Методическая разработка урока по ОПК "Бог - творец красивого мира"
методическая разработка по орксэ (2 класс)

Наталья Фёдоровна Зачиняева

В данной разработке мы исследуем божественное творение как источник красоты и гармонии, утверждающее значимость и уникальность каждого элемента окружающего нас мира. С первых страниц Библии мы впитываем глубокую истину о том, что всё, что создано, имеет свою цель и предназначение. Красота природы, ее разнообразие и многогранность несут в себе след Творца, который является источником любой художественной и эстетической идеи.

Живая природа, архитектура, музыка и живопись — все это отражение божественного замысла и вызывает в человеке стремление к познанию и восхищению. Мы рассмотрим, как различные культурные традиции и философии интерпретируют гармонию, а также как человек может стать соавтором красоты, созданной Богом. Обратившись к основам православного учения, мы проанализируем, как понимание божественной красоты воссоединяет людей, помогает в их духовном развитии и формирует ответственный подход к окружающему миру.

Этот путь открывает перед нами возможность глубже понять свою роль в созданной Вселенной и осознать величие того, что нас окружает.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 имени Людмилы Михайловны Павличенко станицы Баговской муниципального образования Мостовский район

Методическая разработка урока православной культуры

по теме:

«Бог – Творец красивого мира»

Учитель начальных классов и ОПК

Зачиняева Наталья Фёдоровна

ст.Баговская

                                                     2023 год

 Цели  урока: активизация нравственного чувства сопереживания;

актуализация смысла Священной истории для младших школьников с учётом состояния их духовно – нравственного развития;

 объяснение  взаимосвязи эстетических  и нравственных понятий:  «любовь – доброта – красота»;

 ознакомление учащихся со Священной историей о сотворении Мира Богом, с рядом терминов: « Бог, Библия,  Священная история»;

развитие умений эстетического восприятия: видеть и слышать красивое, творческих способностей учащихся, навыков чтения, речи, мышления;

формирование желания жить по христианским  канонам.

Оборудование: сигнальные карточки, магнитофон, наглядное пособие «Иллюстрации», музыкальное пособие «Звуковая палитра», рисунки детей на тему «Осень», Библия.

Тип урока: изучение нового

Форма урока: Рассказ. О сотворении мира. Бог — создатель красивого мира. Качества Бога. Непостижимость. Он очень любит всех на земле и поэтому заботится о том, чтобы вокруг нас все было красиво. Отражение Бога в творениях. Главное качество Бога — Любовь. Может ли злой создать красивое? Доброта Бога.

Ход  урока.

1. Организационный момент:

Учитель: начинает урок со слов:

Внимание! Проверь дружок!

Готов ли ты начать урок.

Всё ли на месте,

Всё ли в порядке

Книга, ручка и тетрадки

Ученики: проверяют все  ли учебные принадлежности у них подготовлены к уроку и лежат на парте.

Учитель: сегодня у нас необычный урок, посвященный сотворению Мира Богом. Вы сможете понять, что Мир, созданный Богом – прекрасен и всё сущее в нём есть творение Божье, Бог есть любовь ко всему окружающему нас Миру.

Ученики: слушают музыку пьесы М. П. Мусоргского «Прогулка» из цикла «Картинки с выставки» - голоса окружающего мира: пение птиц, журчание воды, шум леса и т. д.

2. Переход к изучению нового материала.

Ученикам предлагается  прослушать строки из стихотворения И. Бунина « Осень»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный

Учитель: У какого времени года такие краски?

Ученики: Такие краски у осени

Учитель: Нравится ли Вам осень? Чем интересно это время года?  Расскажите?

Ученики: отвечают на поставленный вопрос (выслушивается ответ двух – трёх учеников)

Учитель: отмечает лучший рассказ и обращает внимание учащихся на выставку детских рисунков об осени, акцентируя их внимание на панораме осеннего леса, которую они видели во время ранее проведенной экскурсии в лес

Ученикам: предлагается закрыть глаза и представить себя в осеннем лесу, вспомнить и назвать запахи и звуки осеннего леса

Ответы учеников: пахнет сыростью, грибами, прелыми листьями, дымом, шум деревьев, шорох падающих листьев, стук дятла и т.д.

Учитель: читает отрывок стихотворения Н. Огарева «В осеннем лесу»  

А лес шумит себе кругом,

И в нём ведутся разговоры:

Щебечет птица, жук жужжит,

И лист засохший шелести,,

На хворост, падая случайно,

И звуки все так полны тайны.

Учитель: делает вывод, что природа прекрасна в любое время года. Великий русский поэт – А. С. Пушкин особенно радовался приходу осени, в этот период он всегда много работал и оставил чудесные стихи об этом времени года. Под влиянием его стихов художник В. Д Поленов написал не менее прекрасную картину «Золотая осень»

Детям предлагается рассмотреть эту картину и задуматься о том, откуда возникла эта красота.

Учитель предлагает обратить внимание на картину И. И. Фирсова «Юный живописец» в учебнике Л. Л. Шевченко «Православная культура» кн. 1 на стр.37 и ответить после сравнения двух картин на вопрос «Что из изображенного художниками на своих картинах можно считать красотой рукотворной, а что нерукотворной?»

Рассказ учителя: (звучит тихая музыка – «Первый концерт для фортепиано с оркестром» П. И. Чайковского, фрагмент из 1-й части. На доске вывешена картина И. Айвазовского «Хаос».

Наш красивый мир сотворил Бог. Бог был всегда. Бог присутствует везде. Но увидеть Бога нашими глазами мы не можем. Наш мир существует давным-давно. Но земля и небо не всегда существовали. Я расскажу вам, как Бог создавал мир.

