Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга
рабочая программа по орксэ

Кузьмичева Елизавета Сергеевна

Рабочая  программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному  направлению  «История и культура Санкт-Петербурга» предназначена для занятий с учащимися 1-4 классов  во второй половине дня разработана в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования третьего поколения.

    Рабочая программа внеурочной деятельности «История и культура Санкт-Петербурга» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования на основе примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией В. А. Горского, А. А. Тимофеева, Д. В. Смирнова и др. А также на основе программы  по школьному курсу "История и культура Санкт-Петербурга" Е.В. Дмитриевой

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 241

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

«Принято» 

Педагогическим советом

Протокол № 1

«__» августа 202_ года

«Утверждаю»

Директора

ГБОУ СОШ № 241

_______________

/ Тимофеева Г.А. /

Приказ № 76 - ОД

«__» августа 2022_ года

Рабочая программа внеурочной деятельности

«История и культура Санкт-Петербурга»

1 -4 класс

Составитель: Кузьмичева Елизавета Сергеевна

2023-2024 учебный год

  1. Пояснительная записка

      Рабочая  программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному  направлению  «История и культура Санкт-Петербурга» предназначена для занятий с учащимися 1-4 классов,  Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 241 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, во второй половине дня разработана в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования третьего поколения.

    Рабочая программа внеурочной деятельности «История и культура Санкт-Петербурга» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования на основе примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией В. А. Горского, А. А. Тимофеева, Д. В. Смирнова и др. А также на основе программы  по школьному курсу "История и культура Санкт-Петербурга" Е.В. Дмитриевой.  

       Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного образования для обучающихся, содействие социальной успешности в обществе. На ее достижение направлена реализация образовательной программы нашей школы, где каждый ученик может получить образование с  учетом его возможностей и потребностей, развить природные способности, сформировать ключевые компетенции. Начальная школа  ГБОУ СОШ №692 работает по программе «Школа России».  

       Цель настоящей программы: воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально - чувственной сферы учащихся, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко-художественных путей развития Санкт-Петербурга, чувства сопричастности тому, что в нём происходит.

   Задачи:

Образовательные:

  • знакомство с историей создания "северной столицы" и её художественного наследия, воспитание патриотизма и любви к родному краю;
  • формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно;
  • обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
  • выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы, поставленные учителем
  • обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;

     

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к своей Родине;
  • воспитывать культуру общения.

Развивающие:

  • начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации;
  • развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

Рабочая программа «История и культура Санкт-Петербурга» рассчитана на детей младшего школьного возраста 7 – 11 лет, на 4 года обучения:

1 класс – 33 часа в год

2 класс – 34 часа в год

3 класс – 34 часа в год

4 класс – 34 часа в год

Итого – 135 (4 часа в неделю)

  1. Общая характеристика курса

Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.

По словам академика Д.С.Лихачёва «мы не выживем физически, если погибнем духовно». Процессы развития нашего общества, которые ориентированы на рыночную экономику, привели не только к отчуждению между людьми, но и к потере жизненных ориентиров. Под угрозой оказались нравственные ориентиры жизни, национальная культура. Кризис общества вызвал кризис человека. А это, прежде всего потеря внутренних духовных ценностей человеческой жизни. Однако воспитание Человека в человеке возможно только в том случае, если осознана необходимость этого и возникает стремление собственное несовершенство преобразить в нечто более совершенное. Следовательно, исцеление общества необходимо начинать с «исцеления» самого человека.

Приобщение детей к духовным, культурным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.

           Курс «Наш город -  Санкт-Петербурга» предназначен для учащихся 6-11 лет. Он рассчитан на 4 года. Темы каждого года перекликаются между собой. Ребята каждый год повторяют ранее изученный материал и расширяют, пополняют свои знания о городе. Этот принцип гибкости курса позволяет детям ранее не изучавшим историю и культуру Санкт-Петербурга начать изучать предмет с любого года обучения.

