Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе "Любовь и уважение к Отечеству"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Скрипкина Ольга Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_orkse_v_4_klasse.docx34.91 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Никифоровская СОШ №2»

Конспект урока  ОРКСЭ в 4 классе

на тему «Любовь и уважение к Отечеству»

Подготовила: учитель начальных классов

Скрипкина Ольга Александровна

                                    Р.п. Дмитриевка, 2023 г.

Аннотация к уроку:

Урок в 4 классе по теме «Любовь и уважение к Отечеству» соответствует программе, учебник: А.В.Кураева

На уроке используются различные методы: актуализация знаний, проблемно-поисковый, словесный.

Формы организации познавательной деятельности: групповая работа, индивидуальная, фронтальная, работа с учебником, работа в тетради.

Цель урока: создание условий для осознания детьми гражданской идентичности.

Образовательные:

-  изучить основные понятия «родное», «род», «Родина», «Отчизна»; сформировать умение применять принципы общения, начало экологической культуры, подразумевающей сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельность в природе, природоохранное отношение, научить руководствоваться в жизни золотым правилом этики.

Развивающие:

-  развивать память, интерес к знаниям о родном крае, его традициям на основе толерантности и позитивного мировосприятия, умение преодолевать трудности, навыки работы с учебником, справочными материалами.

Воспитательные:

- воспитывать чувство патриотизма, коллективизма, толерантного отношения, уважения друг к другу и окружающим, потребность в общении, доброжелательность, стремление быть тактичным и деликатным.

Задачи:

- способствовать формированию понимания ребёнком того, что Россия – наш общий дом, а каждый гражданин - часть большой семьи.

- развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками; совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения; развивать самостоятельность и оригинальность мышления, готовность к социальному взаимодействию;

- формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят, учить прогнозированию последствий своих поступков;

- способствовать развитию чувства патриотизма, эстетическому воспитанию, эмоционально положительного отношения к живой природе;

- воспитывать положительное отношение к самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды.

Планируемые результаты:

-  достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Личностные результаты:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

• умение формулировать понятия «родное», «род», «Родина», «Отчизна», назвать правила дружбы; практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем; приобрести навыки работы в сотрудничестве.

Метапредметные результаты:

  • адекватное использование речевых средств для решения различных познавательных задач;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей ее достижения; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

• знание, понимание, принятие и умение формулировать понятия и ценности: «родное», «род», «Родина», «Отчизна

Межпредметные связи:  русский язык, литературное чтение, окружающий мир, музыка.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Добрый день, ребята. Готовясь к сегодняшнему уроку, я решила задать один и тот же вопрос разным представителям нашей большой и дружной школьной семьи. Послушайте, какие ответы я получила, и подумайте, каков был мой вопрос.

Просмотр видеофрагмента.

- Как вы думаете, какой вопрос был задан всем респондентам? (Что  такое Родина?)

-  Как бы вы ответили на этот вопрос?

- Что общего во всех ответах на один и тот же вопрос?

- Какими синонимами можно заменить слово Родина? (Вывесить на доску слова Отчизна, Отечество)

  1. Работа по теме урока.

- А теперь попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Ответы учеников)

- В каждом высказывании, прозвучавшем ранее, мы слышим  чувства глубокого уважения и большой любви к Родине, поэтому тема нашего урока - «Любовь и уважение к Отечеству» (Повесить слова на доску).

- Откуда же произошло слово «родина»?  

- На этот непростой вопрос легко ответить, если подобрать однокоренные слова. (Род, родной, родимый, родичи,…)

Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного рода.

- Какими синонимами можно заменить слово Родина? (Вывесить на доску слова Отчизна, Отечество)

- Почему Родину называют Отечеством?

- Об этом и не только замечательно сказал великий педагог, К. Д. Ушинский, 200 - летний юбилей которого символично отмечается в этом году, названном Годом педагога и наставника.

- Давайте послушаем это небольшое, но такое содержательное высказывание. А прочитает его Министр просвещения, Сергей Сергеевич Кравцов.

Просмотр видео.

- Почему Россию называют Отечеством? («Потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши»)

- Почему Россию называют Родиной? («Потому, что в ней говорят родным нам языком и всё в неё для нас родное»)

- Почему Россию называют матерью? («Потому что она вскормила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов»)

 - Святая земля наших отцов и прадедов. Эту землю мы называем самым дорогим именем – Родина.  Поистине самое великое государство в мире! (Повесить на доску карту России)

- А в чем величие  нашего Отечества?

- Об этом вам поможет вспомнить задание, которое вы выполните в группах.

