Разработка урока "Православная молитва" + презентация
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
- Сегодня у нас очень интересный урок, мы узнаем много нового. Узнаем, как давно люди стали молиться, кем создавались молитвы. А о чем пойдет речь на уроке, вы узнаете, решив кроссворд и прочитав ключевое слово. (Решение кроссворда). (Слайд 3)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravoslavnaya_molitva.docx | 38.95 КБ |
pravoslavnaya_molitva_-_kopiya.pptx | 2.15 МБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Лобановская средняя школа № 11»
Открытый урок
в 4 классе по теме:
«Православная молитва»
Учитель первой
квалификационной категории
Л.П. Тулина
2024 г.
Предмет: Основы духовно-нравственной культуры народов России
Тема: Православная молитва
Цель: помочь обучающимся осмыслить понятие «молитва, как разговора человека с Богом, форму возможного общения с Богом».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Задачи:
Обучающая: формировать представления о понятиях «православие», «молитва», «благодать», «святые» и их взаимосвязи; познакомить с молитвой «Отче Наш»; показать на примерах из жизни как православная молитва оберегает и спасает.
Развивающая: развивать познавательную мотивацию обучающихся.
Воспитывающая: продолжать воспитание нравственного, толерантного отношения к людям.
УУД:
Познавательные:
1. Работать с текстом и извлекать нужную информацию
2. Строить речевое высказывание в устной форме
3. Объяснять понятия: «православие», «молитва», «благодать», «святые»
Регулятивные:
1. Принимать и сохранять учебную задачу.
2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
1. Слушать и понимать других.
2. Договариваться о правилах общения.
3. Формулировать и отстаивать своё мнение, свою позицию.
Личностные:
1. Различать положительные и отрицательные поступки людей.
2. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения моральных норм.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знание понятий «православие», «молитва», «благодать», «святые»;
Метапредметные:
Познавательные: Формирование умений находить нужную информацию.
Регулятивные: Способность анализировать свои поступки.
Коммуникативные: Развитие речи, пополнение словарного запаса.
Личностные: Развитие ответственности за свои поступки, совершаемые на основе морального выбора. Воспитание доброты и милосердия, доброжелательного, толерантного отношения друг к другу и к окружающим.
Технологии, методы:
Технология проблемного диалога, сотрудничества
Методы: проблемно-поисковые
Формы деятельности:
- Фронтальная
- Индивидуальная
- Групповая
Основные понятия урока: «православие», «молитва», «благодать», «святые».
Оборудование: ноутбук, колонки, раздаточный материал, учебник «Основы православной культуры» 4 класс Васильевой О.Ю.
Ход урока:
I. Орг. момент
- Сегодня у нас очень интересный урок, мы узнаем много нового. Узнаем, как давно люди стали молиться, кем создавались молитвы. А о чем пойдет речь на уроке, вы узнаете, решив кроссворд и прочитав ключевое слово. (Решение кроссворда). (Слайд 3)
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 |
1) Нетленные останки (тела) святых, обладающие благодатными свойствами. (Мощи)
2) Изображение Господа, Богородицы, ангелов и святых. (Образ)
3) Запись лет, рукописная книга, в которой год за годом были записаны происходившие события. (Летопись)
4) Особое испытание, когда у человека есть опасность совершить ошибку, неверный поступок. (Искушение)
5) После того как Господь изгнал Адама и Еву из рая он сказал им о том, что теперь им нужно будет много… (Трудиться)
6) Астрономы – звездочеты, которые принесли дары родившемуся Спасителю. (Волхвы)
7) Бестелесный дух. (Ангел)
1 М | О | Щ | И | |||||
2 О | Б | Р | А | З | ||||
3 Л | Е | Т | О | П | И | С | Ь | |
4 И | С | К | У | Ш | Е | Н | И | Е |
5 Т | Р | У | Д | И | Т | Ь | С | Я |
6 В | О | Л | Х | В | Ы | |||
7 А | Н | Г | Е | Л |
- Молодцы, правильно.
