Конспект урока ОРКСЭ "Золотое правило этики"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
В своем уроке по ОРКСЭ я предоставляю достаточный материал для понимания и осознания понятия «золотое правило этики», на уроке дети познакомятся с основным правилом «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Я считаю, что урок влияет и способствует духовно-нравственному развитию учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_zolotoe_pravilo_etiki.docx | 111.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БОРОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Золотое правило этики»
4 класс
Номинация
Лучшая методическая разработка по предмету
«Основы религиозных культур и светской этики»
Боровое
2022 год
Конспект урока ОРКСЭ
Тема: "Золотое правило этики"
Модуль: основы православной культуры
Тип урока: комбинированный
Класс 4
Цель: формирование представления о золотом правиле этики, углубление представлений о нравственных православных категориях, неосуждение, как проявление милосердия, активизировать познавательную деятельность учащихся через дискуссию.
Задачи:
- Познакомить с золотым правилом этики; создать условия для понимания ответственности за свои поступки на основе золотого правила этики.
- Развивать этические чувства, доброжелательность, отзывчивость, честность, преданность и верность, уважительное и заботливое отношение к родителям и близким людям.
- Развивать навыки смыслового чтения текста различных жанров, умение строить речевое высказывание, слушать собеседника, вести диалог.
- Прививать любовь к ближнему, к окружающим.
Планируемые результаты:
Предметные:
– приобретение представлений о нравственности и духовности, о значении понятий: добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;
– формирование необходимости в нравственном совершенствовании.
Метапредметные:
познавательные: овладение умением выражать свои мысли правильно, точно, не обижая чувств близких людей;
регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; самостоятельно искать пути решения проблемы; адекватно воспринимать комментарий результатов деятельности;
коммуникативные: ответы продумывать перед их озвучиванием вслух; формулировать выводы; учиться работать в группе, договариваться, слышать других и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные:
– осознание для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
– умение следить за своими поступками, словами, делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
– настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими.
Оборудование: учебник А.В.Кураев «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс, презентация, компьютер, мультимедиа, словари.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент | Прозвенел уже звонок. Мы скорей начнём урок. -Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Посмотрите на ваше выражение глаз. Из них льётся доброта. Когда мы видим в глазах лучики добра, нам легко, радостно, спокойно и комфортно. Мы ничего не боимся. (слайд 2) | Приветствуют учителя и друг друга. | Личностные |
Психологический настрой | - А теперь послушайте притчу и дайте оценку содержания. «Купил человек себе новый дом — большой, красивый — и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит. Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал: — Кто чем богат, тот тем и делится! Выскажите свое отношение к поступкам героев. Как бы мог поступить сосед иначе? А почему он все-таки поступил так, вернув ведро с яблоками? Я хочу прочитать слова Льва Николаевича Толстого. Как они связаны со смыслом притчи? Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. Л.Н Толстой. (слайд 3) Доброта - это стремление помочь людям, причём не требуя за это благодарности. | Слушают притчу Высказывают свое отношение к героям | Личностные, Коммуникативные Регулятивные Познавательные |
Формулирование темы, цели урока | - Перед вами несколько словосочетаний, дайте объяснение каждому. Какое из них «лишнее»? (слайд 4) • Золотые руки (руки, которые умеют всё делать) • золотое сердце (доброе сердце) • золотое кольцо (изготовлено из золота) • золотое правило (главное, самое важное) (Золотое кольцо – здесь слово золотое в прямом значении, а остальные - в переносном). -Как вы понимаете значение "золотые руки"? - Как вы понимаете "золотое сердце"? - А что значит выражение "золотое правило"? Золотое правило – самое главное, важное правило - Как вы считаете, какое отношение имеет выражение «золотое правило» к нашему уроку? (Будем говорить о правилах...) - О каких же правилах мы будем говорить, как вы думаете? (предположения детей) - А в какая же наука нам объясняет и помогает определить эти правила, подсказывает нам как нужно поступить, как вести себя в обществе и как вести себя в различных ситуациях? (этика-это философская наука о морали (нравственности)). - Значит какая же тема нашего урока? - Итак, тема нашего урока «Золотое правило этики» | Работают со словосочетаниями Отвечают на вопросы Отвечают на вопросы | Предметные Познавательные Коммуникативные |
Открытие новых знаний | -Что такое этика? (слайд 7). Дайте своё определение. (Ответы учащихся) -Что такое нравственность? ( слайд 8). Дайте своё определение. (Ответы учащихся). Работа со словарём. -Найдите в словаре и дайте определения данным понятиям.