- Перед вами находятся планшеты с текстами, в которых  отсутствуют некоторые слова. Вам необходимо записать на месте пропусков подходящие по смыслу слова. После выполнения задания один представитель от каждой группы зачитывает получившийся текст. Каждая команда внимательно слушает представителей других групп, поскольку по окончании зачитывания текста участникам будут заданы вопросы по содержанию услышанного. На выполнение работы  - 2 минуты.

Работа с деформированными текстами.

- Итак, слово группе №1.

Текст для группы №1.  (Выделенные слова пропущены)

Россия – самая большая страна в мире! Тринадцать морей и три океана омывают Россию. В России 120 тысяч рек. Среди них есть могучие реки - Волга, Обь, Енисей. Все они несут свои воды в моря и океаны. Славится Россия своим великим озером Байкал.    

Леса – национальное богатство России, на долю которой приходится практически пятая часть площади мировых лесов и примерно такая же часть мировых запасов древесины.

Богата наша Родина полезными ископаемыми: нефть, газ, каменный уголь.

Наша Родина - это великая страна Россия.

Вопросы участникам других групп:

- Какую информацию из услышанного вы запомнили?

- Какова главная мысль текста?

- В России много природных богатств. (Повесить на доску словосочетание Природные богатства)

- А теперь послушаем группу №2.

Текст для группы №2.  (Выделенные слова пропущены)

Россия – страна, обладающая богатым культурным наследием. Культура России берет свои истоки еще в Древней Руси. Творения известных русских классиков возглавляют списки лучших произведений столетия. По ним до сих пор ставятся пьесы и снимаются фильмы знаменитыми режиссерами. Русская живопись также получила известность во всем мире. Музыкальные сочинения, созданные российскими композиторами, вызывают восторг, а русский балет всегда являлся предметом для подражания.

Культура России – это не только литература, древние памятники, великие войны и сражения, но и богатые национальные традиции, обычаи народов, духовные ценности. Россия - страна многонациональная. Известно, что в ее состав входят народы более двухсот национальностей. 

Несмотря на множество различий между собой, у народов России есть одна общая черта – уважение к традициям предков. Благодаря этому национальные особенности народов России будут передаваться из поколения в поколение.

Вопросы участникам других групп:

- Какую информацию из услышанного вы запомнили?

- Какова главная мысль текста?

- В России крепкие культурные традиции. (Повесить на доску словосочетание Культурные традиции)

- Слово группе №3.

Текст для группы №2.  (Выделенные слова пропущены)

Самое главное богатство России  – это люди, которые своим трудом,  талантом и отвагой преумножают богатство нашего Отечества, вызывая чувство гордости за свою Родину и свой народ.

Это великие  правители, сумевшие сохранить целостность нашего государства в борьбе с врагом: Александр Невский, Дмитрий Донской, Петр Первый. Талантливые полководцы, грамотно руководившие вооруженными силами нашего государства в разные исторические эпохи: А. В. Васильевич Суворов, Ф. Ф. Ушаков. М. И. Кутузов, Г.К. Жуков.

Знаменитые создатели шедевров литературного творчества: А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский,  А.П. Чехов. Мастера живописи И.И. Шишкин, И.И. Левитан, И.Е. Репин, В.А. Серов. Гениальные композиторы П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов, М.И. Глинка, Д.Д. Шостакович.

  Ученые, опередившие время своими незаменимыми открытиями и изобретениями: М. В. Ломоносов, И.П. Кулибин, Д.И. Менделеев, А.С. Попов, К.Э. Циолковский, С.П. Королев.  

Первые в космосе – Ю. А. Гагарин, В.В. Терешкова, А.А. Леонов.

Все эти и многие другие наши соотечественники внесли огромный неоценимый вклад в развитие и прославление нашей Родины.

Вопросы участникам других групп:

- Какую информацию из услышанного вы запомнили?

- Какова главная мысль текста?

- Главное богатство страны  - люди. (Повесить на доску  слово Люди)

- Итак, в чем же величие нашей страны?

- Ребята, величие нашей страны состоит не только в огромных, необъятных просторах с богатейшими природными ресурсами, но и в богатой истории, мощных культурных традициях и, конечно, в талантливых, отважных людях.

- Великая страна похожа на могучее, крепкое дерево. Посмотрите, на карте России, подобно плодам дерева, появились самые главные слова, определяющие наши национальные особенности.

- А без чего дерево не сможет расти и может упасть?

- У нашей Родины тоже есть свои корни, важные ценности, без которых страна не сможет существовать.

- Об этом хорошо рассказывает наш учебник.

