Урок основ православной культуры № 15. Икона
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему
Материал урока (текстовый документ и презентация) знакомит учащихся 4 класса с особенностями иконы как особого явления в православной культуре и ее отличем от картин библейского жанра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока № 15
по теме «Икона»
модуля «Основы православной культуры»
комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
Разработала учитель ИЗО и ОРКСЭ
МБОУ СОШ № 3
Г. Приморско-Ахтарска
Симоненко О.В.
2015 год
Урок 15.
Тема урока: «Икона»
Цель урока: Создать представление об иконописи как достоянии мировой художественной и духовной культуры.
Задачи:
- Познакомить учащихся с ролью иконы в жизни православного человека, ее отличиях от живописной картины;
- Развивать интерес, мотивацию обучающихся к изучению православной культуры.
- Воспитывать ценностное отношение к духовному историческому и культурному наследию русского народа.
- Формировать представление о ценности иконы как святыни для православных людей.
Ключевые слова и выражения:
икона, образ, гармония, нимб, свет, пространство без тени.
Оформление доски: репродукции картин на библейские сюжеты, икон.
Ход урока
- Повторение материала предыдущего урока:
- Храм
- Икона
- Иконостас
- Царские врата
- Алтарь
Выявление восприятия, мотивация.
На прошлом уроке мы с вами уже познакомились с особыми картинами, которые находятся в храмах, перед которыми православные люди совершают свои молитвы. В православных семьях находятся иконы, напечатанные на бумаге или тонкой пластинке, которые получены способом фотопечати. Сейчас такие изображения можно приобрести в Церковных лавках или даже распечатать на принтере. Но ведь это необычные фотографии или картины.
Настоящие иконы с давних времен писались на деревянных пластинах специальными красками. И заниматься этим важным делом могли не все люди, умеющие рисовать, а только иконописцы, получившие благословение после долгого поста и молитв. Почему? Иконы – священные изображения для любого православного человека. Внимательно рассмотрите икону с изображением Святого Луки. Видите, как сам Ангел водит кистью живописца. По преданию, Матерь Божия явилась евангелисту Луке и благословила написанный им образ, сказав: «Благодать Моя с сим образом будет».
Первой же иконой считается «Спас Нерукотворный» (История создания).
Слайд №6
Музыкальное сопровождение: От святой иконы Твоей. Песнопение, посвященное чудотворной иконе Богородицы.
Из истории:
В давние времена икона сопровождала человека с рождения до последних его дней. Родители заказывали иконописцу «мерную икону» (по росту и ширине плеч младенца, которая охраняла его всю жизнь.
В каждой семье был святой угол, где хранились дорогие сердцу иконы.
Этими иконами благословляли молодых на свадьбе, а когда мужчины уходили на защиту Родины, благословляли их на благополучную службу. На шею часто вешали медальон с изображением Георгия Победоносца-покровителя воинов на Руси.
Задание :
Находящиеся в классе репродукции разделите на две группы: иконописные изображения и картины. (Можно предложить для обзора детям несколько репродукций икон: Пресвятая Богородица Владимирская, Троица Андрея Рублева и другие и картины: Рафаэль «Сикстинская мадонна», Леонардо да Винчи и другие картины, изображающие события церковной истории, Дайте обоснование того, что вы правильно произвели разделение.
Вопросы:
- Есть ли различие между иконами и картинами? Объясните, в чем, как вам кажется, оно состоит. (На картине изображено обычное или фантастическое событие, которое вообразил художник. Икона изображает лики святых, события священной истории. Икона обычно пишется по очень строгим канонам-правилам).
Слайд № 8 - 10
2. Как вы понимаете слово гармония? (Это слово греческого происхождения. Означает согласованность, стройность, единение в сочетании чего-нибудь). Какое отношение это слово имеет к изображению святых на иконах? Выскажите ваши гипотезы.
Работа с текстом учебника.
Прочитайте, найдите подтверждение нашим предположениям. Найдите новую информацию.
Чтение текста
Послетекстовая работа
Вопросы
1. Как вы поняли, в чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины?
2. Как понятие «света» связано с пониманием христианами Бога?
3. Почему в иконописном изображении нет тени, а наоборот, все пронизано светом?
4. Почему свет в иконе «излучает» лик, фигура святого?
Слайд № 11 - 15
5. Что такое нимб?
(Свет – одно из имен Бога)
6. Почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога?
7. Почему появилась икона? Кто двигает кистью иконописца?
На уроках изобразительного искусства мы знакомились с правилами линейной перспективы, помогающими художнику передать пространство. 8. Почему эти правила не соблюдаются при написании икон, а наблюдается «обратная перспектива»?
Слайд № 16-17
9. Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой?
А теперь, ребята, вернемся к иконам, которые имеются у вас дома. Расскажите, пожалуйста, историю их появления в вашей семье, где в вашем доме они находятся, часто ли к ним обращаются ваши родные.
На уроке изобразительного искусства мы с вами нарисуем эскиз оклада (красивой рамочки) для иконы. Почему мы не можем нарисовать икону? (Ответы)
Подводим итоги
Икона – не обычное живописное изображение, священный для православных людей атрибут.
Закон обычной перспективы в живописи, который был открыт в эпоху Возрождения, как раз больше соответствует логике эгоистического восприятия: все исходит от человека и направляется к непонятному, далекому горизонту. В иконописи – обратной перспективе - точки взаимодействия меняются местами: от источника света- святости к человеку, который, только благодаря этому свету, может духовно возрастать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/07/picture-30844.jpg)
Методика работы с учебным материалом на уроках Основ Православной Культуры.
Презентация в помощь учителям дла организации работы с учебной статьёй....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/04/picture-97081-1352029332.jpg)
Методическая разработка урока основ православной культуры
Методическая разработка урока выполнена для учеников 2 класса первого года обучения основам православной культуры с использованием методического пособия Л. Л. Шевчен...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/07/picture-263299-1370583343.jpg)
Интегрированный урок основ православной культуры и технологии в 3 классе.
Интегрированный урок основ православной культуры и технологии в 3 классе по теме "РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО"....
урок основ православной культуры Молитва
Тема урока «Православная молитва»Тип урока: комбинированный.Вид урока: изучение нового.Оборудование: листы для самостоятельной работы, учебник(А.В.Кураев «Основы православ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/02/picture-406319-1393752328.jpg)
Мастер-класс "Создание проблемной ситуации на уроке основ православной культуры"
Методические рекомендации к проведению урока...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/14/picture-725505-1450114239.jpg)
Мастер-класс «Применение активных методов обучения на уроках основ православной культуры в начальной школе»
Мастер-класс «Применение активных методов обучения на уроках основ православной культуры в начальной школе»Цель: Научить применять активные методы обучения на разных этапах уроков православной к...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/27/picture-1002481-1517043999.jpg)
Тема моего мастер класса «Зачем современной школе урок основ православной культуры?»
Тема моего мастер класса «Зачем современной школе урок основ православной культуры?»...