Основная часть программы включает вопросы, которые будут рассматриваться на занятиях. Задания имеют разную степень трудности.

Вариативная часть предполагает свободу творчества учителя и учащихся. Это могут быть итоговые занятия, позволяющие закрепить пройденный материал, экскурсии, конкурсы стихов и рисунков и многое другое.

Методы обучения.

Реализации задач курса «История и культура Санкт-Петербурга» более всего соответствует активные методы, включающие ребенка в различные виды познавательной деятельности, позволяющей каждому учащемуся почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, высказать собственное впечатление, мнение, дать личную оценку.

К таким методам относятся:

1. В условиях класса – беседа, дискуссия, проектная деятельность, педагогическая мастерская.

2. При проведении занятий вне школы – экскурсия, музейно-педагогическое занятие, учебная прогулка, образовательное путешествие.

Обязательным условием при проведении занятий по истории и культуре Санкт-Петербурга является привлечение средств наглядности:

  1. цветные фотографии объектов, сцен городской жизни, горожан; репродукция произведений живописи, графики; учебные иллюстрации.
  2. съемно-разъемные аппликации.
  3. карты города, области.
  4. Видеоматериалы, презентации
  5. предметы, вещи.

Контроль и оценка умений и навыков.

Контроль умений и навыков проводится в конце каждой темы. Даны вопросы и задания в виде тестов, ребусов, кроссвордов, а также вопросы, требующие использования дополнительного материала. В конце каждого курса проводится итоговое занятие и викторина «Знаете ли вы свой город?». Подготовка и проведение презентаций и экскурсий учащимися.

Содержание программы предполагает решение следующих задач:

  1. знакомство с историей создания "северной столицы" и её художественного наследия;
  2. формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно;
  3. обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
  4. выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы, поставленные учителем.

Формы организации.

 Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «История и культура Санкт-Петербурга» является занятие. В процессе изучения по данной программе широко используются такие формы как:

  • лекции;
  • практические занятия
  • экскурсии
  • опыты, наблюдения
  • исследовательская деятельность
  • презентации, конкурсы
  • самостоятельная работа (индивидуальная, в паре,  групповая);

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

    Программа входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», имеет духовно-нравственное направление и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю): 1 класс – 33 часа,  2 – 4 классы – по 34 часа.

  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

  1. Личностные, метапредметные и предметные  результаты освоения курса

В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, у младших школьников будут сформированы:

Личностные

Обучающиеся научатся и приобретут:

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
  • эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.

Обучающиеся получат возможности для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности личности в поступках и деятельности;
  • основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;
  • эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев.

Метапредметные

Обучающиеся научатся:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
  • выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.

Обучающиеся получат возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • повысить творческую активность и самостоятельность;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии.

Обучающиеся получат возможность:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающиеся получат возможность:

  • владеть монологической и диалогической формами речи;
  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные

В ходе реализации программы у учащиеся сформируется:

  • расширение знаний о городе в работе с дополнительными источниками информации, в посещении музеев, театров, библиотек, учебных прогулках/экскурсиях, в исследовательской деятельности, в интервьюировании, в проведении социологических опросов;
  • Приобщение к культурному наследию города других горожан, одноклассников, родителей;
  • Интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам (знакам, символам), желания «делать открытия» в привычной городской среде;
  • Понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга – северного, одновременно морского и речного города;

  • Уважение к согражданам (блокадникам), знаменитым петербуржцам.