- Какое ключевое слово получилось? Прочитайте его. (Молитва)
II. Сообщение темы и цели урока
- (Слайд 4) Правильно, ребята. Сегодня мы с вами будем говорить о православной молитве. Узнаем, какие бывают молитвы, познакомимся с главной из них, которую должен знать каждый православный человек, а так же узнаем, как православная молитва помогает людям в жизни.
III. Изучение нового материала
- Кто из вас знает, что такое молитва? (Слайд 5) (Молитва – это обращение человека к Богу. Разговор человека с Богом.)
- Небольшое сообщение об истории возникновения молитвы расскажет… (Слайд 6)
- Была ли молитва древних людей православной? (Нет)
- Как вы думаете, для чего нужна православная молитва? (Ответы детей)
- Православие – это умение правильно славить Бога, то есть молиться. Православные люди называют Бога своим Господом. Поэтому к Богу они обращаются не с требованием, а с мольбой. Поэтому и обращение к Богу называется молитвой (от всего сердца, искренне).
- А вот сейчас вы познакомитесь с очень древней молитвой, которой христиане молятся и сейчас, она называется Трисвятое (сообщение ребенка) (Слайд 7)
- Зачем мы крестимся по окончании молитвы? (Ответы детей)
- Крестом мы выражаем нашу веру в Иисуса Христа, который в страшных муках умер за нас на Кресте.
- Какой рукой мы крестимся? Правой или левой? (Правой)
- Как складываем пальцы руки? (Сложить три первых пальца правой руки концами вместе, а два последних прижать к ладони) (Слайд 8)
- Почему именно эти три пальца? (Ответы детей)
- Сложенные вместе три первых пальца руки выражают нашу веру в Бога. Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и неразделенную Троицу. А два пальца прижатые к ладони означают, что Сын Божий по воплощении Своем, Будучи Богом, стал человеком, то есть означают две природы – Божественную и человеческую.
- Вы, наверное, видели, как малыш, который упал и больно ударился, бежит к маме и папе, чтобы его пожалели и помогли. Так вот и христиане спешат к Богу, чтобы рассказать Ему о самом важном и сокровенном. Чаще всего верующие просят помощи в учебе, здоровье, успехов в личных делах и т.д. Они обращаются к Богу с молитвой. Молитва, в которой христиане просят о помощи, называется молитва-просьба.
В молитве-просьбе звучат такие слова: «Господи, помоги», «прости», «подай». После исполнения просьбы, молящийся благодарит Бога. Это молитва – благодарение. В ней звучат слова благодарности.
И самая высокая молитва – молитва славословие. В этой молитве человек просто воспевает хвалу Богу, прославляет Его, хвалит.
Верующий человек говорит «Слава тебе, Боже!», «Аллилуйя» (слава Богу), «Слава Отцу, и Суну, и Святому Духу».
- А сейчас откройте свои учебники на стр. 32 и прочитайте текст, который там помещен.
- Какие же виды молитв вы знаете? (просьба, благодарение, славословие)
IV. Работа в парах.
- Хорошо. А сейчас поработаем в парах. На каждом столе у вас лежит таблица, обсудив с товарищем по парте, посовещавшись, вам нужно ее заполнить. (Слайд 9)
Учитель рассказывает, как надо заполнять таблицу.
Самостоятельная работа, дети работают в парах (3-4 мин)
Проверка
- Первое обращение «Аллилуйя!». Какой это вид молитвы, Рита? А у Лианы с Таней? Поднимите руки у кого по-другому.
- Следующее обращение «Подай, Господи!»
- Какой это вид молитвы у Юры?
- Как ты догадался, что это вид молитвы – просьба?
- Следующее обращение «Слава Богу!».
- Что это за вид молитвы у Саши?
- У кого еще так? Поднимите руку.
- Почему эта молитва – славословие? Как вы догадались?
- Хорошо, молодцы и т.д.