-Что общего в этих понятиях? Назовите отличия? Работа по учебнику Чтение по учебному пособию на стр. 67(3 абзаца). Словарная работа. - Вам в тексте встретятся незнакомые слова и выражения, давайте разберем их. Заочно - за глаза Сплетничать – говорить плохое о человек, то что не соответствует истине, осуждать. -Было ли такое в вашей жизни, чтобы вы осуждали других людей? -Что вы чувствовали? -Как звучит золотое правило этики? ( слайд 9). Известна другая формулировка этого правила: (слайд10) «Не делайте другим того, чего не хотите себе». Как вы понимаете первую формулировку? А как вы понимаете «не делайте другим того, чего не хотите себе».? В чем же разница между этими формулировками? (первая положительная, а вторая отрицательная) Кто его сообщил людям? (Иисус Христос в Нагорной проповеди) Почему его называют «золотым»? Учитель: Представьте: глубокой ночью человек идет по городу. Из одного окна некто выглянул и сказал: «Что это он идет так поздно? Наверное, это вор!». Из другого окна о том же прохожем подумали: «Наверное, это гуляка возвращается с вечеринки». Еще кто-то предположил, что этот человек ищет врача для больного ребенка. (слайд11) Ребята как вы думаете куда же шел этот человек? На самом же деле ночной прохожий спешил на ночную молитву в храм. Но каждый увидел в нем частицу своего мира, своих проблем или страхов. - В чем же здесь главная мысль? (высказывания детей) Но каждый увидел в нем частицу своего мира, своих проблем или страхов. -Как вы понимаете эту фразу? Сплетник очень часто переносит на другого человека то плохо, что живет в нем самом; он приписывает другим то, в чем сам грешен. С кем мы становимся лучше, с тем, кто видит наши недостатки, или с тем, кто верит в наши достоинства? Почему? (слайд12) Почему не следует осуждать другого? (просто потому, что мы сами не хотим, чтобы нас осуждали; потому, что вера в лучшее делает человека действительно лучше). Как это связано с золотым правилом? | Отвечают на вопросы Работают со словарем Отвечают на вопросы Работа по учебнику Работают с непонятными словами Отвечают на вопросы Слушают учителя Отвечают на вопросы Слушают учителя Отвечают на вопросы Отвечают на вопросы | Предметные Познавательные Коммуникативные |
Первичное закрепление | Работа с репродукцией Поленова В.Д. «Христос и грешница». (слайд 13) Однажды, к Христу люди привели женщину, которую должны были казнить по законам того времени. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». И тогда люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. Все тихо разошлись. - Рассмотрите картину. -Как поступил Христос? Как он защитил женщину? Слова Христа из Евангелия: Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете. (слайд 14) | Работают по репродукции картины Поленова. Слушают учителя | Предметные Познавательные Коммуникативные |
Закрепление изученного материала | Работа по учебнику. Чтение статьи, комментирование, выборочный пересказ текста. - Осуждение других людей плохо еще и тем, что оно слишком упрощает мир и человека. А человек сложен. У каждого человека есть сильные стороны и слабые. Неудачник может оказаться добрым гением в дальнейшем. Разве не бывает так в спорте? Например, спортсмен-биатлонист проигрывает одно соревнование, а другое выигрывает. Разве человек, совершивший один отрицательный поступок, далее не может совершать положительные поступки? Даже школьный хулиган может стать героем. Так как же избежать осуждения человека? Неосуждение - это различение оценки поступка и оценки самого человека. Нельзя по одному поступку клеймить человека. Плохой отрицательный поступок исправить можно. (слайд 15) - В православии есть правило: «Люби грешника и ненавидь грех» - Быть грешником. Что это значит? Найдите ответ в учебнике. - Давайте научимся прощать