Учащиеся научатся:

  • находить информацию о городе, памятниках наследия, петербургских традициях, а также о различных учреждениях, необходимых для удовлетворения жизненных потребностей горожан, для самореализации (поликлиниках, магазинах, центрах развлечений, железнодорожных вокзалах, кассах, учебных заведениях, службе психологической поддержки, музеях, библиотеках, театрах, концертных залах и выставках, учебных заведениях и бирже труда) в справочниках, научно-популярной литературе, интернете, на карте, в периодической печати;
  • работать с картой, проводить ассоциации, обобщать, ориентироваться по карте-схеме Петербурга;
  • решать бытовые проблемы (вызов врача, водопроводчика, сантехника, распределение семейного бюджета, организация досуга в выходной день и т.д.);
  • извлекать информацию из городской среды, памятника наследия, музейной экспозиции при непосредственном общении с ними, а также из семейных архивов, из общения с родственниками, знакомыми и незнакомыми петербуржцами;
  • ориентироваться по карте города и в городском пространстве;
  • объяснять понятия «мой город», «мой край», «Малая Родина», «культура», «городская среда», «город – феномен культуры», «облик города», «образ города» и использовать эти понятия

  1. Содержание курса внеурочной деятельности

1 класс.

Курс «Наш город – Санкт-Петербург» посвящен изучению основных достопримечательностей Санкт-Петербурга: Петропавловская крепость, Домик Петра 1, Адмиралтейство, Летний сад, ансамбль Дворцовой площади, стрелка Васильевского острова, площадь Декабристов, Исаакиевская площадь, Невский проспект.

В конце первого года изучения курса учащиеся должны знать:

- где и когда возник Санкт-Петербург,

- называть основные достопримечательности нашего города, их архитектора (скульптора), - знать символы Санкт-Петербурга.

- основные детали зданий (шпиль, башенка, купол, колоннада, рельеф)

Должны уметь:

- найти на иллюстрации нужный объект

- уметь показать на карте, изучаемый объект

2 класс.

«Санкт-Петербург – город музеев и театров».

Изучаются музеи на стрелке Васильевского острова, ансамбль площади Искусств, площади Островского, Театральная площадь, реки, каналы, мосты Петербурга, мифы и легенды в архитектуре и скульптуре.

В конце второго года изучения курса учащиеся должны знать:

- некоторые музеи и площади нашего города

- реки, каналы, мосты

- мифических героев и животных, используемых в архитектуре и скульптуре города

- основные петербургские храмы

Должны уметь:

- показать на карте изучаемый объект

- найти дополнительный материал по теме

3 класс.

«Жители невских берегов».

Изучается история приневских земель, жизнь людей в эпоху Петра 1, жизнь царского двора в 18-19 веках, архитектурные стили ( петровское барокко, классицизм).

В конце третьего года изучения курса учащиеся должны знать:

- историю приневских земель

- историю Петропавловской крепости

- историю Зимних дворцов

- жизнь петербуржцев 18 века

- архитектурные памятники, связанные с героическим прошлым города

- изучаемые архитектурные стили

Должны уметь:

- показать на карте изучаемый объект, рассказать о нем

- отличать один архитектурный стиль от другого

- найти дополнительный материал по теме

4 класс.

« Петербург в 18-19 веках. Пригороды Петербурга»

Изучаются дворцы, особняки, доходные дома, транспорт. Продолжается изучение архитектурных стилей ( ампир, модерн). Особое внимание уделяется изучению пригородов Петербурга.

В конце четвертого года изучения курса учащиеся должны знать:

- дворцы, особняки, доходные дома Петербурга

- историю развития транспорта  в Петербурге

- изучаемые архитектурные стили

- пригороды Петербурга (Стрельна, Петергоф, Ломоносов, Пушкин, Павловск, Гатчина)

Должны уметь:

- читать карту города

- использовать дополнительный материал

- подготовить викторину по теме

- провести небольшую экскурсию

- подготовить отчет по итогам посещения музея, учебной прогулки, экскурсии.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 КЛАСС

№ п/п

Дата

Тема занятия

Количество  часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

Введение. Что изучает краеведение? Что мы будем изучать? Техника безопасности на занятиях.

1

Объяснять значение слова «краеведение».

Познакомиться с объектами изучения.

Объяснять, зачем нужно знать технику безопасности на уроках.

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

МОЯ ШКОЛА, МОЯ УЛИЦА, МОЙ РАЙОН (6 часов)

Моя школа – мой дом. Из истории школы.