Вид молитвы | Обращение |
(Славословие) | «Аллилуйя!» |
(Просьба) | «Подай, Господи!» |
(Славословие) | «Слава Богу!» |
(Просьба) | «Господи, помилуй!» |
(Просьба) | «Помоги, Господи» |
(Славословие) | «Слава тебе, Боже!» |
Проверка заполнения таблицы
- Православный человек может молиться в беде и в радости, в одиночестве про себя и вслух. Он может молиться на любом языке и в любом месте: в храме, дома, на природе, в автобусе…. Находясь среди людей, он может молиться про себя и этот его внутренний разговор с Богом никому не будет заметен. Если человек молится искренне и правильно, то он прикасается сердцем к Богу и внутренне меняется. Действие Бога, меняющее человека, называется «благодать» («добрый дар»). Люди, которые под действием благодати изменились так, что в их сердце струится вера, надежда и любовь, называются святые.
Физкультминутка. (Слайд 10)
V. Сообщения детей.
- А сейчас мы с вами узнаем, как православная молитва может оберегать от беды, спасать и охранять.
- Кто приготовил сообщение к уроку об истории из жизни, случаи, когда православная молитва спасала людей?
- Какое сообщение к уроку нам приготовила Лиана? Рассказывай. (О Серафиме Саровском). (Слайд 11)
- Послушайте песню «Батюшка Серафим». (Дети слушают песню 1 куплет и припев)
- Кто же такой Серафим Саровский? (Святой)
- Кто такие святые? (Они не родились святыми, они ими стали. Своей праведной жизнью, молитвенным подвигом, большой любовью к людям).
- Кто еще приготовил сообщение? (Дети рассказывают сообщения о Толгском и Пюхтицком монастырях) (Слайд 12-13)
- Святитель Иоанн Златоуст писал: «Нет ничего сильнее молитвы и даже ничего равного ей». (Слайд 14)
VI. Знакомство с молитвой «Отче наш»
- Ребята, а у вас в семье кто-нибудь молится? Кто?
- А вас учили молиться?
- Есть ли у вас иконы в доме?
- А какие?
- Как называется место, где висят иконы? (Красный угол)
- Скажите, а любая молитва может дойти до Бога?
- А что нужно сделать, чтобы молитва дошла до Бога?
- Я сейчас вам прочитаю притчу «О фарисее и мытаре». Эту притчу сам Господь рассказал людям для их вразумления. Мытарь (это сборщик податей), их не любили, так как часто они злоупотребляли своими обязанностями. Фарисеи – это были верующие люди, они давали милостыню, ходили в храм, молились, постились, но часто это было только внешне, создать вид.
Два человека вошли в храм помолиться. Один из них был фарисей, а другой – мытарь. Фарисей встал впереди всех и молился Богу так: благодарю Тебя, Боже, что я не такой грешный, как тот мытарь. Я десятую часть имущества отдаю нищим, два раза в неделю пощусь. А мытарь, сознавая себя грешным, стал при входе в храм и не смел поднять глаз своих на небо. Он ударял себя в грудь и говорил: Боже, милостив буди мне грешному! Богу молитва смиренного мытаря была приятнее и угоднее, чем гордого фарисея.
- Так чья молитва дошла до Бога мытаря или фарисея? Аргументируйте свой ответ. (Ответы детей)
- Правильно, молитва смиренного мытаря дошла до Бога, а гордого Фарисея нет.
- Так как же мы должны вести разговор с Богом, молиться? (смиренно, от всего сердца, искренне)
- А сейчас мы познакомимся с самой главной и известной молитвой, которая называется «Отче наш». Однажды Иисус Христос долго молился, а после один из учеников спросил Его: «Господи! Как нам молиться? Научи нас».
- Ребята, послушайте, пожалуйста, как ее читают монахи Вааламского монастыря. (Звучит молитва монахов Вааламского монастыря) (Слайд 15)
Отче наш, Иже еси на небесех.
Да святится имя Твое. Да приидет Царствие Твое.
Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь.
И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим.
И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.
- Так она звучит на церковно-славянском языке. Именно так ее читают в православной церкви.
- А кто-нибудь из вас знает эту молитву, может сможет нам ее прочитать?
- Молодцы хорошо.