друг друга. Самостоятельная работа. - Выпишите предложения, которые говорят об осуждении и неосуждении поступков человека. Слушание рассказа о святом Серафиме Саровском. ( слайд 16) - Великий пример неосуждения дал нам святой Серафим Саровский. Однажды подошли к старцу три неизвестных человека, одетые по-крестьянски, и приступили с требованием денег. Они думали, что у него их много: «К тебе ходят мирские люди и носят деньги». Серафим ответил им, что он «ни от кого и ничего не берёт». Они не поверили и напали на него, стали жестоко бить. Преподобный Серафим решил претерпеть всё, чтобы потом не было на нём никакой вины, хотя от природы был сильным. Разбойники, избив его до бесчувствия, стали обыскивать келью старца, в своём упорстве даже разломали печь, разобрали пол, но ничего не нашли, кроме икон да нескольких картофелин. Тогда они поняли, на кого подняли руку, опомнились от злой, убийственной корысти, овладевшей ими, и в страхе побежали прочь. Серафим же, придя в себя от страшных побоев, помолился Богу, чтобы Он простил разбойников, и поблагодарил Его за то, что сам не осудил их. Злодеи же впоследствии просили у него прощения и каялись. - Почему так поступил Серафим Саровский? | Работают по учебнику Работают с текстом Слушают рассказ Отвечают на вопрос | Предметные Познавательные Коммуникативные Регулятивные |
Итог урока |
Не забирать, а… Не кричать, а… Не ломать, а … Не прятать, а ...
-Этика - это понятие добра и зла. Составьте пословицы о добре. Добро любит, зло… Добро красиво, зло… Добро спокойно, зло … Добро помогает, зло… Добро миролюбиво, зло… Добро прощает, зло… Добро радостно, зло… - О чем говорили на уроке? - Что вам понравилось? - Что удивило вас? - Что для вас было открытием? - Какие мысли возникли? | Выполняют тест Работают с карточкой Работа с пословицами Отвечают на вопросы | Коммуникативные Личностные Регулятивные |
Рефлексия | Как ты хочешь, чтобы к тебе относились другие люди? (Карточки 3 для каждого) Поставьте знаки + или - Я хотел(а) бы, чтобы меня … любили не осуждали обзывали обижали понимали сплетничали дразнили ненавидели помогали прощали доверяли обзывали осуждали били унижали - Ну, а чтобы всё было, так как вы хотели бы, что для этого надо соблюдать? | Работа по карточкам Отвечают на вопрос | Личностные Коммуникативные |
Домашнее задание | Расспросите родственников (маму, папу, бабушку …) как они выполняют «Золотое правило этики». ( слайд18). | Записывают домашнее задание | Регулятивные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по основам этики.
Тема урока: "Совесть и раскаяние"....
План-конспект урока по светской этике.
конспект урока...
конспект урока по светской этике
урок дан в курсе ОРКСЭ...
Конспект урока по светской этике «Добродетель и порок. Жизнь дана на добрые дела»
Человеку свойственно ошибаться. Главное, чтобы человек мог осознать, что он неправ, и исправиться. Нужно постараться больше не совершать тех поступков, за которые было стыдно....
Сценарий урока ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")№ 13 в 4 классе .Тема урока "Золотое правило этики"
В сценарии урока представлена технологическая карта. Прописаны личностные, предметные и метапредметные результаты, духовно-нравственное развитие.Имеется приложение. Сценарий составлен по учебнику ...
Конспект урока по светской этике.ОРКСЭ "Золотое правило нравственности."
Конспект урока по ОРКСЭ "Золотое правило нравственности".Составила учитель лицея №1367 г. Москвы Гударева И.В.....
Разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры"). Тема урока: "Золотое правило этики".
Урок разработан для учащихся 4 класса. Он может быть интересен учителям начальных классов общеобразовательной школы. Подготовка не потребует много времени. Материал урока достаточно прост, но нас...