1

Находить информацию о школе, улице, районе.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

Работать с различными источниками информации.

Ориентироваться  в реальном городе: на улице, в своем районе по природным и городским ориентирам (река, сквер, таблички с названием улиц, №  домов, названием учреждений; вывески; известные по повседневной жизни здания аптеки, магазина, школы  и др., а также изученные на уроках ранее объекты).

Планировать и самостоятельно ставить цели и задачи деятельности. Овладевать основами продуктивного чтения.

Использовать полученные теоретические знания для решения практических задач.

Сотрудничать со сверстниками при решении творческих задач.

Формулировать и выражать свои мысли.

Оценивать результаты своей работы.

Мой дом. Мой двор, моя улица. За что люблю, что бы изменил.

1

Мой район. Калининский -  почему так назван.

1

Достопримечательности района

1

Экскурсия по району.

1

Вопросы и задания (итоговое занятие).

1

ИСТОРИЯ ОСНОВАНИЯ ГОРОДА (4 часа)

Наш город - Санкт Петербург (заочное путешествие по городу).

1

Находить информацию об истории Санкт-Петербурга.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

Работать с различными источниками информации.

Планировать и самостоятельно ставить цели и задачи деятельности. Овладевать основами продуктивного чтения.

Использовать полученные теоретические знания для решения практических задач.

Сотрудничать со сверстниками при решении творческих задач.

Формулировать и выражать свои мысли.

Оценивать результаты своей работы.

Город на берегах Невы. Петр Первый - основатель Санкт Петербурга. Покровитель города.

1

Удивительный Санкт- Петербург. Имя города. Возраст города. Символы Санкт- Петербурга: герб, флаг, гимн.

1

Санкт-Петербург - город рек и каналов. Река Нева.

1

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ (20 часов)

Закладка крепости па Заячьем острове.

1

Находить нужную информацию в различных источниках,

краеведческих справочниках, рекомендованными учителем;

Узнавать по изображению достопримечательность, называя признаки, по которым узнал здание.

Показывать объекты на карте Санкт-Петербурга.  

Описывать памятники архитектуры и произведения искусства.

Объяснять значение памятников как хранителей петербургской истории и культуры.

Сравнивать, находить общее и различное.

Делать выводы и строить оценочные суждения.

Пользоваться дополнительной литературой.

 Соотносить исторические памятники с историческими событиями. Рассказывать об изученных объектах как о памятниках истории и культуры.

Систематизировать факты и делать выводы.

Составлять текст по заданному плану.

Планировать и самостоятельно ставить цели и задачи деятельности. Овладевать основами продуктивного чтения.

Использовать полученные теоретические знания для решения практических задач.

Сотрудничать со сверстниками при решении творческих задач.

Формулировать и выражать свои мысли.

Оценивать результаты своей работы.

Первые городские постройки. Домик Петра Первого. Троицкая площадь.

1

Петропавловский собор. Новое название крепости.

1

Адмиралтейская верфь. Устройство верфи, происхождение её названия. Здание Адмиралтейства.

1

Летний сад. Постройки Летнего сада. Летний дворец и его история.

1

Дворцовая площадь – главная площадь города. Зимний дворец.

1

Эрмитаж – музей в Зимнем дворце.

1

Васильевский остров. Стрелка Васильевского острова.

1

Площадь Декабристов. Медный всадник.

1

Исаакиевская площадь. Исаакиевский собор.

1

Синий мост. Водомерный столб у Синего моста.

1

Главная улица  - Невский проспект.

1

Казанский собор. Памятники героям-полководцам возле Казанского собора.

1

Торговля в Санкт-Петербурге. Гостиный двор.

1

Аничков дворец. Аничков мост.

1

Санкт-Петербург- город рек и каналов. Река Мойка. Канал Грибоедова.

1

Санкт-Петербург- город рек и каналов. Река Фонтанка.

1

Дворцы.

1

Музеи.