- Откройте 94 – 95 страницы.

- Достаньте листы с заданиями из зеленого конверта.

- Внимательно прочитайте задания и ответьте на вопросы.

-  Ответы на каждый вопрос дают разные участники одной команды.

- Время на выполнение задания – 2 минуты.

Работа с текстом учебника по индивидуальным групповым заданиям.

- А теперь проверим, как вы сообща усвоили материал учебника, который поможет нам определить корни для нашего дерева - государства.

Задание для группы №1.

Прочитайте отрывок текста учебника на стр. 94 от слов «В VII – X вв…» до «…тем гуще его крона» и ответьте на вопросы:

  1. Расположите появление основных религий нашего государства в хронологическом порядке. (Иудаизм, ислам, христианство, буддизм)
  2. Какое явление возникает в России с XVIII века? (Светская этика)
  3. О каком корне идёт речь в данном отрывке? (Духовность)

- Один из самых важных корней, который прочно держит наше дерево –государство – это духовность (повесить слово Духовность на доску), т.е. для нас с вами – христиан - это глубокая и искренняя вера и соблюдение заповедей Бога.

- Послушаем группу №2.

Задание для группы №2.

Прочитайте отрывок текста учебника на стр. 95 от слов «Нас всех объединяет любовь…» до «…уже за то, что она у нас есть» и ответьте на вопросы:

1.        Что  объединяет всех людей? (Любовь)

2.        С чего начинается настоящая любовь? (С бескорыстной любви к ближнему)

3.  Кому принадлежит высказывание: «Любовь – это когда можешь жизнь за положить за «други своя» - и каков смысл этих слов? (Н.В. Гоголь. Жертвенная любовь)

4.        О каком корне идёт речь в данном отрывке? (Любовь)

- Следующий важнейший корень, смысл человеческого существования в целом – любовь (повесить слово Любовь на доску). Любовь бескорыстная, не требующая ничего взамен.

- И, наконец, группа №3.

Задание для группы №3.

Прочитайте отрывок текста учебника на стр. 95 от слов «Любовь – это служение» до конца и ответьте на вопросы:

  1. В чем проявляется любовь к Родине? (В служении на благо Родины)
  2. Что можно отнести к патриотизму? (Большие и малые дела на пользу Родине)
  3. О каком корне идёт речь в данном отрывке? (Патриотизм)

- Несомненно, третий корень, питающий  и надежно удерживающий дерево - государство – патриотизм (повесить слово Патриотизм на доску). Патриотом может называться каждый, начиная от солдата, который отважно борется  с врагом, не щадя своей жизни,  и заканчивая маленьким ребенком, который не станет мусорить в парке или никогда не обидит слабого и беззащитного.
            - Посмотрите, у нашего дерева – государства появились три мощных корня.

- Давайте их еще раз назовем (духовность, любовь и патриотизм).

- Духовность, любовь и патриотизм – три корня нашей Родины.

- Каждое дерево нуждается … В чем?

-   Солнцем и живительной влагой для нашей Родины – дерева станут…. Что, на ваш взгляд?

- Ваши добрые дела. (Повесить словосочетание Добрые дела на доску)

- Что вы в силе сделать для Родины?

- Когда вы совершаете хороший поступок, я думаю, вы делаете это от всего сердца, не задумываясь

- А задумывались ли вы, с чего начинается Родина? Вы, наверняка, слышали подобную фразу не раз.

- Есть известное стихотворение Михаила Матусовского с одноименным названием, отрывок из которого есть в ваших учебниках.  

- Советский композитор Вениамин Баснер положил слова этого стихотворения на патриотичную узнаваемую мелодию. И так родилась песня  «С чего начинается Родина?»

- Давайте ее послушаем.

Просмотр видео «С чего начинается Родина?»

 Ссылка на клип:

https://www.youtube.com/watch?v=73wxqGBVxqA

- С чего же начинается Родина?

- Ответ на этот вопрос найдется у каждого. Великая земля наших отцов. Поля и леса, моря и горы, города и маленькие деревушки, белые стволы берёз и шорох спелых колосьев.

- Есть Родина большая и малая. Большая Родина – это наша огромная, необъятная страна Россия. Малая родина – это место, где мы родились и живём. И, несомненно, все в первую очередь вспомнят о своей малой родине как части великой страны.

 - Как вы знаете, наш поселок Дмитриевка является одним из районных центров Тамбовской области.

- Если посмотреть на карту нашей области, сразу возникает определенная ассоциация. На что похожа наша область своими очертаниями?

- Да, по контуру можно сравнить границы нашей области с формой человеческого сердца.

