террористического акта на Дубровке (2002): благодаря участию Рошаля из здания Театрального центра были выведены восемь детей, а заложникам были переданы вода и медикаменты. Также вёл переговоры с террористами во время террористического акта в Беслане (2004).
Красный крест»
Междунаро́дный комите́т Кра́сного Креста́— гуманитарная организация, осуществляющая свою деятельность во всём мире, исходя из принципа нейтральности и беспристрастности. Она предоставляет защиту и оказывает помощь пострадавшим в вооружённых конфликтах и внутренних беспорядках, помощь лицам, содержащимся под стражей, больным, раненым и гражданским лицам, пострадавшим в результате вооружённых конфликтов. Представительства организации, где в общей сложности работают более 12 тысяч человек, расположены почти в 80 странах мира.
В 1864 году состоялась первая международная Конференция Международного комитета Красного Креста.
Мать Тереза - католическая монахиня.
В 1950 году в Индии был создан Орден Милосердия. Его основательница стала необыкновенная женщина, которая вошла в историю под именем Мать Тереза. Всю свою жизнь она посвятила делу оказания помощи нуждающимся. До конца своих дней( до 1997 года) Мать Тереза руководила работой Ордена милосердия. В разных странах с ее помощью создавались школы, больницы, приюты для бедняков. Матери Терезе была присуждена Нобелевская премия.
Нобелевская премия - ежегодная международная премия, названная в честь ее учредителя, шведского инженера химика, изобретателя и промышленника Альфреда Нобеля. Согласно его завещанию, оставшийся после его смерти капитал составил Нобелевский фонд. Эти средства были помещены в банк, а доход от них стал ежегодно делиться на 5 равных частей и с 1901 года присуждаться в форме Нобелевских премий за достижения в области физики, химии, физиологии или медицины, литературы, а также за деятельность по укреплению мира.
Задание “Находка”. В группах разыгрываются 3 ситуации
Стоит в коридоре Миша – первоклассник, плачет и трѐт кулачками глаза. Он
на перемене бегал и потерял деньги.
1 ситуация
Никита находит деньги, оглядывается, никого нет, кладѐт их к себе в карман
и бежит в буфет. По дороге Никита сталкивается с первоклассником.
Никита: Почему ты плачешь? Кто тебя обидел?
Первоклассник: Никто не обидел. Я деньги потерял.
Никита: А где ты их потерял?
Первоклассник: Не знаю.
Никита: Ну так иди ищи свои деньги! (Смеѐтся и убегает, но деньги не
отдаѐт).
2 ситуация
Даниил находит два пятачка в коридоре, берѐт их и крепко зажимает в
кулаке.
Повстречавшись с первоклассником, который громко плакал.
Даниил: Что с тобой произошло? Ты почему плачешь?
Первоклассник: Я деньги потерял.
Даниил: А сколько было денег?
Первоклассник: Два пятачка.
Даниил: А я только что нашѐл два пятачка в коридоре. Смотри, может это
твои?
Первоклассник: Наверное.
Даниил : Как же нам быть? Давай мы их разделим пополам. Тебе – пятачок и
мне – пятачок! Ведь это я нашѐл твои деньги!
Первоклассник: Ну, хорошо!
(Дети делят деньги поровну и расходятся).
3 ситуация
Эрик находит деньги в коридоре, берѐт их, идѐт дальше и видит, стоит
первоклассник у стены и плачет. Подходит к нему и спрашивает.
Эрик: Ты что двойку получил?
Первоклассник: Нам не ставят оценки в первом классе.
Эрик: Тогда почему ты плачешь?
Первоклассник: Просто я деньги потерял.
Эрик: Не плачь! Так вот же они, я их в коридоре нашѐл – два пятачка. Бери
скорее!
Первоклассник: Спасибо тебе! И убегает.
Учитель:
-Мы увидели три разные ситуации. Какая из них соответствует золотому правилу морали? Свой ответ обоснуйте
Совесть
Вот, как-то тёмною порой,
Старушка, вдруг упала.
И, совесть тут, само собой,
На ту беду попала.
Лежит старушка на земле,
Тихонечко вздыхает.
А совесть бьётся в темноте,
Себя всем предлагает —
— Возьмите, дамы, господа,
Меня к себе впустите!
Откройте же свои глаза!
Старушке помогите!
А люди, просто мимо шли.
Глаза лишь отводили.
Не думали о ней они.
И по делам спешили.
Металась совесть — тут и там,
От одного к другому.
Но, так никто её не взял,
Не всем она знакома.
Взмолилась совесть тут тогда.
Слезами зарыдала.
— Неужто, я уж не нужна?
И, у людей пропала?
Но, вот старушка, чуть дыша,
К себе её пригрела.
И, в сердце совесть позвала.
Теплом своим согрела.
— Зачем тебе-то я нужна? —
Тут, совесть удивляться…
— М н е, п р о с т о, с о в е с т н о —
п р о с и т ь л ю д е й,
ч т о б ы
п о д н я т ь с я !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"
Конспект урока "Основ религиозных культур и светской этики", модуль "Светская этика", тема урока "Золотое правило нравственности", к конспекту прилогается презентация...
Урок ОРКСЭ по теме "Нравственные идеалы"
Былины, богатыри, пословицы и поговорки, тест, презентация...
Презентация к уроку ОРКСЭ на тему"Нравственный образ богатыря"
Презентация к уроку ОРКСЭ по модулю "Светская этика" на тему "Нравственный образ богатыря" для 4 класса....
Конспект и презентация к уроку ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"
Конспект и презентация к уроку по ОРКСЭТема: "Золотое правило нравственности"...
ОРКСЭ.Конспект урока Нравственные законы в современном мире
ОРКСЭ.Конспект урока Нравственные законы в современном мире...
Роль уроков ОРКСЭ в формировании нравственности учащихся
В представленном материале описан опыт по преподаванию учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики", проведен анализ работы по формированию духовной нравственности учащихся...
Методическая разработка к уроку ОРКСЭ по теме «Нравственный поступок»
Методическая разработка к уроку ОРКСЭ по теме «Нравственный поступок» ...