1

Театры.

1

ПОВТОРЕНИЕ (2 часа)

Знаешь ли ты свой город?

1

Узнавать изученные на уроках объекты в реальном городе.

Замечать детали зданий, памятников, придающих им неповторимый вид.

Сотрудничать со сверстниками при решении творческих задач.

Формулировать и выражать свои мысли.

Оценивать результаты своей работы.

Вариативная часть (викторины, конкурсы, экскурсии).

1

2 КЛАСС

№ п/п

Дата

Тема занятия

Количество  часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

Вводный урок. Санкт- Петербург – город музеев и театров.

1

Повторить материал предыдущего учебного года: рассказывать об удивительных природных особенностях Петербурга, об уникальном облике центра города, о значимости (ценности) памятников, достопримечательностей, символов Петербурга.

Работать в паре или в малой группе.

Формулировать и выражать свои мысли.

Оценивать результаты своей работы.

МУЗЕИ, ТЕАТРЫ И ХРАМЫ ГОРОДА (10 часов)

Музеи на стрелке Васильевского острова.

1

Находить нужную информацию в различных источниках,

краеведческих справочниках, рекомендованными учителем;

Узнавать по изображению достопримечательность, называя признаки, по которым узнал здание.

Показывать объекты на карте Санкт-Петербурга.  

Описывать памятники архитектуры и произведения искусства.

Объяснять значение памятников как хранителей петербургской истории и культуры.

Сравнивать, находить общее и различное.

Делать выводы и строить оценочные суждения.

Пользоваться дополнительной литературой.

 Соотносить исторические памятники с историческими событиями. Рассказывать об изученных объектах как о памятниках истории и культуры.

Систематизировать факты и делать выводы.

Составлять текст по заданному плану.

Планировать и самостоятельно ставить цели и задачи деятельности. Овладевать основами продуктивного чтения.

Использовать полученные теоретические знания для решения практических задач.

Площадь Искусств. Михайловский театр. Здание Филармонии.  

1

Михайловский дворец.

Русский музей.

1

Площадь Островского.

1

Театр имени А.С.Пушкина.

(Александринский театр).

1

Российская национальная библиотека.

1

Елисеевский магазин. Театр комедии.

1

Театральная площадь.

1

Санкт-Петербургские храмы.

1

Вопросы и задания (итоговое занятие).

1

МОСТЫ И ОГРАДЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (4 часа)

«Мосты повисли над водами…»

Мосты через реки и каналы.

1

Находить информацию о петербургских мостах и набережных, их необходимости и особенности, мастерстве создателей мостов и набережных.

Узнавать по изображению достопримечательность, называя признаки, по которым узнал здание.

Показывать объекты на карте Санкт-Петербурга.  

Сравнивать, находить общее и различное.

Делать выводы и строить оценочные суждения.

Пользоваться дополнительной литературой.

Систематизировать факты и делать выводы.

Составлять текст по заданному плану.

Планировать и самостоятельно ставить цели и задачи деятельности. Использовать полученные теоретические знания для решения практических задач.

Мосты через Неву.

1

«В гранит оделася Нева…»

1

«Твоих оград узор чугунный…»

1

МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ В АРХИТЕКТУРЕ (6 часов)

Мифы и легенды в архитектуре и скульптуре. Атланты и кариатиды.

1

Находить информацию о мифах и легендах в архитектуре и скульптуре города.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

Работать с различными источниками информации.

Планировать и самостоятельно ставить цели и задачи деятельности. Овладевать основами продуктивного чтения.

Показывать объекты на карте Санкт-Петербурга.  

Делать выводы и строить оценочные суждения.

Пользоваться дополнительной литературой.

 Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Использовать полученные теоретические знания для решения практических задач.

Сотрудничать со сверстниками при решении творческих задач. Работать в паре или в малой группе.

Формулировать и выражать свои мысли.

Оценивать результаты своей работы.

Герои мифов в скульптуре.

1

Скульптуры -  аллегории.