- А какие слова вам непонятны в этой молитве? (Разбор молитвы) (Слайд 16)
Отче | Отец |
Иже | Который |
Еси | Ты есть |
На небесех | На небесах (небо – это указание на Бога или ангелов) |
Да святит ся имя Твое | Имя Бога для верующего свято |
Да приидет Царствие Твое | Я готов исполнять Твою волю. Пусть Твоя любовь царит в моем сердцу |
Да будет воля Твоя | Человек доверяет Богу |
Хлеб наш насущный даждь нам днесь | Просьба дать то, без чего человек не может прожить и дня |
И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим | Прости нас, как и мы прощаем тех, кто виноват перед нами |
И не введи нас во искушение | Сложный выбор между добром и злом |
Но избави нас от лукавого | Защити от зла. Лукавый – лживый |
- Любая молитва может дойти до Бога? (Ответы детей) (Слайд 17)
- Да, любая молитва, если она несет в себе добро и человек говорит ее искренне.
VII. Закрепление пройденного материала
Тест («да», «нет»)
- Молиться могут только взрослые (нет)
- «Слава Богу» - это молитва славословие (да)
- В молитве просят только за себя (нет)
- Самая известная молитва “Отче наш!” (да)
- Молиться можно только в храме (нет)
Проверка теста
- Молодцы, правильно! Обращаться к Богу или святым можно в любое время дня и ночи.
Пословицы
(Дети вставляют пропущенное слово.
А так же вместе с учителем разбирают смысл данных пословиц)
Богу — … , а работнику плата. (Молитва)
Материнская … со дна моря вынимает. (Молитва)
Одно спасенье - пост да …. (Молитва)
Пению время, а … час. (Молитве)
Не хлебом живи, а … . (Молитвой)
Коротка … «Отче наш», да спасает. (Молитва)
- Ребята, мы всегда должны молиться о своих родных и близких людях. Но бывают случаи, когда знакомый вам человек попал в беду, он тяжело болен, ему срочно нужна помощь, и тогда, помолившись за него, вы ему своей молитвой поможете. И, конечно, сегодня, когда наша Родина в опасности, мы должны молиться, чтобы наступил долгожданный мир.
VIII. Домашнее задание
Без ошибок, правильно научиться читать молитву «Отче наш». Желающие могут выучить эту молитву наизусть.
IX. Подведение итога урока
- Ребята, если вам понравился сегодняшний урок, трудностей при выполнении заданий не возникли, то поднимите, зеленый кружок.
- Если возникли некоторые затруднения при выполнении отдельных заданий, то поднимите желтый кружок.
- Красный, если материал урока показался сложным.
- Урок закончен. А я всех благодарю за работу. Будьте здоровы!
Приложение 1
1-ый ученик
Как появилась молитва
История возникновения молитв напрямую связана с религией. Эксперты полагают, что она возникла в период каменного века около 45-50 тыс. лет назад, когда первобытное общество занимало вторую ступень развития.
До официального крещения Руси славяне относились к язычникам, молились многочисленным Богам, например:
Роду - верховному Богу, которому была подвластна Вселенная.
Хоросу – сыну человеческого рода.
Перуну – покровителю военных и работников.
Ладе – покровительнице любви и красоты и т.д.
2-ой ученик
Эта молитва называется Ангельской песнью. Её воспевают святые ангелы, окружая на Небе престол Божий.
Люди, верующие во Христа, стали употреблять её спустя 400 лет после Рождества Христова.
В Константинополе было сильное землетрясение, от которого разрушались дома и селения. Устрашенные, царь Феодосий и народ обратились к Богу с молитвой. Во время этого общего моления, один юноша на виду у всех невидимой силой был поднят на Небо, а потом невредимым спущен опять на землю. Он рассказал окружающим, что слышал на Небе, как Ангелы пели: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный.
Умилённый народ, повторив эту молитву, прибавил: “Помилуй нас,” — и землетрясение прекратилось.
3-ий ученик
Родители отпускали своего сына от себя на три года в обстановку, полную опасности. «Сын наш, – сказал ему отец, – где бы ты ни был, в 12 часов ночи всегда вспоминай, что мы с мамой в это время молятся за тебя преподобному Серафиму Саровскому». Будучи во многих опасностях, он всегда чувствовал охранительную силу родительских молитв. И когда он вернулся через 3 года разлуки, то первыми его словами были: «Папа, преподобный Серафим спас меня вашими молитвами».