Бог сотворил мир за шесть дней. Но эти дни нельзя посчитать так, как мы считаем пальчики на руке. Сколько длились эти дни, мы не знаем.

Что же Бог сотворил в первый день? В начале Бог сотворил небо и землю. 3емля состояла из бесконечного множества маленьких частичек. Из этих маленьких частичек Бог и строил мир. Вокруг была пустота и тьма над бездною. Было темно. И сказал Бог: «Да будет свет!» И стало светло. И разделил Бог свет и тьму и назвал их днем и ночью.

Что было создано  во второй день? Бог сотворил воздух и назвал eгo небом. Им разделил Бог воды. Одни  разместил над небом сверху — это облака, тучи, из которых иногда идет дождь. Другие воды оказались под небом.

В третий день Бог собрал_всю воду, которая была под небом, в одно место. Так появились сухие места, суша. Так образовалась наша планета Земля, на которой есть места суши (материки, острова, горы) и большие моря, океаны, озера и речки. На земле выросли по велению Бога красивые цветы и деревья (которые мы с вами рассматривали).

В четвертый день Бог создал на небе светила - звезды и планеты. Солнце и Луну. Бог премудро устроил их движение. Солнце и Луна освещают Землю по очереди. Благодаря им, на смену ночи приходит день, после зимы наступает весна.

В пятый день Бог создал живые существа. Это были рыбы, бабочки, лягушки и змеи и множество птиц.

Вопрос: Каких птиц вы знаете? — Дети перечисляют.

А в шестой день Бог сотворил зверей: коричневых и белых мишек, изящных оленей с ветвистыми рогами и без рогов,  рыжих с черными полосами тигров и тоже рыжих, но с пятнышками жирафов (все видели жирафа?) пушистых серых зайчиков, обезьян и всех других зверей

Вот какой красивый мир сотворил Бог и повелел размножаться и наполнять землю!

(В процессе рассказа учитель выставляет разные иллюстрации, и к завершению истории о сотворении мира детям представлен красочный иллюстративный ряд.)

Вот так Божественной любовью и добротой был сотворен красивый мир.

Об этом рассказано в самой главной книге, которую читают люди и которая называется Библия

Учитель: записывает на доске, дети переписывают в тетрадь слова:  Бог, Библия, Священная история.

3. Работа с учебником

Учитель: предлагает ученикам выполнить задание в учебнике Л. Л. Шевченко «Православная культура» кн. 1  стр. 40

Ученики: записывают в тетрадь слова, предложенные в задании, располагают их  в последовательности сотворения Богом Мира и раскрашивают их разными цветами по своему выбору.

Учитель: открывает заранее написанные слова на доске в правильной последовательности согласно Библейскому рассказу о сотворении Мира

Ученики: при помощи сигнальной карточки показывают учителю степень выполнения каждым из них задания (зеленый цвет карточки – правильно выполненное задание, красный – неправильно)

 

4. Физкультминутка.

Учитель:- А теперь ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело

           Ученики: выполняют команды учителя.

5. Закрепление изученного материала

Учитель: проводит фронтальный опрос - спрашивает учеников:

Кто создал красивый мир?

Как называется книга, где об этом написано?

Что Бог создал в (первый, второй, третий, четвёртый, пятый, шестой) день?

Ученики: отвечают на поставленные учителем вопросы

Учитель: предлагает  детям подумать над вопросом – «Почему так всё, что окружает человека в Мире разнообразно и окрашено в разные цвета?», прочитав рассказ В. А. Сухомлинского «Пурпуровый цветок» по цепочке

Ученики: отвечают на предложенный  учителем вопрос 

Учитель: делает вывод, что если бы всё в Мире было одинаковое, то не было бы красоты.

6. Творческая работа.

Учитель: делит детей на шесть групп и  предлагает каждой из групп детям нарисовать рисунок на тему «День творения Мира»

Во время рисования учитель включает музыкальное сопровождение из музыкального пособия «Звуковая палитра»

По окончанию работы учитель демонстрирует лучшие работы учащихся.

7. Подведение итогов урока.

Учитель: «Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?», выслушивает ответы учеников и делает обобщающий вывод, отмечает всех активно работавших на уроке учеников и заканчивает урок словами:

Скоро прозвенит звонок,

Собери в портфель дружок,

Аккуратно, по порядку

Книги, ручку и тетрадки.

Литература.

  1. П. Н. Воздвиженский. Я познаю мир. Священная история в рассказах для детей. - М., 2006
  2. Л. Л. Шевченко, Е. Шестун. Православная культура. Методическое пособие. - М., 2003
  3. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома / Сост. протоиерей А. Соколов. - М.,  I999.
  4.         Библейские рассказы для маленьких детей в изложении Анны Твердовской. - Российское Библейское общество, 1995.
  5. Священная история в рассказах для детей / Сост. С. С. Куломзина. М., 1998.
  6. Священная история для детей. М., Прометей, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»

Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

Методическая разработка урока окружающего мира.Технологическая карта по окружаюющему миру ( 3 класс)

В материале представлена технологическая карта урока по окружающему миру ( 3 класс), тема "Вода и её свойства".Задания разработаны с элементами исследовательской деятельности....

Методическая разработка урока по окружающему миру "Весна в мире насекомых"

Не только первые цветы радуют глаз человека ранней весной. Не меньший восторг испытывает человек, впервые увидев весной порхающую бабочку, степенного шмеля, торопливого муравья.Сегодня  нам предс...