1

Животные в скульптуре.

Звери и птицы.

1

Фантастические животные.

1

Вопросы и задания

(итоговое занятие)

1

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ (13 часов)

Жители невских берегов.

1

Находить информацию об истории Санкт-Петербурга.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

Работать с различными источниками информации.

Планировать и самостоятельно ставить цели и задачи деятельности. Овладевать основами продуктивного чтения.

Показывать объекты на карте Санкт-Петербурга.  

Описывать памятники архитектуры и произведения искусства.

Объяснять значение памятников как хранителей петербургской истории и культуры.

Сравнивать, находить общее и различное.

Делать выводы и строить оценочные суждения.

Пользоваться дополнительной литературой.

 Соотносить исторические памятники с историческими событиями. Рассказывать об изученных объектах как о памятниках истории и культуры.

Использовать полученные теоретические знания для решения практических задач.

Комментировать текст, выделять опорное слово в тексте, составлять простой план.

Описывать объект, используя  памятку.

Составлять письменный рассказ об объекте.

Извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, отвечая на познавательное задание.

Сотрудничать со сверстниками при решении творческих задач. Работать в паре или в малой группе.

Формулировать и выражать свои мысли.

Оценивать результаты своей работы.

Из истории приневских земель.

1

Невские крепости. Кронштадт.

1

Петропавловская крепость.

Петропавловский собор.

1

Домик Петра Первого. Троицкая площадь.

1

Петровское барокко. Меншиковский дворец.

1

Ассамблеи и гулянья в эпоху Петра Первого.

1

Корабли в петровском Петербурге.

Адмиралтейство.

1

Александро-Невская лавра.

1

Невский проспект.

1

Царский двор в правление Анны Иоанновны.

1

Из истории Зимних дворцов.

Русское барокко.

1

Как учили детей в Петербурге 18 века. Итоговое занятие.

1

3 КЛАСС

№ п/п

Дата

Тема занятия

Количество  часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

ВВЕДЕНИЕ (2 часа)

Жители невских берегов.

1

Повторить материал предыдущего учебного года: рассказывать об удивительных природных особенностях Петербурга, об уникальном облике центра города, о значимости (ценности) памятников, достопримечательностей, символов Петербурга.

Работать в паре или в малой группе.

Формулировать и выражать свои мысли.

Оценивать результаты своей работы.

Из истории приневских земель.

1

ПЕТЕРБУРГ 18-19 ВЕКОВ. АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ (29 часов)

Невские крепости. Кронштадт.

1

Находить нужную информацию в различных источниках, краеведческих справочниках, рекомендованными учителем;

Узнавать по изображению достопримечательность, называя признаки, по которым узнал здание.

Показывать объекты на карте Санкт-Петербурга.  

Описывать памятники архитектуры и архитектурные стили.

Объяснять значение памятников как хранителей петербургской истории и культуры.

Сравнивать, находить общее и различное.

Делать выводы и строить оценочные суждения.

Пользоваться дополнительной литературой.

 Соотносить исторические памятники с историческими событиями. Рассказывать об изученных объектах как о памятниках истории и культуры.

Систематизировать факты и делать выводы.

Составлять текст по заданному плану.

Планировать и самостоятельно ставить цели и задачи деятельности. Овладевать основами продуктивного чтения.

Использовать полученные теоретические знания для решения практических задач.

Петропавловская крепость.

1

Петропавловский собор.

1

Домик Петра Первого. Троицкая площадь.

2

Домик Петра Первого. Троицкая площадь.

Петровское барокко. Меньшиковский дворец..

2

Петровское барокко. Меньшиковский дворец..

Ассамблеи и гулянья в эпоху Петра Первого.

2

Ассамблеи и гулянья в эпоху Петра Первого.

Корабли в петровском Петербурге. Адмиралтейство.

2

Корабли в петровском Петербурге. Адмиралтейство.

Александро-Невская лавра.

1

Невский проспект.

2

Невский проспект.