4-ый ученик
В 1553 году в Толгский монастырь, в Ярославле, приехал царь Иван Грозный, одолеваемый болезнью ног. После молебна (краткое общественное богослужение просительного или благодарственного характера молитвенным обращением к Богу, Богоматери или святым) произошло исцеление царя. С тех пор он стал покровителем Толгского монастыря. В дни бедствования ярославцы совершали крестный ход с Толгской иконой, молили о помощи и получали ее.
5-ый ученик
Полковник авиации рассказывает: «Мы наступали в Эстонии и получили приказ разбомбить Пюхтицкий монастырь. Нам донесли, что там сидят немцы. Я посылаю туда звено бомбардировщиков. Летчики возвращаются и говорят: «Мы кидаем бомбы, а они летят в сторону!..» И тогда я сам сажусь в самолет, берусь за штурвал, посылаю бомбу, а она... летит в сторону. Я вижу это собственными глазами. И только когда пехота уже прошла я доехал на машине до монастыря. Смотрю — а там одни монахини. «Вы что здесь делали?» — «Молились». — «Кому?» — «Царице Небесной».
Вот так, по молитвам монахов Царица Небесная спасла монастырь. С тех пор этот полковник стал глубоко верующим человеком.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: помочь обучающимся осмыслить понятие «молитва, как разговора человека с Богом, форму возможного общения с Богом».
А н г е л 1 2 3 4 5 6 7 М о щ и О б р а з Л е т о п и с ь И с к у ш е н и е Т р у д и т ь с я В о л х в ы
Тема урока: «Православная молитва»
Молитва – это обращение человека к Богу. Разговор человека с Богом.
Род Хорс Перун Лада
Вид молитвы Обращение «Аллилуйя!» «Подай, Господи!» «Слава Богу!» «Господи, помилуй!» «Помоги, Господи» «Слава тебе, Боже!» Славословие Славословие Славословие Просьба Просьба Просьба
Серафим Саровский
Толгский монастырь
Пюхтицкий монастырь
«Нет ничего сильнее молитвы и даже ничего равного ей» Иоанн Златоуст
«Отче Наш» Отче наш, Иже еси на небесех . Да святится имя Твое. Да приидет Царствие Твое. Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.
Отче Отец Иже Который Еси Ты есть На небесех На небесах (небо – это указание на Бога или ангелов) Да святится имя Твое Имя Бога для верующего свято Да приидет Царствие Твое Я готов исполнять Твою волю. Пусть Твоя любовь царит в моем сердцу Да будет воля Твоя Человек доверяет Богу Хлеб наш насущный даждь нам днесь Просьба дать то, без чего человек не может прожить и дня И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим Прости нас, как и мы прощаем тех, кто виноват перед нами И не введи нас во искушение Сложный выбор между добром и злом Но избави нас от лукавого Защити от зла. Лукавый – лживый
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока с презентацией "Решение задач на движение в противоположных направлениях"
В ходе урока рассматривается новый тип задач на движение, вводится понятие "скорость удаления", составляются обратные задачи. Презентация в игровой форме способствует наглядному сопровождению хода уро...
Разработка урока и презентации "The Place We Live in"
Разработка урока на тему "The Place We Live in" с презентацией (к учебнику Верещагиной И.Н., Афанасьевой О.В. "Английский для 4 класса школ с углубленным изучением английского язык...
Разработка урока и презентация по литературному чтению 3 класс Леонид Жариков "Дуб и ветер"
Данную разработку можно использовать на уроках литературного чтения в начальной школе по данной теме. В конспект урока включена вводная беседа по теме "Ветер", тест по данной теме, п...
Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку
Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...
Интегрированный урок. Главные члены предложения. Словосочетание. (Разработка урока с презентацией). Русский язык , 2 класс
Ибрагимова Эльвира Абдрешитовна учитель начальных классов МБ...
Методическая разработка урока с презентацией
Урок русского языка в 4 классе по УМК "Классическая начальная школа". Он организован в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта. Данный урок-исследование позволи...
Разработка урока с презентацией. Есенин: "Черёмуха".
Урок по литературному чтению в 3 классе С. Есенин: "Черёмуха". УМК "Школа России"....