- И это не случайно, ведь наша Тамбовская область находится в самом сердце большой и великой России, объединяя всех жителей нашей малой Родины в искренней любви к родной земле.

- Чтобы выполнить следующее задание, нам понадобится сила единения команд.

- У каждой группы на столе фрагмент карты Тамбовской области.

- Один представитель от каждой команды берет часть карты, выходит к доске,  и все три участника сообща складывают части карты так, чтобы у них получилось целое изображение. Затем эти части вы приклеиваете на основу (заготовка на доске) и крепите магнитом на карту в место, обозначенное красной точкой.

Задание выполняется под видео  «Люблю тебя, Тамбов»

- Какую пословицу можно вспомнить после выполнения этого задания?

- Когда мы едины, мы непобедимы.

- Русский народ испокон веков слагал мудрые пословицы о Родине, поскольку Отчизна всегда была святым словом для наших предков.

- Сейчас я предлагаю поработать в группе. На ваших столах лежат части пословиц. Ваша задача – подумать и соединить начало и конец каждой из трех пословиц. А также вам необходимо выбрать одну наиболее понравившуюся. На выполнение этого задания – 1 минута.

Составление пословиц.

- Итак,  какие пословицы у вас получились?

Задание для группы №1.

Родная землица и во сне снится. Кто за Родину дерётся, тому сила двойная даётся. Родина краше солнца, дороже золота.

Задание для группы №2.

Любовь к Родине сильнее смерти. На чужой стороне Родина милей вдвойне. Человек без Родины - соловей без песни.

Задание для группы №3.

Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь. Тот герой, кто за Родину горой. За Родину-мать не страшно умирать.

            - А теперь представители каждой группы повесят на доску ту пословицу, которую они выбрали.

- Ребята, как много красивых строк, посвященных Родине, мы сегодня услышали: незабвенные слова великого педагога К.Д. Ушинского в исполнении министра просвещения, замечательная песня на слова Михаила Матусовского «С чего начинается Родина?», песня о Тамбове в исполнении Юлия Слободкина, пословицы о Родине.

- А сейчас я предлагаю и вам включиться в творческую работу и сочинить синквейн о Родине. А поможет вам  материал сегодняшнего урока. Вашу работу необходимо написать на специальном листе. Он находится на столе у каждой группы.

- Напомню правила написания синквейна.

СИНКВЕЙН. Форма стихотворения из 5 нерифмованных строк. Правила: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). 

Написание синквейна по группам.

- Представители от каждой группы зачитывают получившиеся творческие работы и прикрепляют их к доске.

- Давайте подведем итог нашей работы. Предлагаю каждому высказать свое мнение о сегодняшнем мероприятии. А поможет нам в этом игра «Пять пальцев». На бумажной ладошке необходимо высказать свое мнение об уроке.

Стратегия "Пять пальцев".

М (мизинец) - какие знания, я сегодня получил.

Б (безымянный) - что я сегодня сделал и чего достиг.

С (средний) - каким было сегодня мое настроение.

У (указательный) - чем я сегодня помог другим, чем порадовал или поспособствовал.

Б (большой) - каким было мое самочувствие.

(Каждый пишет свое мнение на нарисованных ладонях, которые выкладываются на доске по контуру карты России).

Подведение итогов с демонстрацией элементов доски, заполненных в течение урока.

- Необъятна наша Родина, наша могучая Россия! Корни её – духовность,  неиссякаемая любовь и искренний патриотизм. Плоды – природные  богатства, уникальная история и незыблемые культурные традиции, преданные Отечеству талантливые и душевные люди.

- Все в наших руках! Пусть ваши ладони творят только добрые поступки во благо ваших душ и нашей великой Родины!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26

Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...

Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"

В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...

Модуль «Основы светской этики» Урок 30 Тема «Любовь и уважение к Отечеству»

Авторы-разработчики:Зимина Елена Анатольевна, учитель начальных классов;Короткова Екатерина Михайловна,учитель начальных классовЦель урока:- Формирование у детей представления о понятиях «любовь», «ув...

Основы светской этики. Урок по теме "Любовь и уважение к Отечеству"

Урок по новому курсу "Основы светской этики"...

конспект урока ОРКСЭ "Любовь и уважение к Отечеству"

Данный урок является уроком повторения, обобщения. Учебный материал мы отбирали в соответствии с программными требованиями, при этом учитывали особенности восприятия материала учеников 4 класса....

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ «Защита Отечества».

Предмет: модуль «Основы православной культуры». Автор А.В. Кураев Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс. Учебник. ФГОС»; И...