Царский двор и правление Анны Иоанновны.

2

Царский двор и правление Анны Иоанновны.

Из истории Зимних дворцов. Русское барокко.

2

Из истории Зимних дворцов. Русское барокко.

Как учили детей в Петербурге 18 века.

2

Как учили детей в Петербурге 18 века.

Развлечения дворян и народные гулянья в Петербурге 18-19 веков.

2

Развлечения дворян и народные гулянья в Петербурге 18-19 веков.

Михайловский замок Павла Первого.

2

Михайловский замок Павла Первого.

Из истории пожаров и наводнений в Петербурге.

2

Из истории пожаров и наводнений в Петербурге.

Триумфальные арки Петербурга.

1

Классицизм. Ансамбли зодчего Росси.

2

Классицизм. Ансамбли зодчего Росси.

ПОВТОРЕНИЕ (3 часа)

Вопросы и задания. Итоговое занятие.

3

Узнавать изученные на уроках объекты в реальном городе.

Замечать детали зданий, памятников, придающих им неповторимый вид.

Сотрудничать со сверстниками при решении творческих задач.

Формулировать и выражать свои мысли.

Оценивать результаты своей работы.

Вопросы и задания. Итоговое занятие.

Викторина. Итоговое занятие.

4 КЛАСС

№ п/п

Дата

Тема занятия

Количество  часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

ПЕТЕРБУРГ 18-19 ВЕКОВ. АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ (14 часов)

Петербург в начале 19 века.

2

Находить нужную информацию в различных источниках, краеведческих справочниках, рекомендованными учителем;

Узнавать по изображению достопримечательность, называя признаки, по которым узнал здание.

Показывать объекты на карте Санкт-Петербурга.  

Описывать памятники архитектуры и архитектурные стили.

Объяснять значение памятников как хранителей петербургской истории и культуры.

Сравнивать, находить общее и различное.

Делать выводы и строить оценочные суждения.

Пользоваться дополнительной литературой.

 Соотносить исторические памятники с историческими событиями. Рассказывать об изученных объектах как о памятниках истории и культуры.

Систематизировать факты и делать выводы.

Составлять текст по заданному плану.

Планировать и самостоятельно ставить цели и задачи деятельности. Овладевать основами продуктивного чтения.

Использовать полученные теоретические знания для решения практических задач.

Петербург в начале 19 века.

Пушкинский Петербург.

2

Пушкинский Петербург.

Дворцы и особняки на рубеже 18-19 веков.

2

Дворцы и особняки на рубеже 18-19 веков.

Доходные дома. Эклектика.

1

Петербург на рубеже 19-20 веков.

Стиль модерн.

1

Городская жизнь в 18-19 веках.

2

Городская жизнь в 18-19 веках.

Транспорт в Санкт-Петербурге 18-19 веков.

1

Петербург – военная столица.

2

Петербург – военная столица.

Чему и как учили детей в Петербурге 19 века.

1

ПРИГОРОДЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (15 часов)

Пригороды Санкт-Петербурга.

2

Находить информацию об истории пригородов Санкт-Петербурга.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

Работать с различными источниками информации.

Планировать и самостоятельно ставить цели и задачи деятельности. Овладевать основами продуктивного чтения.

Показывать объекты на карте Санкт-Петербурга.  

Описывать памятники архитектуры и произведения искусства.

Объяснять значение памятников как хранителей петербургской истории и культуры.

Сравнивать, находить общее и различное.

Делать выводы и строить оценочные суждения.

Пользоваться дополнительной литературой.

 Соотносить исторические памятники с историческими событиями. Рассказывать об изученных объектах как о памятниках истории и культуры.

Использовать полученные теоретические знания для решения практических задач.

Комментировать текст, выделять опорное слово в тексте, составлять простой план.

Описывать объект, используя  памятку.

Составлять письменный рассказ об объекте.

Извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, отвечая на познавательное задание.

Сотрудничать со сверстниками при решении творческих задач. Работать в паре или в малой группе.

Формулировать и выражать свои мысли.

Оценивать результаты своей работы.

Пригороды Санкт-Петербурга.

Стрельна.

1

Петергоф.

2

Петергоф.

Большой дворец и фонтаны Петергофа.

1

Ломоносов (Ораниенбаум).

1

Пушкин (Царское село).

2

Пушкин (Царское село).

Павловск.

1

Гатчина.

1

Архитектура Петрограда- Ленинграда. Конструктивизм.

2

Архитектура Петрограда- Ленинграда. Конструктивизм.

Ленинград - город-герой.

2

Ленинград - город-герой.

ПОВТОРЕНИЕ (5 часов)

Итоговое занятие (вопросы и задания). Проект «Мой родной город».

5

Узнавать изученные на уроках объекты в реальном городе.

Замечать детали зданий, памятников, придающих им неповторимый вид.

Читать карту города.

Использовать дополнительный материал.

Подготовить викторину по теме.

Подготовить отчет по итогам посещения музея, учебной прогулки, экскурсии.

Сотрудничать со сверстниками при решении творческих задач.

Формулировать и выражать свои мысли.

Оценивать результаты своей работы.

Итоговое занятие (вопросы и задания). Проект «Мой родной город».

Итоговое занятие (вопросы и задания)

Проект «Мой родной город»

Итоговое занятие (вопросы и задания)

Проект «Мой родной город»

Итоговое занятие (вопросы и задания)

Проект «Мой родной город»

Материально-техническое обеспечение учебного процесса

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНОГО СОДЕРЖАНИЯ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

  1. Ермолаева Л.К.. Лебедева И.М. Чудесный город: Петербургская тетрадь.- СПб.: АО "Норинт",1996 г.
  2. Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Выпуск первый: Пособие по истории города с вопросами и заданиями.-СПб.: Учитель и ученик: КОРОНА принт, 2003 г.
  3. Никонова Е.А. Первые прогулки по Петербургу. Учебное пособие. СПб.: ИД "Паритет",2005 г.
  4. Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург: Программно-методические материалы.- СПб. КОРОНА принт, 2004 г.
  5. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Прогулки по Петербургу. Вып. 2. Здесь будет город…- СПб.: Химия, 1996 г.
  6. Ефимовский Е.С. Петербург в загадках.- СПб.: ЗАО " Норинт", 2004г.
  7. Наглядные пособия. К техническим средствам обучения относятся:
  1. DVD- плеер, магнитофон, телевизор, компьютер
  2. видеофильм "Санкт-Петербург"
  3. видеоэкскурсия "Санкт-Петербург и пригороды".

Технические средства обучения

  • Наглядные пособия:
  • натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты – заместители);
  • изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).
  • Оборудование для мультимедийных демонстраций:
  • компьютер;
  • медиапроектор;
  • смарт-доска;
  • система голосования;
  • документ-камера;
  • принтер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "История Санкт-Петербурга" 1 класс

Рабочая программа для кружка "История Санкт-Петербурга" для реализации во внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов (согласно ФГОС)...

Рабочая программа кружка "История Санкт-Петербурга" для 1 класса

Данная программа разработана мною для кружка "История Санкт-Петербурга" для 1 класса, как один из видов занятости учащихся во внеурочное время (по ФГОС)...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Санкт Петербург - это наш город!"

Программа для ознакомления детей первого класса с  Санкт - Петербургом.Программа «Санкт –Петербург – это наш город!»» дает возможность ученику переосмыслить имеющийся и приобрести новый опыт. Дет...

Рабочая программа "Путешествие по Санкт - Петербургу"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Путешествие по Санкт - Петербургу"...

Рабочая программа курс "История Санкт-Петербурга" 1 класс.

Основная цель курса: воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально - чувственной сферы учащихся, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко-художественных путей р...

Рабочая программа по " История Санкт - Петербурга" 2 класса

Рабочая программа по " История Санкт - Петербурга" 2 класса...